Урок на тему «Правописание предлогов» (7 класс)
7 класс, язык
Урок № 95(по Ладыженской Т.А.)
Тема: Правописание предлогов
Цели урока:
Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа:
- Сколько всего частей речи в русском языке?
- Какие части речи уже изучили?
- На какие группы делятся части речи?
- Назовите служебные части речи.
- Что уже мы знаем о предлогах?
- Какие отношения выражает? (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)
- На какие две группы по происхождению делятся предлоги? (Производные и непроизводные.)
- Почему непроизводные предлоги так называются? (Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)
- Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
- Приведите примеры (Благодаря, в течение, вопреки).
- Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)
Первичное закрепление
Задание: предложения записаны на доске, обратите внимание, как пишутся выделенные предлоги.
У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой.
Далеко из-за деревьев, из-за ветвей, из-за листвы долетала песня.
В течение пятнадцати минут противник не отвечал.
Включение в систему знаний и повторение
Задание: Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.
г) В продолжение трех лет он писал книгу.
д) В продолжении книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Сделайте вывод.
Предлоги пишутся:
Через дефис |
Слитно |
Раздельно |
Из-за, из-под, по-за, по-над. |
Ввиду (= из-за) = вследствие, вроде = наподобие, вместо – взамен, насчёт (= о); отнаречные: вдогонку, напротив, вслед, навстречу, наперекор, и т. п.; несмотря на, невзирая на |
В виде, в течение = в продолжение, в заключение, за счёт, по мере, в связи с, в отличие от; не считая. |
В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е.
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно (стоять вблизи(нар.) – стоять вблизи (предл.) дерева).
Производные предлоги, образованные из существительных в косвенных падежах, с непроизводными предлогами пишутся слитно или раздельно.
Пишутся слитно следующие производные предлоги: вследствие, наподобие, вроде, насчет, ввиду, вместо, несмотря на.
Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, по мере и др.
Задание: сгруппируйте производные предлоги в две колонки: в первую – пишущиеся слитно, во вторую – раздельно. Составьте с ними словосочетания.
(В)виде, (в)роде, (в)отношении,(в)связи, (по)середине, (на)против, (за)счет, (по)поводу, (на)перекор, (в)нутри, (в)течение (на)счет.
Физкультминутка.
Работа с учебником.с.144. Упражнение 350.
Самостоятельная работа.( карточка)
Задание: Прочитайте текст. Озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Предлоги заключите в овал.
(В течени... (не) скольких часов можно сидеть (не)подвижно глядя на играющее море. (В)близи море прозрач.но и чисто а (в) отдалении... лежит густой темно(синей) полосой, чуть(чуть) подернутой дымкой.
Далеко(далеко) белеет одинокий парус. (Не)смотря на чудес…ную погоду море пусто.
Близ берега над волнами носят…ся то туда, то сюда чайки.
8. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Выучить правила написания предлогов, выполнить упражнение 349.