Организация дистанционное обучение в образовательном учреждении
Областной конкурс «ИТ-образование Кузбасса XXI века»
Номинация: «Лидер в цифровом образовании»
Подноминация: дистанционное обучение в образовательной организации
«Организация дистанционное обучение в образовательном учреждении»
Лямина Анна Владимировна,
Директор МБОУ «СОШ № 7»
Аннотация: работа содержит описание опыта организации дистанционного обучения в образовательной организации. Информацию об электронном и дистанционном обучение, применении образовательных ресурсов и площадок. Работа предлагает способы разрешения трудностей при организации ДО.
В 2019-20 учебном году школы России впервые столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное обучение продолжительностью более двух недель. Образовательные организации вправе с положениями ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В виду этого перед школой стали задачи: оперативного информирования участников образовательного процесса об обучении и завершение учебного года в новом формате, определение наиболее эффективной траектории обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Чтобы принять рациональное управленческое решение необходимо учитывать влияние неопределенных факторов и рассматривать все возможные последствия альтернатив, предъявляемых для выбора. В связи с этим большое практическое значение имеет разработка модели деятельности ОУ в условиях неопределенности. Для достижения указанных выше задач в школе была создана рабочая группа по переводу образовательной организации в режим дистанционного обучения.
Рабочая группа провела SWOT-анализ сложившейся ситуации, в результате которого были определены сильные и слабые стороны школы при осуществлении перехода в режим ДО, а также были выработаны основные направления деятельности в изменившихся обстоятельствах.
Наличие опыта участия обучающихся и педагогов в дистанционных конкурсах и олимпиадах, наличие у педагогов школы опыта повышения квалификации в дистанционном формате, наличие опыта работы на различных образовательных платформах - все это способствует успешной реализации программы ДО. Среди педагогов есть молодые специалисты, которые являются уверенными пользователями многих программ, а также сети Интернет, они готовы оказать помощь педагогам стажистам в освоении новых платформ. В то же время при переводе школы в режим ДО необходимо учитывать значительные риски: отсутствие у большей части обучающихся школы опыта освоения учебного материала с использованием инструментов дистанционного обучения; неготовность (психологическая, методическая и т.д.) части педагогов к работе с использованием дистанционных технологий; повышенная тревожность родителей.
Для того чтобы минимизировать риски, для обучающихся, родителей и педагогов были также подготовлены инструкции по работе на различных образовательных платформах, методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в режиме ДО.
Инструментов для организации обучения в таком режиме довольно много, но очень важно выбрать и использовать наиболее эффективные технологии. В данных условиях важно провести вводный инструктаж, в ходе которого учитель объясняет законным представителям и ученикам, как работать удалённо, как использовать те или иные образовательные ресурсы. Для адаптации и перестройки учебного процесса требуется время. Это для всех участников учебного процесса новый опыт. Поэтому важно своевременно получать обратную связь, посредством вопросов, предложений и отклика на применяемые технологии.
Среди всех педагогов школы был проведен опрос о выборе тех или иных образовательных платформ и образовательных инструментов, затем был согласован перечень образовательных ресурсов и инструментов, которые будут использовать при обучения.
Работа ОУ осуществляется в соответствие с регламентом организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период действия карантина/ограничительного режима в школе. Регламент устанавливает единые подходы и правила реализации общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в период действия карантина/ограничительного режима в школе. Регламент разработан в соответствии с:
Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ч.2.ст.13, ч.1 ст.16);
приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
приказом Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»;
приказом Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
письмом Минпросвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
Уставом Школы
Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Школе.
Прежде чем информировать обучающихся и законных представителей, необходимо в сжатые сроки подготовить педагогический состав к грядущим изменениям. Для того, чтобы педагогический состав эффективно проводил уроки, необходимо организовать педагогические мастерские, где происходит обмен опытом по использованию ресурсов, обсуждение достоинств и недостатков образовательных платформ.
Дистанционное обучение предполагает общение учителя с учеником в онлайн режиме (в реальном времени), для этого учителям необходимо использовать видеоконференции ZOOM, skype.
Электронное обучение – предполагает направление ученикам материалов для самостоятельного изучения и выполнения заданий через АИС «ЭШ 2.0»; специальные виртуальные обучающие среды (Moodle и его аналоги), образовательные онлайн платформы Лекта, издательства Просвещение Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник, Российская Электронная школа, Образовариум, Школьная цифровая платформ; визуализированных коллекций закладок; другие площадки, в том числе особым образом организованные учительские сайты. Использование или создание учителем авторской онлайн платформы должно обеспечить эффективность и привлекательность обучения, а также обеспечить постоянную обратную связь. С целью оперативного решения всех возникающих вопросов по организации ДО была создана горячая линия.
Информация о формах уроков размещается в АИС «ЭШ 2.0», а также на сайте школы каждую субботу. В таблицу с расписание вносится информация о форме проведения – онлайн (ДО) или (ЭО).
При организации урока в форме дистанционного обучения учитель проводит онлайн-консультацию, вводный или обобщающий урок для всех учеников, которые подключились к ресурсам (ZOOM, skype и др.) .
При организации урока в форме электронного обучения учитель прикрепляет учебный материал по данной теме к уроку, а в разделе “Домашнее задание” прикрепляет файлы (аудио, видео, текстовые), ссылки на ресурсы, с помощью которых ученик сможет закрепить материал по теме; - вопросы и тестовые материалы для самопроверки;- - задание или цифровое домашнее задание, которое позволит учителю проверить усвоение материала.
Кроме информационной поддержки, необходимо регламентировать продолжительность рабочего времени педагогов во время дистанционного обучения исходя из недельной учебной нагрузки в учебный период в соответствии с расписанием уроков. Еженедельное количество и продолжительность онлайн занятий регулируется требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции от 22.05.2019г.), а также объемом учебного времени, отводимого конкретному предмету, а именно: 1- 2 часа в неделю – 1 трансляция; 3-4 часа в неделю – 2 трансляции; 5 и более часов – 3 трансляции. При этом количество онлайн занятий для обучающихся не должно превышать трех занятий.
Получение заданий и другой важной информации осуществляется через электронный журнал, мессенджеры, другие виды электронной связи по договорённости с учителем и классным руководителем.
В течение всего времени обучения, классные руководители систематически проводят в режиме онлайн родительские собрания, на которых обсуждают организационные вопросы дистанционного обучения, вопросы качества проведения учебных занятий, объем домашних заданий, успеваемость обучающихся и возникающие трудности освоения программы, вопросы безопасной работы детей в Интернете, вопросы соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером и т.д.
В условиях дистанционного обучения нам очень важно было проводить информационно-разъяснительную работу, касающуюся не только дистанционного обучения как такового, но и его организации таким образом, чтобы это позволяло сохранить здоровье детей и обеспечить безопасные условия работы в сети Интернет.
На данный момент происходит аккумуляция имеющихся ресурсов, для преодоления возникающих трудностей. К которым можно отнести:
Возникающие трудности | Способы преодоления |
Мотивация учеников. При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока. | Изменять методы и приемы обучения. Необычная форма преподнесения материала. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. Использование интерактивных ресурсов, позволяющих одновременно выполнять задание нескольким обучающимся. |
Контроль. Учитель, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе. Ребенок может отключить камеру и микрофон при проведение онлайн урока, либо может не иметь средств для обратной связи. | Контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых. Принцип массовости и кратковременности. За небольшое время учителю следует чаще обращаться к обучающимся, изучать материал в диалоге. |
Проблемы с технологическими решениями. Учитель не только сам в сжатые сроки осваивает онлайн-платформы и интерактивные инструменты, но и объясняет принципы их работы ученикам и их родителям. | Для ряда ресурсов есть блок «часто задаваемые вопросы», в АИС «ЭШ 2.0» есть раздел «справка», который доступно при помощи скриншотов страниц рассказывает как пользоваться ресурсом учителям, а также электронным дневником родителям и детям. Данную информацию можно выгрузить отдельным файлом и передать родителям (разместить на сайте школы/сделать рассылку в месседжерах/ разместить в электронном дневнике и др.) |
Управление временем. Учителя на практике применяют тайм-менеджмент, чтобы поддерживать школьный распорядок даже при дистанционном обучении. | Необходимо планировать свою деятельность не только учителям, но и помочь это делать ученикам. Для этого лучше провести классный час и совместно с учениками разработать распорядок дня. |