Презентация к интеллектуальной викторине ко Дню Космонавтики
Пояснительная записка к презентации
Тимофеева Анна Владимировна,
социальный педагог
КГБ ПОУ Комсомольский-на-Амуре
Лесопромышленный техникум
2022 год
Интеллектуальная викторина ко Дню Космонавтики.
«Именно советский человек должен был первым подняться в космос
и пройти в нем уверенным шагом никем еще не хоженые пути – дороги».
С.П. Королев
Описание материала: данный материал предназначен для студентов лесопромышленного техникума.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формировать представления детей о здоровом образе жизни, о профессии космонавт.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о профессии космонавт, о способах подготовки людей к полетам в космос; закрепить знания о Ю.А. Гагарине.
Развивающие: развивать фантазию, творческие способности, внимание, сообразительность, быстроту реакции, умение соблюдать правила.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к профессии космонавт, настойчивость, упорство, уверенность в себе, потребность в физических упражнениях, дух здорового соперничества, чувство товарищества.
Ход мероприятия:
Показ видеоролика о Ю.А. Гагарине и первом полёте человека в космос.
Ведущий: Добрый день, друзья!
Ребята, сегодня вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики! Еще много лет назад люди смотрели на птиц и хотели им подражать, перемещаться по воздуху так же быстро. Они мастерили и испытывали крылья в надежде научиться летать. Шли годы и появились воздушный шар, дирижабль, самолет. Но на этом изобретатели не остановились и мечтали покорить космос, попасть на другие планеты.
И вот, наконец, утро 12 апреля 1961 года, было прервано сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!». С космодрома «Байконур» поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел Землю в иллюминатор. За 108 минут он облетел земной шар и совершил посадку в заданном районе.
Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной.
День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.
Ведущий: Прошу командиров космических экипажей представить свои корабли.
Наше путешествие будет проходить по следующим станциям (интерактивная доска, презентация с гиперссылками):
Станции | Баллы | ||||
История астрономии | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Солнечная система | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Планеты, солнечной системы | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Приборы, связанные с космонавтикой | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Первый космонавт | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Космонавты | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Космос и все что с ним связано | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
(Члены жюри фиксируют количество баллов в своих листах)
1.История астрономии
100 – Кто из героев древних мифов впервые преодолел силу земного притяжения и полетел? (Икар)
200 – Кто из русских ученых доказал наличие атмосферы на планете Венера? (Михаил Ломоносов)
300 – Кто первый предположил, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)
400 – Кто одним из первых высказал мысль о том, что в центре Вселенной находится Солнце? (Аристарх Самосский)
500 – Назовите имя учёного-изобретателя космической ракеты. (К.Э. Циолковский).
2.Солнечная система
100 – Как иначе называют кометы?(В переводе с греческого языка означает "хвостатые звезды".)
200 – Как часто рождаются новые звезды? (Каждые 20 дней рождается новая звезда.)
300 – Какие размеры имел первый искусственный спутник Земли? Покажите руками. (58 см)
400 – Что в переводе на русский язык означает слово «планета»? (блуждающая)
500 – Что такое метеорит?
3.Планеты, солнечной системы
100 – Какую планету называют Красной? (Марс на небе выглядит красным, потому что на поверхности Марса имеются породы, содержащие железо, так называемые ржавчиносодержащие породы).
200 – Назовите самые большие (гиганты) планеты Солнечной системы? (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун)
300 – Назовите самую дальнюю от Солнца планету нашей системы и самую маленькую? (Плутон)
400 – На какой планете Солнце восходит на западе, а садится на востоке? (На Венере, Венера вращается вокруг своей оси в противоположном направлении, нежели Земля).
500 – У какой планеты больше всего спутников? (Сатурн: сейчас их 82)
4.Приборы, связанные с космонавтикой
100 – Как называется прибор для исследования ночного неба и кто его изобрел? (Телескоп, Г. Галилей).
200 – Как называется самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (Луноход).
300 – Как расшифровывается МКС? (Международная космическая станция)
400 – Какая установка применяется для тренировки космонавтов и подводников? (барокамера).
500 – Назовите современный раздел астрономии, использующий радиоволны (радиоастрономия)
5.Первый космонавт
100 – Какой позывной был у Юрия Гагарина? (Кедр)
200 – Как назывался корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? («Восток»)
300 – Как долго длился первый полет в космосе Ю. Гагарина (108 минут)
400 – Какой город России, по словам Ю. Гагарина, дал ему путевку в небо? (г. Саратов. В 1954 году он стал курсантом Саратовского аэроклуба).
500 – Сколько раз Гагарин облетал вокруг Земли? (1 раз)
6.Космонавты
100 – Назовите первую в мире женщину – космонавта? (В. Терешкова)
200 – Назовите имя космонавта, первым ступившего на поверхность Луны. (Нейл Армстронг)
300 – Кто совершил первый в мире выход в открытый космос? (Алексей Леонов, 18 марта 1965)
400 – Кто был генеральным конструктором первых космических кораблей? (Сергей Павлович Королев)
500 – Что означает слово «Космонавтика»? (Искусство путешествовать во Вселенной).
7.Космос и все, что с ним связано
100 – Спецодежда космонавта. (Скафандр)
200 – Сколько собак в первый раз летало в космос? (Одна – Лайка)
300 – Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)
400 - Звезда, нахождение которой на небосклоне поможет определить стороны света. (Полярная звезда)
500 – Китайцы верят, что это "небесная река с тысячами рыб". А жители Сибири думали, что небо разрезано на две половины, удерживаемые вместе светлой полосой, небесным швом. О чем идет речь? (Млечный путь)
Ведущий: Давайте подведем ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ итог этого этапа. Команда «______________________» ____________ баллов,
Команда «______________________» ___________ баллов.
Переходим ко второй части нашего путешествия под названием «Шифровка»
На столах у Вас лежат конверты, где на листах вы увидите некий ряд чисел. Это код, разгадать который Вы сможете узнать некую фразу и заработать баллы для своей команды. Разгадать его можно, использовав образец алфавита, который находится там же, в конвертах.
« 2, 13, 10, 8, 1, 11, 26, 1, 33, 12, 9, 6, 14, 13, 6, 17, 13, 1, 15, 6, 20, 1, - 14, 1, 18, 19»
(ответ: «Ближайшая к Земле планета – МАРС»)
« 19, 1, 14, 1, 33, 2, 16, 13, 30, 26, 1, 33, 17, 13, 1, 15, 6, 20, 1 - 32, 17, 10, 20, 6, 18»
(ответ: «Самая большая планета – ЮПИТЕР»)
Ведущий: Давайте подведем ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ итог этого этапа. Команда «______________________» ____________ баллов,
Команда «_______________________» ____________ баллов,
Третий этап – вопросы командам.
В конвертах на столах вы увидите 5 вопросов, на которые Вам всей командой необходимо будет ответить. Вы можете заработать по 100 баллов за правильный ответ на каждый вопрос.
1 команда.
1. Кто первый предположил, что Земля имеет форму шара?
а) Аристотель;
б) Пифагор;
в) Бруно.
2. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?
а) Марс;
б) Земля;
в) Плутон.
3. Что такое метеорит?
а) Космический камень, упавший на Землю;
б) падающая звезда;
в) кусок планеты.
4. На какой планете находится большое красное пятно?
а) Нептун;
б) Сатурн;
в) Юпитер.
5. Какая планета-гигант?
а) Сатурн;
б) Венера;
в) Марс.
2 команда.
1. Кто первым для исследования небесных тел стал использовать телескоп?
а) Николай Коперник;
б) Джордано Бруно;
в) Галилео Галилеи
2. Самая дальняя от Солнца планета нашей системы?
а) Венера;
б) Плутон,
в) Меркурий.
3. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом?
а) Пять,
б) шесть;
в) семь.
4. Какую планету Солнечной системы называют красной?
а) Нептун;
б) Венера;
в) Марс.
5. Как называется самый большой спутник Юпитера?
а) Тритон;
б) Мимас;
в)Ганимед.
Ведущий: Давайте подведем ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ итог этого этапа. Команда «______________________» ____________ баллов,
Команда «______________________» ____________ баллов.
Четвертый этап – Покажи как...
Команда необходимо показать некое действие, связанное с космосом и космонавтами. На выбор им предложено 4 варианта:
1. Отбор и подготовка космонавтов перед полетом
2. Полет и выход в открытый космос
3.Парад планет
4.Рождение новой звезды
Выбрав одно из них, команда приступает к обсуждению. Через 5 мин необходимо представить результат.
Ведущий: Давайте подведем итог нашего мероприятия.
Команда «___________________» ____________ баллов,
Команда «___________________» ____________ баллов.
Поздравляем победителей!!!