12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернова Елена Петровна31
Россия, Забайкальский край, Чита

Применение обновленных ФГОС в начальном образовании


Перед нами педагогами, начинающими с 1 сентября 2023 года обучение по обновлённому стандарту, стояла важная задача, разобраться, какие изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы быть уверенными, что работа идёт в полном соответствии с нормативными документами.

Кратко расскажу об особенностях именно первого года обучения, и представлю приемы работы которые использую на уроках русского языка.

В метапредметных результатах особое значение придаётся учебным знаково-­символическим средствам, связанным прежде всего с универсальными учебными познавательными действиями: замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции.

Именно у курса «Обучение грамоте», с которого в первом классе начинается изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», огромный потенциал в закладывании основ работы со знаково-символическими средствами и в развитии логических действий, особенно таких, как сравнивать объекты, устанавливать основание для сравнения.

Также появилось новое требование, связанное с овладением основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка. Особое внимание уделено развитию функциональной грамотности, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность, могут и должны развиваться на уроках русского языка.

В содержание курса «Обучение грамоте» нет особых изменений, но на несколько моментов хотелось бы обратить внимание.

В содержании раздела «Фонетика» появились новые элементы: «Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели». Для кого-то из педагогов это привычное уже содержание, поскольку они работают по букварям, включающим развёрнутый звуковой анализ и самостоятельное построение первоклассниками моделей слов. В то же время для кого-­то это содержание новое, так как в ряде действующих сейчас букварей звуковому анализу не уделяется должного внимания, в основном детям предлагаются готовые звуковые модели конкретных слов.

В стандарте подчёркнута значимость работы над такими знаково-символическими действиями, как замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические действия, среди которых на первом этапе особое значение имеет сравнение. С помощью звукового анализа происходит введение первоклассников в звуковую систему языка, что важно как для обучения чтению, так и для всего последующего изучения систематического курса русского языка. Проведение развёрнутого звукового анализа позволяет первоклассникам не только научиться определять порядок следования звуков в слове, но и усвоить основные противопоставления, свойственные звуковой системе языка. Для русского языка к таким противопоставлениям относятся: гласный — согласный; твёрдый согласный — мягкий согласный; звонкий согласный — глухой согласный, ударный гласный — безударный гласный.

Во время звукового анализа дети имеют дело со звуками и их характеристиками, и если проводить обучение только в словесной форме, то удержать всё это первоклассникам в памяти чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно использовать при проведении действия звукового анализа моделирование звукового состава слова.

В создаваемых моделях фиксируется количество звуков в слове и основные качественные характеристики звуков (на начальном этапе: гласные — согласные, согласные твёрдые — мягкие; на последующих этапах: ударные — безударные гласные, звонкие — глухие согласные), что позволяет исследовать звуковой состав конкретного слова и звуковую систему языка в целом. Особое значение имеет именно самостоятельное построение первоклассниками моделей звукового состава слова, возможность внесения изменений в модель в соответствии с изменениями в звуковом составе слова.

Одинаковые или разные первые звуки в этих слова? Каким цветом изобразили твердый согл зв.? Мягкий согл.зв.?

Предлагая первоклассникам те или иные проверочные работы, важно также включать в них задания, предполагающие не просто воспроизведение знаний, а включение полученных знаний и умений в жизненный контекст.

Например, для закрепления написания слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарная работа) я не только провожу словарные диктанты, но и предлагаю задания на включение этих слов в предложения и тексты.

В новых стандартах значительно усилен раздел «Развитие речи», в котором рассматриваются следующие элементы содержания:

«Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)»

Работая над темой речевой этикет, я предлагаю детям задания, в которых первоклассники должны об­наружить нарушение этих норм или выстроить диалог с учетом их.

В раздел «Синтаксис» введены такие дидактические единицы, как: «Установление связи слов в предложении. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов». Также отслеживается языковая функциональная грамотность.

На своих уроках русского языка провожу такую работу в игровой форме.

Работая на развитием всех видов речевой деятельности и отрабатывая навыки, использования полученных знаний в процессе устного и письменного общения, интеграция работы над предметными, метапредметными и личностными результатами будут способствовать общему повышению качества образовательных достижений младших школьников.

 









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.