Материал на проверке

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для коррекционных школ (4 класс)

0
0
Материал опубликован 2 October 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

3.Учебного плана образовательного учреждения.

            Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.

            Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник автора  Перова М.Н. Математика: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2002, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков математики в 1 - 3 классах и рассчитана на 167 часа в год,  5 ч в неделю.

Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

            Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

·                    дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные  и геометрические представления;

·                    использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной

деятельности и личностных качеств;

·                     воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:                                                                                         

·            развитие абстрактных математических понятий; 

·           развитие зрительного восприятия и узнавания;

·           развитие пространственных представлений и ориентации;

·           развитие основных мыслительных операций;

·           развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

·           коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

·           развитие речи и обогащение словаря;

·           коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

         Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

 Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В 4 классе продолжить  развивать  у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

 Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснение учителя или  сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  примеров, задач, других заданий.

                             Планируемые результаты освоения курса

«Повторение»

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц;

- присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше,  меньше) числа в пределах 100;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток;

- решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знание состава двузначных чисел

«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

Учащиеся должны знать:

- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

- письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

- решение составных задач с помощью учителя

«Умножение и деление»

Учащиеся должны знать:

- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

- правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

- названия компонентов умножения, деления;

- зависимость между стоимостью, ценой, количеством;

- составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями

Учащиеся должны уметь:

- практически пользоваться переместительным свойством умножения;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия

 «Числа, полученные при измерении»

Учащиеся должны знать:

- меры длины, массы и их соотношения;

- меры времени и их соотношение, двойное обозначение времени;

Учащиеся должны уметь:

- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

- различать числа, полученные при счете и измерении;

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно: определение времени по часам хотя бы одним способом

«Геометрический материал»

Учащиеся должны знать:

- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

- названия элементов четырехугольников;

- замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу 

Учащиеся должны уметь:

- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

- вычислять длину ломаной;

- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Комментарии

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 19 ноября 2020 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

6 November 2020

Здравствуйте! Хочу принять участие в конкурсе, добавите, пожалуйста, мою работу.

8 November 2020

Добрый день, Наталья. Для участия в конкурсе необходимо опубликовать конкурсную работу. С уважением, администрация.

16 November 2020

Программа по кружку "Истоки" курсов ОРКСЭ И ОДНКНР.

18 November 2020

Добрый день, Наталия Николаевна. Для предоставления работы на конкурс работа должна быть опубликована в вашем личном кабинете. Если вам требуется помощь с публикацией или отправкой на конкурс, свяжитесь, пожалуйста, с нами. С уважением, администрация.

19 November 2020

Примерная рабочая программа кружка «Истоки» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и историко - культурологических курсов «Основы православной культуры» и «История религиозной культуры» в соответствии с программой А.В. Бородиной «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Курс рассчитан на обучение по 9 часов в неделю – 297 часов в год: Цель кvpca - расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания. Задачи курса: - познакомить младших школьников с событиями Евангелия как с основой православной культуры - продолжить формировать и углублять представления школьников о культуре народов и о народе как созидателе и хранителе культуры; - продолжать раскрывать особенности культуры России и духовно- эстетических ценностей русского народа, роль православия в формировании русской культуры; - продолжать формировать и углублять понятие о православной вере; - способствовать творческому развитию ребенка на основе знаний об отечественной культуре; - воспитывать общую культуру личности школьника На занятиях в качестве основных методов изучения нового материала рекомендуются рассказ учителя, беседа с учащимися, комментированное чтение и обсуждение, тесты и викторины, составление рисунков и рассказов, прослушивание песен, просмотр фильмов, экскурсии, составление презентаций и проектов, участие в конкурсах и акциях.

18 November 2020

Добрый день, Наталия Николаевна. Для предоставления работы на конкурс работа должна быть опубликована в вашем личном кабинете. Если вам требуется помощь с публикацией или отправкой на конкурс, свяжитесь, пожалуйста, с нами. С уважением, администрация.

19 November 2020

как востановить сертификат?

4 December 2020

Добрый день, Радима Газраиловна. Подскажите, пожалуйста, что именно вы имеете ввиду? С уважением, администрация.

7 December 2020

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗЫ ПОЛУЧАЮТ: Людмила – Дополнительная общеразвивающая программа «Лего-конструирование и робототехника в дошкольном учреждении - шаг к техническому творчеству» Надежда – Программа дополнительного образования «Мир природы» Солопова Оксана Юрьевна – Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности Учебно-оздоровительное плавание нулевой уровень стартовый год обучения Андрей – Робототехника на основе конструкторов LEGO MINDSTORMS EV3 и TETRIX Юлия – «Грамотейка» Чернова Мария Сергеевна – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Уверенный шаг в будущее» Возраст обучающихся: 13-18 лет Срок реализации программы: 3 года Филипп Татьяна Вадимовна – Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Капитошка ищет друзей» Любовь – «Я и Анимация» Клименкова Анжелика Анатольевна – Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Формирование основ транспортной культуры младших школьников» Порошина Ольга Анатольевна – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир детского творчества» Нина Юрьевна – Дополнительная общеобразовательная краткосрочная программа «Первая помощь» Терентьева Анна Борисовна – ЛАБИРИНТЫ МАТЕМАТИКИ В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призерами в ближайшее время. С уважением, администрация.

10 December 2020