Методические рекомендации на тему «Приемы эффективного чтения на уроках в начальной школе» (1–4 классы)
Приёмы эффективного чтения в начальной школе
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. С первого раза полностью усвоить всю важную информацию, содержащуюся в совершенно незнакомом тексте, даже взрослому человеку вряд ли по силам — не то что маленькому читателю.
И учителям, и родителям приходится смиряться с тем, что больше половины содержания текста бесследно исчезает из детской головы еще до того, как текст этот будет прочитан ребенком до конца. Чтобы полностью понять, что же в тексте происходит, детям надо будет прочитать этот рассказ три-четыре раза. Неутешительная статистика говорит о том, что в средней школе самостоятельно используют при чтении элементарные приемы обработки информации лишь 3 из 1000 школьников, а полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст лишь 6 из 100.Эти цифры — показатель «ленивого» чтения — сбивчивого, неорганизованного, пассивного. «Ленивым» такое чтение названо не потому, что ребенок не хочет качественно работать над текстом, а потому, что он относится к тексту как к объекту преодоления (а не как к объекту работы и изучения). И это — не его вина. Цель чтения, естественно, в понимании текста. Нельзя бездумно воспроизводить слова, пусть даже быстро и красиво. Но при этом важно учесть, что уровень погружения в текст может быть разным в зависимости от задачи - найти ответ на вопрос, запомнить и подробно пересказать, понять замысел автора или просто ознакомиться с информацией.
Что мешает ребёнку читать быстро, правильно и осознанно?
Причин несколько:
паузы в словах, между словами в предложении;
неправильное интонирование при чтении предложений, текстов;
маленький словарный запас.
Что делаем?
1.Убираем паузирование в слове. Научить называть слог коротко. Работаем по слоговой таблице: чтение слогов в столбец, по строчкам. Научить читать различные слоги: согл.+гл, гл+согл., согл.+согл.+гл. Закон чтения: сначала правильно, а потом быстро.
2.Составляем из карточек слоговых смешные имена. Например, к нам приехал марсианин и его звали ШИ МЕ РО ЛЫ. Просим прочитать быстро с ударением на 1 слоге. А его жену звали ШИ МЕ РО ЛЫ. Просим прочитать с ударением на втором слоге. А малыша звали ШИ МЕ РО ЛЫ. Просим прочитать с ударением на третьем слоге. Их собачку звали ШИ МЕ РО ЛЫ. Просим прочитать с ударением на четвёртом слоге.
3. Готовим таблицы со словами с ударением на первом слоге, потом таблица слов с ударением на втором слоге, на третьем слоге. Читаем слова в разном темпе. Читаем слова до ударения, после ребёнок домысливает слово.
4. Убираем паузы между словами в предложении: предлоги читаем вместе с большим словом, т.к. предлог всегда безударный. Проясняем каждое слово. Лучше непонятные слова иллюстрировать. Если значение слова непонятно для ребёнка, то он будет делать при чтении длительные паузы. Представьте, что мы смотрим телевизор. Если слово ребёнку понятно - есть картинка, непонятно- нет картинки.
5. Читаем простые тексты. При чтении простых текстов восприятие сливается с пониманием. Сначала прочитаем предложение с ударением на каждом слове. Потом следует смысловое чтение (непонятные слова проясняем). Слушаем чтение взрослого, потому что интонация выставляется только при подражании.
6. Знаки препинания. Правило подъёма и понижения голоса. Интонируем чтение: голос идёт вверх на начало предложения, понижаем голос на знаках препинания внутри предложения и интонация завершения в конце предложения. Обычно слово перед знаком препинания читается с логическим ударением.
7. Выразительность добиваемся через партитуру текста. Смысл чтения должен быть организован внешне. Обозначаем знаками подъём и понижение голоса, паузацию, логическое ударение.
8. Слушание аудиопроизведений. Чтение по подражанию и на скорость.
9. Формируем активный словарь через пересказы текстов. Обогащаем словарь через «закачивание» тем из 10-20 слов, т.к. нет слов- нет мысли. Можно использовать карточки Гленн-Домана.
10. Упражнения для скорочтения проводим на всех уроках и на занятиях по внеурочной деятельности (см. Приложение).
Итак, ребёнок научился читать. Что дальше? Существуют приёмы эффективного чтения, которые позволяют сформировать навык чтения - понимания.
Мотивируем проверкой. Как можно чаще задавать подробный пересказ. Или после прочтения текста даём 10 вопросов по тексту.8-10 правильных ответов – замечательный результат. Обязательно должно быть прояснено каждое слово. Когда изучая иностранный язык, мы не владеем переводом хотя бы одного – двух слов из предложения смысл читаемого текста может остаться непонятым. Так и в родном языке, не зная значение хотя бы одного слова, ребёнок не поймёт прочитанного.
Вытаскиваем из «мешочка со смыслом» идею текста, секретное послание автора. Освоить этот приём помогает подбор пословиц и поговорок, которые сжато выражают суть текста.
Осваиваем разные виды чтения: выборочное, повторное, чтение с погружением, чтение с остановками, быстрое или медленное чтение.
Опережающие вопросы с опорой на заголовок или иллюстрацию.
Осмысленное интонирование текста. Часто в школе слышишь: читай выразительно. Выразительность – это не вишенка на торте, а осмысленное чтение. Начало предложения начинаем читать с подъёма голоса, к знакам препинания голос как бы «падает в ямку». Если это запятая, то голос «падает до середины ямки», Если это точка, то голос «падает на дно ямки». Отрабатывать особую интонацию вопросительного и восклицательного предложения.
Дифференциальные алгоритм чтения.
С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста — чаще всего абзац — на логические отдельные элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Он представляет собой следующее:
1) опорные слова;
2) опорная сеть;
3) значение (доминанта).
Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными слова называются потому, что они служат опорой конкретного текста. Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста. Именно опорная сеть является основой «золотого ядра» содержания текста.
Опорные слова и опорная сеть выявляются в самом тексте, который претерпевает как бы количественные преобразования — сжимается, прессуется. Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма — выявлению доминанты. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической зубрежки. На основе опорной сети мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования — выявление «ядерного» значения содержания текста.
Доминанта — главная смысловая часть текста. Она может выражаться своими словами, на языке собственных мыслей и чаще всего является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя. Так как сам термин «смысловая доминанта» может показаться слишком громоздким для повседневного обращения в начальной школе, то мы успешно пользуемся его образно описательным синонимом — «мешочек со смыслом». Это название хорошо тем, что, во-первых, отражает суть и результат процесса поиска доминанты, а во-вторых, подсказывает, что отыскать в тексте «смысл» — не такое простое дело. Чаще всего он спрятан, скрыт, «завязан в мешочек», и чтобы добраться до него, нужно хорошенько подумать. Опираясь на самостоятельно составленную доминанту, ученик сможет, если надо, «вытащить» из
мешочка со смыслом весь текст — вернее, опорную сеть этого текста, из которой и была в свое время выращена доминанта. Задача учителя заключается в том, чтобы выработать у учеников именно навык, т. е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Эту задачу и помогает решить дифференциальный алгоритм чтения: в начале выделить опорные слова, затем построить опорную сеть и, наконец, сформировать доминанту. Цель такого упражнения — показать мозгу, как правильно надо понимать текст.
Настоящее овладение алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. действие не осознается, осмысление текста происходит как бы само собой. В целом, в план работы по изучению понятий «опорное слово» и «опорная сеть» можно включить следующие этапы:
1) ознакомление с понятиями «опорное слово» и «опорная сеть»;
2) коллективное составление опорной сети из опорных слов;
3) анализ правильного образца опорной сети, доказательство ее правильности.
7.Интегральный алгоритм чтения.
Не нужно искать каких-то особых и сложных причин того, почему важная и нужная информация текста не закрепляется в детских головах. Просто ее место занимает информация совсем иного рода, вытесняя нужные сведения или блокируя им доступ в память. Как происходит это вытеснение, выталкивание важной информации, можно предположить, рассматривая следующий рисунок, где мы попытались наглядно показать, в чем причина неудачи «ленивого» — т. е. обычного — чтения. Это — чтение-созерцание, чтение «как придется». Мы ставим задачу повысить эффективность чтения, его продуктивность, производительность. Очевидно, что реальный путь решения этой задачи — создание новых, более эффективных программ умственной деятельности, обучение новым, рациональным способам кодирования поступающей информации. «Ленивому» чтению можно противопоставить чтение по алгоритму — т. е. эффективное чтение. Читать текст продуктивно, получая из него максимум полезной информации и на 100% усваивая его содержание, — это то, чему может научиться любой ребенок школьного возраста. Найти в тексте действительно полезное, нужное, ценное, отобрать необходимое — данную задачу решает дифференциальный алгоритм чтения. Но нужно еще и суметь сохранить информацию. В этом нам поможет интегральный алгоритм чтения. Интегральным он называется потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Если дифференциальный алгоритм чтения создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, то основное назначение интегрального алгоритма — обработка значимой информации, ее сортировка и хранение. За основу взят алгоритм, предлагаемый О.А. Андреевым и Л.Н. Хромовым, который был переработан с учетом специфики младшего школьного возраста.
Семь блоков интегрального алгоритма чтения
1. Наименование
2. Автор
3. Герои
4. События
5. Новизна (чего раньше не знал и узнал только что)
6. Непонятное (неизвестные слова и понятия)
7. Идея (что самое главное)1
Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. При проверке содержимого блоков № 5 и 6 окажется, скорей всего, что оно довольно разнообразно: то, что одному ученику давно известно, другой открывает для себя впервые. Блок № 7 — единственный, не опирающийся непосредственно на текстовый материал. А так как восприятие каждого читателя субъективно, то «самое главное» в тексте может оказаться сформулированным в 25 вариантах, если в классе 25 человек. Таким образом, «новый тип чтения предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, неорганизованный процесс становится подчиненным единой программе — интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного. Такое «новое» чтение, в отличие от пассивного созерцания текста, заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Сами термины «интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения», конечно, останутся детям неизвестны. Но ребенок получит инструмент работы с текстом, которого у него раньше не было и который позволит работать с содержанием текста со 100%-ной эффективностью. Занятия по улучшению качества чтения должны начаться с осознания учеником всех блоков алгоритма и строиться на основе многочисленных, постоянных и регулярных тренировок, которые в конечном итоге приведут к непроизвольному, автоматическому выполнению всех действий по алгоритму.
Работу по интегральному алгоритму стоит начинать только тогда, когда учащимися вполне освоен дифференциальный алгоритм чтения. Они должны понять, что в графической схеме нужно размещать только опорные слова этого текста и его опорную сеть. Эта опорная сеть как бы накладывается на зрительный образ алгоритма, а вернее, «раскладывается» по соответствующим блокам, как по полочкам.
Умение составлять схему текста (т. е. графически отображать результаты работы по пунктам интегрального алгоритма в соответствии с его зрительным образом применительно к конкретному тексту) — самый важный и длительный этап работы над усвоением навыка действий по алгоритму. Работа над составлением схемы текста должна быть постепенной и пошаговой. Для этого учитель может подбирать любые тексты из учебников истории, окружающего мира, чтения, риторики — как прозаические, так и стихотворные.
Для закрепления умения строить самую главную часть схемы — ее основу — и определять количество смысловых лучей в этой основе можно потренироваться на нескольких текстах. Воспринимать их дети могут как на слух, так и зрительно. В последнем случае лучше, чтобы это были тексты, не разделенные на абзацы. Само деление текста на смысловые части может «подсказать» детям количество смысловых лучей в схеме текста. Хотя иногда количество
абзацев в тексте и количество лучей в схеме могут не совпадать, в чем ученики тоже могут убедиться на собственном опыте.
С самого начала обучения качественному, эффективному чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники — приемы понимания текста,
прочно закрепленные в алгоритме эффективного чтения и отраженные в схеме разбора текста по этому алгоритму. Чтобы схема алгоритма была более универсальной, по мере ее освоения можно ввести в сам алгоритм несколько дополнительных понятий, а в схему — соответствующие им графические знаки. Это утяжелит схему, сделает более громоздкой, зато поможет усваивать текстовую информацию более детально и качественно. Для составления полной универсальной схемы по алгоритму чтения учащиеся должны свободно владеть следующими понятиями:
- опорное слово;
- «опорная сеть» (опорные слова, выписанные или подчеркнутые вместе со вспомогательными им словами);
- «портретные слова» (слова, использованные при описании внешнего облика героя);
• оценочные слова;
• слова эмоционального состояния героя («слова настроения и самочувствия»);
• «метафорные слова» (слова в переносном значении, придающие повествованию яркость и образность,т. е. метафора в самом широком смысле);
• сравнение (прямое — при помощи слов «как», «словно», «будто» и косвенное, скрытое);
• «мешочек со смыслом» (смысловая доминанта текста, идея).
Замеры чтения
Методика проведения диагностики навыков осмысленного, эффективного чтения очень проста, занимает минимум времени и не требует со стороны учителя трудоемкой подготовки. Разработана она на основе методики количественно-качественного измерения трех параметров чтения (скорости, качества и продуктивности), созданной T.H. Засориной. Анализ полученных при проверке данных позволяет увидеть, как формируется навык осмысленного чтения. Диагностика качества чтения происходит в конце каждой учебной недели. Строгой необходимости такого частого контроля, наверное, нет. Но если рассматривать этот процесс (который занимает в общей сложности 10 минут) не только как контроль уровня понимания текста, но и как высокой эффективности тренировочное упражнение, то еженедельная работа по оценке качества чтения — совсем не лишнее занятие. Кроме того, единичный замер, скажем, в конце четверти (что тоже вполне допустимо) может дать несколько искаженную картину: чрезмерное волнение ученика, его плохое самочувствие, усталость и другие факторы могут отрицательно повлиять на результат работы. Если же таких замеров будет, скажем, семь в четверти, то, во-первых, эта работа будет уже привычна ученику, что исключит ненужное волнение, а во-вторых, позволит учителю более объективно наблюдать за происходящими изменениями. В качестве итогового результата можно будет взять средний показатель за четверть.
Эта система удобна тем, что каждый ребенок видит, как изменяются показатели его чтения, имеет возможность следить за этими изменениями, с большим интересом включается в самонаблюдение за своими успехами в чтении.
У детей меняется мотивация занятий чтением, возникает соревновательность в достижениях и создается ситуация успеха в обучении. Процедура коллективной проверки качества чтения проста, дети к ней быстро привыкают и даже ждут с нетерпением. Состоит она из следующих этапов:
1. Каждому ученику выдается экземпляр общего для всех текста. По сигналу учителя дети начинают молча или вслух (вполголоса) читать.
2. Когда текст прочитан, ребенок сообщает о своей готовности отвечать на
вопросы (или встает, или поднимает руку) и откладывает текст в сторону.
3. Когда текст прочитан всеми учащимися, учитель задает вопросы по содержанию текста, на которые дети отвечают письменно. По этим ответам видно, насколько усвоено прочитанное.
Стопроцентным понимание считается тогда, когда ученик ответил правильно на все вопросы к тексту. Для облегчения счета показателей удобнее задавать 10 вопросов о прочитанном. Тогда считается, что ученик, ответивший верно на все 10 вопросов, обладает качеством чтения, равным 100%; ответивший на 7 вопросов из 10 имеет качество понимания 70%, на 2 — 20% и т.д.
4. Работы собираются и проверяются. Для каждого ученика просчитывается качество чтения — в процентном отношении.
5. Итоги заносятся в таблицу, выставляются в дневник.
6. Ученик на следующий день узнает о результате проверки и — по усмотрению учителя — получает оценку за проделанную работу (%):
Оценка «2» |
Оценка «3» |
Оценка «4» |
Оценка «5» |
0 - 49 |
50 - 64 |
65 - 84 |
85 - 100 |
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет
добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Приложение
Упражнения для развития скорочтения
Для упражнений подбираем простые тексты. При чтении простых текстов чтение сливается с восприятием.
1.Упражнение «Догонялки».
Читаем на одном выдохе столько слов, на сколько хватает дыхания. Это упражнение помогает не только увеличить скорость чтения в целом восприятие, но тренирует память, внимание, речь.
2.Упражнение «Убегающие слова».
Делаем «закрывашку» из картона.
Закрываем столбик слов «закрывашкой».Снизу очень быстро открываем последнее слово, закрываем через секунду. Ребёнок должен увидеть слово и назвать, затем снова открываем и закрываем следующее слово. Нужно максимально быстро прочитать столбики слов. Обязательно прояснить каждое слово. Упражнение расширяет поле зрения.
3.Упражнение «Весёлые ёлки».
Динамическое чтение столбиков слов, которые различаются количеством букв. Слова расположены в форме ёлочки.
4.Упражнение «Кенгуру».
Ребёнок читает текст вслух через слово- «скачет кенгуру». Одно слово вслух, другое про себя. Заканчивать упражнение пересказом текста. Такие «прыжки» позволяют увеличить темп чтения.
5.Упражнение «Выступление на радио».
Записать чтение ребёнка на диктофон. Потом прослушать текст с ребёнком и оценить качество чтения. Выявить недостатки и постараться через различные упражнения их устранить.
6.Упражнение «Пазлы».
Текст разрезаем на отрывки-пазлы, перемешиваем. Предлагаем ребятам собрать пазлы и прочитать восстановленный текст. Совершенствуется навык смыслового чтения.
7.Упражнение «Буквы перепутались».
Предлагаем детям прочитать текст, в словах которого буквы перепутаны. Упражнение способствует формированию навыка смысловой догадки.
8.Упражнение «Прятки».
Среди букв спрятаны слова. Их нужно как можно быстрее найти. Учим детей не вчитываться, не вглядываться, а видеть слово единой картинкой.
9.Упражнение «Анаграммы».
Учим узнавать слова в любом виде для того, чтобы легко понимать текст и повысить уровень узнавания слов в тексте.
10.Упражнение «Филворд»
Упражнение помогает развивать внимание, формирует смысловую догадку.
11.Упражнение «Зачеркушки».
Нужно зачеркнуть разными способами как можно больше знаков. Например: зачеркнуть горизонтальной линией в тексте все буквы А, а вертикальной линией - все буквы О. Упражнение тренирует внимание и скорость восприятия.
Используемая литература:
1.Абдулова Г. «Скорочтение для детей», М. 2017
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Королёва Г.В. «Технология эффективного чтения», Ростов н\Дону:Феникс, 2009
5. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
Язенина Ольга Анатольевна