Предметная неделя по русскому языку и литературе

8
1
Материал опубликован 24 March в группе

t1711268949aa.png


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 152»

607635, городской округ город Нижний Новгород, сп. Новинки, ул. 2-ая Дорожная, дом 12А, тел. 8(831)41-10-1-52, e-mail: s152_nn@mail.52gov.ru


Предметная неделя по русскому языку и литературе

Введение. Пояснительная записка

Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и

внимания к предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у школьников не

только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с

литературой,словарями,справочниками,научно-популярнойлитературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебнойдеятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки самоконтроля, ему приходится проявлять

интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, найти новые формы и приёмы вовлечения образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.

Предлагаю вашему вниманию не столько методическую разработку предметной модель, которая постепенно сформировалась педагогической деятельности. Отмечу, что школа наша хоть и средняя, но небольшая, наполняемость классов в пределах от 8 до 18 человек, параллели отсутствуют.

Предметная неделя по русскому языку и литературе проводится в 3 учебной четверти, в течение февральской недели, включающей 21 февраля – Международный день

Цель проведения предметной недели русского языка и литературы: повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература, формирование познавательной активности, расширение кругозора.

Задачи:

 Создание условий для развития интереса к изучаемым предметам.

 Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

 Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

 Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса учеников к

изучаемым предметам.

 Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.

 Создание праздничной творческой атмосферы.

План мероприятий:

День первый:



Открытие предметной Недели русского языка и литературы

Сообщение о плане проведения мероприятий

На линейке

1-8 классы

Ответственный Егорова И.А.

Лингвистические перемены

Игра «Угадай-ка»


Все желающие

Ответственный Егорова И.А.





День второй:



Интерактивная игра «Сказки А.С. Пушкина»

От каждого класса 5 человек.

1-4 класс

Ответственный Егорова И.А.

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Сильное звено»

От каждого класса по 2 человека

5-8 класс

Ответственный Егорова И.А.

Лингвистические перемены

Игра «Грамматические примеры»



Все желающие

Ответственный Егорова И.А.





День третий:


День русского языка

Конкурс коллажей по теме «Интересные факты о русском языке»


5-8 класс

Ответственный Егорова И.А.

Конкурс «Лучшая тетрадь»



1-8 классы

Ответственный Егорова И.А.

Олимпиада по русскому языку



1-8 класс

Ответственный Егорова И.А.

Конкурс рисунков «Веселая азбука»



1-4 класс

Ответственный Егорова И.А.

Фотовыставка «Я на уроке русского языка»

Внеконкурсное мероприятие

1 – 8 классы

Ответственный Егорова И.А.

День четвертый:


21 марта День поэзии, посвященный А.С. Пушкину

Конкурс чтецов «Мои любимые строки»


Видео-формат

1-8 класс

Ответственный Егорова И.А.

Творческая мастерская «Обложка любимой книги А.С. Пушкина»


выставка рисунков

1-8 класс

Ответственный Егорова И.А.

Лингвистические перемены

Разгадай кроссворд «Наш Пушкин»


Все желающие

Ответственный Егорова И.А.


День пятый:



Фестиваль авторских произведений «Я пишу»


Тема любая. Конкурс стихов, сказок, рассказов собственного сочинения

5-8 класс

Ответственный Егорова И.А.

Лингвистический турнир

«Знатоки русского языка».


5-6 класс

Ответственный Егорова И.А.

Лингвистические перемены

Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши»


Все желающие

Ответственный Егорова И.А.

Конкурс на самую интересную презентацию по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

На флеш-карте

5-8 класс

Ответственный Егорова И.А.


Положение о конкурсе

«Лучшая тетрадь по русскому языку»



Разработала Егорова И. А., учитель

русского языка и литературы


1. Общие положения

1.1. Данное Положение разработано в соответствии с Едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся и призвано выявить обучающихся в учебно-консультационном пункте, чьи тетради по русскому языку соответствуют нормам оформления письменных работ.

1.2. Конкурс предполагает оценку не столько каллиграфического письма (правильного и красивого почерка, требующего соблюдения наклона, высоты и ширины букв, правильного начертания элементов букв и букв в целом, письма на строке и т.д.), сколько письма, в котором соблюдается единый орфографический режим.

1.3. Требования единого орфографического режима к ведению тетрадей по русскому языку:

писать аккуратным, разборчивым почерком, не допуская небрежных исправлений, рисунков на обложке, на полях, на последних страницах тетради;

единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку), класс, название и номер учебного заведения, фамилию и имя ученика (в родительном падеже);

соблюдать поля с внешней стороны, дописывать строчку, используя правила переноса слогов в словах;

указывать дату выполнения работы, число и месяц записывать словами в форме именительного падежа;

писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ);

обозначать номер упражнения (например: Упражнение 4)  или указывать вид выполняемой работы (план, конспект и т.д.);

соблюдать красную строку;

не пропускать первую строку на странице, строку между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом;

пропускать 2 линейки между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);

все записи делать синим стержнем;

выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой;

исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

2. Цель и задачи конкурса

2.1. Цель конкурса – побудить обучающихся осознать, что тетрадь – документ, по заполнению которого можно судить о качестве образовательной деятельности ученика.

2.2. Задачи конкурса:

1. Создать мотивационные установки, способствующие стремлению соблюдать единые требования к письму.

2. Развивать навыки самоконтроля и адекватную самооценку ведения тетради по русскому языку.

3. Воспитывать такие личностные качества, как аккуратность, добросовестность.

4. Развивать эстетический вкус через формирование отношения к письму как виду искусства.

3. Участники конкурса

3.1. Участниками конкурса могут стать все желающие, обучающиеся в учебном заведении МБОУ «Школа 152»

4. Организация и проведение конкурса

4.1. Организатором конкурса и разработчиком данного Положения является учитель русского языка и литературы Егорова И.А.

4.2. Конкурс проходит в рамках проведения учебной недели по русскому языку и литературы с 18.03.2024 по 22.03.2024 года

4.3. Итоги конкурса подводятся специально созданным жюри, в состав которого входят учителя-предметники МБОУ «Школа 152»

Состав жюри:

1. _______________________________________________ - председатель жюри.

2.______________________________________________ - член жюри.

3. ______________________________________________ - член жюри.


5. Оценивание работ

5.1. Оценивание работ, представленных на конкурс, осуществляется в соответствии со следующими критериями:

1) внешний вид тетради (отсутствие пятен, загнутых уголков, рисунков на обложке, на полях, на последних страницах);

2) правильность оформления обложки;

3) аккуратность ведения записей, отсутствие небрежных исправлений;

4) соблюдение полей, красных строк;

5) наличие даты выполнения работы, её темы на отдельных строках;

6) отсутствие пропущенных строк внутри работы;

7) наличие двух строчек между работами;

8) запись материала урока на верхней строке;

9) цветовое единообразие (отсутствие записей, сделанных учеником красным или чёрным стержнем);

10) разборчивость почерка.

5.2. При оценивании работ используются следующие показатели по шкале 0-2 балла:

критерий выражен в полном объёме (2 балла);

критерий выражен частично (1 балл);

критерий не выражен (0 баллов).

5.3. Максимальное количество баллов – 20. Однако у членов жюри есть возможность поставить 2 дополнительных балла за высокую грамотность и качество выполнения работ обучающимися.

5.4. Индивидуальные результаты вносятся в оценочный лист участника конкурса каждым членом жюри, затем баллы суммируются и указываются в оценочном листе всех участников конкурса.

6. Подведение итогов и награждение

6.1. Подведение итогов производится не позднее 22.03.2024г

6.2. Победители конкурса получают грамоты (дипломы)

6.3. Информация о победителях и сканированные страницы лучших тетрадей помещаются на стенд.


Оценочный  лист участника конкурса

«Лучшая тетрадь по русскому языку»

Показатели и шкала оценивания:

критерий выражен в полном объёме (2 балла);

критерий выражен частично (1 балл);

критерий не выражен (0 баллов).

Председатель жюри: _______________________

Члены жюри:

______________________

_______________________

Дата заполнения _______________________

«Лучшая тетрадь по русскому языку»

Председатель жюри: _______________________

Члены жюри:

_______________________

_______________________

Дата заполнения _______________________



Положение

о Конкурсе коллажей «Интересные факты о русском языке»,

посвященном Неделе Русского Языка и Литературы

1. Общие положения.

1.1. Конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке» (далее – Конкурс) проводится в МБОУ Школа 152 и посвящается Неделе Русского Языка и Литературы.

1.2. Цель Конкурса – привлечение учащихся 5-8-х классов к изучению русского языка, распространение знаний, развитие творческих способностей учащихся 5-8-х классов.

1.3. Организатор Конкурса:

- учитель русского языка и литературы Егорова И.А.;

2. Участники Конкурса.

2.1. Учащиеся 5-8 классов.

3. Требования к конкурсным работам.

3.1. На Конкурс представляются художественные работы в виде коллажей.

3.2. Каждый класс представляет в Оргкомитет не более одной работы.

3.3. Работы представляются участниками на бумаге формата А2 в цветном или черно-белом исполнении.

3.4. Требования к содержанию работ:

- работа может быть авторской или коллективной;

- обязательными элементами коллажа должны быть изображения, соответствующие тематике Конкурса;

- на обороте коллажа должна быть указана авторская подпись, содержащая фамилию, имя, класс (если работа выполнена индивидуально) или авторские подписи, содержащие фамилии, имена, класс (если работа выполнена коллективно).

4. Порядок проведения Конкурса.

4.1. Работы всех участников будут выставлены в фойе первого этажа школы в рамках экспозиции, посвященной Неделе Русского Языка и Литературы

4.2. Работы принимаются до 22 марта 2024 г.

4.3. Объявление результатов Конкурса и награждение победителей состоится 26 октября 2012 года на церемонии закрытия Недели Русского Языка в начальной школе.

5. Критерии оценки

Жюри Конкурса, сформированное Оргкомитетом, осуществляет оценку работ по следующим критериям:

- соответствие теме Конкурса;

- оригинальность идеи;

-качество художественного оформления;

-аккуратность исполнения;

- оригинальность раскрытия темы.

6. Подведение итогов

6.1. В результате оценки работ жюри определяет победителей и призеров.

6.2. Победители и призеры Конкурса награждаются грамотами.


Лингвистический турнир

«Знатоки русского языка».


Выполнила Егорова И.А.



Цели:

воспитывать у обучающихся стремление к приобретению знаний, повышать эрудицию в области русского языка, прививать обучающимся любовь к русскому языку, включая их в игровую ситуацию;

способствовать развитию внимания, эрудиции, умения сравнивать, быстроты мышления;

способствовать воспитанию дружбы, коллективизма.


Ход мероприятия:


Ведущий: Мы проводим лингвистический турнир. Лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и мы ещё раз убедимся в том, что наш русский язык очень велик и богат. В нашем турнире будут участвовать команды от каждой группы. Они продемонстрируют свои умения, знания в области русского языка. Приглашаем наши команды на турнир Пожелаем им удачи! Оценивать вашу работу будет компетентное жюри в составе 3 человек.


1 тур. «Разминка»

Пращур это:

а) динозавр;

б) отец прапрадеда или прапрабабки;

в) название болезни.
Пращур предок, отец прапрадеда, прапрабабки.

Какого цвета бывают ланиты?

а) красные;

б) зеленые;

в) синие.
Ланиты - щеки.

Сколько раз в год крестьяне орали?

а) один;

б) два;

в) сто раз.
Орать (орати) пахать.

Что необходимо, чтобы стать толмачом?

а) хорошо рисовать;

б) быстро бегать;

в) знать языки.
Толмач- переводчик.

2 тур «Составь меню».

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель Куприн посмотрел в меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако, в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите меню грамотно, исправив в нём ошибки. Даю 1 мин. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.


1. Булъон;

2. Расольник с калбасой;

3. Катлеты рыбные;

4. Пильмени;

5. Шампеньоны в соусе;

6. Кампот из сухофруктов;

7. Ковришка слаткая;

8. Перожное бесквитное;

9. Пирошки с кортошкой;

10. Зимляничное марожное


1. Бульон

2. Рассольник с калбасой

3. Котлеты рыбные

4. Пельмени

5. Шампиньоны в соусе

6. Компот из сухофруктов

7. Коврижка сладкая

8. Пирожное бисквитное

9. Пирожки с картошкой

10.Земляничное мороженое

3 тур «Одним словом».
1) Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
2) Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Сотрудник)
3) Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик)
4) Тот, кто завидует. (Завистник)
5) Первые буквы имени и отчества. (Инициалы)
6) Движение руки. (Жест)
7) Временное прекращение военных действий. (Перемирие)
8) Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. (Заповедник)



4 тур «Капитаны, вперед!»

Составить как можно больше слов из слова «ПЛАНЕТАРИЙ» (за 1 минуту). (План, планета, тара, плен, рай, плата, пена, пила, липа, плита, парта…)

5 тур «Род занятий»

Определите род занятий людей по следующим выражениям:

стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя;

войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;

шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

стричь под одну гребенку;

сбоку припеку;

мертвая хватка.

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

6 тур. Поставьте ударение в словах:  

алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее


7 тур «Знаем ли мы алфавит?»

За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.


8 тур «100 и 3»

Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 минуты наибольшее количество имён существительных, где он применил эти числа.  За каждое слово – 1 балл.
(стон, стол, пистон, сток, стой, стоп, касторка, застолье, столик, столовая, стог, исток, листок, стойка, стопка, столяр, история, застой, устой, столешница; трико, тризна, триммер, трибунал, трибуна, тринога, триллер, Тристан, матрица, триумф. 

Ведущий: На этом наша конкурсная часть закончена, жюри подводит итоги.

Знаете ли вы, что в 17 веке по указу царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь?
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?

Заповеди речевого этикета 
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.


Итог: Вы убедились, как разнообразен, интересен русский язык. Вы сами можете конструировать слова, объединять в группы, находить различия. Желаю успехов.



Игра с болельщиками: «Шутливые лингвистические вопросы»
1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (выполненную на швейной машине)
2.В каком имени тридцать Я? (ЗОЯ)
3.В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
4.Какие два местоимения портят дорогу? (ЯМЫ)
5.Что имеет голову, но не имеет мозгов? (сыр, чеснок, лук…)
6.Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
7.Какая река течёт во рту? (Десна)
8. Какой город самый сладкий? (Изюм)

9.Что находится между берегом и рекой? (и)
10.Каким гребешком не расчешешь головы? (петушиным)
11.Какие ворота находятся в поле (футбольные)
12.Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

13.У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?
(буква «о»)

14.Когда руки бывают местоимениями?  (Вы-мы-ты)

15.Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).

16.Имя подлого труса (Леопольд).

17.Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).

18.Кто автор романа («Приключения Робинзона Крузо»? (Д. Дефо).

19.С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником).

20.Кто автор романа «Путешествия Гулливера»? (Джонатан Свифт).

21. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд).

22.С кем в пути встретился Вольга? (с Микулой Селянинов.)

23. Как греки назвали свои сказки? (мифы).

24. Как называется болото, где заблудились Настя и Митраша из сказки – были Пришвина «Кладовые солнца»? (Блудово).

25. Кто подковал блоху? (Левша).

26. Знаменитый русский баснописец. (Крылов).

27.Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Портос, Арамис).

28. Друг и помощник Шерлока Холмса. (доктор Ватсон).

29. Автор романса (Я встретил Вас…» (Тютчев).

30.У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна).

31.Шли рядом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое).

32.Шесть ног, 2 головы, 1 хвост – что это? (всадник на лошади).

33.Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (имя).

34.Точка с хвостиком. (запятая).

35.Ложь с намеком. (сказка).

36.Кто говорит на всех языках. (эхо).

Список литературы:

1.В.Волина. «Русский язык», М.,1998

2.Сборник интеллектуальных разминок (авт.-сост.Елизарова С.В.), Самара,2004



​​​​​​​День первый

Лингвистическая перемена

Игра «Угадай-ка»

На листе написаны некоторые определения, прочитайте их и определите слово, которое они называют, отгадки запишите.


Бывает горная… Бывает золотая…

Есть такой металл… Мифический великан…

Бывает последний… Бывает телефонный…

Живёт в море… Живёт на эстраде…

Был такой композитор… Растёт на дереве…

Бывает Ближний… Дело тонкое…

Сельскохозяйственный инструмент… Девичья краса…

День пятый

Лингвистическая перемена

Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши»

Необходимо записать значение каждого фразеологизма.

заваривать кашу

по чайной ложке

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки 

ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлёбывать кашу

не покладая рук

День второй

Лингвистическая перемена

Игра «Грамматические примеры»

Решите грамматические примеры.

t1711268949ab.gifБА t1711268949ac.gif


+ большой деревянный сосуд = ?

+ пресноводное животное с клешнями = ?

+ приятный полезный напиток = ?

+ музыкальный звук = ?

t1711268949ad.gift1711268949ae.gif хвойный лес = ?

+ спрятанные ценности = ?

+ сражение = ?

+ дом отдыха = ?

1 перемена (1 день)





Ответы на лингвистические перемены

Игра «Угадай-ка»

На листе написаны некоторые определения, прочитайте их и определите слово, которое они называют, отгадки запишите.

Бывает горная… Бывает золотая… (цепь).

Есть такой металл… Мифический великан… (титан).

Бывает последний… Бывает телефонный… (звонок).

Живёт в море… Живёт на эстраде… (звезда).

Был такой композитор… Растёт на дереве… (лист).

Бывает Ближний… Дело тонкое… (Восток).

Сельскохозяйственный инструмент… Девичья краса… (коса).

2 перемена (2 день)

Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши»

Каждому желающему выдается список фразеологизмов. Необходимо записать значение каждого фразеологизма.

хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки 

ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлёбывать кашу

не покладая рук

3 перемена (3 день)

Игра «Грамматические примеры»

Решите грамматические примеры.



+ большой деревянный сосуд = ? (бабочка)

t1711268949af.gif

БА

+ пресноводное животное с клешнями = ? (барак)

+ приятный полезный напиток = ? (басок)

+ музыкальный звук = ? (батон)


+ хвойный лес = ? (сбор)

t1711268949ag.gif

С

+ спрятанные ценности = ? (склад)

+ сражение = ? (сбой)

+ дом отдыха = ? (сдача)

















t1711268949ah.pngt1711268949ai.png

Кроссворд по литературному чтению

"t1711268949aj.png Сказки А.С.Пушкина"






























t1711268949ak.png




















Кроссворд по литературному чтению «Сказки А.С. Пушкина»


По горизонтали:

1. Как долго пировал царь с молодой царицей?

2. Глядь: опять пред ними землянка, а пред нею разбитое … .

3. Как звали царя, жившего в тридевятом царстве?

4. Как подействовал на попа второй щелчок?

5. Какую оплату попросил Балда за год работы?

6. Кто поворачивался и кричал туда, откуда грозила опасность?

7. Что придумали черти, чтобы не отдавать оброк Балде?

8. Как звали собаку у семи богатыре?

9. В какой праздник царица родила дочь?

10. Сколько раз пришлось забрасывать сеть старику, чтобы поймать рыбу?

11. Какое оружие смастерил царевич?

12. Как звали сына царя Салтана?

13. Кем назначил царь первую из девиц?

14. Что пленница предложила старику?

15. Слово — обращение рыбки к старику.

16. Как назывался остров, мимо которого корабельщики плыли в царство Салтана ?

17. Место, в котором поп решил «присмотреть товару»?

18. Каким был первый подарок царевичу от лебедь — птицы?

t1711268949al.png19. Где жили 7 богатырей?

20. Материал, из которого князь построил белочке дом?

21. Сколько шагов сделал чертенок с поднятой лошадью?


По вертикали:

1. Птица, которую спас от коршуна царевич?

2. Кто отправился на поиски царевны, оставленной в лесу?

3. Кто подарил Золотого петушка царю?

4. Сколько мешков оброка принес Балда?

5. Качество, за которое был наказа поп?

6. Кто бежал вместо Балды вокруг моря?

7. Внутри орешков, которые грызла белка, были...

8. Дядька богатырей Черномор

9. Сторона, с которой пришла беда в царство славного Дадона?

10. Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?

11. И послушалась ……. :

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

12. Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой?

13. Большая рыболовная сеть у старика.

14. Кто сказал Елисею, где находится его невеста?

15. Кем назначил царь вторую из девиц?

16. Место, где жили черти.

17. Кто пел песню со словами «Во саду ли, в огороде»?




Кроссворд по литературному чтению «Сказки А.С. Пушкина»

Ответы


По горизонтали:

1. неделя

2. корыто

3. Дадон

4. онемел

5. щелчок

6. петушок

7. испытания

8. соколко

9. сочельник

10. три

11. лук

12. Гвидон

13. ткачиха

14. откуп

15. старче

16. Буян

17. базар

18. город

19. терем

20. хрусталь

21. два


По вертикали:

1. лебедь

2. Елисей

3. звездочёт

4. один

5. жадность

6. зайцы

7. изумруды

8. Черномор

9. восток

10. простофиля

11. волна

12. землянка

13. невод

14. ветер

15. повариха

16. море

17. белка













Интеллектуальная игра

по русскому языку и литературе для среднего звена


СИЛЬНОЕ ЗВЕНО



Цели: совершенствовать знания по предметам русский язык и литература , развивать память, логическое мышление, смекалку, внимательность, воспитывать культуру поведения при проведении внеклассных мероприятий.


Оборудование: слайд к игре, будильник или таймер времени, фонограммы песен.


Правила игры:

В игре участвует 8 человек.

Проводится 5 туров. В каждом туре задаётся каждому участнику по три вопроса.

В игре остаются те участники, которые ответили на большее количество вопросов в туре.

В финал выходят 2 участника.


Вопросы для участников игры.


На мебели – это существительное II или III склонения?


Любишь кататься, люби и саночки возить. Что это пословица или поговорка?


Из какого языка заимствовано слово «фольклор»? (Из английского).


Как, по представлению славян-язычников, появилась жизнь на Земле? Землю создал Бог или Землю отогрело Солнце?


Какого спряжения глагол пишешь? (I спряжения).


Какой раздел языка составляют звуки и буквы? (Фонетика)


Что такое лексика? (Все слова языка).


Кто написал сказку «Царевна-лягушка»? (Народ).


Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. (Омонимы).


10. Определите жанр произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» – сказка, повесть, поэма?


11. Что изучает синтаксис? (Словосочетания и предложения).


Назвать трёх русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)


Какие две ноты растут в огороде? (Фа – соль)


Звучный лес – это именное или глагольное словосочетание?


На кого был похож жестокий мальчик из сказки О. Уальда «Мальчик-звезда»? (На мальчика с лицом как у жабы).

Сборник географических карт и таблиц. (Атлас)

Век. (Сто лет).

Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? (Подлежащие и сказуемое).

Какой раздел науки о языке занимается расстановкой знаков препинания? (Пунктуация).

В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное).


Где хранился волшебный меч в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (Под говорящей головой).


22. Кто появляется весной раньше – мыши или насекомые?


Расположение букв в определённом порядке называется …. (Алфавит).


«Майская ночь, или Утопленница» Н.В.Гоголя является рассказом или повестью?


Что изучает графика? (Начертания букв).


Сила и могущество Черномора в «Руслане и Людмиле» были сокрыты в его: волосах, бороде, усах.


Сборник, в который Гоголь включил произведения «Заколдованное место» и «Майская ночь, или Утопленница» называется «Миргород» или «Вечера на хуторе близ Диканьки»?


Большой вязаный платок? (Шаль).


Каллиграфия учит чему? (Соблюдать принятые начертания букв).


Назовите седьмую букву русского алфавита. (Ё)


Самое крупное наземное животное? (Слон).


Сладкая фруктовая жидкость. (Сироп).

Персонаж басни «Свинья под Дубом», который попытался остановить свинью, подрывавшую корни Дуба. (Ворон).


Слово, имеющее одно лексическое значение, называется …. (Однозначным).


О каком историческом событии идёт речь в «Бородино» М. Лермонтова.( Отечественная война 1812г.)


Животный мир. (Фауна).


Морская щука. (Акула).


Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …. (Многозначными).


Кто написал стихотворение «На Волге»? (Н. А. Некрасов).


Чем кончаются «день» и «ночь»? (Мягким знаком)


Что идёт, не двигаясь с места? (Время)


Персонаж «Бородино», которому принадлежат слова: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…» (Полковник).


Мачеха из «Майской ночи» прогнала панночку, потому что: 1) девушка перерубила ей руку-лапу или 2) девушка узнала о ней правду?


Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже лексическое значение, называются …. (Синонимами).


Что включает в себя лирика? (Стихотворения).


Кто был родоначальником басни? (Эзоп).


Баллада – это стихотворение, в основе которого чаще лежит какое событие? (Историческое).


Слово с переносным значением? (Метафора).


Как зовут девочку, попавшую в Зазеркалье? (Алиса).


Как называются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, в зависимости от значения, смысла слова? (Омофоны).

Великий русский баснописец? (Крылов).


Слова, противоположные по смыслу называются… (Антонимы).


Как называют художника, рисующего животных? (Анималист)


Как звали трёх поросят? (Наф-наф, нуф-нуф, ниф-ниф).


Прибор для определения сторон горизонта. (Компас).


Какое молоко даёт чёрная корова? (Белое).


Военная специальность героя стихотворения «Бородино»? (Артиллерист).


Создатель летописи «Повесть временных лет»? (Нестор).


Назовите, в каком году родился А. С. Пушкин? (1799 г.)


Подберите к слову тишина антоним. (Шум).


Автор строк «Случились вместе два Астронома в пиру…» (М. Ломоносов).


Добрый человек. (Добряк).


Произведение «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича» относится к древнерусской литературе или к литературе 18 века? (Древнерусской).


Кто рассказал А. С. Пушкину сюжет сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях»? (Няня Арина Родионовна).


Счастливый человек. (Счастливчик).


Что такое рифма? (Созвучие окончаний в строке).


Заросли малины. (Малинник).


Каким веком завершается древнерусская литература? (17 веком).


Являются ли слова интерес, интересный – синонимами? (Нет).


Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клёст).


Где сухого камня не найдёшь? (В воде).


Какое лекарство Мальвина хотела дать Буратино? (Касторку).


Кто сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» (А. С. Пушкин).


Как звали главного олимпийского бога? (Зевс).


Найдите синонимы.


Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.


Как правильно произнести катАлог или каталОг?


Сколько гласных букв в русском алфавите? (10).


Какой снег быстрее тает чистый или грязный? (Грязный)


Какое учёное звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (доктор кукольных наук)


Как называется наука о правильном произношении слов: орфография или орфоэпия?



ФИНАЛ


В финал выходят два участника, которые дали больше правильных ответов. Вопросы (5) задаются серией: сначала одному, потом другому. Кто правильно ответить на большее число вопросов, тот и выигрывает. Если счёт равный, то задаются вопросы до тех пор, пока один из участников игры не ответит на один вопрос больше, чем другой.


Бог грозы и войны в славянской мифологии? (Перун).

Что называют в литературе перенесением человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления? (Олицетворением).

Что изучает орфография? (Правильное написание слов).

2. Что такое диалог? (Разговор между 2-мя и более собеседниками).


В каком слове сто «Л» ? (Стол).

3. Где вы встречались с доктором Просперо? («Три толстяка» А. Олеша).


Продолжи пословицу. «Старый друг лучше…» (…новых двух).

4. Бог земледелия, сын Сварога в славянской мифологии? (Ярило).


Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория).

Назовите самое большое в мире животное. (Синий кит).



На следующий день после боя русская артиллерия в «Бородино» была готова что сделать? (Продолжить бой).

6. Ганна любила Левко за его : пышные усы, карие очи, доброе сердце.


Французский баснописец. (Лафонтен).

7. Строки басни с нравоучительным выводом. (Мораль).


В каком году открывается первый Российский университет? (1755 г.).

В каком году было написано стихотворение «Бородино» М. Лермонтова? (1837 г.)


9. В каком веке зарождается древнерусская литература? (В 11 веке).

9. Произведения, которые передают представления древних людей, называются … (Мифами).



В конце игры победителя награждают грамотой и объявляют «СИЛЬНЫМ ЗВЕНОМ».























Диплом


Награждается победитель интеллектуальной игры

«Сильное звено»


__________________________________________

среди обучающихся 5-8 классов

МБОУ «Школа № 152»




Организатор игры

учитель русского языка и литературы

Егорова И.А.







Награждается победитель

интеллектуальной игры

«Сильное звено»


__________________________________________


среди обучающихся 5-8 классов

МБОУ «Школа № 152»


Организатор игры

учитель русского языка и литературы

Егорова И.А.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересный опыт!

24 March

Похожие публикации