Занятие «В гостях у дымковских мастериц». Презентация «Сказка о дымковской игрушке»

7
2
Материал опубликован 19 October 2023 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема занятия «В гостях у дымковских мастериц».
Занятие рассчитано на детей первого года обучения (7-9 лет).

Цель: знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки.
Задачи:

Образовательные:

Познакомить с традициями в изготовлении игрушек дымковскими мастерами (форма, цветовая гамма, основные сюжеты)

Усилить восприятие игрушки через народный фольклор

Развивающие:

Развивать образное мышление

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма обучения: групповая.

Методы обучения:

Словесные: (устное народное творчество, рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные: (мультимедийная презентация «Сказка о дымковской игрушке», показ образцов, показ способов работы).

Оборудование: видеопроектор, экран, образцы дымковских игрушек.
Ход занятия.

1 этап. Занятия начинаю с подготовительного настроя. Чтобы снять напряжение я предлагаю выполнить несложное упражнение.

«Дружба начинается с улыбки».

Дети сидят парами, поворачиваются друг к другу:

-«Возьмемся за руки, друзья (берутся за руки)

Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра и скажем:

«Здравствуй, солнце!» (обнимают друг друга)

2 этап. Обращаю внимание детей на экран: стартовая презентация мультимедийного пособия «Путешествие в страну мастеров»

-Посмотрите на экран, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

 В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

3 этап. Постановка цели занятия:

- Сегодня мы с вами познакомимся с самой известной русской игрушкой из глины.

Показ презентации «Сказка о дымке»

4 этап. В перерывах между занятиями предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Ловлю птиц на лету»

Считалочкой выбирают ловишку. После слов:

«Мы птички – невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать».

Дети перебегают на другой край площадки, ловишка старается их поймать.

5 этап. Практическая работа. Достаю игрушку «птичка»

- Вот так птичка-

Собой невеличка!

Станешь дуть, а она:

- Фьють-фьють!

Рассматриваем птичку, отмечаем, из каких частей она состоит, форма частей, сравниваем их размер.

Показываю последовательность и приёмы лепки. Делим кусок глины пополам. Из одного – круговыми движениями скатываем шар, это будущее туловище. Второй кусок, так же делим пополам. Из одного скатываем голову, из другого – подставку. На голове прищипываем клюв, на туловище – хвост. Все детали соединяем с помощью шликера, тщательно заглаживая места скрепления. 

Большое внимание при работе с детьми я всегда уделяю тренировочным упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса. 

- «Дети любят всех зверей»

-Дети любят всех зверей:           разминаем большой палец.

Львов, и кроликов, и змей,      разминаем указательный палец.

Пеликанов, лебедей,                разминаем средний палец.

Бегемотов, соболей,                 разминаем безымянный  палец.

Голубей и снегирей.                 Разминаем мизинец.

Зверям  холодно зимой!        растирание ладоней с внешней стороны 

Стынут звери: ой, ой, ой!

Нужно лапки их согреть,

Друг об дружку  потереть         растирание ладоней с внутренней стороны.

6 этап. Самостоятельная работа детей. Во время работы обращаю внимание на соизмерение деталей изделия, на тщательность заглаживания и примазывание деталей. Используя при этом индивидуальный подход к каждому.

7 этап. В конце занятия выставляют птичек на стол, рассматривают, обращаю внимание на схожесть с образцом. При оценке изделий необходимо учитывать точность передачи формы, строения игрушки, тщательной проработки наиболее характерных деталей. Отмечать изменения и дополнения в игрушках, которые придумывают сами дети.

8 этап. Вопросы на закрепление знаний о дымковской игрушке:

1. Город, в котором сейчас изготавливают Дымковскую игрушку. (Киров)
2. Где раньше продавали свой товар мастера – игрушечники. (Ярмарка)
3. Название весеннего праздника, на котором все свистели. (Свистунья)


Сказка о дымковской игрушкеPPTX / 26.33 Мб

Предварительный просмотр презентации

Сказка о русской игрушке Дымке, да умелых мастеровых, что не перевелись ещё на Руси

В некотором царстве, В Русском государстве, На Вятке реке, Да в заречной слободе, Возле града Кирова Есть селенье Дымково

Там живут мастеровые Да умелые такие! Мастерят они игрушки Там живут мастеровые Да умелые такие! Мастерят они игрушки

А игрушки непростые Глиняные, расписные, Звонкие, да яркие Для ребят подарки! А игрушки непростые Глиняные, расписные, Звонкие, да яркие Для ребят подарки!

Приготовьте, детки, ушки, Это интересно знать: Всё о дымковской игрушке Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки, Лет четыреста назад К празднику весны «Свистунье», Их лепили стар и млад. Эти вятские игрушки, Словно радуга весной

Все узоры интересны, Белый фон для них простор. Этим дымка всем известна, Яркий цвет пленит нам взор.

Весь узор в рисунке разный, Точки кистью под прямой. Кисть так мастеру подвластна, Линия пошла волной.

Цвета яркое раздолье, Словно радуга пленит. Нет запрета, есть приволье, Мастер чудо тут творит.

Сундучок мы открываем, Нашу сказку продолжаем. Что же в нём? А в нём игрушки – Куклы, птицы да зверюшки!

Посмотрите, вот индюшка, Хвост, как веер расписной. Распустил свой хвост индюк, Синий круг и красный круг. Перья золотом горят, До чего ж красив наряд!

А вот девица краса Ниже пояса коса! Словно яблочки алеют Щёчки у красавицы, Губки будто маков цвет

У водоноски с утра Коромысло, два ведра, Голубые, расписные, На них каемки золотые.

Мама дети на прогулке, Очень милая семья. Вышли тут из переулка, Как старались мастера.

Вот и барышня-франтиха, В шляпе, юбка для красы. И гусар с ней рядом лихо Подкрутил себе усы.

Дымковские барышни Видные да статные, Яркие, нарядные – Воображули знатные. На головах кокошники, А в ушах серёжки, Кофточки с оборками, На ногах сапожки.

Играет на гармошке Гармонист Ерошка. Он сидит у свинки На широкой спинке.

А вот дети петушок – Ярко красный гребешок, Хвост с оборкой золотой, Красной, жёлтой, голубой.

Козлик, козлик круторогий, У него характер строгий. На ногах его штанишки, Полюбуйтесь ребятишки!

Олешек, олешек Золотые рожки, Золотые рожки, Резвые ножки.

Там на празднике весеннем, Веселилась детвора. И такое тут веселье, Слышен свист уже с утра.

Расписные карусели, Шум, задорное веселье. Приглашали прокатиться Вместе с ними веселиться.

Сколько ярких тут игрушек, Разбегаются глаза.

А игрушки загляденье, Подходи и выбирай. Всем устроят развлеченье, Что по нраву, покупай.

Дымка вятская известна, И у нас, за рубежом. И скажу друзья вам честно, Я горда их мастерством.

Сказка в гости прилетала Нам о Дымке рассказала, Но пришла пора прощаться – Сказке в Сказку возвращаться. Но еще, не раз в свой дом Её мы в гости позовём.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, интересно и познавательно!

19 October 2023

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО И АКТУАЛЬНО.

2 November 2023

Похожие публикации