Методические рекомендации на тему «Современные подходы в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов индустрии питания»
Современные подходы в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов индустрии питания.
Зимирева Александра Михайловна, преподаватель
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
г. Барнаул
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача активности и самостоятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций, их способности к решению сложных жизненных ситуаций.
Проблема выпускников СПО, будущих работников индустрии питания – конкурентоспособность. Один из способов преодоления этой проблемы применение практико-ориентированного подхода в обучении. ФГОС предусматривает усиление практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение опыта практической деятельности. Это позволит сформировать у будущих специалистов индустрии питания навыки выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты.
В данной работе речь пойдет о методике направляющего текста профессиональной технологии, ориентированной на действие на примере изучения дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Методика направляющего текста (Приложение А).
Основная концептуальная идея - «обучи себя сам», суть ее заключается обучение навыкам самостоятельной работы, выработке навыков общения друг с другом. Предполагается, что направляющий текст, является средством руководства самостоятельной работой обучающихся и заменит устный инструктаж мастера и преподавателя. Обучающие этапы методики направляющего текста:
1.Знакомство с поставленной задачей. Исходным пунктом обучения является практическое задание. Оно должно быть доступно для самостоятельного выполнения обучающимися. Сама постановка задания должна содержать в себе обучающие цели, к торомы стремятся студенты. Направляющий текст представляет собой содержательный компонент, который дает направление к поиску информации для выполнения практического задания.
2. Теоретическая работа. На втором этапе обучающиеся начинают работать над теорией, изучая информационные тексты, рассматривая схемы, таблицы и модели. Задача этого этапа заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно находить необходимую информацию из различных источников. Преподаватель не вмешивается в учебный процесс, а консультирует только тогда, когда обучающиеся затрудняются.
3. Оценка теоретической работы. После изучения теоретической информации, у обучающихся возникает потребность обменяться с одногруппниками мнениями о прочитанном материале, чтобы проверить, правильно ли они поняли информацию. На этом этапе у преподавателя есть возможно определить имеют ли обучающиеся достаточную информацию для выполнения задания.
4. Планирование. После проработки теоретических основ и обмена мнениями о том, все ли правильно понято, начинается работа по планированию. Обучающиеся должны определить свои шаги деятельности, выбрать инструменты, материалы и т.д. Во время фазы планирования преподаватель также ограничивается ролью консультанта.
5. Исполнение и контроль. После того, как создан план выполнения задания, начинается практическая деятельность. Обучающиеся в соответствии с разработанным планом выполняют задание.
6. Оценка и заключение. По окончании практической работы проводится оценивание. При этом сначала обучающиеся самостоятельно оценивают свои результаты. После самооценки педагог дает свою оценку. Она направлена на качество результата труда и процесса обучения.
Доказано, что наибольшая эффективность (90%) усвоения учебного материала связана с выходом на уровень практико-ориентированного обучения. Таким образом, на первый план в профессиональном образовании выступает обучение, ориентированное на действие, которое позволяет повысить уровень профессиональной квалификации выпускников.
Список использованных источников:
1. Ю. Ветров, Н. Клушина. Практико- ориентированный подход. Журнал: высшее образование в России. Ассоциация технических университетов, Московский государственный университет печати имени И. Федорова, №: 6, 2002 стр: 43-46.
2. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12, 2018, www.sisp.nkras.ru
Приложение А
Технология: Профессиональная технология, ориентированная на действие.
Методика направляющего текста.
Тема урока: Рыхлитель мяса (Тендерайзер).
Ход урока
Этапы урока |
Время (мин) |
Краткие методические указания по ведению урока |
Примечание |
1.Организационный момент |
3 |
Преподаватель проверяет готовность обучающихся к уроку, выдает дидактические материалы |
Деление группы на микрогруппы |
2.Знакомство с поставленной задачей. Сообщение темы и целей урока |
7 |
Преподаватель мотивирует обучающихся на изучение нового материала. Привлекает обучающихся к постановке темы и целей урока, инструктирует подгруппы для работы с направляющими текстами. |
Направляющий текст Л-1 |
3.Теоретическая работа |
10 |
Преподаватель помогает в работе с информационными листами |
Самостоятельная работа с информационными листами Л-2, Л-3 |
4.Оценка теоретической работы |
5 |
Самооценка уровня усвоения теоретического материала по эталону. |
Заполнение оценочного листа Л-5 |
5.Планирование |
8 |
Обучающиеся вырабатывают правила эксплуатации машины по подгруппам |
Л-4 Бланк заключения о правильности составления безопасной эксплуатации машины |
6.Выполнение |
5 |
Обучающиеся в соответствии с принятым вариантом правил эксплуатации машины, отрабатывают их на практике и делают заключение о качестве |
|
7.Контроль |
3 |
Подгруппы обмениваются заключениями и сравнивают их с эталоном. Оценивают выполненную другой подгруппой работу и заполняют оценочный лист |
|
8.Оценка |
3 |
Выставление оценок. Подведение итогов урока |
|
9. Рефлексия |
1 |
|
1. Знакомство с поставленной задачей. Л-1 Направляющий текст:
Вы работаете шеф-поваром в ресторане «Барнаул». В меню ресторана входят отбивные из телятины. Составьте схематично правила безопасной эксплуатации машины, которая надрезает соединительные волокна ткани мяса.
2.Теоретическая работа. Изучите устройство и правила эксплуатации рыхлителя мяса, используя информационные листы Л-2 и Л-3. Ответьте на вопросы устно:
1) Каково назначение рыхлителя мяса?
2) Из каких основных частей состоит рыхлитель мяса?
3) Что является рабочим органом рыхлителя мяса?
3. Оценка теоретической работы. Выполните задание (Л-4)
4. Планирование. Спланируйте свою деятельность по составлению правил безопасной эксплуатации рыхлителя мяса:
Что необходимо сделать перед началом работы?
Какое движение совершают фрезы?
Для чего предназначены гребенки?
5. Выполнение. Выполните практическую работу по составленному вами плану.
6. Контроль. Сравните ваш вариант с эталоном преподавателя.
7. Оценка. Оцените проделанную работу и занесите результаты в оценочный лист (Л-5), посчитайте общее количество баллов и переведите баллы в оценку:
Л-2 Информационный лист
Устройство рыхлителя мяса
а) общий вид: 1 - корпус; 2 - загрузочная воронка;
3- кнопки управления
б) каретка с фрезами и гребенками
а б
Л-3 Информационный лист
Принцип действия рыхлителя мяса
После включения машины порционные куски мяса опускаются в загрузочную воронку и захватываются вращающимися навстречу друг другу фрезами. Проходя между фрезами, кусок мяса надрезается с двух сторон их зубьями, при этом происходит разрушение волокон и увеличение поверхности.
Л-4 Бланк заключения о правильности составления алгоритма безопасной эксплуатации машины
Действия перед началом работы |
|
Последовательность работы |
|
Действия по окончании работы |
|
Техника безопасности при работе с машиной |
|
Л-5 Оценочный лист
ФИО обучающегося |
Заключение о верности составления алгоритма безопасной эксплуатации машины |
Сумма баллов |
Оценка за урок |
|
|
|
|
10 баллов, то Ваша оценка «5»,
9-8 баллов, то Ваша оценка «4»;
7-6 баллов, то Ваша оценка «3»;
меньше 6 баллов, то Ваша работа считается невыполненной и не оценивается.