12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зимирева Александра Михайловна329
Россия, Алтайский край, Барнаул
3

Современные подходы в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов индустрии питания.

Современные подходы в формировании профессиональных компетенций  будущих специалистов индустрии питания. 

Зимирева Александра Михайловна, преподаватель

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

г. Барнаул

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача активности и самостоятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций, их способности к решению сложных жизненных ситуаций.

Проблема выпускников СПО, будущих работников индустрии питания – конкурентоспособность. Один из способов преодоления этой проблемы применение практико-ориентированного подхода в обучении. ФГОС предусматривает усиление практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение опыта практической деятельности. Это позволит сформировать у будущих специалистов индустрии питания навыки выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты.

В данной работе речь пойдет о методике направляющего текста профессиональной технологии, ориентированной на действие на примере изучения дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

                   Методика направляющего текста (Приложение А).

Основная концептуальная идея - «обучи себя сам», суть ее заключается обучение навыкам самостоятельной работы, выработке навыков общения друг с другом. Предполагается, что направляющий текст, является средством руководства самостоятельной рабо­той обучающихся и заменит устный инструктаж мастера и преподавателя. Обучающие этапы методики направляющего текста:

1.Знакомство с поставленной задачей. Исходным пунктом обучения является практическое задание. Оно должно быть доступно для самостоятельного выполнения обучающимися. Сама постановка задания должна содержать в себе обучающие цели, к торомы стремятся студенты. Направляющий текст представляет собой содержательный компонент, который дает направление к поиску информации для выполнения практического задания.

2. Теоретическая работа. На втором этапе обучающиеся начинают работать над теорией, изучая информационные тексты, рассматривая схемы, таблицы и модели. Задача этого этапа заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно находить необходимую информацию из различных источников. Преподаватель не вмешивается в учебный процесс, а консультирует только тогда, когда обучающиеся затрудняются.

3. Оценка теоретической работы. После изучения теоретической информации, у обучающихся возникает потребность обменяться с одногруппниками мнениями о прочитанном материале, чтобы проверить, правильно ли они поняли информацию. На этом этапе у преподавателя есть возможно определить имеют ли обучающиеся достаточную информацию для выполнения задания.

4. Планирование. После проработки теоретических основ и обме­на мнениями о том, все ли правильно понято, начинается работа по планированию. Обучающиеся должны определить свои шаги деятельности, выбрать инструменты, материалы и т.д. Во время фазы планирования преподаватель также ограничивается ролью консультанта.

5.  Исполнение и контроль. После того, как создан план выпол­нения задания, начинается практическая деятельность. Обучающиеся в со­ответствии с разработанным планом выполняют задание.

6.  Оценка и заключение. По окончании практической работы проводится оценивание. При этом сначала обучающиеся самостоятельно оценивают свои результаты. После самооценки педагог дает свою оценку. Она направлена на качество результата труда и процесса обучения.

Доказано, что наибольшая эффективность (90%) усвоения учебного материала связана с выходом на уровень практико-ориентированного обучения. Таким образом, на первый план в профессиональном образовании выступает обучение, ориентированное на действие, которое позволяет повысить уровень профессиональной квалификации выпускников.

Список использованных источников:

1. Ю. Ветров, Н. Клушина. Практико- ориентированный подход. Журнал: высшее образование в России. Ассоциация технических университетов, Московский государственный университет печати имени И. Федорова, №: 6, 2002 стр: 43-46.

2. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12, 2018, www.sisp.nkras.ru

Приложение А

Технология: Профессиональная технология, ориентированная на действие.

Методика направляющего текста.

Тема урока: Рыхлитель мяса (Тендерайзер).

Ход урока

Этапы урока

Время (мин)

Краткие методические указания по ведению урока

Примечание

1.Организационный момент

3

Преподаватель проверяет готовность обучающихся к уроку, выдает дидактические материалы

Деление группы на микрогруппы

2.Знакомство с поставленной задачей. Сообщение темы и целей урока

7

Преподаватель мотивирует обучающихся на изучение нового материала. Привлекает обучающихся к постановке темы и целей урока, инструктирует подгруппы для работы с направляющими текстами.

Направляющий текст Л-1

3.Теоретическая работа

10

Преподаватель помогает в работе с информационными листами

Самостоятельная работа с информационными листами Л-2, Л-3

4.Оценка теоретической работы

5

Самооценка уровня усвоения теоретического материала по эталону.

Заполнение оценочного листа Л-5

5.Планирование

8

Обучающиеся вырабатывают правила эксплуатации машины по подгруппам

Л-4 Бланк заключения о правильности составления безопасной эксплуатации машины

6.Выполнение

5

Обучающиеся в соответствии с принятым вариантом правил эксплуатации машины, отрабатывают их на практике и делают заключение о качестве


7.Контроль

3

Подгруппы обмениваются заключениями и сравнивают их с эталоном. Оценивают выполненную другой подгруппой работу и заполняют оценочный лист


8.Оценка

3

Выставление оценок. Подведение итогов урока


9. Рефлексия

1

t1710072302aa.jpg


1. Знакомство с поставленной задачей. Л-1 Направляющий текст:

Вы работаете шеф-поваром в ресторане «Барнаул». В меню ресторана входят отбивные из телятины. Составьте схематично правила безопасной эксплуатации машины, которая надрезает соединительные волокна ткани мяса.

2.Теоретическая работа. Изучите устройство и правила эксплуатации рыхлителя мяса, используя информационные листы Л-2 и Л-3. Ответьте на вопросы устно:

1) Каково назначение рыхлителя мяса?

2) Из каких основных частей состоит рыхлитель мяса?

3) Что является рабочим органом рыхлителя мяса?

3. Оценка теоретической работы. Выполните задание (Л-4)

4. Планирование. Спланируйте свою деятельность по составлению правил безопасной эксплуатации рыхлителя мяса:

Что необходимо сделать перед началом работы?

Какое движение совершают фрезы?

Для чего предназначены гребенки?

5. Выполнение. Выполните практическую работу по составленному вами плану.

6. Контроль. Сравните ваш вариант с эталоном преподавателя.

7. Оценка. Оцените проделанную работу и занесите результаты в оценочный лист (Л-5), посчитайте общее количество баллов и переведите баллы в оценку:

Л-2 Информационный лист

t1710072302ab.pngУстройство рыхлителя мяса

t1710072302ac.jpg

а) общий вид: 1 - корпус; 2 - загрузочная воронка;

3- кнопки управления

б) каретка с фрезами и гребенками

а б

Л-3 Информационный лист

Принцип действия рыхлителя мяса

После включения машины порционные куски мяса опускаются в загрузочную воронку и захватываются вращающимися навстречу друг другу фрезами. Проходя между фрезами, кусок мяса надрезается с двух сторон их зубьями, при этом происходит разрушение волокон и увеличение поверхности.

Л-4 Бланк заключения о правильности составления алгоритма безопасной эксплуатации машины

Действия перед началом работы


Последовательность работы


Действия по окончании работы


Техника безопасности при работе с машиной


Л-5 Оценочный лист

ФИО обучающегося

Заключение о верности составления алгоритма безопасной эксплуатации машины

Сумма баллов

Оценка за урок





10 баллов, то Ваша оценка «5»,

9-8 баллов, то Ваша оценка «4»;

7-6 баллов, то Ваша оценка «3»;

меньше 6 баллов, то Ваша работа считается невыполненной и не оценивается.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.