Предварительный просмотр презентации
Музыкальная культура России 20х-30х годов XX Века Выполнил: Агейчев Максим Викторович Группа: ССА-1 Куратор: Домашева Татьяна Васильевна
. Цель: Изучить культуру музыки в России во времена 20х-30х годов. Задачи: Изучить культуру музыки в России во времена 20х-30х годов.
. Начало 30-х годов отмечено появлением важнейших государственных документов, направленных На развитие музыкальных объединений и творческих сил. Были намечены направления дальнейшего развития реалистической музыки, утверждаются демократические традиции русского классического музыкального искусства. И как итог, в 1932 году был организован Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов На основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на Новый этап, имея за плечами всестороннюю поддержку государства.
. 30-е годы ХХ века «золотая эпоха» расцвета советской песни. Песенное творчество получает колоссальный размах. И нет ничего удивительного, что лучшие песни тех лет стали классикой песенного жанра. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии. Верхом совершенства песенного жанра того периода стали песни И. Дунаевского, которые были написаны композитором К кинофильмам: "Веселые ребята", "Вратарь", "Цирк", "Дети капитана Гранта", "Волга- Волга", "Кубанские казаки" и др. Стоит отдельно отметить своеобразные песни В. Захарова, основанные на деревенском фольклоре и отражающие новую жизнь колхозной деревни: «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье». Среди других композиторов того времени стоит упомянуть братьев Покрасс, М. Блантера, С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого.
. - Середина 30-х годов в театральной жизни является знаковым периодом на сцены вышли первые советские оперы. Написанные И. Дзержинским оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической проработкой героев. Также большой популярностью У Советского зрителя пользовались оперы «В бурю» Т. Хренникова и «Семен Котко» С. Прокофьева. Наряду с тематикой Гражданской войны в советской опере того времени также использовались темы и сюжеты из русской и мировой литературной классики: «Гроза» В. Трамбицкого, «Леди Макбет Мценского уезда» д. Д. Кабалевского. Шостаковича,«Кола Брюньон»
. В балетном жанре реалистическое отражение действительности было представлено такими знаковыми произведениями, «Пламя самым как Парижа>>> И «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна. А гениальная музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» была выдающимся произведением Советского реалистического искусства того времени, своеобразной «жемчужиной» балетного искусства. Стали появляться первые национальные балеты в союзных республиках: Грузии, Белоруссии, Украине. Советский балет того периода сделал большой шаг на пути всемирного признания.
. В симфонической музыке создаются многочисленные произведения, отражающие темы Современной действительности. Композитор Н. Мясковский создает в этот период десять симфоний, С. Прокофьев пишет патриотическую кантату <<Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк». Своеобразным эталоном симфонизма 30-х годов стала пятая симфония Д. Шостаковича, где композитор в полной мере Воплотил свою идею становления человеческой личности. Из других произведений композитора стоит отметить шестую симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный». Со второй половины 30-х годов бурно расцветает самобытный талант А. Хачатуряна и его произведения: 1-я симфония, фортепианный скрипичный концерты, балет «Гаянэ».
. В 30-х гг. советская музыкальная культура выступала как культура многонациональная, впитывая в себя влияние музыкальных искусств союзных республик, которые находились в стадии бурного становления. Именно в этот период произошел важный качественный скачок, в результате которого советское музыкальное искусство вступило в полосу необычайного дотоле расцвета. А всемирная музыкальная культура пополнилась шедеврами, написанные советскими авторами.
Заключение 20-30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима. Произведения тех лет призваны были способствовать культурному росту народа, пробуждать и поднимать новые, молодые творческие силы из его глубин. Хотя партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля. В.И. Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Культурное развитие данного периода очень неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день. Хотя он глубоко ознаменовался в развитие страны по отношению к другим государствам.