Причины и профилактика безграмотности населения донецкой народной республики

0
0
Материал опубликован 21 November 2023



ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА БЕЗГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


Трунаева А.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №88 г.Донецка»

e-mail: trunaeva-alla@mail.ru


Введение. Одним из приоритетных заданий становления Донецкой Народной Республики как молодого государства является повышение уровня языковой грамотности и уровня владения русским языком. В связи с этим актуальным будет проведение глубинного анализа актуальных проблем лингворусистики, а также ряда мероприятий, направленных на их устранение и повышение мотивации к овладению нормами русского языка.

Основная часть. На существование современного русского языка оказывает воздействие ряд факторов. Например, мышление и общий фонд знаний носителей языка, внеязыковая и экстралингвистическая реальность, коммуникативная ситуация и др.

Одной из актуальных проблем лингворусистики является истребление факторов, понижающих качество преподавания русского языка. Это связано с тем, что длительное время на территории Донбасса изучение и преподавание русского языка происходило не на должном уровне. С момента создания Донецкой Народной Республики фокус изменился, а вместе с тем модифицировался и процесс изложения учебного материала.

К сожалению, уровень лингвистической грамотности современного социума довольно низкий. Это связано с рядом причин:

1) скорость развития научно-технического прогресса, за которым языковая система из-за своей консервативности не успевает;

2) воздействие средств массовой информации и сети Интернет;

3) снижение уровня общения в «живом» формате;

4) направленность системы образования на самостоятельное изучение учебного материала, внедрение дистанционного обучения в онлайн-режиме;

5) снижение интереса к чтению книг, которое, в свою очередь, воздействует на формирование интуитивной грамотности;

6) дегуманизация технического образования, направленная на внедрение компетентностного подхода.

Помимо того, современная лингвистика нуждается в расширении паспорта научной специальности, приведении его в соответствие с современными направлениями русистских исследований. Так, по мнению Ф.М.Литвиненко, формирование лингвистических понятий имеет непосредственное отношение к интеллектуальной сфере общественности [4].

Массовым мероприятием по профилактике безграмотности на территории республики является ежегодный тотальный диктант. И участники, и люди, наблюдающие за этим действием со стороны, смогут убедиться в том, что изучение русского языка – это нелегкое, но увлекательное и полезное занятие. Смысл тотального диктанта в том, чтобы напомнить себе о правилах русского языка, заставить работать мозг в верном направлении. Более глубинная цель проведения тотального диктанта – единение русскоговорящего населения всего мира.

В социальных сетях популярность набирают демотиваторы, короткие видеоролики, обыгрывающие типичные ошибки нарушения норм русского литературного языка [3]. Так, решением глобальной коммуникативной безграмотности могут стать Интернет и средства массовой информации. С их помощью можно организовать благоприятное воздействие на носителей языка. Для этого следует часто и систематично освещать аспекты лингвистической грамотности, выявлять красоту родного языка, расставлять языковые акценты с помощью данных ресурсов.

Помимо того, обществу необходимо донести социальную значимость правильной речи, цену посягательства на время других людей. В потоке существующих изменений мира чтение, письмо и устная речь (говорение) тоже модифицируются, но неизменно являются источником получения информации и знаний, приобщения к культуре.

Заключение. Таким образом, создание условий для формирования коммуникативной грамотности является гарантом успешного социума. Важно, обучить не только грамотно писать и говорить, но еще и четко формулировать свои мысли.


Список литературы

Баженова, Ю.А., Аквазба, Е.О., Медведев, П.С. Что ожидает современный русский язык: языковая политика РФ / Ю.А.Баженова, Е.О.Аквазба, П.С.Медведев // Инновационная наука в современном мире: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск, 2018. – С.128-131.

Кукушкина, О.В., Ремнева, М.Л. Проблемы и задачи современной русистики (по итогам работы VI Международного конгресса исследователей русского языка) / О.В.Кукушкина, М.Л.Ремнева // Вестник Московского университета. Филология. – 2019. – №4.

Нефляшева, И.А. Интернет-феномен «новой грамотности» в контексте теории постмодернизма / И.А.Нефляшева // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2016. – №5. – С.402-407.

Ратникова, И.Э. Современная русистика: актуальные вопросы лингвистических исследований / И.Э.Ратникова // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. – 2019. – №1. – С.118-124.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации