Предварительный просмотр презентации
Фестиваль педагогического мастерства Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе Семинар- практикум
Семинар- практикум «Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе» Цель: развитие и совершенствование методической и метапредметной компетентности педагогов в условиях освоения ФГОС. Задачи: определять возможности формирования УУД и пути решения развивающих задач урока; овладеть способами проектирования урока с позиций формирования УУД.
Понятие «метапредметная компетентность» в контексте ФГОС и нового ФЗ «Об образовании» Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе. Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Методическая компетентность учителя включает: знание современной дидактики урока; владение приёмами и методами организации познавательной деятельности; умение проектировать урок с позиций формирования УУД.
<номер> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования и применения системы предметных знаний Метапредметные УУД познавательные, регулятивные коммуникативные Личностные ценностно-смысловые установки, основы гражданской идентичности. ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации
Универсальные учебные действия (УУД) В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.
Понятия: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность. «Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.
Основные планируемые результаты, заложенные в стандарте Метапредметные результаты – освоенные обучающимися обобщенных способы деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
КАК УЧИТЬ, РАБОТАЯ НА МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Как строился урок традиционно? СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1.Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4.Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Урок по проблемно-диалогической технологии технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3-7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – анализируем и самостоятельно трактуем информацию 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Формирование умения самостоятельно ставить цель и планировать пути её достижения. Знание приёмов организации целеполагания и планирования Метапредметные результаты освоения ФГОС Метапредметная компетентность учителя
умение управлять своей деятельностью, осуществлять, контроль и коррекцию, объективно оценивать результаты деятельности. Владение способами организации самоконтроля и взаимоконтроля. Умение организовать оценочную рефлексивную деятельность обучающихся. Метапредметные результаты освоения ФГОС Метапредметная компетентность учителя
Средства педагогические - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание. (Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей. Умение составлять метапредметные задания, направленные на формирование познавательных (логических) УУД Метапредметные результаты освоения ФГОС Метапредметная компетентность учителя
Педагогические средства Создание проблемных ситуаций. Развитие умения воспринимать информацию, способность к рефлексии. приём «Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания: приём «Верные – неверные утверждения» приём «Прогнозирование»
Педагогические средства Работа с текстом: приём составление плана, приём составления граф – схемы, приём тезирования, приём составления сводной таблицы, приём комментирования, приём логического запоминания учебной информации.
Педагогические средства Приёмы на осмысление содержания текста: чтение с остановками, чтение с пометками, составление кластера, синквейн. Дискуссия. Групповая форма работы.
Педагогические средства Проектная и исследовательская деятельность. Театрализация. Рефлексия: написание эссе, составление телеграммы, составление памятки, составление инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
Пример. Русский язык 2 класс. Тема «Разделительный мягкий знак». Мама ... грядку. (польёт) Туристы совершили … на самолёте. (полёт)
Владение навыками поисковой, познавательной и проектной деятельности. Умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации. Знание технологии проблемного обучения; Умение применять метод проектов; Владение способами формирования познавательных (общеучебных) УУД Метапредметные результаты освоения ФГОС Метапредметная компетентность учителя
Некоторые приёмы учебной деятельности: математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.). Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.). Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.). Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.). Конструирование и создание (моделей, математи -ческих выражений, схем и т.д.). Ежедневный счет, вычисления, решение задач.
Некоторые приёмы учебной деятельности: русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ). Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты). Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий). Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение. Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.). Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.).
владение навыками сотрудничества, умение слушать и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, принимать мнение других Умение организовать учебный диалог (дискуссию); Умение организовать продуктивное взаимодействие ( учитель – ученик, ученик – ученик) Владение способами формирования коммуникативных УУД Метапредметные результаты освоения ФГОС Метапредметная компетентность учителя
Формы организации практической деятельности учащихся. Работа в парах. Учебные проекты. Проектная задача. Ролевая игра.
Самоконтроль и самооценка. Волшебные линеечки:
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов Знание приёмов организации рефлексии Метапредметные результаты освоения ФГОС Метапредметная компетентность учителя
Рефлексия. Умение анализировать деятельность на уроке ( свою, одноклассника, класса). В конце урока отвечают на вопросы ( тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов). Приём: уровни активности – высокий, средний, низкий – оценивают с помощью смайликов .
Вести с уроков Вашему вниманию в рамках фестиваля были предложены самые разнообразные уроки. Какие приёмы рефлексии Вы увидели на уроке?
Практическая часть Алгоритм разработки фрагмента метапредметного урока. Работа в группах.
Подведение итогов. Задание группам: продолжить предложения. Метапредметный урок - это урок, целью которого... Метапредметный урок - это урок, на котором… Метапредметный урок - это урок, с помощью которого...
Рефлексия. Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт. «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека. «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко. «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт. «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова. «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).
«Великая цель образования не знания, а действия», - сказал в свое время Герберт Спенсер. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем – то в след, Дорога не запомнится. Зато куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога, что ты сам искал, Вовек не позабудется
Кияйкина Наталья Федоровна