Презентация на тему «Синтаксис. Словосочетание» (8–11 классы)
Синтаксис Словосочетание
Синтаксис С и н т а к с и с – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Из слов и словосочетаний образуются предложения: На краю дороги стоял трёхтонный грузовик с товарами.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ С л о в о с о ч е т а н и е (so‘z birikmasi) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, например: родная страна, сложная работа, стоять у окна, очень интересный.
Между словами в словосочетании существует только подчинительная связь. В них есть главное и зависимое слово. От главного слова к зависимому задается вопрос. Между словами в словосочетании существует только подчинительная связь. В них есть главное и зависимое слово. От главного слова к зависимому задается вопрос. Выбор (чего?) профессии Великая (какая?) страна Готовимся (к чему?)к экзаменам
Закрепляем знания! Задайте вопрос от главного слова к зависимому. Образец: радоваться (чему?) жизни. Смелый поступок, заботиться о детях, объяснить тему, великая страна, современный мир, детское питание, стоять рядом, говорил с другом, солнечная погода, за правое дело, желание учиться, первый шаг, несколько человек, езда верхом.
Три способа связи слов в словосочетаниях Вид связи согласование управление примыкание
Согласование ( вопрос определения – какой?) С о г л а с о в а н и е (moslashuv)- такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: стройная девушка – зависимое слово стройная стоит в тех же формах (ед. ч., жен. р., им.п.), что и главное слово девушка. При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: глубокое море (им.п.), глубокому морю (дат.п.), глубоким морем (тв.п.).
Согласование (вопрос определения – какой?) Зависимое слово Главное слово Прилагательное Местоимение Числительное Причастие Имя существительное + В синем небе, к нашему дому, на первом этаже, летящая птица
Управление ( вопросы дополнения) У п р а в л е н и е (boshqaruv) - такой способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другие части речи, употребляемые в значении существительного) ставится при главном слове в определённом падеже, например: посеять хлопок (в.п.), пшеницу (в.п.), овёс (в.п.); освоение профессии (р.п.), специальности (р.п.).
Управление ( вопросы дополнения) Главное слово Зависимое слово Глагол существительное Существительное местоимение + Строить дом, лучи солнца, увидели его, размер комнаты.
Управление ( вопросы дополнения) При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется, например: стал таможенником (тв.п.), стану таможенником (тв.п.), став таможенником (тв.п.); строить здание (в.п.), построив здание (в.п.) сторящий здание (в.п) и т.д.
Составьте словосочетания. Составьте словосочетания. Уважать, звонить, рассказать, работать, интересоваться, думать, пригласить. Например: уважать друга, уважай родителей, уважал себя.
Примыкание ( вопросы наречия - как? зачем? где? куда? когда?) П р и м ы к а н и е (bitishuv)– такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, например: старательно учиться жить дружно очень волноваться упорно тренироваться разговаривал улыбаясь
Примыкание ( вопросы как? зачем? где? куда? когда?) Главное слово Зависимое слово Глагол Существительное Наречие прилагательное Наречие Инфинитив деепричастие + Жить дружно, мясо по-итальянски, очень красиво, разговаривал улыбаясь, собираться уехать.
Закрепляем знания! Распределите слова в 3 столбика (согласование, управление, примыкание) Современный мир, государственный язык, средства информации, граждане Узбекистана, соблюдать законы, работать активно, природные условия, стараться догнать, нельзя ждать, управлять техникой, международное право, развиваться быстро, занятия спортом.
Проверь себя! Тест 1. Если словосочетанием называется соединение двух (и более) самостоятельных слов на основе подчинительной связи, то какие из приведённых сочетаний слов ими являются? Около ворот. Прошли и оглянулись. Пришли к другу. Он посмотрел.
Проверь себя ! Тест 2. Найдите соответствие. Брат и сестра. Корзина яблок. Идёт снег. Пальчики оближешь. Среди травы. А. Предложение Б. Словосочетание. В. Фразеологизм. Г. Однородные члены. Д. Сочетание предлога со знаменательным словом
Проверь себя ! Тест 3. Определите модель словосочетания (главное слово + зависимое слово). Вспыхнули над горизонтом. Немного бледный. Вершины гор. Рано утром. Золотое солнце. Каждый шаг. Серьёзно говорить. Послал узнать. А. Имя сущ. + имя сущ. Б. Глагол + существит. В. Местоимен + существит. Г. Наречие + прилагат. Д. Прилагат + имя сущ. Е. Наречие + глагол. Ж. Глагол + глагол. З. Наречие + наречие.
Проверь себя ! Тест 4. Определите тип синтаксической связи слов в словосочетании. Наполняла душу. Ярко блестели. Горная дорога. Изображённые на стенах. Строгие глаза. Говорить правильно. А. Согласование. Б. Управление. В. Примыкание.