Доклад «Применение информационно-компьютерных технологий как средство повышения мотивации при обучении английскому языку»
Применение информационно-компьютерных технологий как средство повышения мотивации при обучении английскому языку.
Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование, согласно этим правилам, означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, это как нельзя точно подчеркивает современные требования в образовании, где основное правило - научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.
Одной из целей современного образования является - создание условий для радостного, ненапряженного развивающего обучения и воспитания активной саморазвивающейся, духовно-нравственной личности.
Предмет, который я преподаю – английский язык. Жизнь сегодня диктует свои требования к современному выпускнику. Политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в России, существенно повлияли на «расширение функций иностранного языка как учебного предмета». А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в общеобразовательной школе. Сейчас английский язык не просто хорошо бы знать, а нужно действительно знать его хорошо. Мы уже не живем за «железным занавесом». Занавес сейчас, скорее, бумажный. Коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, национальностей, возрастных групп и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Несомненно, конечной целью обучения английскому языку всегда является реальная жизнь.
Министерство образования заинтересовано в эффективном решении поставленной задачи. Мы знаем, что изучение иностранного языка начинается с младшей ступени, количество часов на изучение предмета в среднем и старшем увеличилось до 3 часов в неделю, учебно-методические пособия содержат намного больший объем информации, они очень насыщены. Альтернатива выбора среди множества обучающих программ по английскому языку, все вышеперечисленное заставляет задуматься, как сделать обучение эффективным. А чтобы добиться хорошего результата, необходима заинтересованность детей при изучении предмета, т.е. мотивация на изучение английского языка.
Мотивация как один из приемов повышения уровня качества знаний учащихся.
На своем личном опыте, я убедилась, что все дети при начальном обучении английскому языку имеют высокую мотивацию, все хотят говорить на иностранном языке. Но проходит немного времени и сталкиваясь с первыми трудностями: запоминании слов, правил построения английского предложения и интерес к предмету у некоторых детей падает. А на средней ступени обучения, как показывает статистика, ввиду увеличения объема изучаемого материала, повышенных требований к рече-коммуникативным умениям, число учащихся с низкой мотивацией возрастает.
Итак, проблема мотивации школьников на изучение иностранного языка стала особенно актуальна для меня как учителя иностранного языка.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Как показывают исследования, у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема невостребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающая мотивацию у школьников при изучении предмета. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. Причины обращения к проблеме: а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для развития резервов мотивации учащихся на уроках английского языка.
Вот почему я поставила перед собой цель - способствовать формированию познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка путём использования информационно-коммуникационных технологий. Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:
изучить теоретический и методический материал;
формировать устойчивый познавательный интерес;
создать систему методов и приёмов использования ИКТ на уроках английского языка, направленных на формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Поэтому и тема по самообразованию, над которой я работаю, выбрана не случайно: «Использование информационных технологий как одного из средств повышения мотивации к изучению английского языка», так как прежде чем ты будешь учить ученика, ты должен овладеть этим сам.
Внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Использование информационных технологий в обучении английскому языку
Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.
Я, как и каждый учитель хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Это как раз те случаи, когда у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет мотивации к учению. Использование компьютерных технологий позволяет повлиять на мотивацию обучающихся.
Использование компьютера при обучения иностранным языкам способствует решению основных видов лингводидактических задач. При обучении разным видам речевой деятельности при помощи компьютерных программ преследуются следующие цели:
При обучении фонетике:
Достигать максимально правильного произношения, приближенного к произношению носителя языка. Часто используется прием визуализации произношения как, например, в программе «Английский с полуслова».
При обучении грамматике:
Формировать рецептивные грамматические навыки чтения и аудирования; формировать продуктивные грамматические навыки письменной речи; контролировать уровень сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ; оказывать справочно-информационную поддержку.
При обучении лексике:
Формировать рецептивные лексические навыки чтения и аудирования; формировать продуктивные лексические навыки преимущественно письменной речи; контролировать уровень сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширять пассивный и активный словарь обучаемых; оказывать справочно-информационную поддержку (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
При обучении чтению:
Формировать навыкам установления звукобуквенных соответствий; обучать технике чтения вслух; совершенствовать навыки техники чтения, закреплять рецептивные лексические и грамматические навыки чтения; овладеть умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); формировать умение самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказывать справочно-информационную поддержку (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контролировать правильность и глубину понимания прочитанного текста.
При обучении аудированию:
Формировать фонетические навыки аудирования; контролировать правильность понимания прослушанного текста.
При обучении говорению:
Формировать фонетические навыки говорения; организовывать общение в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.
При обучении переводу:
Формировать лексические и грамматические навыки перевода; контролировать правильность перевода; овладевать умением редактирования текстов, переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказывать справочно-информационную поддержку (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).
Первые шаги в освоении и использование ИКТ на уроках английского языка на своем опыте начались с использования в работе различного рода презентаций, подготовленных как мною, так и учащимися, а также готовых компьютерных методик, таких как " Английский с полуслова», «Английский в три приема», «Языковой мост»- «Language bridge», “ Английский язык от А до Z”, “Английский язык. Я и моя семья”. Применяя в своей работе лицензионные CD и материалы, найденные в Интернете, моя роль как учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс, но дающий положительные результаты.
Учащиеся начальной ступени обучения английскому языку предусмотрена большая работа с визуальными средствами обучения. Ресурсы интернета представляют для учителя огромную кладезь полезного материала. Мне также помогает разнообразить уроки интерактивный сборник «Английский для детей. Чудо-словарик». Он включает в себя более 150 слов на основные темы: Семья, Звери, Фрукты, Овощи, Цифры, Цвета, Части тела, Дом и т.д. Возможности данного сборника»:
- яркие иллюстрированные картинки по разной учебной тематике;
- английское слово зарифмовано в русском стишке;
- упражнения на понимание слов;
- упражнения на восприятие слов на слух;
Для 5-7 классов применяю диск «Английский от А до Z». Он содержит все разделы грамматики, включенных в рабочую программу среднего звена. Задания построены в форме «квизов», позволяют проверить усвоение знаний тех или иных аспектов грамматики каждым учеником, т.е. индивидуально, включая такие темы как употребление определенного, неопределенного и нулевого артиклей, употребление предлогов, Употребление единственного и множественного числа имен существительных и т.д.
Для учащихся старшего звена использую мультимедийное пособие Ю.Голицинского «Грамматика. Сборник упражнений». Этот сборник включает тренировочные и проверочные задания по всем аспектам школьного курса по грамматике английского языка, а именно по темам: существительное, неопределенно-личные местоимения, степени сравнения прилагательных, употребление времен, страдательный залог, согласование времен, инфинитив, герундий, сложное дополнение и т. д.
Методика "Английский с полуслова» — содержательный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник - мультитренажер. План занятий собран по типу «от элементарного — к сложному» (звуки, фразы, слова, аудиотренинг, диктовка,беседы направленные на определенную тематику, поговорки, скороговорки, стихотворения и рассказы). Программа содержит емкие теоретические материалы (правила, схемы, поясняющие упражнения), словари (всеобщий словарь и словарь омонимов) а также инструкцию читателя. Практика по грамматике организовано на диалоговых упражнениях.
В компьютерной программе “Language Bridge” упражнения по лексике и грамматике, диалоги, диктанты, изложения, грамматический справочник и англо-русский словарь – все это сведено в единую обучающую систему, работать с которой легко и удобно. Весь материал направлен на отработку, как лексики, так и грамматики, развиваются навыки вести диалог, монолог, навыки чтения и письма. Но этот курс лучше использовать для индивидуальной работы учащихся.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point и применение интерактивной доски. Я пришла к выводу, что при помощи этих программ можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить. Каждое задание будет помогать учащимся выполнять все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.
Использование данной технологии позволило мне:1. Значительно сэкономить время на уроке;
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения;
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс; 4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка 5. Вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Использование презентаций на уроке позволяет учителю более наглядно представить материал. Каждый ученик работает активно и увлечённо. В старших класса занимает большое место проектная работа. И использование презентаций улучшает навыки устной практики учеников. Дав своим ученикам задание подготовить устное высказывание (презентацию) на какую- либо тему, я добиваюсь следующих результатов:
• Ученик получает отличную возможность практики самостоятельной речи.
• Остальные ученики получают хороший урок аудирования.
• Такое задание повышает самооценку у учащегося, а также расширяет его кругозор.
• Задание полезно для тренировки умения публичного выступления.
• Это задание является великолепным генератором для спонтанной дискуссии.
Новые возможности для обучения английскому языку дает созданию интерактивных учебных пособий во Flash. Flash позволяет создавать интерактивные фильмы, работая с которыми учащиеся переходят к их различным частям, перемещают объекты, заполняют анкеты и формы и т. д.
В моем активе пока еще не очень много таких пособий, они требуют кропотливой работы, но они того стоят. Дети с удовольствием выполняют кроссворды, делают тесты и сразу видят свой результат, получают оценку.
Изучив возможности Flash, я смогла усовершенствовать и презентации.
В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность Интернета в процессе обучения иностранному языку. Я считаю, что использование Интернета на уроках не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, как я полагаю, необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
- электронную почту (e-mail);
- телеконференции (usenet);
- видеоконференции;
- возможность публикации собственной информации, создание собственной
домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
- доступ к информационным ресурсам:
- справочные каталоги
- поисковые системы
- участие в различного рода конкурсах и олимпиадах;
- разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий. У учащихся есть возможность послушать информацию, предоставляемую носителем языка, это тренирует навыки аудирования, много полезной информации есть о стране изучаемого языка, наглядный материал, различные справочники и словари. Умение пользоваться Интернетом необходимо в современном мире. Поэтому общение с учащимися по электронной почте, обмен заданиями – ответами стало востребованным на сегодняшний день. А использование электронного словаря на уроках в слабых классах старшей ступени дает хорошую мотивацию к работе.
Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. Также данный ресурс повышает их уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т. к. при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций.
Повышением положительной мотивации учащихся в изучении английского языка стало и участие в интернет – олимпиадах и конкурсах. Мои учащиеся активно участвуют в различных дистанционных конкурсах: Интеллект будущего - Творчество и познание – Интеллект-Экспресс - http://www.future4you.ru/, Мир конкурсов, Уникум, Снейл - http://www.nic-snail.ru/ Ежегодно мы принимаем участие в Международном конкурсе «Британский бульдог», и количество участников растет с каждым годом. В 2010 году по подведенным результатам этого конкурса есть победитель - учащийся 11 кл. нашей школы Гарипов А. занял 4 место по области. В прошлом учебном году ученик 4 класса Евстратов А. стал лауреатом конкурса, заняв третье место в осеннем туре Всероссийского заочного конкурса «Творчество и Познание» в конкурсе «Остров загадок». Семь учащихся стали лауреатами Всероссийского заочного осеннего конкурса «Интеллект-Экспресс» «Тайны английского языка». В этом 2012-2013 учебном году 11 моих учеников приняли участие во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект и Познание» «Тайны английского языка» и 7 из 11 получили дипломы лауреатов конкурса. С каждым годом учащиеся проявляют активное участие в различных конкурсах, что отражает повышение мотивации к предмету английский язык. (Приложение 3, 4)
Проектная работа учащихся - это наиболее эффективная деятельность ребят во внеурочное время. Но её эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны учителя.
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. В интернете учащиеся и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события; об экологической ситуации в разных районах мира; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и т.п. Только с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, (общение в блогах, чатах), работой с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Неоценимую пользу приносит Интернет и в работе учителя. Я прошла дистанционные курсы обучения: «Применение пакета свободного программного обеспечения», НОУ УДПО «Институт «Ай Ти», 2009 г.; «Специфика обучения английскому языку в начальной школе», Педагогический университет «Первое сентября», 2011 г. Продолжаю активное сотрудничество с издательским домом «Первое сентября», на сайте выставлены мои публикации: «В мире ребусов и загадок» [605303], за эту публикацию награждена дипломом лауреата конкурса и «Помощь по дому» [629176]. Cоздала свой сайт, разместила разработки своих уроков, все они прошли общественную экспертизу. Неоценимую помощь мне оказывают коллеги-единомышленники из многих регионов страны, с которыми меня сближают учительские порталы: Фестиваль педагогических идей 1 сентября http://festival.1september.ru/ и «Портал для учителей английского языка-EnglishTeachers http://www.englishteachers.ru/. Мне интересны проблемы образования, которые обсуждаются на форумах; хочется знать, чему учат в мастер-классах, какими новыми общеобразовательными технологиями делятся участники портала. Хочется посмотреть, как работают другие, поучиться у них мастерству, попробовать себя.
Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Я, как учитель английского языка могу найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки.
Итак, путем внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс происходит:
1. индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. рост объема выполненных на уроке заданий;
4. расширение информационных потоков при использовании Internet.
5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, рабочих схем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.
9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают тесты, в игровых ситуациях пополняют словарный запас, делают презентации. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:
1. Подготовка к уроку с использованием ИКТ отнимает гораздо больше времени.
2. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
3. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
4. Отсутствие готовых учебно-методических комплектов в электронном виде, в данном случае нет электронного учебника М.З.Биболетовой.
5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
6. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
7. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
8. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
В процессе работы я пришла к заключению, что ИКТ помогают:
- привлекать пассивных слушателей; - делать занятия более наглядными, сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- повышать интенсивность учебного процесса;
- воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
- активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;
- объективно оценивать действия учащихся;
- накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы;
- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)
- обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
- снабдить курс необходимыми справочными материалами. Выводы: 1.Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и трудоустройства. Использование ИКТ на уроках английского языка влияет на повышения уровня мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний учащихся (Приложение 1, 2) 2. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации. 3. Работая над темой по самообразованию и внедряя основные ее аспекты на практике я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point, Smart Notebook); 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); 3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы); 5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов; 7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение ИКТ для повышения мотивации при обучении иностранным языкам обосновано.Но также следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.