12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пауль Виктория Сергеевна49
Россия, Новосибирская обл., с.Венгерово

Конспект урока русского языка

7 класс

Тема: Повторение и обобщение по теме «Частица»

Цель урока:

Повторить и обобщить теоретические знания по теме «Частица», вырабатывать навык правописания частиц;

Развивать навык орфографической зоркости, речь, память, внимание;

Воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

-обучающие:

1.Показать многообразие значений модальных частиц.

2.Формировать умение выделять модальные частицы среди других частей речи.

3. Формировать умение употреблять модальные частицы в речи.

-развивающие:

1. Развивать познавательный интерес.

2. Развивать умение анализировать и делать выводы.

3. Развивать творческое мышление.

-воспитательная:

1. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, настойчивость в учёбе, аккуратность.

Форма урока: урок – повторение

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал

 

Ход урока:

 

Вступительное слово учителя. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.

 

Начну урок с пословицы: «Мал золотник, да дорог» Как вы понимаете значение этой пословицы? (смысл в том, что дело не в размере, а в его ценности, неважно насколько большой или дорогой предмет а то насколько он важен)

А почему я начала разговор с этой пословицы? (частица, хотя она мала, тоже важная часть речи)

Послушайте стихотворение:

- Как вы, милые девицы?

- Мастерицы мы, частицы.

Мы значенье вносим в речь,

Чтоб от ошибок уберечь.

В речи мы всегда нужны,

Хоть малы мы , но важны.

Итак, как вы думаете, какая сегодняшняя тема? (повторение частиц)

-Запишите в тетрадь: число, тему урока.

- какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

 

Первое ваше задание – Блиц-опрос.

1. На какие разряды делятся частицы?

2. Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)

3. Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)

4.  Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)

5. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)

6. Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)

7. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)

8. Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)

9. Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.

Творческая и практическая деятельность по реализации построенного проекта.

1.Найдите в тексте частицы и определите их разряд. (слайд 3) ( напечатан на отдельных листах)

 

Пушкинский заповедник — это книга, только (огранич) написана она не (отриц) буквенными знаками, не (отриц) словами, а вещами. Немых вещей на свете нет. Все имеет свой язык, свое сказание. Если бы (формообраз) этого не (отриц) было, так не (отриц) хранили бы (формообраз) люди эти вещи так бережно, не(отриц) было бы (формообраз) музеев-заповедников, не (отриц) было бы (формообраз) в словаре русского языка слова «память», создавшего другое слово — «памятник».

- Какой разряд отсутствует? ( привести пример и записать в тетрадь )

 

2. Вставьте нужную частицу НЕ или НИ (слайд 5, 6)

1. В комнате ни души.

2. В газете не было ни строчки о спорте.

3. Это предложение ни у кого не вызвало никаких возражений.

4. Там я не был ни разу.

5. Я не мог не любоваться этим произведением искусства.

- Обратите внимание на последнее предложение (предложение получает положительный смысл)

 

Работа с текстом.

Упражнение 452. Выпишите 1 абзац. Объяснение орфограмм. 1 ученик у доски выполняем морфологический разбор. (найди частицу и выполни разбор.) Остальные выписывают предлоги и поясняют чем предлог отличается от частицы.

-Всем спасибо, а мы продолжаем!

Тестовая работа.

1. Отметьте частицу.

1) чтобы

2) если

3) пускай

4) потому что

2. Укажите усилительную частицу.

1)  только

2)  как раз

3)  все-таки

4)  вот

3. Отметьте дефисное написание частицы.

1) что(за)

2) вряд(ли)

3) все(таки)

4) найди(же)

4. Отметьте словосочетание с частицей НЕ.

1) Н… минуты простоя.

2) Нет н… одного свободного места.

3) Н…бывать этому.

4) В лесу н…звука.

5. Укажите номер предложения с частицей НИ.

1) (Н…)делай ошибок.

2) (Н…)единого исправления.

3) На небе (н…) видно звезд.

4) (Н…)забыли учебники?

Ключ 1-3, 2- 3, 3- 3,4-3, 5-2

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы повторили…

На слайд:

Я хорошо понял и запомнил, как нужно…

У меня получилось…

Мне понравилось…

VIII. Домашнее задание:

IX.Подведение итогов.

Всем спасибо за работу!

 

 

Приложение

Найдите в тексте частицы и определите их разряд.

Пушкинский заповедник — это книга, только написана она не буквенными знаками, не словами, а вещами. Немых вещей на свете нет. Все имеет свой язык, свое сказание. Если бы этого не было, так не хранили бы люди эти вещи так бережно, не было бы музеев-заповедников, не было бы в словаре русского языка слова «память», создавшего другое слово — «памятник».


 


 

Тестовая работа.

1. Отметьте частицу.

1) чтобы

2) если

3) пускай

4) потому что

2. Укажите усилительную частицу.

1)  только

2)  как раз

3)  все-таки

4)  вот

3. Отметьте дефисное написание частицы.

1) что(за)

2) вряд(ли)

3) все(таки)

4) найди(же)

4. Отметьте словосочетание с частицей НЕ.

1) Н… минуты простоя.

2) Нет н… одного свободного места.

3) Н…бывать этому.

4) В лесу н…звука.

5. Укажите номер предложения с частицей НИ.

1) (Н…)делай ошибок.

2) (Н…)единого исправления.

3) На небе (н…) видно звезд.

4) (Н…)забыли учебники?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.