Православие в России. Основы христианства
Цель: формирование у обучающихся моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.
Задачи:
1.Познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди.
2.Объяснить значение слов «пророк», «скрижали», «заповеди».
3. Выяснить законы и ценности христианской морали.
Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, просмотр мультфильма, игра, анализ визуальной и текстовой информации, составление таблицы, работа с текстом.
Средства: видеофрагменты (мультфильма «Моисей. Дарование Закона. Православные мультфильмы» https://www.youtube.com/watch?v=GbY2hI2OvcM) , мультимедийная презентация, тексты «Предательство», «Ложь и Неправда», «Зависть Воровство» (притча от Дмитрия Колганова), «Старый дед и внучек»(Л.Н.Толстой), «Притча о гвоздях».
Ход классного часа:
Организационный момент. Добрый день! Я пришла на занятие, чтобы поделиться с вами хорошим настроением и знаниями, а для чего пришли вы? Я надеюсь, что наш классный час будет для вас интересным и полезным.
1.Вызов.
- На земле не счесть законов разных.
Создают и упраздняют их.
Только десять вечных и прекрасных,
Десять заповедей есть святых.
-Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Ответы обучающихся)
Тема: Заповеди – основа христианства.
-Какую цель вы поставите? (Ответы обучающихся)
1.Что есть заповедь? История появления заповедей.
2. В чем суть заповедей?
2.Осмысление
-Я расскажу вам историю, прочитанную мною в Библии, которая называется «История Моисея» (https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/176273/bibleyskaya-istoriya-moiseya-istoriya-proroka-moiseya)
-История Моисея из Библии: Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах - скрижалях. Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке - скинии, где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что, вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал. Вот как это было.
Просмотр мультфильма «Моисей. Дарование Закона. Православные мультфильмы» https://www.youtube.com/watch?v=GbY2hI2OvcM[10].
Фронтальная работа
-Я попрошу вас устно составить вопросы, используя первое слово вопросительного предложения.
(Коллективное заполнение таблицы на доске с ответами на слайде).
Кто? |
Когда? |
Где? |
Зачем? |
Что? |
Пророк Моисей |
3000 лет назад |
Гора Синай скрижали |
Получить от Бога заповеди |
Заповеди |
Работа с неизвестными словами
-Какие неизвестные слова встретились вам в рассказе? (Ответы обучающихся) (Скрижали, пророк, заповеди).
-Я предлагаю вам узнать значение этих слов с помощью приема «рекле». Определение расстрижено на слова, а вы должны его собрать.
Пророк — человек, призванный Богом для передачи людям повелений Бога, заповедей, предсказаний будущего.
Скрижали - две каменные плиты, на которых выбито было десять заповедей.
Заповеди — нравственные правила, данные Богом.
-Первые четыре заповеди касаются отношения людей к Богу, а остальные 6 заповедей учат отношению людей между собой. Прочтите эти 6 заповедей.
-Сейчас я предлагаю вам поработать в парах 5-7 минут. В ваших текстах рассказ или притча, прочитав текст, выполните задания.
Работа с текстами. (5-7 мин) (См. приложение 1)
Презентация информации по плану (10 мин.).
1.Расскажите, о чем вы прочитали? (Ответы обучающихся)
2. Какая заповедь скрыта в тексте? (заповеди на слайде) (Ответы обучающихся)
3.От чего предостерегает заповедь? (Ответы обучающихся)
4.Как требует поступать заповедь? (Ответы обучающихся)
-Существует три направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Русская православная церковь полагает себя исторически первой религиозной общиной в России. Согласно традиционной историографии, официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году. С принятием христианства на Руси были запрещены жертвоприношения, многоженство, кровная вражда и другие языческие традиции. Церковь призывала помогать больным, бедным и убогим.
-А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Игра «Жокей и лошадь»: каждая из вас вытягивает часть пословицы нужно найти вторую половинку. Вновь образованные пары садятся вместе, зачитывают пословицу и соотносят её с заповедью.
Пословицы:
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Купленный сухарь краденого пирога дороже.
3.Рефлексия
-А сейчас обсудите в парах, актуальны ли для современного человека данные Богом заповеди? Ответ обосновать. (Ответы обучающихся)
-Неважно, в каком времени мы живем, человек имеет биосоциальную сущность, и в одиночку выжить не сможет, а для того что бы смогло жить общество важно соблюдать законы нравственности, ведь они важны для любого времени.
Приложение
Предательство
Христианская притча
Задания: 1. Прочтите текст, подготовьте пересказ.
*Почему сын остался жить с вечным укором совести?
Одну женщину обвинили в сатанинстве и собирались сжечь на костре как колдунью. Но, по обычаю, все должны были подтвердить, что она ведьма. Огромная толпа, словно камни, бросала возгласы «ведьма», только её сын безмолвствовал среди толпы.
— Сжечь и сына, — крикнул кто-то, — он сын ведьмы, значит и он — сатана. Опасаясь за жизнь сына, крикнула несчастная женщина в толпу:
— Это не мой сын!
И тогда возмущённый сын заорал вместе с безумствующей толпой:
— Ведьма! Ведьма!
И в тот же миг запылало пламя у ног невинной. Языки огня лизали уже тело, но не эта боль жгла сердце матери. Вспомнила несчастная, как впервые шевельнулся под сердцем ребёнок, словно цветок распустил свои лепестки, вспомнила, как в муках родила она долгожданное дитя, как услышала его первый крик, возвестивший о появлении нового существа на свет божий, вспомнила, как приложила впервые к груди тёплый дорогой комочек, как впервые он произнёс слово «мама», как сделал первый шаг… Смотрела она в родное лицо, искажённое безумством, и жгучие слёзы заливали опалённые огнём щёки.
Жестокий костёр погас, безжалостное пламя исчезло, оставив на площади серый пепел, который разносил во все стороны равнодушный ветер. Толпа, получив наслаждение, разошлась, а сын безвинной женщины так и стоял на площади. Не было у него никого. И некуда ему было идти. С площади его вскоре прогнали, и он побрёл в поисках другой жизни. И где бы он ни был, куда бы ни прибивался, отовсюду был гоним, обруган, оскорблён и нередко избит. И чем больше ему доставалось, тем чаще он вспоминал мать: её тёплые мягкие руки, её милый сердцу голос, её родной образ, её нежность и любовь.
— Мир жесток, он отнял у меня то, что было всего дороже.
— Нет, это не мир отнял у тебя самое дорогое, — услышал он голос внутри себя. — Это ты отрёкся от него, чтобы сохранить себе жизнь.
И стал жить сын с вечным укором совести, как с клеймом. Прошло время, женщину оправдали, вернули честь доброму имени, а сын её так и остался вечно прокажённым, отовсюду гонимым
Заполните таблицу
Заповедь, скрытая в тексте |
От чего предостерегает заповедь |
Как требует поступать заповедь |
Ложь и Неправда
Христианская притча
Задания: 1. Прочтите текст, подготовьте чтение по ролям.
2. Почему юноше пришлось сознаться во вранье?
3. Согласны ли вы с утверждением, что ложь порождает новую ложь?
Некий юноша решил жить воздержанной жизнью. Однажды, стесняясь открыто говорить о своих принципах, он попал в смешную ситуацию. На вопрос, женат ли он, молодой человек, предполагая, что на этом расспросы закончатся, поддался соблазну немножко солгать:
— Да, женат.
— А как зовут вашу жену? — спросили снова.
Юноше опять пришлось выкручиваться.
— А дети у вас есть? — последовал ещё один вопрос.
И так как юноша уже начал лгать, то никак не мог остановиться.
— Есть.
— А сколько?
Молодой человек почувствовал, что окончательно запутался. «Чем дальше в лес, тем больше дров», — вспомнилась ему поговорка.
— Ну двое, — нерешительно ответил он.
— А как их зовут?
Вопросам собеседников, казалось, не будет конца.
Юноша не выдержал и ответил:
— Одного ребёнка зовут Ложь, а другого — Неправда. Не женат я, не женат!
Заполните таблицу
Заповедь, скрытая в тексте |
От чего предостерегает заповедь |
Как требует поступать заповедь |
|
|
|
Зависть
Христианская притча
Задания: Прочтите текст, приготовьте краткий пересказ.
Почему в аду люди были несчастны?
Подчеркните описание завистливых людей.
Какова главная мысль текста?
Одна женщина прожила праведную жизнь и попала в Рай. Открылись ворота и её поприветствовал Ангел, который и проводил её внутрь. Рай выглядел, как обычная улица с множеством красивых домов с садами. Только вместо автомобильных дорог везде были красиво вымощенные тропинки, пролегающие прямо посреди зелёных газонов. Вокруг пели птицы, гуляли невиданные звери, а люди вокруг были одеты в простую сельскую одежду. Светило солнце. Каждый человек, которого встречала женщина, здоровался с ней, и при этом у него на лице была написана доброта, благодушие и счастье. Все были красивыми и излучали положительную энергию. Женщина с удовольствием прогулялась вместе с Ангелом, задавая ему много вопросов о жизни и смерти. Ангел был так же добродушен, как и люди вокруг, и охотно отвечал. Вскоре женщина поселилась в одном из красивых домов, где было всё, что нужно. Она познакомилась со своими соседями и стала жить счастливой жизнью. Через какое-то время она нашла членов своей семьи. Но женщину занимал один вопрос, оставшийся без ответа. И она решила пойти к Ангелу и всё-таки его задать.
— А нельзя ли мне посмотреть, - спросила она, – как выглядит Ад?
— Только если одним глазком, — подмигнул ей Ангел, и они вместе отправились в Ад. Войдя в его врата, женщина огляделась и с удивлением отметила, что он мало чем отличается от Рая. Тут были всё те же ухоженные дома и зелёные улочки, но люди вокруг были сплошь неприветливыми, а их взгляды были полны затаённой злости и отчаяния.
-Но, Ангел, — сказала женщина. – Я не понимаю: ведь тут всё точно так же, как и у нас!
— Да, — вздохнул Ангел. – Ни единого различия.
— Но почему же они так несчастны?
— Потому что все они уверены, что в Раю лучше.
Заполните таблицу
Заповедь, скрытая в тексте |
От чего предостерегает заповедь |
Как требует поступать заповедь |
|
|
|
Воровство
Притча от Дмитрия Колганова
Задания
Прочитайте притчу
Какой порок описывается в притче
К чему приводит воровство?
Что понял вор в последний миг жизни?
Корыстью необузданной влеком, вор молодой в чужой забрался дом.
И чтобы впредь нужды ему не знать, чужим добром мешок стал набивать.
Бесцеремонно шаря в доме том, нашёл кувшин серебряный с вином.
В котором для воров — а кто им рад? — хозяин растворил смертельный яд.
Богатство и вино! Веками вы неопытных лишали головы!
И вор, ведомый жадностью, не смог сдержать соблазн и сделал шаг в силок:
Бессовестно зарвавшийся простак находку посчитал за добрый знак
И зелья, как воды в жару, хватил, вскричал и на пол грохнулся без сил.
Что понял он в последний жизни миг? Какую боль вместил предсмертный крик?
Быть может, если б снова жизнь начать, не стал он на чужое посягать…
Так гибнут люди грешные порой, ведомые своею волей злой.
Людская зрима Господу вина — за каждый грех заплатим мы сполна!
Нейдёт добро ворованное впрок, содержит яд украденный кусок.
Идущие неправедной стезёй за кражу платят жизнью иль душой.
Кто ж обманул и месть, и правый суд от Божьего суда не убегут.
Заповедь, скрытая в тексте |
От чего предостерегает заповедь |
Как требует поступать заповедь |
Старый дед и внучек (Л.Н.Толстой)
Задания
Прочтите текст, приготовьте пересказ.
Почему заплакали родители?
В чем главная мысль текста?
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, и, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Заполните таблицу
Заповедь, скрытая в тексте |
От чего предостерегает заповедь |
Как требует поступать заповедь |
Притча о гвоздях
Задания: 1. Прочтите притчу, приготовьте пересказ
2.В чем главная мысль притчи?
3. К какой заповеди вы бы отнесли притчу и почему?
Жил – был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, — шрам останется.
Заполните таблицу
Заповедь, скрытая в тексте |
От чего предостерегает заповедь |
Как требует поступать заповедь |
|
|
|
Кияйкина Наталья Федоровна
Гаврилова Снежана Михайловна