ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Правополушарное рисование»


Уровень освоения программы: базовый



Объединение «Солнечный круг»



Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся: 7-8 лет





Автор-разработчик:

педагог дополнительного образования

Тулупова Лариса Сергеевна
















г. Ульяновск, 2023 г.

Структура дополнительной общеразвивающей программы


1. Комплекс основных характеристик программы


1.1. Пояснительная записка

3 стр.

1.2. Цели и задачи

1.3. Планируемые результаты

1.4. Учебный план

1.5. Содержание учебного плана


7 стр.

8 стр.

9 стр.

11 стр.

2. Комплекс организационно-педагогических условий



2.1. Календарный учебный график

20 стр.

2.2. Формы аттестации/контроля

2.3. Оценочные материалы

25 стр.

25 стр.

2.4 Методическое обеспечение программы

26 стр.

2.5. Условия реализации программы

31 стр.

2.6. Воспитательный компонент

33 стр.

3. Список литературы

33 стр.

Приложение № 1

35 стр.

Приложение № 2

37 стр.




1. Комплекс основных характеристик программы


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интуитивная живопись» алее Программа) разработана для реализации на базе МБОУ «Средняя школа № 61» города Ульяновска. Основной идеей реализации Программы является развитие художественного и творческого потенциала детей посредством выполнения детских рисунков.


Нормативно-правовое обеспечение Программы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав МБОУ «Средняя школа № 82»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области  от 21.04.2020 № 2822 Методические рекомендации «О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 

Методические рекомендации от 20.03.2020 № б/н по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


Уровень освоения Программы: базовый.


Направленность Программы: художественная.


Дополнительность программы заключается в использовании методики нетрадиционной изобразительной деятельности, не применяемой в качестве отдельного предмета в общеобразовательных учреждениях.


Актуальность заключается в возможности быстрой – уже с первых занятий - положительный результат в развитии творческих изобразительных способностей. программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Инновационность программы

Программа имеет инновационный характер, так как в системе работы используются методики нетрадиционной изобразительной деятельности, не применяемой в качестве отдельного предмета в общеобразовательных учреждениях.


Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования (интуитивной живописи) позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.


Отличительная особенность.

Содержание Программы строится на основе системно-деятельного подхода, который носит практико-ориентированный характер. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении обучающихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, осваивать практические навыки.

Педагогическая целесообразность.

Все большей популярностью в практике обучения изобразительной деятельности в последнее время пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя  инновационную методику правополушарного рисования.  Популярность этого метода возрастает с каждым днем. 

Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы.  Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.

Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования, включающая в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много других неожиданных заданий позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.

Программа включает в себя использование разнообразных материалов и техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям.

Программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребенок при желании может продолжить в творческом объединении или в художественной школе.


Срок реализации Программы: 1.09.2023 - 31.05.2024.

Объем Программы: 66 часов.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут) с 10 минутным перерывом.


Формы, методы обучения и типы занятий.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников Программой предусмотрено:

- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности

Форма обучения – очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий.


Основные методы работы

На занятиях применяются:

словесные методы (лекция, беседа, объяснение и др.);

методы практической работы (упражнения и др.);

метод наблюдения (зарисовка, рисунки и др.);

метод игры (дидактические, развивающие, познавательные и др.);

наглядные методы (картины, рисунки, плакаты, фотографии, демонстрационные материалы, образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи, видеоматериалы и др.).

Типы занятий: практические, теоретические, комбинированные; по изучению нового материала, по закреплению изученного, по самостоятельному применению умений и навыков.

На занятиях по Программе совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в Программе в их содержательном единстве.

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Программа может использоваться для обучающихся как с признаками одаренности, с ОВЗ, так и имеющими девиантное поведение. Программа несет воспитательные, профориентационные компоненты и предусматривает работу с родителями.


Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.

.

В случае пропуска занятий по причине производственной необходимости (праздничные дни, карантин) программа может быть выполнена за счёт корректировки календарного учебного графика (уплотнения тем).


1.2. Цели и задачи


Цель - развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами нетрадиционных техник рисования.


Обучающие задачи:

- знакомить с основными понятиями, терминами в области изобразительного искусства;

- знакомить с художественными материалами, используемыми в различных техниках;

- знакомить с основами цветоведения и перспективы;

- обучать приемам смешивания красок на палитре, для получения нужных цветовых оттенков;

- обучать созданию художественных образов в жанре живописи;

- обучать технике правополушарного рисования.


Развивающие задачи:

- развивать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

- развивать коммуникативные навыки (умение общаться с взрослыми и сверстниками в коллективе, способность договариваться);

- развивать визуально-пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Воспитательные задачи:

- воспитывать общую культуру личности, приобщать детей к духовным ценностям путем реализации эстетического и нравственного воспитания;

- воспитывать трудолюбие, волю в достижении поставленной цели;

- воспитывать доброжелательность, умение сопереживать, адекватно проявлять свои чувства;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы.


1.3. Планируемые результаты.


К концу периода обучения дети должны владеть следующими компетенциями.

Предметные:

- знать основные понятия, термины в области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);

- знать художественные материалы, используемые в различных техниках;

- знать основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, цветовую гамму красок, теплые, холодные цвета);

- знать основы перспективы (дальше, ближе и т.д.);

- уметь смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

- самостоятельно создавать художественные образы в жанре живописи;

- уметь работать в технике правополушарного рисования.

Метапредметные:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;

- проявлять навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- применять на практике навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- развито визуально-пространственное мышление.

Личностные:

- уметь видеть прекрасное в окружающем мире,

- бережно относиться к природе;

- творчески подходить к выполнению работы;

- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

- радоваться своим успехам и успехам товарищей;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- соблюдать дисциплину;

- проявлять трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, активно принимать участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.


1.4.Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма организации занятий

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

РАЗДЕЛ 1. Мир интуитивной живописи. Воспоминания о лете (10 часов)

1-2.

Вводное занятие. «Пейзаж с васильками»

2

0,5

1,5

Беседа

Виртуальная экскурсия

Наблюдение, опрос

3-4

Создание горизонтального фона картины. «Мохнатый шмель».


2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

5-6

Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «Морской пейзаж»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

7-8

Радужный фон картины. «В горах»


2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

9-10

«Банка с соленьями»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

РАЗДЕЛ 2. Осенние истории (10часов)

11-12

Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

13-14

Создание вертикального фона. «Кот-бедолага».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

15-16

Создание кругового фона. «Наблюдатель».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

17-18

Создание кругового фона. «Друзья». Техника набрызга.

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

19-20

Круговой фон. «Навстречу звездам».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

РАЗДЕЛ 3. Зимняя сказка (14 часов)

21-22

Смешение радужного и горизонтального фона. «Это чудо – Новый год».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

23-24

«Зимние забавы»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

25-26

«За окошком снегири».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

27-28

«Новый год на носу».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

29-30

«Рождественские чудеса»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

31-32

«Хорошо зимой!».


2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

33-34

«Зимние чудеса».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

РАЗДЕЛ 4. Эти забавные животные (10 часов)

35-36

«Мамонтёнок»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

37-38

«Котик»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

39-40

«Милая Зайка»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

41-42

«Мечтательная Лошадка»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

43-44

«Умный Пёс».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

РАЗДЕЛ 5. Цветущая весна (16 часов)

45-46

«Тюльпаны для мамы».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

47-48

«Весенний лес»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

4950

«Маки»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

51-52

«Южный пейзаж»

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

53-54

«Космос».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

55-56

«Цветущий сад».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

57-58

«Ромашковое поле».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

59-60

«Одуванчики».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

РАЗДЕЛ 6. Живопись родного края (6 часов)

61-62

«Родные просторы».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

63-64

«Этот День Победы».

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа

65-66

Итоговое занятие. «Лето! Ах, лето!». Выставка детских работ.

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа. Выставка творческих работ.


Всего

66






1.5. Содержание учебного плана


РАЗДЕЛ 1. Мир интуитивной живописи. Воспоминания о лете (10 часов)


Тема 1. Вводное занятие. «Пейзаж с васильками»

Теория

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования. Понятие «пейзаж».

Практика.

Грунтование, правильная компоновка рисунка на листе. Выполнение рисунка «Пейзаж с васильками» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью широкой кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кистей разного размера.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 2. Создание горизонтального фона картины. «Мохнатый шмель».

Теория

Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.

Практика.

Выполнение рисунка «Мохнатый шмель» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью широкой кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кистей разного размера.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 3. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «Морской пейзаж».

Теория

Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.

Практика.

Выполнение рисунка «Морской пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево, цветы) и пальцев (облака, скала).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 4. Радужный фон картины. «В горах».

Теория

Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.

Практика.

Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 5. «Банка с соленьями».

Теория

Композиция. Теплые и холодные цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Банка с соленьями» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки или широкой кисти (на выбор), работа кистями разного размера.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


РАЗДЕЛ 2. Осенние истории (12 часов)


Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Светотень.

Практика.

Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки или широкой кисти (на выбор), работа с дальним и передним планами с помощью кистей разного размера, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 2. Создание вертикального фона. «Кот-бедолага».

Теория

Вертикальный фон. Сочетание цветов.

Практика.

Выполнение рисунка «Кот-бедолага» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки или широкой кисти (на выбор), работа передним планом с помощью кистей разного размера, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 3. Создание кругового фона. «Наблюдатель».

Теория

Круговой фон. Сочетание цветов.

Практика.

Выполнение рисунка «Наблюдатель» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (кот), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 4. Создание кругового фона. «Друзья». Техника набрызга.

Теория

Круговой фон. Сочетание цветов. Контражурное освещение. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст.

Практика.

Выполнение рисунка «Друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки (кисти) и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с передним планом с помощью кисти и пальцев (кот, сова).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 5. Круговой фон. «Навстречу звездам».

Теория

Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.

Практика.

Выполнение рисунка «Совушка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.



РАЗДЕЛ 3. Зимняя сказка (16 часов)


Тема 1. Смешение радужного и горизонтального фона. «Это чудо – Новый год».

Теория

Сюжетная картина. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон (совмещение в одной композиции). Передний и дальний планы. Светотень. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Это чудо – Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного, затем горизонтального фона губкой или кистью (на выбор), работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 2. «Зимние забавы».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Зимние забавы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью губки или кисти, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (снеговик, медведь, елка) и ватных палочек (елочные игрушки), наложение бликов, теней пальцами.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 3. «За окошком снегири».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.

Практика.

Выполнение рисунка «За окошком снегири» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки или кисти, работа с передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви, окно) и ватных палочек (грозди рябины).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 4. «Новый год на носу».

Теория

Портрет. Круговой фон. Светотень.

Практика.

Выполнение рисунка «Новый год на носу» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (снеговик) и ватных палочек (детали работы).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 5. «Рождественские чудеса».

Теория

Натюрморт. Круговой фон. Тень, блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Рождественские чудеса» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального и горизонтального фона с помощью кисти, работа с передним планом кистью (свечи) и пальцами (мандарин, ветвь ели, игрушки).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 6. «Хорошо зимой!».

Теория

Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.

Практика.

Выполнение рисунка «Хорошо зимой!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала), прорисовывание деталей с помощью кисти.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 7. «Зимние чудеса».

Теория

Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.

Практика.

Выполнение рисунка «Зимние чудеса» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона, работа с дальним (дерево) и передним планом (зайчик, санки, снежинка) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


РАЗДЕЛ 4. Эти забавные животные (10 часов)


Тема 1. «Мамонтёнок».

Теория

Портрет. Теплая и холодная цветовая гамма. Диагональный фон. Светотень. Детализация.

Практика.

Выполнение рисунка «Мамонтёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение диагонального фона с помощью пальцев, работа от общего к частному (рисование фигуры мамонтенка пальцами, детализация кистью).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 2. «Котик».

Теория

Портрет. Цветовые переходы. Тень, свет.

Практика.

Выполнение рисунка «Котик» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (на выбор) с помощью губки или кисти, работа с передним планом – от общего к частному (фигура – пальцами, детали - кистями).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 3. «Милая Зайка».

Теория

Портрет. Холодная цветовая гамма. Светотень. Детализация.

Практика.

Выполнение рисунка «Милая Зайка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение диагонального фона с помощью пальцев, работа от общего к частному.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 4. «Мечтательная Лошадка».

Теория

Портрет. Цветовые переходы. Тень, свет.

Практика.

Выполнение рисунка «Мечтательная Лошадка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (на выбор) с помощью губки или кисти, работа с передним планом – от общего к частному (фигура – пальцами, детали - кистями).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 5. «Умный Пёс».

Теория

Цветовые переходы. Тень, свет.

Практика.

Выполнение рисунка «Умный Пес» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (на выбор) с помощью губки или кисти, работа с передним планом – от общего к частному (фигура – пальцами, детали - кистями).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


РАЗДЕЛ 5. Цветущая весна (16 часов)


Тема 1. «Цветы для мамы».

Теория

Натюрморт. Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.

Практика.

Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью рук, работа с передним планом (прорисовка букета).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 2. «Весенний лес».

Теория

Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Весенний лес» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев, листьев и яблоневого цвета с помощью тычкования).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 3. «Маки».

Теория

Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Маки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью рук, работа с дальним планом и передним планом кистью и пальцами.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 4. «Южный пейзаж».

Теория

Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Перспектива.

Практика.

Выполнение рисунка «Южный пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, кисти или рук (на выбор), работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 5. «Космос».

Теория

Свойства акриловых красок. Перспектива. Светотень.

Практика.

Выполнение рисунка «Космос» акриловыми красками: выполнение фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг, тычкование и работа губкой) и передним планом.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 6. «Цветущий сад».

Теория

Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Цветущие сады» акрилом: выполнение фона с помощью губки, кисти или рук (на выбор), работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 7. «Ромашковое поле».

Теория

Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.

Практика.

Выполнение рисунка «Ромашковое поле» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 8. «Одуванчики».

Теория

Пейзаж. Композиция. Тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Одуванчики» акриловыми красками: выполнение фона (на выбор) с помощью губки, кисти (на выбор), работа с дальним и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


РАЗДЕЛ 6. Живопись родного края (6 часов)


Тема 1. «Родные просторы».

Теория

Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.

Практика.

Выполнение рисунка «Родные просторы» акриловыми красками: выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (домики, деревья, трава) с помощью кисти.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 2. «Этот День Победы».

Теория

Натюрморт. Горизонтальный фон.

Практика.

Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды.

Форма контроля: наблюдение, творческая работа.


Тема 3. Итоговое занятие. «Лето! Ах, лето!». Выставка детских работ.

Теория

Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.

Форма контроля: наблюдение, выставка.


2.Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график


Место проведения: ОГБН ОО «ДТДМ», ауд.303.

Время проведения занятий:

Изменения расписания занятий:


п\п

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Форма

контроля

Дата планируемая

(число, месяц)

Дата

фактическая

(число, месяц)

Причина изменения даты

РАЗДЕЛ 1. Мир интуитивной живописи. Воспоминания о лете (10 часов)

1-2

Вводное занятие. «Пейзаж с васильками»

2

Беседа

Виртуальная экскурсия


Беседа

Наблюдение




3-4

Создание горизонтального фона картины. «Мохнатый шмель».


2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




5-6

Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «Морской пейзаж»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




7-8

Радужный фон картины. «В горах»


2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




9-10

«Банка с соленьями»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




РАЗДЕЛ 2. Осенние истории (10 часов)

11-12

Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




13-14

Создание вертикального фона. «Кот-бедолага».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




15-16

Создание кругового фона. «Наблюдатель».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




17-18

Создание кругового фона. «Друзья». Техника набрызга.

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




19-20

Круговой фон. «Навстречу звездам».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




РАЗДЕЛ 3. Зимняя сказка (14 часов)

21-22

Смешение радужного и горизонтального фона. «Это чудо – Новый год».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




23-24

«Зимние забавы»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




25-26

«За окошком снегири».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




27-28

«Новый год на носу».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




29-30

«Рождественские чудеса»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




31-32

«Хорошо зимой!».


2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




33-34

«Зимние чудеса».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




РАЗДЕЛ 4. Эти забавные животные (10 часов)

35-36

«Мамонтёнок»

2

Беседа

Виртуальная экскурсия

Беседа

Наблюдение




37-38

«Котик»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




39-40

«Милая Зайка»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




41-42

«Мечтательная Лошадка»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




43-44

«Умный Пёс».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




РАЗДЕЛ 5. Цветущая весна (16 часов)

45-46

«Тюльпаны для мамы».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




47-48

«Весенний лес»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




49-50

«Маки»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




51-52

«Южный пейзаж»

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




53-54

«Космос».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




55-56

«Цветущий сад».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




57-58

«Ромашковое поле».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




59-60

«Одуванчики».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




РАЗДЕЛ 6. Живопись родного края (6 часов)

61-62

«Родные просторы».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




63-64

«Этот День Победы».

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




65-66

Итоговое занятие. «Лето! Ах, лето!». Выставка детских работ

2

Практическое занятие

Наблюдение, творческая работа




Всего

66







2.2. Формы аттестации /контроля


Диагностический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в объединении предусматривает входную и итоговую диагностику, текущий контроль.

Входная диагностика осуществляется на первых занятиях в форме фронтальных и индивидуальных бесед с обучающимся, наблюдений за деятельностью обучающихся с целью выявления уровня развития изобразительных навыков.

Итоговая диагностика проводится в конце освоения Программы в виде выставки творческих работ обучающихся.

Текущая диагностика проводится на каждом занятии в форме наблюдения, творческой работы, опроса.


2.3. Оценочные материалы


Критерии оценки достижений воспитанников

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период,

употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);

-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);

-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);

-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).

Критерии оценки достижений обучающихся:

-высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);

-средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);

-низкий уровень - являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).

2.4. Методическое обеспечение программы


В основу Программы заложены принципы:

- принцип поэтапности «погружения» в Программу (самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей);

- принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания, проработана преемственность занятий, имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний);

- принцип сравнений (подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения);

- принцип выбора (заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений);

- связь обучения с жизнью (изображение должно опираться на впечатление, полученное ребѐнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество);

- принцип культуросообразности: обучающийся, воспринимая творческую работу, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками;

- индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.


Методы организации образовательного процесса

- Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.

- Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.

- На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач также способствует частично-поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.

Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд творческий.

В Программе предложен неформальный подход к патриотическому воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном крае, Российских праздниках и пр.

Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное творческое решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы, что развивает у обучающихся эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.


Программой предусмотрено:

социально-коммуникативное развитие: с освоением мира художественных образов происходит освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;

речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;


Раннее профессиональное просвещение.

Знакомство со спецификой работы художника позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника-мастера появляется художественное произведение.


Сотрудничество педагогов.

Подобранный методический материал предусматривает его вариативное использование при создании авторских оригинальных программ и инновационных методов работы в тесном контакте с другими педагогами.


Работа с родителями.

Линия воспитания и образования, которая намечена Программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала. Для обучающихся дошкольного возраста родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к его творчеству, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи.



Учебно-методический комплекс


РАЗДЕЛ 1. Мир интуитивной живописи. Воспоминания о лете (10 часов)

- Программа;

- презентация «Мир правополушарного рисования»;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен великих художников; набор кистей, палитра, мольберт, наборы красок – акварель, гуашь, белила титановые, акрил);

- фотоматериал (фотографии моря, гор, дельфина);

- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3, гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра, губки для мытья посуды).


РАЗДЕЛ 2. Осенние истории (12 часов)

- Программа;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен великих художников; набор кистей, палитра, мольберт, наборы красок – акварель, гуашь, белила титановые, акрил);

- фотоматериал (фотографии осени, кота, ночного пейзажа, совы, цветущего дерева);

- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3, гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра, губки для мытья посуды).


РАЗДЕЛ 3. Зимняя сказка (14 часов)

- Программа;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен великих художников; набор кистей, палитра, мольберт, наборы красок – акварель, гуашь, белила титановые, акрил);

- фотоматериал (фотографии зимы, звёздного неба, новогодней ёлки, рождественского натюрморта);

- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3, гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра, губки для мытья посуды).


РАЗДЕЛ 4. Эти забавные животные (10 часов)

- Программа;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен великих художников; фотографии животных; набор кистей, палитра, мольберт, наборы красок – акварель, гуашь, белила титановые, акрил);

- фотоматериал (фотографии северного сияния, кота, светлячков, кота с котятами);

- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3, гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра, губки для мытья посуды).


РАЗДЕЛ 5. Цветущая весна (16 часов)

- Программа;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен великих художников; набор кистей, палитра, мольберт, наборы красок – акварель, гуашь, белила титановые, акрил);

- фотоматериал (фотографии цветов, котят, весенних деревьев, пруда, сакуры, космоса, цветущих садов, луга, одуванчиков);

- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, акрил «Луч» «Классика» (12 цветов), ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра, губки для мытья посуды).


РАЗДЕЛ 6. Живопись родного края (6 часов)

- Программа;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен великих художников; набор кистей, палитра, мольберт, наборы красок – акварель, гуашь, белила титановые, акрил);

- фотоматериал (фотографии пейзажей Ульяновской области, собак);

- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, акрил «Луч» «Классика» (12 цветов), ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра, губки для мытья посуды).


2.5. Условия реализации программы


Программа реализуется через специально созданные условия. Обеспечение образовательного процесса складывается из:

кадрового;

информационно-методического;

материально-технического.

Кадровое обеспечение Программы.

Реализацию Программы обеспечивает педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», имеющий профильное образование «Учитель, педагог изобразительного искусства».

Информационно-методическое обеспечение.

- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;

- методические пособия;

- конспекты занятий;

- дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);

- презентации;

- индивидуальный раздаточный материал;

- литература: для педагога, для детей, для родителей.


Материально – техническое обеспечение.

-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;

-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);

-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (1 шт.);

-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А4 – 10 листов (1 набор на весь курс обучения), бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов (3 набора на весь курс обучения), бумага для акрила А3 – 5 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (10 наборов на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл ( 4-5 шт. на весь курс обучения), набор акриловых красок «Луч» (12 цветов), ватные палочки 1 упаковка, влажные салфетки; малярный скотч (2 шт.), пластиковая палитра, губки для мытья посуды – 1 упаковка.

- работы обучающихся и педагога; иллюстративный материал.

- технические средства обучения: компьютер.


Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных

образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)


2.6. Воспитательный компонент


Цель воспитательной работы: создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся через творческое самовыражение и развитие художественного потенциала.

Задачи воспитательной работы:

- воспитывать общую культуру личности, приобщать детей к духовным ценностям, путем реализация эстетического и нравственного воспитания;

- воспитывать трудолюбие, волю в достижении поставленной цели;

- воспитывать доброжелательность, умение сопереживать, адекватно проявлять свои чувства; - воспитывать аккуратность при выполнении работы.


Приоритетные направления воспитательной деятельности: воспитание положительного отношения к труду и творчеству.

Формы воспитательной работы: беседа, конкурс, викторина.

Методы воспитательной работы: приучение, поощрение, анализ результатов деятельности.

Планируемые результаты воспитательной работы:

- уметь видеть прекрасное в окружающем мире,

- бережно относиться к природе;

- творчески подходить к выполнению работы;

- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

- радоваться своим успехам и успехам товарищей;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- соблюдать дисциплину;

- проявлять трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, активно принимать участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.


Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Беседа о профессии «художник»

Профориентация

беседа

сентябрь

2

Участие в творческих конкурсах

Воспитание творческой активности

конкурс

В течение года

3

Эко-викторина «Животные Красной книги Ульяновской области»

Воспитание бережного отношения к природе

викторина

октябрь

4

Викторина «Пейзажи Ульяновской области»

Воспитание патриотических чувств, любви к родной природе

викторина

декабрь

5

Викторина «Эти удивительные животные»

Воспитание бережного отношения к природе

викторина

февраль

6

Выставка работ обучающихся

Воспитание творческой активности

выставка

май


3. Список литературы


Для педагога:

1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.

2. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.

3. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.

4. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.

5. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.

6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми - нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.

7. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.: Педагогическое общество России, 2005

8. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.

9. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал "Завуч"№ 5, 2005.

10. Селевко Г.К "Современные образовательные технологии"/ М.: 1998.

11. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.






Приложение № 1


Словарь юного художника


Блик – самая светлая часть на предмете.

Гуашь - непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. 

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах, то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Картина – произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.

Композиция – способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – линия, передающая внешнее очертание животного, человека или предмета.

Линия горизонта - это линия, разделяющая небо с поверхностью земли или воды.

Натюрморт – картина, на которой изображены неодушевленные предметы (фрукты, овощи, посуда и т.п.).

Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют треножные мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.

Пейзаж – картина, на которой изображена природа.

Портрет – это картина, на которой изображён человек.

Свет – это освещаемая часть поверхности предмета.

Тень – это неосвещённый ил слабоосвещённый участок изображаемого предмета, а также неосвещенный участок за предметом, куда не попадает свет.

Фон – это основа для композиции, на которой располагаются все изображаемые предметы.

Штрих – черта, короткая линия.

Эскиз - это быстрый набросок будущей картины.

Этюд – небольшая по размеру картина, выполненная с натуры.




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Конспект занятия на тему «Осенний пейзаж»


Цель: 

включение творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и закрепление приёмов, позволяющих осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения.

Задачи:

Обучающие: 

совершенствовать умения ориентироваться в задании, в последовательном выполнении рисунка;

Развивающие: 
улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития у детей умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка».

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью путем применения арт-терапии.

Психотерапевтические: 

создать особые условия, способствующие возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания,  ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Приоритетное направление:

 художественно-эстетическое развитие (рисование)

Методы и приемы: 

эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

практические – упражнения, игра

словесные  – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,

вопросы, объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

наглядные – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.

Все методы используются в комплексе.

Предварительная работа: 

знакомство с жанрами живописи - пейзаж, портрет, натюрморт; рассматривание репродукции картины  И. Левитана “Золотая осень”

беседа о живописи, о жанрах живописи.

Материалы и оборудование: 

Для педагога:

Компьютер, репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”, образец работы (работа, выполненная педагогом).

Для детей:

раздаточный материал (на каждого ребенка): гуашь, кисти, ватные палочки, емкость для воды, салфетки, палитра для смешивания красок, лист бумаги (формат А3), закрепленный по периметру малярным скотчем к основе, салфетки влажные.

Место проведения: кабинет 303.

Форма проведения:  групповая

Методика правополушарного рисования

Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования  Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата  Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок.

Это не только обучение изобразительному искусству, но и психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.

Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник  творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия  творчеством - процесс очень увлекательный и  может вызывать мотивацию в любом возрасте.

Самое главное  в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного творчества. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность  этих упражнений помогает отключать логику. В правополушарном рисовании используется множество разных, странных приемов,  работает то правая, то левая  рука, прописываются буквы в зеркальном отображении и много чего, что кажется на первый взгляд необычным, непривычным и даже странным,  но, тем не менее, все это позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.


Дети находятся за столами на своих местах.


Педагог:  Здравствуйте, ребята.  Сегодня я хочу пригласить вас  на виртуальную экскурсию по картинной галерее.  Перед тем, как мы туда отправимся, я  очень хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. На ваших столах есть разноцветные краски.  Вы каждый выберите, пожалуйста, такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.

Дети выполняют.

Педагог: Молодцы. А теперь отодвиньте стаканчики в сторону. Кто-нибудь из вас знает, что такое картинная галерея?

Ответы детей: Да, это место, где много картин.

Педагог: А как еще можно назвать картины?

Ответы детей: Произведения живописи.

Педагог:  Давайте я вам напомню, что такое живопись.

Слово Живопись»  очень  легко   запомнить:  оно  состоит  и  двух  слов:  живо – писать.  Картины эти кажутся нам живыми. Потому что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море и многое другое. И сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в мир живописи. Ну что,  начнем?

Тогда я приглашаю Вас в залы картинной галереи (просмотр слайдов на компьютере). Посмотрите на эту картину внимательно. О чем она? Как называется картина, изображающая природу?

Ответы детей: Пейзаж.

Педагог: Правильно, ребята. Вы очень хорошо разбираетесь в жанрах живописи. Давайте полюбуемся пейзажами наших великих русских художников (просмотр презентации с репродукциями картин Шишкина, Поленова, Левитана, Пластова). Какое время года изображено на всех этих картинах? (Осень).  А теперь я предлагаю вам вернуться в нашу изостудию.

Ребята, отгадайте загадку:          

У тебя есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что ты…

Ответы детей: Художник.

Педагог: Давайте же продолжим становиться художниками. художниками. И, как всегда, в работе  мы будем использовать новые секретные приемы, которые я вам покажу. То, что у нас получится, мы увидим только в конце занятия. Это будет сюрприз. Но одно я вам подскажу уже сейчас: это будет то время года, которое было изображено на просмотренных нами картинах. Итак, будем писать осенний пейзаж

У вас на столах приготовлены краски. Вспомните, как они называются?

Ответы детей: Гуашь.

Педагог: Правильно ребята. А еще у вас на столах приготовлены разные кисти. Посмотрите, что это за кисти? Для чего они предназначены?

Ответы детей: Это жесткие, щетинистые кисти, они  нужны для работы с клеем и для аппликации.

Педагог: Правильно. Но сегодня мы вновь будем использовать эти кисти для рисования.  Это второй секрет.

А теперь я вам открою третий секрет – сегодня мы будем рисовать  на перевернутом листе бумаги.

Чтобы у нас все получилось нужно сделать волшебную гимнастику. Делать ее нужно в тишине. Разговаривать нельзя. Давайте встанем. Это волшебная гимнастика для настоящих художников.

Повторяйте за мной.

Упражнения выполняются под спокойную негромкую фоновую музыку.

 «Колечко». Руки перед собой. Поочередно с большим пальцем соединяем в кольцо другие пальцы руки. Пальцы правой руки начинаем соединять с мизинца. Левую руку в обратном направлении. Делаем это очень быстро и одновременно двумя руками.

«Кулак-ладонь». Согнутая в локте и сжатая в кулак правая рука расположена на уровне груди перед собой. Левая рука с открытой вниз ладошкой расположена под локтем правой руки. Теперь руки меняем, увеличиваем темп и добавляем между движениями хлопок в ладоши.

«Пальчиковая гимнастика». Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите большой палец на правой руке и вложите большой палец между указательным и средним пальцами на левой. Теперь поменяйте руки. Увеличиваем темп и меняем руки через хлопок в ладоши.

Правую руку положите на голову, левую на живот. Правая рука гладит голову круговыми движениями, левая поглаживает в противоположную сторону живот. Далее руки меняются. Темп упражнения увеличивается.

А теперь давайте сядем на свои места и продолжим. Представьте, что в каждой руке у Вас по карандашу. Мы будем рисовать сразу двумя руками в воздухе одновременно двумя руками. Одной рукой мы рисуем неотрывно геометрическую фигуру (букву). А другой  так же,  но совершенно другую фигуру (цифру). При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук.

Педагог:  Молодцы. У вас очень хорошо получается.

А теперь давайте приступим к нашему секретному рисованию.

Напоминаю, что во время нашего секретного рисования разговаривать нельзя.

Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнем.


Педагог (выполняет действия и комментирует): Перед вами лист бумаги, закрепленный малярным скотчем к основе. Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Возьмите один лист. Расположите лист горизонтально. Берем самую большую кисть. Нам потребуется белый цвет. Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист белой краской большими горизонтальными мазками - слева направо и справа налево. Что мы сделали с нашим листом? (Загрунтовали).

После того как вы промыли кисть промокните ее салфеткой. А теперь находим линию горизонта. Что это такое? Где она находится? (Там, где небо сходится с землёй). Проводим эту линию. Теперь набираем на кисть синюю краску и ставим большие кляксы над линией горизонта – в самом верху листа. сторону А теперь жёлтые. Затем красные. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь. Совсем не обязательно делать именно такой как, как я, ведь вы рисуете свою картину. А теперь размазываем эти кляксы. Работаем из стороны. И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство. Как видите, ничего сложного. А теперь начинаем волшебство: берем на кисточку белый цвет и начинаем вести ее поверх наших пятнышек. Теперь идём в нижнюю часть листа. Берем и ставим кляксы цветами: зелёный, красный, жёлтый. Размазываем из стороны в сторону.
Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем,  наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков.
Важно  делать это быстро. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги,  по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился. Что у нас получилось?
(Фон). Верно, мы сделали горизонтальный фон. Таким образом, у каждого из нас получился  свой фон, который можно использовать и для других картин. Результат может быть непредсказуем! Промойте кисть, промокните ее салфеткой. А теперь рисуем на линии горизонта реку. Какой цвет нам понадобится? (Синий). Наносим синие кляксы на линию горизонта, немного выше, немного ниже. И размазываем из стороны в сторону.

А теперь переходим к следующему этапу работы.

Большой кистью наберите белую гуашь.

Нарисуйте большое круглое пятно  ближе к центру листа.

Промойте кисть, промокните ее салфеткой

Педагог: Теперь возьмите на кисть желтый цвет.

Поверх белого цвета слева по краю нанесите желтый цвет.

Промойте кисть, промокните ее салфеткой.

Педагог: На палитре смешайте темно зеленый и черный цвет.

Посмотрите, какой глубокий и интересный цвет у нас получился.

В нижней части листа черным цветом проведите горизонтальную линию от края до края. Закрасьте меньшую отчерченную часть цветом, который получился у вас на палитре.

А теперь этим же цветом методом «тычка» рисуем несколько возвышенностей.

Листочек переворачиваем. И начинаем рисовать «сверху-вниз» на перевернутом листе бумаги.

Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.

Педагог: На нашем листе начинают появляются первые подсказки. Что же такое интересное у нас получается? На что это похоже?  

Дети высказывают свои догадки.

Педагог: Самые внимательные заметили, что так мы рисуем дерево.

И у каждого из вас получится свое собственное дерево.

Вроде бы мы рисуем вместе, но у каждого получается по-разному.

Набираем на большую щетинистую кисть немного этой же краски. И начинаем прорисовывать крону нашего дерева методом «тычка сухой кистью».

Кисть должна быть сухой.

Теперь снова переворачиваем наш рисунок.

Посмотрите, что у вас получилось. Чего не хватает? (Листьев). И тут нам на помощь приходит новый секрет: ватные палочки. Набираем на палочки жёлтую краску и делаем листочки. А теперь красную краску. А теперь смешиваем на палитре немного желтой и зелёной краски. Какой цвет получился? (салатовый). А давайте представим себе, что у нас закончился зелёный цвет. Когда такое может случиться? (Рисовали огромного крокодила или кузнечиков в траве). Берём синий цвет и наносим на чистое место на палитре. А теперь берём жёлтый цвет и добавляем его в синий. И быстро-быстро перемешиваем. Чудеса, правда? Какой цвет мы с вами сами сделали? (Зелёный). А как его превратить в салатовый? (Добавить жёлтый цвет). Пробуем сделать салатовый. (Работают). Молодцы! Настоящие художники-волшебники!

А теперь добавляем салатовых листочков на наши деревья. Что нам поможет в этом? (Ватные палочки). Итак, добавляем листочки.

Нам осталось добавить небольшие детали, чтобы наш рисунок ожил. Это могут быть, например, птицы. На что похожа птица? (На галочку). Берем черный цвет и рисуем птицу-галочку. Добавляем на нее свет от солнышка белым цветом.

Посмотрите внимательно, каких деталей не хватает. Наберите на кисть краски, которой мы рисовали деревья и добавьте то, что вам хочется.

А теперь, ребята, отложите кисти в стороны, посмотрите на ваши замечательные работы, и скажите, к какому жанру живописи вы можете отнести ваши рисунки? Почему?

Ответы детей: Это пейзаж. Потому, что мы изображали природу.

Педагог: Правильно. Мы рисовали пейзаж. Посмотрите еще раз на ваши работы. Мы рисовали все вместе, все делали одинаково, а получилось у всех по-разному. Такие разные - очень красивые пейзажи.


Педагог проводит презентацию детских работ.

- У нас получились прекрасные рисунки. Вы настоящие художники! Все знаменитые художники подписывают свои работы. Вы тоже можете поставить свою подпись в правом нижнем углу работы. Молодцы, ребята!

Как вы себя чувствуете?

Мне бы очень хотелось узнать какое настроение у вас сегодня.

Посмотрите на экран.  Мы с вами знаем, что у каждого настроения есть свой цвет. 

Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас всё получается, мы довольны.

И настроение наше похоже на чистую воду, и мысли у нас «ясные и «чистые». Когда нам в голову приходят отличные идеи, то настроение становится прекрасным, радостным, похожим на салют: оно окрашивается в красивые яркие цвета. Но бывает, что мысли наши грустны и неприятны, нам или плохо, или обидно. Тогда наше настроение окрашивается в тёмные цвета. Ребята, на ваших столах есть разноцветные краски.  Вы каждый выберите, пожалуйста, еще раз такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.


Дети окрашивают воду в стаканчиках

Педагог: Какой цвет вы выбрали сейчас? Почему? А какое настроение у вас получилось? Давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на занятие. Что изменилось? У тебя …? А у тебя …? Почему?

Педагог:  Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение ваше радостное, хорошее  и светлое.

Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли  только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется  творить прекрасное!

44


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации