МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОЛЬШЕГОЛОУСТНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Причастие»
(в технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Составила:
учитель русского языка и литературы
Бадаева А.В.,
первая к/кат.
П. Большое Голоустное,2023
Оглавление
Разделы | № стр |
Актуальность | 3 |
Основная часть: | 4 |
Цель и задачи урока | 4 |
Планируемые результаты | 4 |
Технологическая карта урока | 5-9 |
Приложения | 10 |
Список используемой литературы | 11 |
Актуальность
Актуальность данной разработки урока состоит в том, что педагогу сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
Основная часть
Тема: Причастие как часть речи
Дата проведения урока: 18.10.2023г.
Класс: 7
Учитель: Бадаева Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»».
Учебник: Русский язык 7 класс под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др., в двух частях, часть 1.М. «Просвещение», 2021.
Тип урока: урок освоения нового знания с применением технологии развития критического мышления.
Цель урока: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.
Задачи:
- познакомить с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;
-развивать мышление, воображение и речь учащихся;
-воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Причастие как часть речи».
Планируемые результаты:
Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, определять свою позицию, связанную с заданной проблемой.
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний;
регулятивные: адекватно оценивать свою деятельность, определять лично значимую цель в рамках учебной темы;
коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки работы в паре, участвовать в диалоге.
Предметные: научиться определять причастия по основным признакам, находить их в тексте, составлять словосочетания, свободно употреблять в речи.
Технологическая карта урока.
Этап технологии ТРКМ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Умения |
Фаза урока «Вызов»
| 1.Мотивация к деятельности
А) Организационный момент
Б) Актуализация знаний
В) Закрепление знаний, изученных ранее тем о глаголе и имени прилагательном. Г) Самоопределение к деятельности |
Приветствие учителя Проверка готовности к уроку
Проверка домашнего задания
- Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе и имени прилагательном. Выполним у доски морфологический разбор данных частей речи. Предлагает учащимся проблемную ситуацию: - Прочтите на листах парные словосочетания и сравните их. Шумный поток – шумящий поток. Синий небосвод – синевший небосвод. Зеленый лес – зеленеющий лес. Колючий шиповник – колющийся шиповник. - Как вы думаете, в чем их различие? - Попытайтесь осмыслить, над какой темой мы сегодня будем работать:
Корректирует тему урока. Организует обсуждение проблемы: Чем отличаются слова в парах? Какой признак они означают: постоянный или временной? Можете ли вы определить, какой частью речи являются слова во второй части каждой пары? Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание?
|
Приветствие учащихся. Готовность к уроку
Читают слова самостоятельно составленного диктанта, сгруппированные по видам орфограмм, и комментируют.
Один из учеников готовит связный рассказ о глаголе как части речи, другой об имени прилагательном. (индивидуальный устный ответ ученика в сочетании с элементами рецензирования других). Учащиеся предлагают свое видение проблемы урока, обсуждают в парах варианты ответа.
.
| Личностные: определять потребности в изучении учебной темы; проявлять интерес к поставленной проблеме. Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, восстанавливать информацию ранее изученного Коммуникативные: представлять адекватные ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания.
|
Фаза урока «Осмысление содержания»
Фаза урока «Рефлексия деятельности»
| 1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)
Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения материала)
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
4. Рефлексия состояния | 1.- Исходя из темы урока («Причастие как часть речи»), давайте сформулируем его главную цель: чему вы должны научиться к концу урока? Конечно, определять среди множества слов, отвечающих на вопросы прилагательных, причастия. Знакомит с новым термином причастие и просит осмыслить его значение. Соотносит детские высказывания с определением этой части речи В.И.Далем «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».
2.Предлагает обратиться к учебнику за теоретическими сведениями по данной теме.
3.Подведение итогов по составленному плану параграфа: 1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж) 2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность) 3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез (М. Лермонтов) 4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)
4. Даёт задание: образуйте причастия от глаголов: Тучи, которые тают вдали. Лодка, которая плывет по реке. Книга, которую прочитал ученик. Земля, которая освещает солнце. Дом, который построили. Небо, которое потемнело. Проверяет задание.
Предъявляет запись под диктовку. Задание: найдите в тексте причастия. Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу…(Проверяет задание)
Предлагает вернуться к заданию, данному в начале урока, и проверить освоение материала.
Организует подведение итогов урока. Составление с учащимися кластера по теме. Раздает учащимся индивидуальный рефлексивный лист: Мне_________урок, потому что…_. Я оцениваю свою работу __________, так как…. | Формулируют цель урока.
Читают параграф и самостоятельно составляют план.
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы разбирают предложение с причастиями по членам.
Обсуждают задание в парах, составляют и записывают словосочетания
Записывают текст, находят причастия, указывают признаки прилагательного и глагола.
Учащиеся, основываясь на полученные знания, называют отличительные черты прилагательных и причастий. Заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают учителю.
| Личностные: проявлять интерес к учебным заданиям, готовность к сотрудничеству. Познавательные: структурировать информацию и составлять план; устанавливать причинно-следственные связи существительного с прилагательным Коммуникативные: формировать умения слушать и понимать учителя и своих одноклассников; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге. Регулятивные: формулировать цель деятельности, устанавливать последовательность действия, вносить коррективы в ошибочные суждения, принимать учебные задачи для коллективного обсуждения и самостоятельного решения Предметные: узнавать новое – лексические значения несклоняемых существительных и правила определения их рода.
Личностные: проявлять позитивное отношение к своим одноклассникам. Регулятивные: преодолевать затруднения по выполнению заданий. Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Предметные: использовать полученные знания на практических примерах. Личностные: осознать успешность своей деятельности. Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения |
Фаза урока «Итог урока» | 5. Домашнее задание | Задание на карточках: 1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время. | Читают задание на карточках и уточняют его для успешного выполнения. | Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения; планировать свое дальнейшее развитие. |
Приложение 1.
Вопросы по плану параграфа:
1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж)
2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность)
3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез (М. Лермонтов)
4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)
Приложение 2
Задание:
Образуйте причастия от глаголов:
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал ученик.
Земля, которая освещает солнце.
Дом, который построили.
Небо, которое потемнело.
Приложение 3.
Задание на карточках:
1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время.
(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистеперая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад.(2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря.(3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.
Список использованных документов и источников информации:
I. Использованная литература:
1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В. Волкова – Казань: РИЦ «Школа», 2020. – 172 с.
2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
II. Электронные ресурсы
1. Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.suov|programma_razitiya_univversalnuh...
2. http://www.urokirus.com – уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование)
Ирина Владимировна Казарцева