Презентация. Лингвистическая сказка.
Пояснительная записка к презентации
Жил—был Саша, он хорошо учился в обычной школе, но несколько правил по русскому языку давались ему с трудом. Близилась к концу четверть, а следовательно, контрольная по русскому языку. Саша очень нервничал и всю ночь заучивал правила и как пишутся слова, поэтому очень поздно уснул.
Перед контрольной Саша очень волновался, но вроде бы все помнил. Анастасия Валерьевна, учитель русского языка, раздала всем ребятам листочки с заданием. Саша быстро пробежал его глазам. “Вроде, все понятно”, - подумал он и заснул.
Саша вдруг оказался во дворе большого замка, на воротах которого висела табличка “Замок господин Чуен”.
“Какое странное сочетание слов?” - подумал Саша.
Возле ворот стоял старичок. Саша подошел к нему и спросил: “Куда я попал?”
“Все написано на табличке” - ответил старичок.
“Она странно оформлена”, - сказал Саша: “ведь замок - это устройство для того что-бы что-то закрыть, наверно имели ввиду замок - строение? А почему написано слово господин, а не господина? Мы на уроках проходили, что при применении родительного падежа во втором склонении ставится окончание - а,-я. В данном случае замок (кого?) - господина.
“Тише, тише”, сказал старичок: табличку писал хозяин, если он услышит, что допустил ошибки в ее написании, он сильно разозлится и ты отсюда не выберешься.
“Точно, мне же надо написать контрольную, а я тут. Как я вообще сюда попал? Помогите мне пожалуйста попасть обратно в школу” - попросил Саша.
“Тебе надо к хозяину, только он знает как попасть обратно” - ответил старичок: “он сидит в самой верхней башне, только не говори ему, что он табличку написал с ошибками”.
“Спасибо!” - прокричал Саша и помчался наверх.
Его встретил толстый, противный, маленький мужичок.“Чего пожаловал?” - спросил он.
“Давненько у меня не было маленьких мальчиков, мне как раз такой нужен, чтоб лазил на деревья за молодильными яблочками, а то взрослых не выдерживают ветки и ломаются, нужен как раз щупленький, как ты”.
“Не хочу, я за яблоками лазить, я хочу домой”, - сказал Саша.
“Надо выполнить три задания, если справишься отпущу тебя, а если нет, тогда ты мой. Вот тебе первое задание” - сказал Чуен и протянул листок.
На листке было написаны восемь слов - огонь, конь, пень, тень, пудель, табель, рояль, шампунь и задание “найди лишнее”.
Саша сильно призадумался: “что же их объединяет. Так, они все оканчиваются на мягкий знак, не пойму, где же лишнее?”.
“Не внимательно ты слушал Анастасию Валерьевну на уроках, видно часто ты отвлекался”.
“Точно, это же правила русского языка, лишнее слово тень, так как относится к третьему склонению” - сказал Саша.
“Ладно, с этим заданием ты справился, вот тебе второе”, и протянул ему листок.
На листочке было написано: соедини скобки.
(от, до, из, без, у, для) (-у, -ю)
(в, во, на, за, про) (-ой, -ей, -ёй)
(с, со, за, под, перед) (-ы, -и)
“Так, это тоже правило русского языка”, - подумал Саша: “но какое?
В это время Чуен тихонько напевал: ”Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”.
“Можно не петь дурацкую песенку!”- возмутился Саша. Но тут ему в голову пришло, что он её уже где-то слышал.
“Я знаю ответ, это правило склонения, в задании зашифрованы родительный, винительный и творительный падежи!!!” - вскричал Саша.
“Ладно, справился” - сказал Чуен: “вот тебе последнее задание, посмотрим как ты его выполнишь? Что объединяет два предыдущих задания?”
“Это просто” - закричал Саша: “правила русского языка.”
“Урааа! А вот и нет, кто-то сейчас полезет рвать мне яблоки” - сказал Чуен, потирая свой живот.
“Подожди, я знаю, знаю это же правила имен существительных!”- закричал Саша.
“Саша, ты чего кричишь?” - сказала Анастасия Валерьевна: до конца урока осталось 10 минут.
Саша быстро выполнил все задания, положил контрольную работу на стол учителю и со спокойной душой побежал домой.