Справочный материал к уроку русского языка «Правила по русскому языку» (1–2 класс)
ПРАВИЛО 1 - АЛФАВИТ. | ПРАВИЛО 1 - АЛФАВИТ. | |||||||
Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них —ь и ъ -звуков не обозначают. Остальные буквы обозначают один или два звука. | Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них —ь и ъ -звуков не обозначают. Остальные буквы обозначают один или два звука. | |||||||
ПРАВИЛО 2 – ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ. | ПРАВИЛО 2 – ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ. | |||||||
В русском языке 6 гласных звуков - [ А , О , У , ы , Э , И ] Гласных букв 10 – А,О,У, ы, Э Я ,Ё , Ю, И, Е А, О, У, Ы ,Э - эти гласные обозначают твердость согласных звуков. И , Е ,Ё ,Ю ,Я – обозначает мягкость согласных звуков. Е , Ё ,Ю ,Я - обозначают два звука: в начале слова, после гласных и после разделительных Ь и Ъ . Я - [ Й' А ] , Ё [ Й' О ] , Ю [Й' У], Е [ Й' Э ] – ЯБЛОКО, НОВЫЕ ,КОЛЬЕ. Буквы Я ,Ё , Е , Ю – йотированные | В русском языке 6 гласных звуков - [ А , О , У , ы , Э , И ] Гласных букв 10 – А,О,У, ы, Э Я ,Ё , Ю, И, Е А, О, У, Ы ,Э - эти гласные обозначают твердость согласных звуков. И , Е ,Ё ,Ю ,Я – обозначает мягкость согласных звуков. Е , Ё ,Ю ,Я - обозначают два звука: в начале слова, после гласных и после разделительных Ь и Ъ . Я - [ Й' А ] , Ё [ Й' О ] , Ю [Й' У], Е [ Й' Э ] – ЯБЛОКО, НОВЫЕ ,КОЛЬЕ. Буквы Я ,Ё , Е , Ю – йотированные | |||||||
ПРАВИЛО 3 – СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ. | ПРАВИЛО 3 – СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ. | |||||||
Парные звонкие ------- / Б, В, Г , Д, Ж, З глухие ------- \ П, Ф, К, Т, Ш, С Непарные звонкие ------- / Л , М , Н , Р ,Й глухие ------ \ Х , Ц , Ч , Щ Всегда твёрдые -------- Ж ,Ш , Ц -- ЖУК - [ ЖУК ], ШАР - [ШАР ]. Всегда мягкие ---------Й , Ч , Щ ЧАЙ -- [ Ч'АЙ ] , ЩУКА---[ Щ'УКА ]. | Парные звонкие -------- / Б, В, Г , Д, Ж, З глухие ------- \ П, Ф, К, Т, Ш, С Непарные звонкие ------- / Л , М , Н , Р ,Й глухие ------ \ Х , Ц , Ч , Щ Всегда твёрдые -------- Ж ,Ш , Ц -- ЖУК - [ ЖУК ] , ШАР - [ШАР ]. Всегда мягкие ---------Й , Ч , Щ ЧАЙ -- [ Ч'АЙ ] , ЩУКА---[ Щ'УКА ]. | |||||||
ПРАВИЛО 4 - СЛОГ. | ПРАВИЛО 4 - СЛОГ. | |||||||
Слог - это часть слова , на которое оно делится при произношении.В каждом слоге есть гласный.Сколько в слове гласных букв,столько и слогов. Слог может состоять : из одной гласной буквы (Ю-ля); из одной согласной и гласной (Ма-ри-на); из нескольких согласных и гласной (Сте-пан). | Слог - это часть слова , на которое оно делится при произношении.В каждом слоге есть гласный.Сколько в слове гласных букв,столько и слогов. Слог может состоять : из одной гласной буквы (Ю-ля); из одной согласной и гласной (Ма-ри-на); из нескольких согласных и гласной (Сте-пан). | |||||||
ПРАВИЛО 5 - УДАРЕНИЕ. В слове всегда один слог произносится с большей силой.Этот слог называется ударным. Буква Ё всегда стоит под ударением .В словах с буквой Ё знак ударения не ставят (СОВЁНОК, ВЁСЛА , ЛИСЁНОК ). В словах, состоящих из одного слога ,ударение не ставят(ЛОСЬ,СОН, КОТ). | ПРАВИЛО 5 - УДАРЕНИЕ. В слове всегда один слог произносится с большей силой.Этот слог называется ударным. Буква Ё всегда стоит под ударением .В словах с буквой Ё знак ударения не ставят (СОВЁНОК, ВЁСЛА , ЛИСЁНОК ). В словах, состоящих из одного слога ,ударение не ставят(ЛОСЬ,СОН, КОТ). | |||||||
ПРАВИЛО 6 - ПЕРЕНОС СЛОВ. | ПРАВИЛО 6 - ПЕРЕНОС СЛОВ. | |||||||
Слова переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.Слова ,состоящие из одного слога ,не переносят (ВДРУГ ,ЖИЗНЬ ,СОЛЬ). Слог , состоящий из одной буквы, не переносят (ЮЛЯ, АСЯ). Букву Й при переносе не отделяют от гласной (МАЙ -КА ,ЗАЙ -КА ). | Слова переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке.Слова ,состоящие из одного слога ,не переносят (ВДРУГ ,ЖИЗНЬ ,СОЛЬ). Слог , состоящий из одной буквы, не переносят (ЮЛЯ, АСЯ). Букву Й при переносе не отделяют от гласной (МАЙ -КА ,ЗАЙ -КА ). | |||||||
ПРАВИЛО 7 - СОЧЕТАНИЯ ЖИ -ШИ. | ПРАВИЛО 7 - СОЧЕТАНИЯ ЖИ -ШИ. | |||||||
Сочетания ЖИ ,ШИ пишут с буквой И (ЛАНДЫШИ ,СНЕЖИНКА,) | Сочетания ЖИ ,ШИ пишут с буквой И (ЛАНДЫШИ ,СНЕЖИНКА,) | |||||||
ПРАВИЛО 8 - СОЧЕТАНИЯ ЧА-ЩА. | ПРАВИЛО 8 - СОЧЕТАНИЯ ЧА-ЩА. | |||||||
Сочетания ЧА ,ЩА ПИШУТ с буквой А (РОЩА-ЧАСЫ ). | Сочетания ЧА ,ЩА ПИШУТ с буквой А (РОЩА-ЧАСЫ ). | |||||||
ПРАВИЛО 9 - СОЧЕТАНИЯ ЧУ - ЩУ. | ПРАВИЛО 9 - СОЧЕТАНИЯ ЧУ - ЩУ. | |||||||
Сочетания ЧУ ,ЩУ пишут с буквой У (ЧУДО- ЩУКА). | Сочетания ЧУ ,ЩУ пишут с буквой У (ЧУДО- ЩУКА). | |||||||
ПРАВИЛО 9 СОЧЕТАНИЯ ЧК ,ЧН ,ЧТ, НЧ , РЩ , ЩН, НЩ, | ПРАВИЛО 9 СОЧЕТАНИЯ ЧК ,ЧН ,ЧТ, НЧ , РЩ , ЩН, НЩ, | |||||||
Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ ,ЩН , НЩ ПИШУТ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА (ВЕТОЧКА , ЗАГАДОЧНЫЙ, ЧТЕНИЕ, СТАКАНЧИК, СБОРЩИК, ШАРМАНЩИК, ХИЩНЫЙ ). | Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ ,ЩН , НЩ ПИШУТ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА (ВЕТОЧКА , ЗАГАДОЧНЫЙ, ЧТЕНИЕ, СТАКАНЧИК, СБОРЩИК, ШАРМАНЩИК, ХИЩНЫЙ ). | |||||||
ПРАВИЛО 10 - Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ. | ПРАВИЛО 10 - Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ. | |||||||
Ь,обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука ( ПЕНЬ, ПЕНЬКИ ). | Ь,обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука ( ПЕНЬ, ПЕНЬКИ ). | |||||||
ПРАВИЛО 11 - СЛОВА , ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ. | ПРАВИЛО 11 - СЛОВА , ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ. | |||||||
Слова, обозначающие предметы ,отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (МАМА, ЗАЯЦ, СТОЛ, КНИГА ). | Слова, обозначающие предметы ,отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (МАМА, ЗАЯЦ, СТОЛ, КНИГА ). | |||||||
ПРАВИЛО 12-- СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ. | ПРАВИЛО 12-- СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ. | |||||||
Слова, обозначающие признаки предметов , отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (СИЛЬНЫЙ, КРАСИВАЯ , ВЫСОКОЕ, БЕЛЫЕ ). | Слова, обозначающие признаки предметов , отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (СИЛЬНЫЙ, КРАСИВАЯ , ВЫСОКОЕ, БЕЛЫЕ ). | |||||||
ПРАВИЛО 13 - СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ. | ПРАВИЛО 13 - СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ. | |||||||
Слова, обозначающие действия предметов ,отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ( ЧИТАЕТ ,СКАЖЕТ ). | Слова, обозначающие действия предметов ,отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ( ЧИТАЕТ ,СКАЖЕТ ). | |||||||
ПРАВИЛО 14 - ПРЕДЛОГИ. | ПРАВИЛО 14 - ПРЕДЛОГИ. | |||||||
В русском языке есть предлоги К, ИЗ , О, ОБ ,ОТ, ПО, ПОД, В , НА , У , ЗА, С . Предлоги пишут отдельно от других слов .Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я ЖИВУ В ДОМЕ. Я ЖИВУ В БОЛЬШОМ ДОМЕ. У МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА. У ( КОГО?) МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА. | В русском языке есть предлоги К, ИЗ , О, ОБ ,ОТ, ПО, ПОД, В , НА , У , ЗА, С . Предлоги пишут отдельно от других слов .Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я ЖИВУ В ДОМЕ. Я ЖИВУ В БОЛЬШОМ ДОМЕ. У МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА. У ( КОГО?) МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА. | |||||||
ПРАВИЛО 15 - ПРЕДЛОЖЕНИЕ. | ПРАВИЛО 15 - ПРЕДЛОЖЕНИЕ. | |||||||
Предложение - это группа слов , связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.Первое слово в предложении пишут с большой буквы. (ИДЕТ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
| Предложение - это группа слов , связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.Первое слово в предложении пишут с большой буквы. (ИДЕТ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
| |||||||
ПРАВИЛО 16 - БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ. | ПРАВИЛО 16 - БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ. | |||||||
Имена собственные - это имена ,фамилии ,отчества людей ,клички животных,названия городов, рек,улиц.Имена собственные пишут с большой буквы (Ирина, Петров, Иванович, Лайка, Москва, улица Лесная). | Имена собственные - это имена ,фамилии ,отчества людей ,клички животных,названия городов, рек,улиц.Имена собственные пишут с большой буквы (Ирина, Петров, Иванович, Лайка, Москва, улица Лесная). | |||||||
ПРАВИЛО 17- ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слова с парным согласным звуком нужно проверять. Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный: флаг – флаги, сладкий – сладок
коза – кОзы, моря - мОре | ПРАВИЛО 17- ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слова с парным согласным звуком нужно проверять. Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный: флаг – флаги, сладкий – сладок
коза – кОзы, моря - мОре |