12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федюкович Виктория Владимировна148
Я - дирижёр урока и мне доставляет удовольствие когда я слышу "музыку урока"
Россия, Челябинская обл., Челябинск
6

Статья «Принцип наглядности в методике СМА для создания условий формирования и развития на уроках биологии функциональной грамотности учащихся»

Принцип наглядности в методике СМА для создания условий формирования и развития на уроках биологии функциональной грамотности учащихся.

Введение.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. 

Сегодня придаётся огромное значение созданию условий в процессе бучения для формирования и развития функциональной грамотности в том числе читательской, естественно-научной, коммуникативной при работе в команде на всех уроках, в том числе и на уроках биологии.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Для реализации развивающего обучения и формирования ключевых компетенций необходимо формировать мотивацию учения, развивать активность и самостоятельность мышления. Далее встаёт вопрос о том, какими методами это можно осуществить. В традиционном информативном обучении, цель которого – передача знания, преимущественно применяется объяснительно-иллюстратиный метод. В основе этого метода изложение учителем материала и восприятие этого материала учениками. В течение всего времени, когда учитель объясняет материал, иллюстрирует свой рассказ, ученики находятся в плоскости восприятия темы. Восприятие и осознание, то есть понимание, не происходит одновременно, а протекает в разных плоскостях.

Движущая сила учебного процесса – это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями.

Русская писательница Эмилия Борисовна Александрова писала: «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие». Первостепенная задача для сегодняшнего педагога – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности учащегося, то очень важно знать условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса. Это - максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся (ситуации, практические задания); ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера общения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливее». Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее.

 

Прежде чем перейти к изложению наработанного педагогического опыта следует сказать, что большую помощь в реализации принципа наглядности в методике СМА (ситуации мыслительной активности) оказывают флипчарты.

Учитель может долго рассказывать о каком-либо экзотическом растении, необычном явлении, но полного представления по словесному описанию ученик не получит. Наглядный образ сформируется легче и быстрее и будет более полным и прочным, если использовать наглядные методы обучения. Не стоит думать, что наглядные методы опираются лишь на наглядно-образное мышление и развивают только его. Использование на уроках логических схем, разнообразных моделей требует от учеников абстрактно-логического мышления и способствует его развитию.

Цель использования наглядности в сочетании методики СМА состоит в том, что происходит повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя. Изготовление собственного информационного материала и его апробация на уроках.
Применение наглядности в методике СМА помогает учителю решить несколько задач:

Формирование мотива «интересно».

Развитие мыслительной активности учащихся при регулярной работе по методике СМА.

Развитие эмоциональной сферы учащихся.

Посредством ситуаций мыслительной активности делать излагаемую информацию более доступной для усвоения.

Повышение качества образования учащихся с применением методики СМА

СМА принципу полифоничности обучения и, кроме того, позволяют вести обучение одновременно на двух уровнях – продуктивном и репродуктивном. На основе вышеизложенного можно утверждать, что методика СМА способствует формированию компетенций, так как способствует лучшему усвоению знаний, формированию мотива учения, развитию активности и самостоятельности мыслительной деятельности.

Преимущества применения СМА:

разнообразие форм подачи учебного материала;

большая степень наглядности;

создание условий для более глубокого и качественного усвоения учащимися знаний

поисково-лабораторной деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений и навыков;

отражение в информационных материалах, как биологических закономерностей, так и сведений об окружающей действительности.

 

I.1 Сведения об авторе опыта.

Ф.И.О. – Федюкович Виктория Владимировна.

Образование – высшее.

Название учебного заведения, год окончания – Костанайский государственный университет, 1994г.

Специальность по диплому – учитель биологии с правом преподавания химии.

Должность – учитель биологии.

Педагогический стаж – 29 года.

Уровень квалификации – учитель первой квалификационной категории.

I.2 Условия возникновения, становления опыта.

В настоящее время целью образования в целом и миссией нашей школы является подготовка адаптированной к современным условиям, само реализующийся в интеллектуальной, социальной и духовной сферах жизнедеятельности личности.

Целью работы школы является: формирование и развитие гармонично развитой личности ученика и учителя через использование технологий, развивающих функциональную грамотность участников образовательного процесса, обеспечивающих инновационность деятельности гимназии.

Учащиеся должны уметь ориентироваться в огромном море информации, работать с этой информацией, должны уметь применить её на практике. Согласитесь, костность мышления, которая формируется на репродуктивном уровне обучения не может ни как способствовать развитию вышеперечисленных качеств у ученика. Возникает необходимость искать новые подходы к процессу обучения, необходимость отказа от традиционных форм обучения на репродуктивном уровне.

К учителю на урок приходят разные классы и разные ученики, не все учащиеся чувствуют себя комфортно и свободно на уроках, многих пугает перспектива ошибиться и получить плохую оценку, этот страх приводит к скованности и зажатости у учащихся. Такие ученики как бы заранее программируют себя на неудачу: «У меня всё равно ничего не получится, не стоит и стараться».

Задачей учителя должно являться то, чтобы помочь ученику поверить в свои способности и силы, убедить его в том, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, что ошибки должны являться стимулом для дальнейшей работы.

Методика СМА способствует развитию разнообразных мыслительных процессов учащихся, учит их учится легко и интересно, позволяет активизировать деятельность каждого ученика, охватить большой объём материала, адаптировать полученные знания к жизненным условиям и применить полученные навыки и знания на практике. Методика СМА позволяет создать ситуацию успеха у учащихся на уроке, создать комфортные условия для обучения учащихся.

Кроме вышеперечисленных положительных качеств для обучения учащихся применение методики СМА позволяет и самому учителю подняться на более качественный уровень как специалисту, развить и усовершенствовать свои профессиональные качества, стать помощником в процессе обучения для учащихся.

 

I.3 Актуальность опыта.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь биологические законы или, постигая биологию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»

Мне видится решение проблемы в использовании соответствующих технологий, методов обучения. И это не мое открытие, а доказанный научный факт. В частности, в средней и старшей школе на уроках по предметам естественнонаучного цикла потребность и умение учиться формируются при использовании технологии проблемного обучения.

Проблемный метод обучения является основой развивающего обучения. При проблемном методе обучения в начале урока ставится проблема и затем, с помощью наводящих вопросов учителя, ученики решают её.

Далее, неясно, какие вопросы надо ставить ученикам в ходе решения проблемы. Наводящие вопросы – те, которые предполагают определенный ответ, содержат подсказку. Какова должна быть степень подсказки? Неопределённость в этом вопросе может привести к казусам.

Методика СМА – такой вид обучения, при котором учителем организуется самостоятельную поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:

- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;

- выдвижение гипотез, предположение возможных путей поиска ответов на вопросы;

- проверка принятых гипотез;

- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

 

I.4 Ведущая педагогическая идея.

Идея моего педагогического опыта – это идея тесной связи обучения по методике СМА с окружающей повседневной жизнью, развитие и успешное применение полученных знаний учениками в жизни.

Новизна опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, методам обучения, и роли учителя-предметника; в развитии умения учителя управлять познавательной деятельностью учащихся, используя для этого различные средства обучения и стимулирования.

 

ΙΙ. Технология опыта.

ΙΙ.1.Организация учебно-воспитательного процесса.

Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приемов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности. 

Особое внимание при конструировании конкретного урока уделяю целеполаганию. Проектирую цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие навыки выработать. При отборе содержания учебного материала руководствуюсь следующими принципами: научность и доступность, наглядность, интегративность, учёт индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.

Применение ситуаций мыслительной активности – использование их на всех этапах урока: актуализации знаний, изучении нового материала, закреплении, а также при всех видах работы на уроках: будь то самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа или решение задач.

Ситуации МА можно применять на всём протяжении изучения биологии и других предметов естественно-математического и гуманитарных циклов.

Домашняя подготовка учителя к уроку по методике ситуаций МА.

В ходе домашней подготовки учителя к уроку по методике ситуаций МА необходимо создать карту мыслительной активности, а для этого важно представлять технологию её создания по каждой ситуации МА. Объяснение новой темы – один из наиболее сложных вопросов методики.

Подготовку следует начинать со структурирования содержания информации,

которую учителю нужно излагать на уроке. Под структурированием материала понимается выделение и чёткая формулировка основных вопросов излагаемого материала и расположение основных вопросов в логической последовательности. Это очень важный момент в подготовке. То, как структурирован материал, отражает понимание самим учителем излагаемого материала. Очевидно, что чем лучше сам учитель понимает содержание, тем лучше его поймут и ученики.

Учитывая, что ситуации МА направлены на выявление связей между разными понятиями, следующим этапом в подготовке будет определение круга понятий, связанных с выделенными вопросами. Иначе говоря, следует продумать, с какими знаниями связан каждый из выделенных при структурировании вопросов. Исходя из того, что нужно найти связи между различными понятиями, на следующем этапе учителю необходимо выделить из первого круга понятий главное, ключевое понятие для усвоения новой темы. Далее определить, какие у учеников знания, связанные с ключевым понятием – на основании ранее изученного на уроках химии, на других предметах или из жизненного опыта. Отметим, что при таком подходе оправданными и необходимыми становятся межпредметные связи. На связи уже имеющихся у учащихся знаний и рассматриваемого вопроса формулируется ситуация МА. Аналогично создается ситуация МА для второго выделенного при структурировании материала вопроса и т.д. Таким образом составить карту МА урока. Затем произвести выбор средств, с помощью которых можно на уроке реализовать данные ситуации МА. В завершение учителю необходимо чётко определить, какие знания нужно актуализировать у учащихся перед созданием на уроке ситуации МА, какой фактический материал, может быть, надо сообщить.

Итак, методика составления карты МА урока:

структурирование материала а, б, в …

определение круга понятий, связанных с выделенным вопросом;

выделение ключевого понятия;

определение имеющихся у учеников знаний, связанных с ключевым по-

нятием;

формулировка ситуации МА;

определение средств, необходимых для создания на уроке ситуации МА;

выделение тех знаний, которые необходимо актуализировать на уроке

перед формулировкой ситуации МА.

Теперь рассмотрим методику проведения ситуации МА на уроке:

1. Следует актуализировать с учащимися те знания, которые необходимы для выхода из ситуации МА.

2. Создать ситуацию МА. Сформулировать её вербально, использовать соответствующие средства: эксперимент, произведения искусства, другую наглядность.

3. Дать учащимся 10-15 секунд на обдумывание ситуации и поиск ответа. Это очень важный момент – когда учащиеся из плоскости восприятия информации переходят в плоскость её осознания.

4. Далее учащиеся с места высказывают свои суждения по данному вопросу, аргументируя их, выслушивают аргументы других учащихся и под руководством учителя приходят к правильному выводу. Учитель фиксирует правильный ответ и переходит к обсуждению следующего вопроса.

5. Если ученики не дают ответа или не могут найти правильный, необходимо ещё раз провести актуализацию необходимых знаний, остановиться на ключевом моменте имеющихся знаний. Задать дополнительный вопрос по пройденному материалу, может быть, дать какие-то разъяснения. Следует добиваться, чтобы ученики сами решили ситуацию МА. Как показывает практика, всегда найдутся учащиеся, в любом классе, которые могут самостоятельно решить ситуацию МА.

Почему важно, чтобы ситуацию решали в каждом случае сами ученики?

Нерешённая ситуация МА говорит о непонимании учениками данного вопроса новой темы, и учителю необходимо сразу выяснить, какой момент конкретно неясен. Это достигается дополнительной актуализацией знаний, уточняющими вопросами.

Каждая решённая ситуация МА – это ситуация успеха для учащихся класса, что, несомненно, повышает положительный эмоциональный фон урока и весьма способствует активной работе учащихся. К тому же, свидетельство того, что данный вопрос изучаемого материала учащимися воспринят и осознан. Таким образом, видим, что ситуации МА дают реальную возможность получать учителю обратную связь в ходе изучения нового материала.

Уточним характер вопросов, задаваемых учителем в ходе работы над ситуациями мыслительной активности. Исключаются наводящие вопросы, содержащие подсказку ответа. Если ученики не могут решить ситуацию МА, это значит, в первую очередь, что не актуализированы необходимые для решения ситуации знания. Поэтому ставятся вопросы на актуализацию знаний, возможны уточняющие. И третий вид вопросов – те, которые формулируют ситуацию МА.

6. После обсуждения каждого вопроса необходимо чётко сформулировать вывод и только потом переходить к обсуждению следующего. Это нужно для того, чтобы ученики ясно осознавали, какие вопросы на уроке были рассмотрены.

 

ΙΙ.2. Содержание образования.

Что может быть объектом для действий учащихся в процессе изучения новой темы? Специфическим объектом мыслительной деятельности является задача (вне зависимости от сферы познавательной деятельности). Если ставится задача, начинается активизация мыслительной деятельности. Делаем вывод: когда учитель ставит перед учениками задачу, он создаёт ситуацию мыслительной активности, для решения которой и требуется её активизация. Какие виды задач, а именно, какие виды ситуаций мыслительной активности возможны? Основываясь на четырёх фазах мыслительной деятельности, выделенных психологом А. А. Реаном, можно выделить четыре вида ситуаций МА: выбор, прогноз, противоречие, поиск причинно-следственных связей.

Если учитель в ходе объяснения нового материала создаёт ситуации мыслительной активности, он активизирует мыслительную деятельность учащихся и направляет её на выявление различных связей между рассматриваемыми понятиями. Другими словами, переводит учащихся из плоскости восприятия в плоскость осознания материала, тем самым создаёт условия для лучшего понимания материала в процессе его изучения. Ранее было доказано, что ситуации МА способствуют формированию мотива учения «интересно».

Кроме того, как показано психологами, мыслительная активность сопровождается эмоциональной активностью. То есть, ситуации мыслительной активности являются и ситуациями эмоциональной активности, значит, развивается и эмоциональная сфера учащихся.

Как показывает практика, все ситуации мыслительной активности всегда являются объектом внимания учащихся, причём непроизвольного. А непроизвольное внимание требует меньше энергетических затрат, по сравнению с произвольным, стало быть, работа по ситуациям МА сберегает энергию учащихся на уроке.

 

ΙΙ.3. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

Методы обучения: иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский; индуктивный; дедуктивный; эвристический; аналитический; синтетический.

Формы обучения: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные.

Средства обучения: идеальные средства (полученные ранее знания и умения учащихся), материальные средства (печатные пособия, в том числе учебники, хрестоматии, раздаточный материал; демонстрационные: гербарии, макеты, муляжи, модели; проекционный материал: видеофильмы, флэшанимации, аудиозаписи; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; учебные приборы: микроскопы, лупы, датчики для измерения ЭКГ, определения мышечной силы и др.

Виды деятельности: планирование, организация учебно-познавательной деятельности, отбор информации к уроку, стимулирование и мотивация учащихся в процессе обучения, педагогическое диагностирование, контроль за ходом обучения, корректировка учебного процесса, анализ результатов учебной деятельности.

Обоснование выбора: указанные формы, методы, средства и виды деятельности нацелены и способствуют повышению уровня МА учащихся и нацелены на повышение качества знаний учащихся.

Существует 4 типа ситуаций мыслительной активности. Дадим краткую характеристику каждому из этих типов и приведём примеры разных типов МА.

 

Ситуация мыслительной активности «ВЫБОР»

Определение. Ситуация, предполагающая необходимость абстрагироваться от всех характеристик, кроме одной или же наоборот вспомнить все характеристики присущие для чего-либо или кого-либо.

Признак ситуации. Работа по выбранному признаку, параметру.

Операции мыслительной деятельности: абстрагирование, анализ, сравнение.

Технология создания ситуации МА:

1. Формулируется ситуация.

2. Обязательно актуализируется тот признак, который служит основой для

решения данной ситуации.

Приведу пример ситуации «Выбор» при изучении вопроса регуляций функций в организме человека и сравнить характеристики нервной и гуморальной регуляции функций организма.

Тема «Нервная система организма человека».

Предварительно создав надписи, которые характеризуют пути регуляций функций организма, прячем их за заблокированным изображением сундучка.

t1694972385aa.pngВытаскивая по одной характеристике регуляций функций организма и распределяя их для нервной и гуморальной регуляции учащиеся сравнивают эти способы регуляций.

Вытаскивая по одной характеристике регуляций функций организма и распределяя их для нервной и гуморальной регуляции учащиеся сравнивают эти способы регуляций.

Тема «Нервная система организма человека».

Типы нейронов.

t1694972385ab.pngПри изучении темы «Нервная система организма человека», а именно при изучении строения нейронов в начале предлагаю рассмотреть рисунки нейронов разных типов и прошу учащихся выделить признак, который служит основой для решения данной ситуации. Учащиеся приходят к выводу, что число отростков у нейронов и будут лежать в основе классификации типов нейронов.

Какие типы нейронов обозначены цифрами 1 – 4 на рисунке?

А – псевдоуниполярные (3)

Б – биполярные (2)

В – униполярные (1)

Г – мультиполярные (4)

 

На данном примере видно, что ситуация МА «выбор» носит репродуктивный характер, то есть создаётся в ходе закрепления рассмотренного материала. Но ситуация МА «выбор» может быть создана и в ходе изучения нового материала.

 

Ситуация мыслительной активности «ПРОГНОЗ»

Определение. Прогноз – это суждение о неизвестном явлении, объекте.

Признак. Высказывание учениками суждения о том, что ранее не изучали на уроках биологии и на уроках других предметов.

Операции мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

Технология создания ситуации:

1. Учитель выявляет те факты, явления, с которыми учащиеся должны ознакомиться (или актуализировать) для решения ситуации; выбирает способ ознакомления с этими фактами: в виде информации учителя или самостоятельно.

2. На основе рассмотренных фактов ученикам нужно сделать обобщение (или актуализировать сделанные ранее выводы). Учителю необходимо для себя определить, какой вывод ученики должны сделать.

3. Учащимся, на основе сделанного обобщения, предлагается сделать прогноз относительно конкретного явления, которое ранее не рассматривалось.

4. Проверка (по возможности экспериментальная) правильности сделанного прогноза.

Тема «Гуморальная регуляция функций организмов».

= Каким общим понятием можно объединить все перечисленные органы человеческого организма: слюнные железы, слёзные железы, печень, млечные железы, сальные и потовые железы? (железы)

= Куда выделяют свои секреты слёзные, млечные, сальные и потовые железы? (на поверхность тела или во внешнюю среду)

= Куда выделяют свои секреты печень, слюнные железы? (в полости внутренних органов)

= Попробуйте дать определение понятию «Железы внешней секреции»

t1694972385ac.pngt1694972385ad.png

 

Слюнные железы                                                             Слёзные железы

1 — слезная железа; 2 — слезное мясцо; 3, 4 — слезные канальцы; 5 — слезный мешок; 6 — носослезный проток; 7 — нижняя носовая раковина.

t1694972385ae.pngt1694972385af.png

 

Млечные железы                                                            печень

t1694972385ag.png

Сальные и потовые железы кожи

Тема «Опорно-двигательная система»

Рассмотрите рисунки и сформулируйте функции опорно-двигательной системы.

t1694972385ah.pngt1694972385ai.pngt1694972385aj.pngt1694972385ak.png

t1694972385al.pngt1694972385an.pngt1694972385am.pngt1694972385ap.pngt1694972385ao.png

Функции двигательного аппарата

(примерные ответы учащихся)

опорная — фиксация мышц и внутренних органов;

защитная — защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.);

двигательная — обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности;

рессорная — смягчение толчков и сотрясений;

биологическая - участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие.

кроветворная - система органов организма, отвечающих за постоянство состава крови.

 

Ситуация мыслительной активности «ПРОТИВОРЕЧИЕ»

Определение. Ситуация «противоречие» в дидактическом аспекте – это ситуация, когда прогноз относительно результатов какого-либо явления не совпадает с реально полученными результатами.

Признак ситуации. Характеризуется ситуация предложением: должно быть … но получается …

Операции мыслительной деятельности: анализ, сравнение.

Технология создания ситуации:

1. Учащимся предлагается сделать прогноз относительно явления, которое связано с рассматриваемым вопросом; при этом обязательна актуализация знаний, необходимых для составления прогноза.

2. Данное явление демонстрируется.

3. Формулируется ситуация противоречия.

Данная ситуация вызывает наибольшее внимание и интерес учащихся, но

обязательно связана с ситуациями «прогноз» и «поиск причинно-следственных

связей» (поиск ПСС). Ситуация «противоречие» начинается с ситуации «прогноз» и завершается ситуацией «поиск ПСС».

Ситуация «противоречие» не может существовать без ситуации «прогноз», в этом смысле «противоречие» – не вполне самостоятельная ситуация. В дидактическом аспекте ситуация «противоречие», думается, обязательно должна завершиться поиском причинно-следственных связей. В этом и методическая ценность ситуации «противоречие».

Тема «Вирусы – внеклеточные формы жизни».

t1694972385aq.pngПредварительно вспомнив определение понятия «эволюция» ребятам было предложено ответить на вопрос «Что появилось раньше в ходе эволюции: вирусы или клеточные организмы?»

Рассмотрев строение вирусов, учащиеся узнают, что в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вирусы утрачивают всё «лишнее» и сохраняют всё самое «необходимое»: белковую оболочку и наследственный материал.

Изучив новый материал по теме и выяснив, что вирусы являются внутриклеточными паразитами, ребята ищут ответ на следующий проблемный вопрос: «Какое положительное значение имеют вирусы в жизни человека?»

Тема «Сердечно-сосудистая система»

t1694972385ar.jpg При изучении понятий о кровеносных сосудах учащиеся часто дают определения артерий и вен неверно:

«Артерии – то кровеносные сосуды, несущие артериальную кровь», «Вены – это кровеносные сосуды, несущие венозную кровь».

Когда учащимся предлагается изучить приведённый рисунок, они как правило приходят в замешательство и не сразу понимают что при формулировке этих понятий нужно учитывать направление тока крови в артериях и венах, а не то какую кровь несут эти

Ситуация мыслительной активности «ПОИСК (выявление) ПРИЧИННО-

СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ»

Определение. Ситуация, выявляющая связи причина – следствие.

Признак. Отвечает на вопрос «почему?».

Операции мыслительной деятельности: анализ, синтез.

Технология создания ситуации:

1. Учителю необходимо чётко проследить цепочку причинно-следственных связей в изучаемом вопросе.

2. В каждой ситуации необходимо выявлять только одну связь, которая может быть сформулирована одним предложением.

3. Ситуация начинается с экспериментального или теоретического знакомства с каким-либо явлением, затем следует поиск причин, обуславливающих данное явление. Заканчивается ситуация проверкой найденных объяснений на

аналогичных явлениях.

Ситуация МА «поиск ПСС» способствует более глубокому пониманию изучаемого вопроса. Выход из этой ситуации занимает большее время по сравнению с тем временем, которое занимает решение других ситуаций МА, ввиду того, что данная ситуация для учащихся несколько сложнее, чем другие. Ситуация «поиск ПСС» может сочетаться с ситуацией «прогноз» при изучении новой темы, так как учащиеся высказывают свои суждения о неизвестных им причинах явления. При изучении новой темы характер ситуации «поиск ПСС» – продуктивный, так как направлен на создание новых для них знаний.

Тема «Половое размножение растений. Опыление».

t1694972385as.pngРассмотрите иллюстрации, прочтите какие особенности имеют насекомоопыляемые растения. Объясните взаимосвязь этих особенностей со способом опыления. Тема «Половое размножение растений. Опыление».

 

Рассмотрите иллюстрации, прочтите какие особенности имеют насекомоопыляемые растения. Объясните взаимосвязь этих особенностей со способом опыления.

Тема «Семя».

t1694972385at.jpgОбъясните следующую закономерность «Чем крупнее семена растений, тем глубже их необходимо заделывать в почву. Чем мельче семена, тем ближе к поверхности почвы их нужно заделывать».

Примерный ответ учащихся:

Если крупные семена заделать близко к поверхности, то проросток погибнет от недостатка влаги. Если мелкие семена заделать глубоко в почву, то проросток погибнет от недостатка воздуха.

Тема «Анализаторы».

Задание № 1

Подумайте и ответьте!

На 1 см2 кожи имеется 200 – 400 чувствительных окончаний, а всего на поверхности тела до 8 млн. Во всех внутренних органах около 1млрд. рецепторов.

Почему на поверхности тела человека рецепторов меньше, чем во внутренних органах?

Методику СМА применима на уроках биологии во всех учебных дисциплинах. Материал изучаемый на уроках биологии позволяет создавать интересные и разнообразные ситуации МА. Эта методика предполагает огромнейшую подготовительную работу со стороны учителя, а именно учитель должен составить так вопросы и подобрать такие задания для учащихся, что бы дети САМИ (!!!) рассказали учителю новую тему, а это стоит затраченного на подготовку к уроку времени.

 

Заключение.

Из вышесказанного видно, что методика ситуаций МА направлена на активизацию и развитие внутренней деятельности ученика, развитие мыслительной и эмоциональной сфер учащихся, является энергосберегающей, что оптимально способствует реализации развивающего обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что моя система работы позволяет решить задачи:

- повысить мотивацию к изучению химии и биологии:

- повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;

- способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

- создает условия для повышения социальной компетентности.

При этом подходе помимо знаний и умений учащихся важным показателем качества обучения становиться наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности. То есть сформированность того, что мы называем ключевыми компетециями.

 

Использованные источники:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-situatsiy-myslitelnoy-aktivnosti-metodika-razvivayuschego-obucheniya/viewer

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/10/27/statya-vidy-funktsionalnoy-gramotnosti

https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2022/11/28/problemnye-situatsii-v-obuchenii-kak-sredstvo

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/10/31/printsip-naglyadnosti-obucheniya


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.