12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зленко Кирилл Витальевич74
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»






Дневник

производственной практики

(тип: научно-исследовательская работа)

2 семестр

Основная профессиональная образовательная программа

высшего образования программы магистратуры по направлению подготовки


49.04.03 Спорт




Профиль подготовки спорт и система подготовки спортсменов в избранном виде спорта футбол

____________________________________________________________



форма обучения:


заочная



(фамилия, имя, отчество)


Научный руководитель __, к.пс.н., доцент

(Ф.И.О., научная степень, звание, должность)


Научный консультант ______________________________________________

(при наличии -Ф.И.О., научная степень, звание, должность)


Санкт-Петербург

2021











Составители: канд.психол.наук, доцент Е.Е.Хвацкая, канд.пед.наук, доцент С.Е.Войнова








©

Факультет учебно-профессиональных практик «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», 2019




Магистрант_________ Зленко Кирилл Витальевич ________________

(Ф.И.О)

Направление подготовки: 49.04.03 Спорт

Направленность (профиль): Профиль подготовки спорт и система подготовки спортсменов в избранном виде спорта футбол

Научный руководитель: Нифонтов Максим Юрьевич, к.пс.н., доцент

(Ф.И.О., научная степень, звание, должность)


Научный консультант ______________________________________________

(при наличии - Ф.И.О., научная степень, звание, должность)

Кафедра (база проведения НИР) кафедра теории и методики футбола

(наименование)


190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35., литер В

(под трибунные помещения стадиона Университета)

(адрес)



Тема научного исследования (ВКР) СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ФУТБОЛИСТОВ 15 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Утверждена на заседании кафедры ________________ «___» _________ 20__г

протокол № ___

Зав.кафедрой ____________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О., научая степень, звание)






Сроки прохождения производственной практики (тип: научно-исследовательская работа)


2 семестр

Начало:

30.11.2020


Окончание:

09.01.2021













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Производственная практика (тип: научно-исследовательская работа)

Направление подготовки: 49.04.03 Спорт

Направленность (профиль): _____________________________________________________

(указывает руководитель профиля)

Факультет учебно-профессиональных практик 2020/2021 уч.год

1 курс (дифференцированный зачет - 2 семестр) Заочная форма обучения

Блок 2. Практика

Тема или задание

текущей аттестационной работы

Виды

аттестации

Минимальное/ максимальное

кол-во

баллов

Ко-во баллов за выполнение аттестационных заданий

Подпись научного руководителя

Индивидуальный план научно-исследовательской работы (общий и индивидуальное задание на 1 год обучения)

ТК 1

2/10

9


Программа исследования

ТК 2

14/30!*

27


Структура и фрагмент теоретического обзора (1 главы ВКР), включая список литературы

ТК3

6/15!

13


Представление результатов исследования в форме тезисов или выступления с докладом на заседании кафедры, СНО, конференции**


ТК4


6/15!

14


Итого минимум/максимум:

28/70

63


Промежуточное оценивание деятельности студента курсовым руководителем научно-исследовательской работы

Дифференцированный зачёт

22/30



Итого минимум/максимум:

50/100



Прим: * - Текущие контроли, представленные в технологической карте в сочетании с «!» являются обязательными для выполнения, без их наличия магистрант не допускается к промежуточной аттестации;

** - в рамках 1 года обучения подразумевается выступление с докладом для утверждения темы или подачи тезисов с формулировкой «К проблеме…».

















Согласовано

_______________

(ФИО руководителя практики от профильной организации – зав.кафедрой)

Согласовано

______  _________

(ФИО руководителя практики от Университета – науч.руководителя)



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(тип: научно-исследовательская работа)


Научно-исследовательская работа проводится течение всего периода обучения в магистратуре с промежуточной аттестацией в 2, 4 и 5 семестрах по заочной форме обучения. Общая трудоемкость – 648 часов, 18 зачетных единиц.


Содержание производственной практики (тип: научно-исследовательская работа), структурированное по видам деятельности с указанием их трудоемкости для заочной формы обучения

Разделы научно-исследовательской работы, виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудоемкость в з.е/часах

(по курсам/ семестрам)

Формы отчетности

1

2

3

2 сем


4 сем

5 сем

1

Общее планирование мероприятий по научно-исследовательской работе и по семестрам (индивидуальные задания)

1

(36)

0,25

(9 ч)

0,25

(9 ч)

Общий план по НИР. Индивидуальные задания и анализ их реализации (в Дневнике по научно-исследовательской работе магистранта)

2

Обоснование выбора темы научно-исследовательской работы на основе анализа научной и научно-методической литературы в сфере физической культуры и спорта

Разработка программы исследования и в случае необходимости ее коррекция

2

(72ч)








0,5

(18ч)


Программа исследования (актуальность, новизна, цель, задачи, гипотеза, предмет и объект исследования, методы исследования) (в Дневнике по научно-исследовательской работе)

3

Теоретический обзор по проблеме научного исследования

2 (72ч)

2

(72ч)


Структура и фрагмент теоретического обзора по проблеме исследования, включая список литературы (в Дневнике по научно-исследовательской работе и Приложении): 2 семестр – не менее 10с. и не менее 20 источников; 4 семестр – не менее 20 с. и не менее 40 источников, в т.ч. на иностранном языке

4

Разработка собственного диагностического инструментария для решения поставленных задач (анкета, план устного опроса, модификация методики, схема/протокол наблюдения и др.) (по необходимости или обоснование общеизвестных тестов или методик)


0,5

(18ч)


Анкета (план устного опроса, модификация методики, схема/протокол наблюдения и пр. или обоснование общеизвестных тестов или методик) (в Дневнике по научно-исследовательской работе)

5

Сбор и математико-статистическая обработка эмпирических данных (возможен и качественный анализ)


1,5

(54ч)


Сводные таблицы данных, результаты их математико-статистической обработки Письменное представление представлении результатов научного исследования (как параграф (ы) 3 главы ВКР): 4 семестр - не менее 10с.;

6

Представление и интерпретация результатов научного исследования в соответствии с требованиями. Аннотация по теме ВКР на иностранном языке


0,5

(18ч)

4

(144ч)

Письменное представление результатов научного исследования (как параграф (ы) 3 главы ВКР) (в Дневнике по научно-исследовательской работе магистранта: 4 семестр - не менее 10с., 5 семестр - не менее 20с.)

7

Разработка практических рекомендаций участникам исследования на основе дифференцированного и индивидуального подхода или по дальнейшей организации решения научной проблемы



1,0

(36ч)

Практические рекомендации (в Дневнике по научно-исследовательской работе магистранта)

8

Представление результатов исследования в форме тезисов или выступления с докладом на конференции, заседании кафедры, СНО

0,5

(18)

0,25

(9ч)

0,5

(18ч)

Тезисы или доклад (в Дневнике по научно-исследовательской работе магистранта)

9

Подготовка отчетной документации по научно-исследовательской работе

0,5

(18ч)

0,5

(18ч)

0,25 (9ч)

Дневник по научно-исследовательской работе магистранта, Приложения


Всего:

6

(216ч)

6

(216ч)

6

(216ч)



18 (648ч)




В Дневнике по научно-исследовательской работе и Приложении должны быть отражены результаты текущей работы, анализ выполненных заданий в соответствии с технологической картой 2 семестр, а именно:

Общий план научно-исследовательской работы магистранта и сроки его реализации;

Индивидуальное задание по научно-исследовательской работе магистранта и анализ его выполнения за 1 год обучения (2 семестр);

Программа исследования (актуальность, новизна, цель, задачи, гипотеза, предмет и объект исследования, методы и конкретные методики исследования);

Структура и фрагмент /краткое содержание теоретического обзора по проблеме исследования (2 семестр – не менее 10 с.,), включая список литературы (2 семестр - не менее 20 источников) (представляются в Приложении к Дневнику по научно-исследовательской работе);

Тезисы или текст доклада на конференции, заседании кафедры, СНО;

Отчет по научно-исследовательской работе за 1 год обучения, а также публикации и участие в конференциях (при наличии);

Отзыв научного руководителя.

Критерии оценки выполнения текущих аттестационных заданий представлены в Методическом обеспечении и Фонде оценочных средств по научно-исследовательской работе.

В технологической карте баллы за текущие аттестационные задания выставляет научный руководитель магистранта, баллы за промежуточную аттестацию – курсовой руководитель по НИР. Курсовой руководитель имеет право корректировать баллы за текущую аттестацию на основе представленных материалов.

По окончанию практики во 2 семестре магистрант сдаёт документацию очно на проверку курсовому руководителю:

Дневник по научно-исследовательской работе (3 семестр) (с выполненными текущими контролями по технологической карте);

Технологическую карту (с подписями научного руководителя);

Отчёт по НИР, подписанный магистрантом и его научным руководителем, зав.кафедрой (руководителем практики от профильной организации);

Отзыв научного руководителя с его подписью и подписью зав.кафедрой (руководителя базы НИР).

После аттестации курсовым руководителем, магистрант отдает документацию специалисту факультета учебно-профессиональных практик. Итоговая оценка по НИР (дифференцированный зачет) проставляется в зачетную ведомость, зачетка подписывается (визируется) его деканом.

В случае форс-мажорных обстоятельств (эпидемиологическая ситуация) научный руководитель присылает курсовому руководителю ОДНИМ файлом (word) (49.04.03_ СП и СП /МБС/НМО_ заочное_Викторов А.Б._2 сем): Дневник со всеми текущими контролями, заполненную технологическую карту (до позиции – оценивание курсовым руководителем), Отзыв и Отчёт с впечатанными подписями. После электронной проверки информация об аттестации передается на факультет учебно-профессиональных практики и научному руководителю. При необходимости документ отправляется для коррекции.






Общий план производственной практики (тип: научно-исследовательская работа)

Цель и задачи НИР:

Цель данной работы – изучение развития внимания и памяти у футболистов 15 лет на тренировках.

В процессе исследования были сформулированы и решались следующие задачи:

Изучить состояние вопроса по данным специальной литературы

Определить круг методов и средств, использование которых в учебно-тренировочном процессе способствует развитию памяти и внимания у футболистов 15 лет

Выявить эффективность применения подвижных игр на показатели памяти и внимания у футболистов 13 лет в тренировочном процессе.


Наименование работы

Объем и краткое содержание работы

Срок выполнения и форма отчетности

Разработка программы исследования

Тема: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ФУТБОЛИСТОВ 15 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Утверждена на заседании кафедры «___»_______ 20__г.

протокол № __

П. Работа над диссертацией

Теоретическая работа

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Характеристика памяти и внимания, как психологических качества

1.1.1 Понятие, свойства и виды внимания

1.1.2 Понятие, свойства и виды памяти

1.2 Влияние памяти и внимания в спортивной деятельности

1.3 Возрастные особенности юношей 15 лет

1.4 Характеристик, классификация и специфика подвижных игр

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы

2.2.2 Анкетный опрос специалистов

2.2.3 Педагогическое наблюдение

2.2.4 Педагогический эксперимент

2.2.5 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

3.1 Результаты анкетного опроса специалистов…………………………

3.2 Результаты педагогических наблюдений

3.3 Результаты педагогического эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Экспериментальная работа


Эксперимент






Ш. Представле-ние результатов научной работы

Участие в научном, семинаре, СНО, научных конференциях:

Защита на кафедре



Публикации: нет





Индивидуальное задание по производственной практике (тип: научно-исследовательская работа) магистранта - 2 семестр


Виды и содержание работы

Сроки работы

Дата выполнения

Форма отчетности

Подпись руководителя практики с отметкой о выполнении

1

Общее планирование мероприятий по научно-исследовательской работе и индивидуальное задание на 1 год обучение

30.11.2020-

09.01.2021

20.12.2020

Общий план по НИР.

Письменный анализ в дневнике практики

Нифонтов М.Ю.

2

Обоснование выбора темы научно-исследовательской работы на основе анализа научной и научно-методической литературы в сфере физической культуры и спорта

30.11.2020-

09.01.2021

25.12.2020

Программа исследования.

Письменный анализ в дневнике практики

Нифонтов М.Ю.

3

Структура и фрагмент теоретического обзора (1 главы ВКР) (не менее 10с. не менее 20 источников)

30.11.2020-

09.01.2021

5.01.2021

Структура и фрагмент теоретического обзора по проблеме исследования, включая список литературы.

Письменный анализ в дневнике практики

Нифонтов М.Ю.

4

Представление результатов исследования в форме тезисов или выступления с докладом на заседании кафедры, СНО, конференции

30.11.2020-

09.01.2021

7.01.2021

Письменный анализ в дневнике практики и заседание кафедры об утверждении темы

Нифонтов М.Ю.

5

Подготовка отчетной документации по научно-исследовательской работе

30.11.2020-

09.01.2021

08.01.2021

Письменный анализ в дневнике практики

Нифонтов М.Ю.

Прим: * - заполняется магистрантом самостоятельно, контролируется научным руководителем.


Обсуждение задания и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара (групповая оценка и взаимооценка НИР магистранта, замечания, рекомендации, необходимость корректировки плана подготовки ВКР), а также на заседаниях кафедры, СНО, конференциях:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аттестация производственной практики (тип: научно-исследовательская работа) магистранта научным руководителем за 1 год обучения: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«__» ______ 20__ г. Научный руководитель: __________________


Проведение инструктажей


Вид инструктажа

Дата проведения

Подпись инструктируемого

Подпись ответственного за проведение инструктажа

1

Охрана труда


1.12.2020

Зленко К.В.


2

Правила внутреннего распорядка


1.12.2020

Зленко К.В.






Рабочий график проведения научно-исследовательской работы

(добавляете строки в каждой неделе самостоятельно)











СОДЕРЖАНИЕ




ДНИ НЕДЕЛИ 30.11.2020-09.01.2021

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Общее планирование мероприятий по научно-исследовательской работе и по семестрам (индивидуальные задания)

(6)

(6)

(6)

(6)

(6)

(6)

Обоснование выбора темы научно-исследовательской работы на основе анализа научной и научно-методической литературы в сфере физической культуры и спорта

Разработка программы исследования и в случае необходимости ее коррекция

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

Теоретический обзор по проблеме научного исследования

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

Представление результатов исследования в форме тезисов или выступления с докладом на конференции, заседании кафедры, СНО



Подготовка отчетной документации по научно-исследовательской работе

0,5ч

(3)

0,5ч

(3)

0,5ч

(3)

0,5ч

(3)

0,5ч

(3)

0,5ч

(3)

Итого, часов

216


Анализ выполнения индивидуального задания по производственной практике (тип: научно-исследовательская работа) магистранта - 2 семестр*

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Дата

Содержание деятельности

Результаты деятельности

Возникшие затруднения

Замечания и рекомендации и задания руководителя

Подпись руководителя

30.11.2020

1. Участие в беседах с заведующим кафедрой и его заместителем по НИР;

2. Ознакомление с должностными обязанностями ППС кафедры по НИР;

3. Ознакомление с должностными обязанностями ППС кафедры;

4. Ознакомление с локальными актами университета и нормативными документами, регламентирующими организацию НИР в вузе

Письменный анализ в дневнике практики


Письменный анализ в дневнике практики


Письменный анализ в дневнике практики


Знание должностных обязанностей ППС кафедры по НИР. Письменный анализ в дневнике практики



Не возникло

Не возникло

Не возникло

Не возникло

Не возникло


Нифонтов М.Ю.

Нифонтов М.Ю.

Нифонтов М.Ю.

Нифонтов М.Ю.

Нифонтов М.Ю.

02.12.2020

Разработка индивидуального рабочего плана на период практики

Индивидуальный план практиканта.

Определение нужного количества времени для выполнения заданий, оформление плана


Нифонтов М.Ю.

05.12.20

-

Ознакомление с основными направлениями и тематикой научных исследований, проводимых на кафедре

Письменный анализ в дневнике практики

Не возникло


Нифонтов М.Ю.

07.12.20

Ознакомление с основными направлениями и тематикой научных исследований, проводимых на кафедре.

Письменный анализ в дневнике практики

Не возникло


Нифонтов М.Ю.

10.12.20

Ознакомление с основными направлениями и тематикой научных исследований, проводимых на кафедре.

Письменный анализ в дневнике практики

Не возникло


Нифонтов М.Ю.

15.12.2020

1. Обоснование выбора темы научно-исследовательской работы на основе анализа научной и научно-методической литературы в сфере физической культуры и спорта




Письменный анализ в дневнике практики




Не возникло









Затруднения в окончательном выборе направления и определения деталей работы


Нифонтов М.Ю.

Нифонтов М.Ю.

20.12-25.12

1.Теоретический обзор по проблеме научного исследования

2. Ознакомление с теоретико-методическими положениями наук, лежащих в основе избранного магистрантом направлении научного исследования;



3. Ознакомление с информационными источниками по направлению и теме исследования по рекомендации руководителя практики (литературы, периодических изданий, сети «Интернет», и.т.п.).


Письменный анализ в дневнике практики





Письменный анализ в дневнике практики







Список литературы по теме исследования


Не возникло





Затруднения в окончательном выборе направления и определения деталей работы







Не возникло















Нифонтов М.Ю.

Нифонтов М.Ю.



Нифонтов М.Ю.



Нифонтов М.Ю.




4. Освоение технологий поиска информации в различных источниках (библиотеках, ЭБС, архивах, сети «Интернет»)

Реферат по одному из теоретических вопросов по теме научного исследования

Выбор конкретной темы, структурирование информации


Нифонтов М.Ю.

26.12.2020 – 30.12.2020 01.01– 05.01.21






















Теоретический обзор по проблеме научного исследования





Представление результатов исследования в форме тезисов или выступления с докладом на конференции, заседании кафедры, СНО

Структура и фрагмент теоретического обзора по проблеме исследования, включая список литературы (в Дневнике по научно-исследовательской работе и Приложении





Тезисы или доклад (в Дневнике по научно-исследовательской работе магистранта)


Не возникло

























Нифонтов М.Ю.

Нифонтов М.Ю.





Нифонтов М.Ю.

06.01– 09.09.20










Подготовка отчетной документации по научно-исследовательской работе

Дневник по научно-исследовательской работе магистранта, Приложения




Не возникло













Нифонтов М.Ю.



Прим: * - заполняется магистрантом самостоятельно; графа «замечания и рекомендации научного руководителя» является обязательной для заполнения.

при сосредоточенной практике возможно указание временного диапазона в графе «Дата», но не более 3 дней подряд;

документ не ограничивается одной страницей, возможна альбомная ориентация листа;

виды деятельности из индивидуального плана НИР должны быть раскрыты, а не просто перенесены в данный документ.

документ должен отражать запланированное количество часов НИР на 1 год обучения (2 семестр) – 216ч.

Программа исследования

(одной страницей объем не ограничен)

Тема: Средства и методы развития памяти и внимания футболистов 15 лет посредством подвижных игр

Актуальность (на основе анализа научной и научно-методической литературы):

Актуальность работы заключается в том, что футбол является ситуативным видом спорта, поэтому внимание и память игроков имеют большую роль в достижении хороших результатов. В технической подготовке спортсмена внимание осуществляет организующую, координирующую, контролирующую, регулирующую также стимулирующую функции. На тренировочном этапе этим психологическим процессам не уделяется достаточного внимания, как на начальном этапе подготовке, отсюда задача тренеров по футболу развивать память и внимание с помощью подвижных игр. Намеренно выбранный комплекс подвижных игр в качестве средств и методов футбольной тренировки дает возможность найти решение задач психической и моральной подготовки.

Новизна исследования: в результате проведенного исследования разработан специальный комплекс подвижных игр, способствующий улучшению таких психических процессов, как память и внимание.

Проблема исследования (на основе анализа научной и научно-методической литературы): При анализе литературы было выявлено, что большое количество авторов описывают методику развития памяти и внимания посредствам подвижных игр на начальном этапе обучения, но никто не развивал внимание и память на тренировочном этапе у футболистов.

Гипотеза: мы предполагаем, что занятия по футболу являются эффективным средством развития внимания и памяти у спортсменов, если на них систематически используются упражнения и игры, направленные на развития внимания.

Цель и задачи: цель данной работы – изучение развития внимания и памяти у футболистов 15 лет на тренировках.

В процессе исследования были сформулированы и решались следующие задачи:

Изучить состояние вопроса по данным специальной литературы;

Определить круг методов и средств, использование которых в учебно-тренировочном процессе способствует развитию памяти и внимания у футболистов 15 лет;

Выявить эффективность применения подвижных игр на показатели памяти и внимания у футболистов 15 лет в тренировочном процессе.


Объект: тренировочный процесс футболистов 13 лет.

Предмет: подвижные игры, как средство развития внимания и памяти.

Методы и методики исследования (указывается конкретный инструментарий для решения задач исследования)

Для peшeния зaдaч иccлeдoвaния, нами были использованы cледующие методы:

анализ научно-методической и специальной литературы

анкетный опрос специалистов, беседы

педагогическое наблюдение

педагогический эксперимент

математическая обработка данных











Структура и фрагмент 1 главы

Объем - не менее 10с, список литературы - не менее 20 источников - Приложение


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА И ВИДЫ ВНИМАНИЯ



На протяжении длительного периода специалисты по психологии, и физиологи стремились описать механизмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания. Но, эти попытки долгое время ограничивались только указанием на тот либо иной фактор и скорее носили описательный характер, нежели характер настоящего выделения физиологических механизмов внимания.

Определенные психологи полагали то, что направление и объем внимания полностью определяются законами структурного восприятия, по этой причине излишне выделять исследование внимания в специальную главу психологии и знания таких законов, равно как законы «четкости», «структурности» восприятия, довольно, для того чтобы исчерпывающе судить об протекании внимания. Подобную позицию занимали представители гештальт - психологии, единственный из которых посвятил этому даже специальную статью, стараясь обосновать тезис о том, что внимания равно как особой категории психических процессов, отдельных от восприятия, никак не существует.

В психологии различают два основных вида внимания — непроизвольное и произвольное. Об непроизвольном внимании говорят в тех случаях, если внимание человека напрямую притягивается или сильным, или новейшим, или интересным (соответствующим потребности) раздражителем. Непосредственно с подобным видом внимания мы имеем дело, когда кроме желания поворачиваем голову, в случае если в комнате неожиданно раздается шум, настораживаемся, если слышим малопонятные шумы либо если наше внимание притягивается каким-либо новым, внезапным изменением обстановки.

Внимания имеет место уже у маленького ребенка, и следует лишь отметить, что на первых этапах оно носит неустойчивый и относительно узкий по объему характер (ребенок раннего и дошкольного возраста очень быстро теряет внимание к возникшему новому раздражителю, ориентировочный рефлекс у него быстро угасает или тормозится появлением любого другого раздражителя), объем его внимания относительно узок, и он не может распределить свое внимание между несколькими раздражителями, возвращаясь к предшествующему и не упуская из поля своего внимания предыдущий. Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание свойственно лишь человеку. Оно долгое время оставалось загадкой для психологии. Основной факт, указывающий на наличие у человека особого типа внимания не свойственного животным, состоит в том, что человек произвольно может сосредоточивать свое внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях когда в окружающей его обстановке ничего не меняется.

Наиболее известный пример произвольного внимания был дан французским психологом Рево д'Аллонном, он стал основой для его идеалистической философии. Если мы предложим человеку внимательно разглядывать шахматную доску, клетки которой сохраняют неизменный характер, то он соответственно нашей или собственной инструкции легко сможет выделить в этом однородном фоне самые разнообразные фигуры. В однородном и неменяющемся поле оказывается скрыто много разно образных структур, и человек по своему желанию может выделить любые новые структуры из этого неизменного поля. Иногда эта возможность произвольно выделять нужную структуру из поля появляется еще отчетливее, и соответственно своему желанию человек может выделять менее четкую структуру из более четких, преодолевая те законы структурного восприятия, которые описаны выше. Таким образом, становится ясно, что человек может выходить за пределы естественных законов восприятия, не подчиняясь действию однородного фона или сильных перцепторных структур, а выделяя нужные ему структуры и меняя их по своему желанию. Все эти факты дали Рево д'Аллонну основание для обоснования идеалистического представления о психических процессах человека, указывая, что если поведение животного подчиняется прямому воздействию среды, то поведение человека располагает возможностью произвольно распознавать любые схемы и подчинять свое поведение этой свободной «схематизации», которую он считал основным свойством человеческого духа. Аналогичные явления можно было наблюдать и в организации движений человека; достаточно человеку решить, что он поднимет руку, чтобы его рука как 6ы автоматически поднялась; это явление известный психолог У. Джемс обозначил латинским термином «fiat!» (Да будет!), видя в нем самое простое доказательств существования свободной воли, которая не подчинялась законам природы, но сам определяла поведение человека (Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М.: Высшее образование, 2012, изд. 2-е. 254 с.).

Последующие исследования выявили, то что даже элементарная мысль о будущем движении руки порождает в ней четкое напряжение, которое возможно зарегистрировать в изменении электромиограммы руки. Данные явления приобрели в психологии название «идеомоторных актов» также зачастую приводились как иллюстрации либо влияний представления на движение.

В конечном итоге, подобные ведь явления произвольного внимания можно видеть также в интеллектуальной деятельности, если человек непосредственно определяет перед собой надлежащую задачу и данная задача определяет последующее избирательное течение ею ассоциаций. Вот по какой причине факты произвольного внимания принадлежали в классических руководствах по психологии к разделу «Воля» и применялись для иллюстрации положения психики о том, что человек никак не подчиняется объективным законам природы, однако находится в зависимости от воздействий, исходящих из свободного духа.

Легко видеть, что все эти наблюдения описывали реально существующие факты, но объяснение этих фактов в рамках традиционной естественнонаучной психологии оказывалось невозможным, и именно это широко раскрываю двери для ненаучных идеалистических гипотез о влиянии «свободной воли - на протекание психических процессов человека (Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 2014).

Из выше сказанного, я дам определение произвольному вниманию -это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек концентрируется не на том, что для него любопытно или хорошо, но на том, что обязан делать. Данный вид внимания непосредственно связан с волей. Свободно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание на протяжение всего процесса работы, волевое усилие переживается равно как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание появляется, когда человек ставит перед собой цель деятельности, осуществление которой потребует сосредоточенности. Собственным началом произвольное внимание обязано труду. Значимым условием поддержания произвольного внимания считается психическое состояние человека. Утомленному человеку весьма сложно сконцентрировать внимание. Существенно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, спровоцированное сторонними факторами.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем числом объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания находится в зависимости не только лишь от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, однако также от высококлассных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные согласно смыслу объекты воспринимаются в огромном числе, нежели связанные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, у детей не более 2-3 (Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №12 (70). С. 10).

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на предмете (предметах). Концентрированность внимания обозначает то, что образовывается как бы временный фокус целой психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше место воспринимаемой формы, тем концентрирование внимание. Концентрация внимания гарантирует глубокое исследование познаваемых объектов и явлении, записывает четкость в представления человека об этом либо другом объекте, его назначении, конструкции, форме.

Разделение внимания проявляется в умении одновременно осуществлять ряд операций или осуществлять наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания разъясняется тем, что при присутствии в коре головного мозга подходящей возбудимости в единичных ее местах существует лишь неполное торможение, в следствии чего данные участки в состоянии регулировать одновременно выполняемыми действиями. Подобным способом, чем лучше человек овладел действиями, тем проще ему одновременно осуществлять их.

Устойчивость внимания никак не означает сосредоточенности сознания в протяжение всего времени на определенном объекте либо его отдельной части, стороне, под устойчивостью подразумевается общая направленность внимания в процессе работы. Обусловливается видом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания существенное влияние оказывает заинтересованность. Важным условием устойчивости внимания считается многообразие впечатлений либо выполняемых действии. Понимание одинаковых по форме, цвету, размерам объектов, монотонные действия уменьшают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий (Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2010, 45 с.).



ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА И ВИДЫ ПАМЯТИ


Следует сразу же отметить то, что понятие памяти, ее особенности, виды достаточно глубоко проработаны с позиций психологии.

Интересными и оправданными для включения в нашу работу будут идеи американского психолога Уильяма Джеймса, одного из основоположников прагматизма. В своей «Психологии» (1905) он значительное место уделяет памяти. Под памятью У. Джеймс понимает знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредственно сознаваться нами, т.е. память есть знание о событии или факте, о котором человек в данный момент не думает и который им осознаётся как явление прошлого. Анализируя процессы памяти, которые У. Джеймс называл как явления памяти, он отмечал их ассоциативную природу. Причиной запоминания и припоминания, по У. Джеймсу, служит закон приучения в нервной системе, который играет такую же роль, как и при ассоциации идей. Основываясь на этой же ассоциативной теории У. Джеймс объясняет и условия развития хорошей памяти, связывая с ней искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который человек желает удержать в памяти.

Таким образом, память-это сложный психический процесс, складывающийся из нескольких частных процессов, сопряженных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому, перед психологией стоит несколько сложных проблем. Она ставит перед собой задачу исследования этого, равно как запечатлеваются следы, какие физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить увеличить объем запечатленного материала.

Память – способность хранить (запоминать) один или несколько вариантов состояния внешней и/или внутренней среды, выбранных (принятых) из их множества и кодированных определенным образом анализаторами для последующего предоставления (передачи) по желанию или необходимости выбранного варианта(ов) аналитическим системам (И. Г. Герасимов, А. А. Яшин Ионно-Молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20 № 4. С. 165 – 170).

По моему мнению, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось

Память обычно подразделяют на виды. При этом классификация видов памяти является, естественно, концептуальной и зависит от задач исследования. Такое деление может быть безусловным, когда классификатором является вид приемника получения первичной информации, проще говоря, органы чувств. В случае человека можно выделить пять видов сенсорных механизмов (сенсор – приемник – передатчик информации) и соответственно пять видов памяти. Это память зрительная, слуховая (вербальная – по способу передачи сигнала), тактильная, вкусовая, обонятельная. Последовательность перечисления этих видов памяти в определенной мере отражает объем получаемой с их помощью информации человеком же. По поводу последовательности трех последних видов памяти в этом отношении можно дискутировать. Что же касается первых двух видов (зрительной и слуховой) памяти и сенсорных механизмов их реализации, то с помощью зрения и слуха человек получает подавляющее количество информации, причем зрительная информация явно преобладает над слуховой. Разумеется, сказанное, в первую очередь, относится к нормальному человеку в обычных условиях. Кроме того, среди сенсорных видов памяти можно выделить моторную (двигательную) память.

Все прочие классификации памяти носят условный характер. Остановимся на одной из таких классификаций, в основу которой положено время хранения информации. Итак, память по продолжительности удержания (хранения) информации подразделяют прежде всего на кратковременную (оперативную, динамическую) и долговременную (статическую, стабильную), считая, что в последней хранится наиболее значимая информация. В общемто смысл этих двух видов памяти прозрачен, понимается интуитивно и не требует специального разъяснения. Одни авторы считают, что кратковременная и долговременная память – суть самостоятельные процессы. С таким мнением можно согласиться лишь с оговорками, поскольку без первой, повидимому, невозможна вторая, но не наоборот. Кратковременная память имеет место при повреждении структур головного мозга, ответственных за реализацию долговременной памяти, а «плохая» кратковременная память при «хорошей» долговременной вовсе не означает отсутствие механизмов, обеспечивающих первую, но быть всего лишь звеном, передающим информацию, во вторую. Некоторые авторы выделяют память промежуточную, располагая ее «между» кратковременной и долговременной. Другие авторы полагают, что кратковременной памяти предшествует сенсорная (мгновенная) память, суть которой заключается в следующем. После ответа на внешнее воздействие возникают следовые процессы, продолжающиеся некоторое время по окончании действия раздражителя. Эти первичные следовые процессы и есть сенсорная память. Длительность хранения следов в сенсорной памяти не превышает 500 мс, стирание следа осуществляется за 150 мс. И только наступающий за этим период хранения информации называют кратковременной (краткосрочной) памятью (20 мин – несколько суток). Примерно за такое же время осуществляется реакция на стимул: по разным оценкам она составляет 100225 мс. или 250300 мс. Следовательно, память является инерционным процессом и ее срочность (временность) определяется специальными механизмами (А.Е. Савельев Концепции памяти: история развития и современные исследования// Вестник краснодарского университета МВД России. 2012 № 2 (16). С. 88-92).

Непосредственно, кратковременная и долговременная память – альтернативы. В качестве иных альтернативных пар разновидностей памяти рассматривают произвольную также непроизвольную память, неосмысленную (механическую) также семантически организованную (семантическую), но кроме того декларативную и процедурную память, несомненно идентичные в соответствии с этим активной готовой реализации в этот момент времени, также пассивной (латентной), не готовой к прямому воспроизведению памяти. Здесь же добавим, то что акцентируют триаду теорий (и соответственно видов) памяти: процедурную, семантическую также эпизодическую память. Рассмотрение абсолютно всех встречающихся в литературе разновидностей памяти также методов либо альтернатив ее классификации не вступает в задачу данной работы также мы лишь упоминаем о безграничных способностях памяти.

Далее память может быть классифицирована по механизмам ее реализации, что оказывается еще более условным, нежели классификация по времени хранения, поскольку как разто механизмы памяти и не ясны до конца. И все же... Можно выделить осознанную память и, как альтернативу, память неосознанную (ср. произвольная и непроизвольная память). И вновь интуитивно вкладываемый в эти виды памяти смысл вряд ли требует специального обсуждения. Кроме того, выделяют эмоциональную (аффективную) память, обусловленную событиями, имеющими эмоциональную окраску. Говорят также о рабочей (оперативной) памяти в разных ее проявлениях, в частности, о вербальной памяти, а также об ассоциативной памяти. Последняя, – возможно, наиболее интересный вид памяти, основанный на случайном доступе к информации. Называя эту модель памяти концептуальной, мы имеем в виду, что она строится на не противоречащих экспериментальным данным предположениях, однако подтверждение/опровержение ее в принципе требует специальных исследований. Заметим, что общая теория памяти должна определять, по меньшей мере, следующее: способ представления информации, тип запоминаемой и воспроизводимой информации, природу операций запоминания и воспроизведения, форму хранения информации (И. Г. Герасимов, А. А. Яшин Ионно-Молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20 № 4. С. 175).



ВЛИЯНИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного. В спортивной деятельности проявляются все виды памяти: при демонстрации упражнения ведущая роль играет зрительная память; при объяснении (описании, рассказе) - слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений - двигательная, тактильная, вестибулярная (Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. С. 125).

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при упражнении, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить, передавать информацию и понимать высказывания других людей. Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче - пространственные параметры действий, еще легче - временные параметры движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I-III классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений. По сравнению со старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50% - заучивая степень мышечных усилий; на 25 % - запоминая амплитуды движений; на 11% - усваивая временные соотношения движений (Матвеев Л.П., Новиков Ф.Д. Теория физического воспитания: Учебн. Для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 2010. 285 с.).

Эмоциональная память-это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции выступают как сигналы, которые или стимулируют к воздействию, или сохраняют от него. Негативные эмоциональные воспоминания имеют все шансы активизировать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, иногда отказ от выполнения. Позитивные эмоциональные воспоминания стимулируют учащегося к действию, делают его увереннее.

Каждая работа в жизни человека, в том числе и спортивная, фиксируется во абсолютно всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании обладает память в движения. Они запоминаются визуально, двигательно, на ощупь, вестибулярно, в мыслях также в том числе и эмоционально. За счет разных модальностей восприятия также появления конкретных образов в памяти закрепляется интегральный образ физического упражнения, который в будущем становится образцом для управления движениями при выполнении моторных действий.

Внимание-это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него. В период соревнования внимание спортсмена играет решающую роль. Концентрация внимания спортсмена отчетливо демонстрируется в его действиях на старте. Если мы, к примеру, проследим в ходе соревнования за ориентировщиками, то сразу станет ясно, что не только автоматические движения заложены в основе определенных двигательных качеств или физических способностей. Ясно станет и то, что отличное выступление на соревнованиях является не только следствием стремления спортсмена к высоким результатам и к победе, но и следствием интенсивного сосредоточения и направленности на определенные объекты и действия. Это значит, что внимание является одним из решающих факторов спортивного успеха (Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. С. 225).

Футбол относится к таким видам деятельности, где целенаправленное движение (бег) может осуществляться только после принятия решения на основе информации, получаемой из игры. Иными словами футболист в любой момент должен ответить на вопрос: "Где мне выгоднее находится" и "Куда бегу". Информационное пространство или рецептивное поле футболиста складывается из трехмерного (а с учетом времени и четырехмерного) пространства окружающей ситуации. Роль внимания в футболе состоит в том, чтобы распределять сознание между этими пространствами, и сосредоточить его на соревновательной деятельности в течении всего времени игры. Это большая нагрузка на внимание, требующая больших энергетических затрат.

В процессе соревновательной деятельности футболист должен «читать игру», следить за партнёрами, соперниками, судьёй, мячом, контролировать расстояние по отношении к сопернику и выдерживать указанию тренера. В процессе игры, футболист выбирает путь движения, определяет надежные технико-тактические действия, ориентированные по ходу футбольного матча. Можно говорить о таких свойствах внимания как: объем, концентрация, подвижность (лабильность), распределение. Эти свойства можно охарактеризовать как широта внимания. В процессе соревновательной деятельности футболист регулярно переключает внимание среди многочисленными внешними объектами и осуществляет контроль собственных мыслей и действия. Благополучность деятельности в футболе во многом находится в зависимости от способности спортсмена к переключению внимания.

В период соревнований футболист обязан иметь четкий план действий и регулярно контролировать свое расположение. В условиях дефицита времени и информации он берет на себя решения на основе своего опыта, знаний, умений, способностей, приобретенных в ходе обучения, или он вынужден принимать быстрые решения, что в психологии устанавливают как процесс мышления. В процессе соревновательной деятельности внутреннее внимание осуществляет контроль процессов памяти и мышления.

Внимание - основной элемент в цепочки процессов памяти - это требуемая предпосылка запоминания. Нереально сохранять необходимый уровень внимания, когда разум захвачен чем-то иным. Так бывает при всякого рода помехах: отвлекающих событиях от темы, значительных переживаниях, утомления, беспокойстве. Поэтому упражнения для развития памяти тренируют и различные свойства внимания. Учебно-тренировочный процесс должен быть построен как система развивающих и корректирующих память и внимание упражнений. И только по мере прохождения тренировочного процесса развивается оперативная память, совершенствуется также свойства внимания - сосредоточенность, переключаемость.





ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И СПЕЦИФИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР


Подвижные игры как способ подготовки юных футболистов обладают несколькими отличительными чертами. Более свойственные из них заключаются в активности и независимости играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности.

Деятельность играющих подвластная правилам игры, которые регламентируют их, действия и отношения. Правила упрощают подбор стратегии действия и руководство игрой. Отношения между играющими формируются, в первую очередь , содержанием игры. Разность в отношениях разрешает отметить две ключевых группы – некомандные и командные игры, которые расширяются незначительный группой переходных игр.

Некомандные игры возможно разделить на игры с ведущими и без ведущих. Так ведь командные игры разделяются на два ключевых вида : игры с одновременным участием абсолютно всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты).

Командные игры отличаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вхождения игроков в борьбу с конкурентом, а в других, напротив, стремительно ведут борьбу с ними. Наиболее подробная классификация игр базируется на их разделении согласно подвижным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными действиями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и вторыми предметами; с противодействием; с ориентированием (по слуховым также визуальным сигналами). Подбор этой либо иной игры обусловливается конкретными задачами и критериями проведения. Для любой категории свойственные собственные характерные черты в подборе и методике выполнения игры. Каждая игра, должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Все многообразие игровых средств, применяемых тренировках, возможно представить в виде подвижных игр с целью воспитания быстроты, выносливости и тактической подготовки. При подборе игры нельзя не принимать во внимание возрастных особенностей юных футболистов, их физической и технико-тактической подготовленности, количестве тренировок, организации и дисциплинированности, условия выполнения этого занятия, наличие инвентаря.

Для того чтобы никак не увеличивать чрезмерно круг тренировочных средств, различную из ранее основных игр постепенно усложняют за счет внедрения разных преград, добавлений к правилам, меняя методы перемещения. Проведение игры начинают с размещения участников, назначения капитанов и водящих. Объясняя игру, необходимо разместить игроков, чтобы они хорошо представляли и слышали тренера. Лучше всего, для того чтобы играющие были расположены в исходное положение с целью проведения игры. В ходе игры надо приучать игроков к точному соблюдению правил, добиваться сознательной дисциплины. В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся футболистов и конкретных действий можно упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и тому подобное.

Помимо контроля за соблюдением правил, необходимо наблюдать и за тем, чтобы игроки грамотно осуществляли технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (успешный) допускается начисление двойные очки. Игру необходимо завершать в тот момент, когда тренирующиеся футболисты еще увлечены, но заметны уже первоначальные признаки утомления. Данные признаки выражаются в уменьшении заинтересованности играющих, возникает слабость в движениях, небрежность, несоблюдение правил, повышение ошибок, а также в покраснении кожи, потоотделении и так далее.

Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры нужно периодически делать перерывы, заполняя их анализом технических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил. В зависимости от решаемых задач и физического состояния игроков варьируют в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.

Значимость подвижных игр в подготовке юных футболистов сложно переоценить. По существу, здесь разговор идёт о применении наиболее эффективного в данных обстоятельствах игрового метода. Высокое его преимущество заключается во этом, то что он создает легкодоступное изучение технически трудных упражнениям. В то же время применение игры гарантирует единое совершенствование моторной деятельности, где совместно с двигательными навыками создается и развивается физическая сила. Обуче6ние и совершенствование в игровых условиях придает навыкам особую стабильность и гибкость.

Чем младше возраст занимающихся, тем больше времени отводится им в занятиях. Подвижная игра помогает оживить и разнообразить тренировку, эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает восстанавливать силы, непосредственно в ходе занятий и облегчает овладение материалом. Игра – признанное средство общей и специальной физической, тактической и технической подготовки юных футболистов. Поэтому они занимают место обязательных, вспомогательных упражнений подготовки юных футболистов.

Желательно, чтобы выбранные подвижные игры были похожи на упражнения, лежащие в основе футбола. Неоценимым преимуществом игр является то, что их можно использовать в любых условиях и на любых этапах обучения.

С помощью подвижных игр можно благополучно решать все без исключения разновидности специальной подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Игры значимы как средство освоения всем багажом актуально значимых моторных навыков футболистов. Освоение техникой спортивных движений в полной мере происходит только лишь при регулярном использовании подвижных игр. Сначала в упрощенных вариантах игр, занимающиеся знакомятся с близкими по структуре движениями, отобранными с целью изучения. На этом этапе подобные игры осуществляют значимость подводящих упражнений. С целью закрепления особых упражнений применяют игровые соревнования. Это, как правило, задания на правильность исполнения проходимого.

Намеренно выбранный комплекс подвижных игр дает возможность довольно быстро познакомиться с основами футбола и усвоить их. Применение подвижны игр в качестве средств и методов футбольной тренировки дает возможность найти решение задачи психической и моральной подготовки. Непрерывное преодоление различных преград, действуя в осложненных обстоятельствах, создает нравственно-высоконравственную базу действия молодых футболистов. Здесь прививаются черты спортивного нрава, имеющего отличия особенной целеустремленностью и возможностью к абсолютной мобилизации в требуемых ситуациях.

Игры с целью решения задач спортивной тренировки выбирают, главным образом, из количества тех, что хорошо известны молодым футболистам. Однако это, безусловно, никак не ликвидирует применение иных, намеренно выбранных игр.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Практические указания к курсу «Психология и педагогика», Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти для студентов морских и психологических специальностей/ Чернобай А.Д., Федотова- Владивосток ,2005-С.14-40

И. Г. Герасимов, А. А. Яшин, Ионно-Молекулярная модель памяти. Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) // Вестник новых медицинских технологий – 2013 – Т. 20, № 4 – С.165 - 170

А.Е. Савельев, Концепции памяти: история развития и современные исследования// Вестник краснодарского университета МВД России, 2012 № 2 (16)- С.88-92

Т. Н. Греченко, Нейронные механизмы памяти в работах Е.Н. Соколова// ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 4 – C.63-77

И.Г. Виноградов, Влияние силовых нагрузок различной направленности на свойства кратковременной памяти у студентов// Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №11(33) – 2007 год – C.14-17

В.Н. Хламов, Выносливость – основное физическое качество, определяющее состояние здоровья курсанта военного училища // ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 4 (72), 2009- С.45-49

Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 - С. 82-84с

ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,2008г.

Иванов - Муромский К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.

Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008г

Арден Джон, Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 352. — ISBN 0-7645-5435-2

Венгерова Н.Н., Пискун О.Е., Возовиков С.А. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №6. - С.23-27.

Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №12 (70).

Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2

Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/ О.Л. Трещева, А. И. Муллер, Е. Б. Штучная, Е. Н. Мироненко; под ред. О.Л. Трещевой; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006. -С. 220.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича., М.: Гардарики, 2008. – С.448.

Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. пособие/И.Е.Корельская, И.А.Каркавцева, Н.В. Блохина и др.; под общ. ред. И.Е.Корельской; Сев. (Арктич.) федер.ун-т им. М.В.Ломоносова.-Архангельск: ИД САФУ, 2014.- 107 с.

Лорейн Г. Супер Память / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 383 с.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2007, 45 с.

Павлов Н. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. Москва, 1950

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2008, изд. 2-е., С-254

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд.,исир.идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 4S0 с.

Ю.Ф Курамшин. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. — 464 с.

Курмашин Ю.Ф., Григорьев В.И., Латышева Н.Е. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Под. ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с.

Караулова Л.К, Красноперова Н.А.Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учреждений высш. Образования — 4-е изд., стер. — М. : И здательский центр «Академия», 2016. — 304 с.

Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная С60 [Текст]: учебник. - Изд. 6-е, испр. и доп. - М .: Спорт, 2016. - 624 с.

Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 488 с.

7. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учебник – М.: Советский Спорт, 2008. – 520 с.

Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов – М.: Владос, 2002. – 608 с.

Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст]: Учеб. для студентов вузов – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально прикладных форм физической культуры): Учеб. для интов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 160 с.

Озолин Н. Г. Настольная книга тренера : наука побеждать- М. : АСТ : Астрель , 2004. - 863 с.

Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: учебник / под общ. ред. В.П Губы и А.В Лексакова. – М.: “Спорт”, 2015, 252 c.

Ткаченко Б.И., Нормальная физиология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Б. И. Ткаченко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 688 с.

Суслов Ф.П., Сыч В.Я., Шустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – 243 с.

Губа, В. П. Резервные возможности спортсменов – М.: Физкультура и спорт, 2008 – 142 с.

Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Всяткина З.Н и др. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/ Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—217 с: ил.








Тезисы / доклад выступления

(ВАЖНО! это не копирование программы исследования в рамках 1 года обучения подразумевается выступление с докладом для утверждения темы или подачи тезисов с формулировкой «К проблеме…»; объем не лимитирован одной страницей)



Уважаемый коллеги, вашему вниманию представляется НИР на тему:

Средства и методы развития памяти и внимания футболистов 15 лет посредством подвижных игр.

Актуальность работы заключается в том, что футбол является ситуативным видом спорта, поэтому внимание и память игроков имеют большую роль в достижении хороших результатов. В технической подготовке спортсмена внимание осуществляет организующую, координирующую, контролирующую, регулирующую также стимулирующую функции. На тренировочном этапе этим психологическим процессам не уделяется достаточного внимания, как на начальном этапе подготовке, отсюда задача тренеров по футболу развивать память и внимание с помощью подвижных игр. Намеренно выбранный комплекс подвижных игр в качестве средств и методов футбольной тренировки дает возможность найти решение задач психической и моральной подготовки.

Анализ научно-методической и специальной литературы был применен на предварительном этапе исследования, его целью было изучение особенностей тренировочного процесса футболистов 15 лет. Анализ литературных источников позволил составить представление о исследуемом вопросе, специфике его проявления, принципах развития и организации, а также современном состоянии проблемы развития памяти и внимания у футболистов 15лет. В процессе выполнения работы были изучено порядка 37 источников. В работе использовались и сравнивались данные разных учебных дисциплин, где затрагивалось понятие внимания и памяти. Изучались морфофункциональные особенности среднего школьного возраста, научные данные, средства и методы развития памяти и внимания по средствами подвижных игр. Большой пробел в данном вопросе – отсутствие учeбнo-мeтoдичecкoй литературы для развития памяти и внимания у футболистов на тренировочном этапе. Много литературных источников направлены на подготовительный этап, а на тренировочный этап имеются только рекомендации по проведения подвижных игр на память и внимание.

Предметом исследования были подвижные игры, как средство развития внимания и памяти.

Объектом исследования являлся тренировочный процесс футболистов 15 лет

Гипотеза - мы предполагаем, что занятия по футболу являются эффективным средством развития внимания и памяти у спортсменов, если на них систематически используются упражнения и игры, направленные на развития внимания.

Целью нашей работы являлось выявление и обоснование методики оценки и повышения уровня развития памяти и внимания футболистов 15 лет.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Изучить состояние вопроса по данным специальной литературы.

Определить круг методов и средств, использование которых в учебно-тренировочном процессе способствует (развитию) улучшению памяти и внимания у футболистов 15 лет.

Выявить эффективность применения подвижных игр на показатели памяти и внимания у футболистов 15 лет в тренировочном процессе.











Утверждаю

________ Нифонтов М.Ю.____________

(ФИО руководителя практики от профильной организации – зав.кафедрой)



Утверждаю

_________Нифонтов М.Ю.___________

(ФИО руководителя практики от Университета – науч.руководитель)



Отчет

магистранта о выполнении производственной практики (тип: научно-исследовательская работа) 2 семестр

Я, Зленко Кирилл Витальевич, проходил практику в период с 30.11.2020 по 09.01.2021 года в НГУ им. П.Ф. Лесгафта на кафедре Теории и Методики футбола. Выполнил объем практики – индивидуальный план работы:

- оформлено общее планирование мероприятий по научно-исследовательской работе и индивидуальное задание на 1 год обучение;

- оформлено обоснование выбора темы научно-исследовательской работы на основе анализа научной и научно-методической литературы в сфере физической культуры и спорта;

- оформлена структура и фрагмент теоретического обзора (1 главы ВКР) (не менее 10с. не менее 20 источников);

- оформлены результаты исследования в форме тезисов или выступления с докладом на заседании кафедры, СНО, конференции;

- оформлена подготовка отчетной документации по научно-исследовательской работе;

В результате прохождения практики я овладел следующими знаниями, умениями, навыками: спецификой научных исследований в области физической культуры и спорта; основными составляющими методологии, этапами, принципами научного исследования; методами и методикой проведения, обработки и анализа эмпирического исследования;

А также научился анализировать теоретические и практические значимости подготовки спортсменок в ИВС. На основе изученных данных: научно-методической литературы, информационных источников, формировать цели и задачи исследования, обосновывать выбор соответствующих апробированных методик исследования, применять методы математической статистики информационных технологий, оформлять результаты собственных научных исследований в форме ВКР, систематизировать информацию в избранной теме исследования, использовать результаты в практической деятельности. Кроме того, овладел навыками организации и проведения педагогического эксперимента, навыками обработки и анализа данных, опытом проведения научного анализа результатов исследования, опытом представления обобщений и выводов в форме доклада, опытом участия в научной дискуссии.

Возникли трудности при постановке цели и формулировке задачи исследования, а также при использовании метода математической статистики и обработке данных.


Магистрант: Зленко Кирилл Витальевич



Отзыв

научного руководителя о прохождении производственной практики (тип: научно-исследовательская работа) *

_____Заведующий кафедры_____

__ Нифонтов Максим Юрьевич____

(должность, ФИО)

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования: 49.04.03 Спорт

Направленность (профиль): Профиль подготовки спорт и система подготовки спортсменов в избранном виде спорта футбол

Форма обучения: заочная

Магистрант Зленко Кирилл Витальевич, курс обучения 1, выполнял производственную практику (тип: научно-исследовательская работа) в период с 30.11.2020 по 09.01.2021, на кафедре теории и методики футбола и зарекомендовал себя как ответственный студент, проявил инициативность и самостоятельность в проведении исследований, показал себя как вдумчивый, опытный и инициативный специалист, который способен решать различные сложные задачи в области научных исследований как теоретического, так и экспериментального характера. Достаточно глубоко разбирается в проблеме своей научно-исследовательской работе. Магистр в процессе практики получил знания и умения, соответствующие профессиональным компетенциям: Начато формирование УК-1, ОПК-8, 9. В результате проведенных самостоятельно научно-исследовательских работ владеет методом информационного поиска для обоснования организации и решения научно-исследовательской проблемы; методами измерения и оценки индивидуальных и групповых показателей для реализации индивидуального и дифференцированного подходов в сфере физической культуры и спорта ; опытом самостоятельного применения научных методов и методик исследования, в том числе и авторских в области физической культуры и спорта ; опытом оформления (представления) результатов научно-исследовательской деятельности. Вел текущую документацию, составлял индивидуальный план работы, выполнял задания, согласно индивидуальному плану, учитывал замечания и рекомендации. Проявил самостоятельность, упорство, творчество и общительность при выполнении программы практики. Негативных сторон в работе не отмечено.

Цель практики достигнута, все поставленные задачи – решены. Заслуживает высокой положительной оценки.



Руководитель кафедры (базы проведения НИР): Нифонтов М.Ю.


_______________ ____Нифонтов М.Ю., канд. психолг. наук, доцент __________

( подпись) (Ф.И.О, ученая степень, ученое звание).

Научный руководитель: ________________ __Нифонтов М.Ю.___

( подпись) (Ф.И.О.)

" ___09__" _____яянварь____________2021 г.


Прим.: * - в отзыве следует отразить сформированность профессиональных компетенций («Начато формирование УК-1, ОПК-8, 9 »), степень достижения цели и решения задач НИР, дисциплинированность, общительность, самостоятельность и творчество при выполнении содержания НИР в соответствии с годом обучения, отметить негативные стороны в работе.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.