Приемы развития функциональной грамотности на уроке русского языка

7
0
Материал опубликован 26 July 2023

Выступление на тему: «Приемы развития функциональной грамотности на уроке русского языка»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы подробнее поговорим о различных приемах развития функциональной грамотности на уроке русского языка.

-Функциональная грамотность( по определению А.А.Леонтьева) –способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

-Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Такие приемы как:




Отсроченная отгадка



Проблемная ситуация



Кластер



Корзины идей



Лови ошибку



Своя опора



Шаг за шагом



Денотатный граф



Яркое пятно



Удивляй



- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?

- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.

1)Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

Представим, что попали на урок, который начался с музыкальной заставки киножурнала «Ералаш» (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.

2) Еще один способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

3) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.

Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..

4) Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.

5) Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Удвоенные согласные»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

весна, коллективный, солнце, избушка, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, местность, изгиб.

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? (если это первый урок по

6) «Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.

Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием«Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.

7) Эффективен так же прием «Своя опора», когда учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.

8) Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием«Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.

- Мы с вами ознакомились с большим количеством разнообразных приемов развития ФГ на уроке.

-Какие приемы развития ФГ смыслового чтения вас заинтересовали и какие из них вы будете использовать на своих уроках для повышения результативности и качества образования?

-Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации