Внеклассное мероприятие для начальной школы «Праздник осени»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/o1541535953.ppt (Презентация к празднику "В гостях у Осени")
Внеклассное мероприятие для начальной школы
"В гостях у Осени"
Оформление.
Презентация
Репродукции картин И.Левитана, В.Поленова, И.Остроухова и др. художников.
Аудиозаписи песен:
«Что такое осень» (муз. и сл. Ю.Шевчука)
«У природы нет плохой погоды…» (муз. А.Петрова, сл. Э.Рязанова)
«Улетели листья с тополей…» (муз. А.Подболотова, сл. Н.Рубцова)
Композиции «Осень» из цикла П.И.Чайковского «Времена года».
Во саду ли в огороде…» осенние частушки.
Звуки природы: шум ветра, шум дождя
Детские песенки:
«Скворушка прощается»
«Дождик», « О чём плачет дождик», « Осень бродит по лесам», « Что у осени в корзине?»
(Зал украшен репродукциями картин об осени, рисунками детей, осенними листьями, оформлена на столе корзины с муляжами овощей и фруктов, звучит
песня «Что такое осень» муз. и сл. Ю.Шевчука).
слайд 1 ( Праздник осени)
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Собрались мы в этом зале поговорить об удивительном времени года. Догадались, о каком?!
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редких просинь,
Наступила….. (осень)
Слайд 2 (осень)
Льдинка хрустнет онко,
Крикнет птица звонко,
Будто есть попросит,
Наступила….. (осень)
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Наступила ….. (осень)
Ведущий.
Давно ли мы любовались золотом берез и тополей, багрянцем рябин и осин. Это была…(золотая осень). А сейчас все чаще вместо дождя идет снег, лужицы покрылись ледком. Только яркие гроздья рябин да зелень хвои радует глаз в лесу. Это значит пришла (поздняя осень).
Да, каждый любит свою осеннюю пору, видит ее по-своему. Посмотрите на репродукции художников на экране. Правда, они прекрасны?!
Слайды: 3, 4, 5, 6, 7,8, 9
А сколько поэтов воспевали это время года! Давайте послушаем.
1. СТИХИ ОБ ОСЕНИ
(читают дети) Слайды: 10-17
Звучит композиция «Осень» из цикла П.И.Чайковского «Времена года».
Осень
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
(Иван Бунин)
Осень.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
«Здравствуй, осени пора!»
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим!
Ведущий:
И приходит осень к нам тремя осенними месяцами. А какими, вспомните и узнайте их!
(выходят трое ребят, на груди перевернуты таблички с названиями месяцев. Когда дети отгадывают, таблички переворачиваются, на экране тоже появляется название месяца)
2. ЗАГАДКИ ОБ ОСЕННИХ МЕСЯЦАХ
СЕНТЯБРЬ
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь) <слайд 18>
ОКТЯБРЬ
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц, подскажи?
(Октябрь) <слайд 19>
НОЯБРЬ
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мокнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь) <слайд 20>
Ведущий.
Молодцы, сразу узнали осенних братьев-месяцев! А кто из вас, ребята, приготовил осенние приметы и пословицы по месяцам осени? Прошу на сцену!
3. ПЕСЕНКА «ЧТО У ОСЕНИ В КОРЗИНЕ»
(Слайды: 21 – 23)
Пришла к нам осень с гроздьями огненной рябины.
Спросим мы у осени, спросим мы у осени, что в её корзине.
Полна корзина фруктами, чудо овощами,
Очень, очень вкусными, очень, очень вкусными разными вещами.
4. Рецепты блюд из овощей
- Ребята, какие овощи вы знаете? Что из них можно приготовить? ( слайды 24-33)
5. Инсценировка стихотворения «Спор овощей»
(Выходят два ведущих с корзиной овощей)
1-й ученик:
Урожай у нас хорош, <слайд 34» ( овощи )
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор,
Затевают длинный
И серьезный спор.
(На сцену выходят дети с масками на голове, играющие роль овощей)
2-й ученик:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях,
Будет всем полезней?
Ведущий:
Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!
Горошек: Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
1-й ученик:
От обиды покраснев
Свекла заворчала…
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай
Лучше свеклы нету!
Капуста:
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно!
Редиска:)
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
2-й ученик:
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
уж, конечно, сок томатный!
Лук:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали, я ваш друг!
Я простой зеленый лук!
Картошка:
Я, картошка, так скромна,
слова не сказала….
А картошка так нужна
и большим и малым.
Баклажан:
Баклажанная икра так вкусна, полезна…
1-ый ученик:
Спор давно кончать пора
Все овощи хором:
Спорить бесполезно!
(стук в дверь)
2-ой ученик:
Кто-то кажется, стучит…
(входит мальчик в костюме Айболита)
1-ый ученик:
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Овощи (хором):
Кто из нас, из овощей,
всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
будет всем полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И судить я не берусь:
кто из вас вкуснее,
кто из вас полезней!
Ведущий.
Как же разрешился спор овощей? (Отвечают дети)
Ведущий. (Слайд 35)
Да, ребята, все овощи полезны, благодаря содержанию в них витаминов. «Витамин» от латинского слова «жизнь». Благодаря этим целебным свойствам овощи становятся докторами заболевших людей. Ребята вам сейчас расскажут о некоторых целебных свойствах овощей.
6. Целебные свойства овощей.
– Морковь и фасоль лечат от малокровия ребят, чьим щечкам надо порозоветь.
– Перец выпроваживает из организма цингу, то есть лечит десны.
– Салат и томат помогают толстячкам похудеть.
– Капуста лечит желудок. А арбуз, репа, кабачок и баклажан помогают печени.
– Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к петрушке, тыкве и свёкле.
- На огородах нашей планеты выращивается более 120 видов овощных культур.
7.Осенние частушки. «Во саду ли в огороде» (Слайды: 36, 37)
(текст прилагается)
8. Игра «Угадай-ка»
Какие овощи называют ещё «синенькими»? (баклажан)
Какой овощ называют «змеиной травой»? (чеснок, он отпугивает змей)
Какой овощ на итальянском языке называется «золотое яблоко»? (помидор; в переводе с итальянского «золотое яблоко»)
Какой овощ бывает и сладким и горьки? (перец)
9. Игра «Подскажи словечко» (Слайд 38)
Он усатый и ползучий,
спрятал ядрышки в стручке
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох
Называется …
(горох)
Он на грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый…
(кабачок)
Хвост зелёный, красная головка,
Это остроносая …
(морковка)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней…
(помидора)
Ведущий:
Чтобы вы не забывали есть побольше овощей, ребята из 4 «В» класса приготовили вам рекламу овощей. Давайте послушаем!
10.РЕКЛАМА ОВОЩЕЙ
(Говорят дети под мелодию «весёлые куплеты») (Слайды: 39,40)
1.
Для детей, их пап и мам
Устроим мы турнир реклам,
Реклам не простых-
Витаминных, овощных!
2.
(Слайд 41, 42)
Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный,
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть,
Надо лук зелёный есть.
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи.
3.
(Слайд 43)
Я, морковочка – подружка
дорога и люба.
Ешьте дети все морковь,
Очищайте зубы!
4.
(Слайд 44)
А я- толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту –
Возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
Но август месяц наступил:
Стал краснеть я с каждым днём,
Чтобы взяли меня в дом.
Ешьте, дети, помидоры,
пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный!
5.
(Слайд 45)
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети огурцы,
Будете в порядке!
6.
(Слайд46)
Наша жёлтенькая репка
Уж засела в землю крепко,
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет!
7.
Посадили мы картошку
Ещё в мае месяце.
Выросла она на диво-
И крупна, и так красива!
А картошка- хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело.
Не жалей ты сил для дела!
8.
Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше овощей!
Ведущий. (Слайды: 47,48)
Послушали наши мамы рекламу, да и отправились на базар. А вот что из этого вышло, сейчас узнаем!
11. Инсценировка песенки «ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох! ...
Вот овощи спор завели на столе-
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Кортошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свёкла? Ох! ...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох! ...
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Кортошка, капуста,морковка, горох,
Петрушка и свёкла. Ох! ...
И суп овощной оказался неплох!
(Слайд 49)
Ведущий.
А теперь, ребятки, отгадаете- ка осенние загадки!
Загадки.
Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла – все наряды отдала.
Сотню одежонок сложили мы в бочонок.
(Капуста) <слайд 35 >
Скинули с Егорушки золотые перышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка.
(Лук) <слайд 36»
Красная мышка с белым хвостиком
В норке сидела под зеленым листиком.
(Редиска) <слайд 37»
Над землей – трава,
Под землей – алая голова.
(Свекла) <слайд 38»
Ведущий.
Продолжим отгадывать загадки.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
(Репа) <слайд 39 >
Ведущий.
А знаете ли вы, что репу раньше ели каждый день: пекли с ней пироги, варили кашу, парили в печи с медом. Легенда гласит, что один римский полководец так любил репу, что всегда сам пек ее себе в золе во время военных походов. Народ не забыл репку и в сказках. Вы знаете такую сказку? Конечно же, это «Репка»! Ребята из покажут инсценировку этой сказки.
12. Инсценировка сказки «Репка».
13. Портреты из овощей.
-А вы знаете, друзья, что из овощей можно рисовать портреты людей?(Слайды 56,57)
14. Загадки (Слайды 58-66)
Ведущий.
У меня еще есть загадки.
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимой в банке – желтые, соленые.
(Огурец)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо, узнаёшь её?
(Капуста)
Кто осенью улетает, а весной возвращается?
(Птицы ,скворушка )
Ведущий.
Вот об одной из таких птиц ученики 4 «А» споют
14. Песенка «Скворушка прощается».
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает?
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождик) Слайд 67)
-11-
(звуки природы : шум дождя)
(Слайды 68, 69)
Вдруг стало всё вокруг темно,
За тучи солнышко ушло,
Осенний дождик всюду льёт,
Свою он песенку поёт.
Дождик, дождик, ты длиннющий,
Ты от неба до земли.
Дождик, дождик, пуще, пуще,
Чтобы мы скорей росли!
Нам совсем не страшно
Бегать под дождём,
Если дождик сильный,
Зонтики возьмём!
15. Танец с зонтиками (Слайды 70-74)
От осени не скрыться, не скрыться никуда.
Кричат печально птицы, молчит в реке вода.
Скамейки дождик мочит, деревья и дома...
Он плачет, он не хочет, чтоб к нам пришла зима.
Ведущий:
Может кто-то из вас хочет рассказать стихотворение об осени?(Слайд75)
ВЕДУЩИЙ:
Молодцы! Много знаете стихов об осени. Но нам пора заканчивать наш праздник. Спасибо за внимание и участие. До новых встреч!
Осень.
Поглядите из окна:
Осень выставку открыла.
Как художница, она
Яркой краской всё покрыла.
Как раскрашены сады
Этой смелой тонкой кистью!
Как румянятся плоды,
Как желты на солнце листья!
Косы золотом горят-
Это в сад пришли девчата.
Гроздья – спелый виноград-
На шесте несут ребята.
Как созвездия, ярки
На ветвях айва и груши.
Залюбуешься таким
Взмахом тоненькой руки
Мальчуган орехи рушит.
Как хорош узор полей
И холмов лесная просинь!
Нет художницы смелее
И чудеснее, чем осень!
А за рощею закат
Алый, лиловатый, чистый…
А над садом листопад
Тополиный, золотистый!
Тает облако, как дым,
Над Балканами, над кряжем…
Нарисованным пейзажем!
ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ.
1.
Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас
Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас!
2.
На себе всегда мы ловим восхищенья взоры,
Красоту нам и здоровье дарят помидоры!
3.
Мы секрет румян достали от прабабки Фёклы,
Лучше всех румян заморских сок от нашей свёклы!
4.
Нет вкуснее яблок спелых - это знает детвора
Как мы яблоки увидим, сразу все кричим: «УРА»!
5.
Ухажёров нынче сто под нашими окошками
Все желают получить пирожок с картошкою!
6.
Не болеем больше гриппом, не боимся сквозняка,
Все таблетки заменяет нам головка чеснока!
7.
Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.
А растрогал нас до слёз лук – порей, что в землю врос!
8.
Во саду ли, в огороде, пели вам частушки,
Очень просим извинить, коль устали ушки!