12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы, 2008 год под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

       Предлагаемая программа ориентирована на учебник В.В. Воронковой «Чтение». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005г.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя: систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

        Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

        Задачи:

1.                           Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2.                           Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3.                           Учить самостоятельно работать с книгой.

Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Чтение  и развитие речи» являются умения:

- формирование навыков работы с учебником, текстом; отвечать на поставленные вопросы;

- передавать содержание прочитанного; оценивать  главных  героев;

-  устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;

- делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

В региональном учебном  плане специальных (коррекционных) образовательных    учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-VIII видов»  нагрузка  в 3-х классах     составляет  172   часа  при недельной  нагрузке в 3  классе- 5 часов.

 

Содержание программы

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Обучающиеся 3 классов должны уметь:
      - осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
      - трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
      - отвечать на вопросы по прочитанному;
      - высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
      - пересказывать содержание прочитанного;
      - устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
     Должны знать:
      - наизусть 5—8 стихотворений.

Литература:

           1. Программа В.В. Воронковой / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение», 2008 г.

          2. Чтение: учебник для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/  [авт.-сост. В.В.Воронкова и др.]. -  М.: Гуманитарный издательский центр  «Владос», 2005г.

 

Дополнительная литература для учителя:

 

1.     Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал 1 кл., М., 2005.

2.     Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003

3.     Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004.

4.     Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.; Вако, 2007.

5.     Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

6.     Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976

7.     Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.

 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.