Занятие «В гостях у дымковских мастериц». Презентация «Сказка о дымковской игрушке»
Пояснительная записка к презентации
Тема занятия «В гостях у дымковских мастериц».
Занятие рассчитано на детей первого года обучения (7-9 лет).
Цель: знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с традициями в изготовлении игрушек дымковскими мастерами (форма, цветовая гамма, основные сюжеты)
Усилить восприятие игрушки через народный фольклор
Развивающие:
Развивать образное мышление
Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма обучения: групповая.
Методы обучения:
Словесные: (устное народное творчество, рассказ, беседа, объяснение).
Наглядные: (мультимедийная презентация «Сказка о дымковской игрушке», показ образцов, показ способов работы).
Оборудование: видеопроектор, экран, образцы дымковских игрушек.
Ход занятия.
1 этап. Занятия начинаю с подготовительного настроя. Чтобы снять напряжение я предлагаю выполнить несложное упражнение.
«Дружба начинается с улыбки».
Дети сидят парами, поворачиваются друг к другу:
-«Возьмемся за руки, друзья (берутся за руки)
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем:
«Здравствуй, солнце!» (обнимают друг друга)
2 этап. Обращаю внимание детей на экран: стартовая презентация мультимедийного пособия «Путешествие в страну мастеров»
-Посмотрите на экран, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.
3 этап. Постановка цели занятия:
- Сегодня мы с вами познакомимся с самой известной русской игрушкой из глины.
Показ презентации «Сказка о дымке»
4 этап. В перерывах между занятиями предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Ловлю птиц на лету»
Считалочкой выбирают ловишку. После слов:
«Мы птички – невелички,
Любим по небу летать,
Ты попробуй нас догнать».
Дети перебегают на другой край площадки, ловишка старается их поймать.
5 этап. Практическая работа. Достаю игрушку «птичка»
- Вот так птичка-
Собой невеличка!
Станешь дуть, а она:
- Фьють-фьють!
Рассматриваем птичку, отмечаем, из каких частей она состоит, форма частей, сравниваем их размер.
Показываю последовательность и приёмы лепки. Делим кусок глины пополам. Из одного – круговыми движениями скатываем шар, это будущее туловище. Второй кусок, так же делим пополам. Из одного скатываем голову, из другого – подставку. На голове прищипываем клюв, на туловище – хвост. Все детали соединяем с помощью шликера, тщательно заглаживая места скрепления.
Большое внимание при работе с детьми я всегда уделяю тренировочным упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса.
- «Дети любят всех зверей»
-Дети любят всех зверей: разминаем большой палец.
Львов, и кроликов, и змей, разминаем указательный палец.
Пеликанов, лебедей, разминаем средний палец.
Бегемотов, соболей, разминаем безымянный палец.
Голубей и снегирей. Разминаем мизинец.
Зверям холодно зимой! растирание ладоней с внешней стороны
Стынут звери: ой, ой, ой!
Нужно лапки их согреть,
Друг об дружку потереть растирание ладоней с внутренней стороны.
6 этап. Самостоятельная работа детей. Во время работы обращаю внимание на соизмерение деталей изделия, на тщательность заглаживания и примазывание деталей. Используя при этом индивидуальный подход к каждому.
7 этап. В конце занятия выставляют птичек на стол, рассматривают, обращаю внимание на схожесть с образцом. При оценке изделий необходимо учитывать точность передачи формы, строения игрушки, тщательной проработки наиболее характерных деталей. Отмечать изменения и дополнения в игрушках, которые придумывают сами дети.
8 этап. Вопросы на закрепление знаний о дымковской игрушке:
1. Город, в котором сейчас изготавливают Дымковскую игрушку. (Киров)
2. Где раньше продавали свой товар мастера – игрушечники. (Ярмарка)
3. Название весеннего праздника, на котором все свистели. (Свистунья)
Легоцкая Вера Сергеевна
Любовь