Организация дистанционное обучение в образовательном учреждении

2
0
Материал опубликован 25 October 2023

​​​​​​​ Областной конкурс «ИТ-образование Кузбасса XXI века»


Номинация: «Лидер в цифровом образовании»

Подноминация: дистанционное обучение в образовательной организации


«Организация дистанционное обучение в образовательном учреждении»


Лямина Анна Владимировна,

Директор МБОУ «СОШ № 7»


Аннотация: работа содержит описание опыта организации дистанционного обучения в образовательной организации. Информацию об электронном и дистанционном обучение, применении образовательных ресурсов и площадок. Работа предлагает способы разрешения трудностей при организации ДО.



В 2019-20 учебном году школы России впервые столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное обучение продолжительностью более двух недель. Образовательные организации вправе с положениями ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В виду этого перед школой стали задачи: оперативного информирования участников образовательного процесса об обучении и завершение учебного года в новом формате, определение наиболее эффективной траектории обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Чтобы принять рациональное управленческое решение необходимо учитывать влияние неопределенных факторов и рассматривать все возможные последствия альтернатив, предъявляемых для выбора. В связи с этим большое практическое значение имеет разработка модели деятельности ОУ в условиях неопределенности. Для достижения указанных выше задач в школе была создана рабочая группа по переводу образовательной организации в режим дистанционного обучения.

Рабочая группа провела SWOT-анализ сложившейся ситуации, в результате которого были определены сильные и слабые стороны школы при осуществлении перехода в режим ДО, а также были выработаны основные направления деятельности в изменившихся обстоятельствах.

Наличие опыта участия обучающихся и педагогов в дистанционных конкурсах и олимпиадах, наличие у педагогов школы опыта повышения квалификации в дистанционном формате, наличие опыта работы на различных образовательных платформах - все это способствует успешной реализации программы ДО. Среди педагогов есть молодые специалисты, которые являются уверенными пользователями многих программ, а также сети Интернет, они готовы оказать помощь педагогам стажистам в освоении новых платформ. В то же время при переводе школы в режим ДО необходимо учитывать значительные риски: отсутствие у большей части обучающихся школы опыта освоения учебного материала с использованием инструментов дистанционного обучения; неготовность (психологическая, методическая и т.д.) части педагогов к работе с использованием дистанционных технологий; повышенная тревожность родителей.

Для того чтобы минимизировать риски, для обучающихся, родителей и педагогов были также подготовлены инструкции по работе на различных образовательных платформах, методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в режиме ДО.

Инструментов для организации обучения в таком режиме довольно много, но очень важно выбрать и использовать наиболее эффективные технологии. В данных условиях важно провести вводный инструктаж, в ходе которого учитель объясняет законным представителям и ученикам, как работать удалённо, как использовать те или иные образовательные ресурсы. Для адаптации и перестройки учебного процесса требуется время. Это для всех участников учебного процесса новый опыт. Поэтому важно своевременно получать обратную связь, посредством вопросов, предложений и отклика на применяемые технологии.

Среди всех педагогов школы был проведен опрос о выборе тех или иных образовательных платформ и образовательных инструментов, затем был согласован перечень образовательных ресурсов и инструментов, которые будут использовать при обучения.

Работа ОУ осуществляется в соответствие с регламентом организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период действия карантина/ограничительного режима в школе. Регламент устанавливает единые подходы и правила реализации общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в период действия карантина/ограничительного режима в школе. Регламент разработан в соответствии с:

Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ч.2.ст.13, ч.1 ст.16);

приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

приказом Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»;

приказом Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

письмом Минпросвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;

Уставом Школы

Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Школе.


Прежде чем информировать обучающихся и законных представителей, необходимо в сжатые сроки подготовить педагогический состав к грядущим изменениям. Для того, чтобы педагогический состав эффективно проводил уроки, необходимо организовать педагогические мастерские, где происходит обмен опытом по использованию ресурсов, обсуждение достоинств и недостатков образовательных платформ.

Дистанционное обучение предполагает общение учителя с учеником в онлайн режиме (в реальном времени), для этого учителям необходимо использовать видеоконференции ZOOM, skype.

Электронное обучение – предполагает направление ученикам материалов для самостоятельного изучения и выполнения заданий через АИС «ЭШ 2.0»; специальные виртуальные обучающие среды (Moodle и его аналоги), образовательные онлайн платформы Лекта, издательства Просвещение Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник, Российская Электронная школа, Образовариум, Школьная цифровая платформ; визуализированных коллекций закладок; другие площадки, в том числе особым образом организованные учительские сайты. Использование или создание учителем авторской онлайн платформы должно обеспечить эффективность и привлекательность обучения, а также обеспечить постоянную обратную связь. С целью оперативного решения всех возникающих вопросов по организации ДО была создана горячая линия.

Информация о формах уроков размещается в АИС «ЭШ 2.0», а также на сайте школы каждую субботу. В таблицу с расписание вносится информация о форме проведения – онлайн (ДО) или (ЭО).

При организации урока в форме дистанционного обучения учитель проводит онлайн-консультацию, вводный или обобщающий урок для всех учеников, которые подключились к ресурсам (ZOOM, skype и др.) .

При организации урока в форме электронного обучения учитель прикрепляет учебный материал по данной теме к уроку, а в разделе “Домашнее задание” прикрепляет файлы (аудио, видео, текстовые), ссылки на ресурсы, с помощью которых ученик сможет закрепить материал по теме; - вопросы и тестовые материалы для самопроверки;- - задание или цифровое домашнее задание, которое позволит учителю проверить усвоение материала.

Кроме информационной поддержки, необходимо регламентировать продолжительность рабочего времени педагогов во время дистанционного обучения исходя из недельной учебной нагрузки в учебный период в соответствии с расписанием уроков. Еженедельное количество и продолжительность онлайн занятий регулируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции от 22.05.2019г.), а также объемом учебного времени, отводимого конкретному предмету, а именно: 1- 2 часа в неделю – 1 трансляция; 3-4 часа в неделю – 2 трансляции; 5 и более часов – 3 трансляции. При этом количество онлайн занятий для обучающихся не должно превышать трех занятий.

Получение заданий и другой важной информации осуществляется через электронный журнал, мессенджеры, другие виды электронной связи по договорённости с учителем и классным руководителем.

В течение всего времени обучения, классные руководители систематически проводят в режиме онлайн родительские собрания, на которых обсуждают организационные вопросы дистанционного обучения, вопросы качества проведения учебных занятий, объем домашних заданий, успеваемость обучающихся и возникающие трудности освоения программы, вопросы безопасной работы детей в Интернете, вопросы соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером и т.д.

В условиях дистанционного обучения нам очень важно было проводить информационно-разъяснительную работу, касающуюся не только дистанционного обучения как такового, но и его организации таким образом, чтобы это позволяло сохранить здоровье детей и обеспечить безопасные условия работы в сети Интернет.

На данный момент происходит аккумуляция имеющихся ресурсов, для преодоления возникающих трудностей. К которым можно отнести:


Возникающие трудности

Способы преодоления

Мотивация учеников.

При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока.


Изменять методы и приемы обучения. Необычная форма преподнесения материала.

Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

Использование интерактивных ресурсов, позволяющих одновременно выполнять задание нескольким обучающимся.

Контроль.

Учитель, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе. Ребенок может отключить камеру и микрофон при проведение онлайн урока, либо может не иметь средств для обратной связи.

Контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых. Принцип массовости и кратковременности. За небольшое время учителю следует чаще обращаться к обучающимся, изучать материал в диалоге.

Проблемы с технологическими решениями.

Учитель не только сам в сжатые сроки осваивает онлайн-платформы и интерактивные инструменты, но и объясняет принципы их работы ученикам и их родителям.

Для ряда ресурсов есть блок «часто задаваемые вопросы», в АИС «ЭШ 2.0» есть раздел «справка», который доступно при помощи скриншотов страниц рассказывает как пользоваться ресурсом учителям, а также электронным дневником родителям и детям.

Данную информацию можно выгрузить отдельным файлом и передать родителям (разместить на сайте школы/сделать рассылку в месседжерах/ разместить в электронном дневнике и др.)

Управление временем. Учителя на практике применяют тайм-менеджмент, чтобы поддерживать школьный распорядок даже при дистанционном обучении.

Необходимо планировать свою деятельность не только учителям, но и помочь это делать ученикам. Для этого лучше провести классный час и совместно с учениками разработать распорядок дня.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации