12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савкина Галина Васильевна28
Россия, Алтайский край, Бийск
0

Учебно-дидактические материалы «Приёмы и формы работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах на уроках русского языка»

  1. ФИО автора Савкина Галина Васильевна
  2. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
  3. МБОУ ООШ №19"
  4. Алтайский край, г. Бийск

Изучение непроверяемых написаний – трудный раздел методики обучения орфографии. Процесс запоминания слов предполагает сочетание 3 факторов: зрения, моторики и слуха.

Обучение целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве.

 

«Приёмы и формы работы со словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах на уроках русского языка»

Изучение непроверяемых написаний в начальной школе – самый трудный раздел методики обучения орфографии. Несмотря на то, что вопросы методики усвоения слов с непроверяемыми написаниями часто публикуются и обсуждаются, а учителями начальных классов наработан большой практический опыт, актуальность этой проблемы не перестаёт быть значимой.

Проблема усвоения слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями была для меня одной из актуальных в обучении младших школьников на уроках русского языка. Специальные упражнения для работы с такими словами готовлю практически к каждому уроку. Говоря о системе, я имею в виду методическую интерпретацию данного понятия Т.Г.Рамзаевой, которая пишет: «Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определённой последовательности и взаимосвязи, а также формирования на этой основе практических умений».

Для слов с непроверяемыми написаниями я определила цели обучения, последовательность их изучения.

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы.

В первую группу я включила слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница).

Вторая группа. Это относится, во-первых к словам с чередованием гласных в корне (растение, гореть), во-вторых к сложным словам с соединительными гласными О и Е (самолёт,

путешествие), в-третьих, к некоторым наречиям (наречиям, которые пишутся слитно: сверху, снизу; наречия с приставками с- и на- и суффиксами –а и –о на конце слова: слева, справа, налево, направо), в-четвёртых, к словам с гласными после шипящих в корне (жёлтый, чёрный, шофёр).

К третьей группе отнесла слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, вполне подходит слово празден, но оно может быть незнакомым для учащихся начальных классов.

Правописание данных слов, как и слов 1-й и 2-й групп, учащиеся усваивают при помощи запоминания. Именно поэтому учитываю не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения. Способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Процесс запоминания организую с учётом особенностей памяти учащихся.

Для этого я предлагаю следующие приёмы запоминания:

проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);

молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать как проговаривает слова сосед (для учащихся со слуховой памятью).

Данный способ предполагает сочетание трёх факторов: зрения (ребёнок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребёнок слышит то, что проговаривает.

Работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:

орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске;

краткий орфографический разбор;

запоминание с опорой на главный тип памяти;

запись под диктовку (при закрытых словах);

орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).

В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания

каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, то есть в процессе решения двух задач: фонетических, лексических, речевых и т.д. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Остановлюсь подробно, как я проводила работу над словами с непроверяемыми написаниями, начиная с 1 класса.

На первом – подготовительном – этапе провела следующую работу:

систематизировала слова;

систематизировала карточки, дописала новые слова в двух экземплярах;

приготовила словарики.

Поставила цели:

раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями мною используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания строчных букв, в творческих и контрольных работах.

Никогда не оставляю без внимания ни одного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.

Мои ученики имеют индивидуальный словарик. С ним они начинают работу со второго полугодия 1класса. Слова дети пишут с одной стороны листа, а обратную сторону оставляют свободной, на ней они записывают словарные диктанты. В основном работа со словарём приходит коллективная, а со второго полугодия 2 класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной.

Второй этап – ознакомительный. На нём знакомлю детей со словом или группой слов – иначе, предъявляю слова.

Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:

рассматривание карточки с изображением предмета или через загадку; установление значения этого предмета;

проговаривание слова вместе с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;

чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;

решение орфографических задач, например: какую букву надо поверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву?

Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить;

подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное написание в корнях), составление словосочетаний и предложений;

подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно. Кроме того, надо помнить, что в начальной школе изучаются слова такие, как быстро, весело, вдруг

Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов провожу через карточки – картинки, иллюстрации; пословицы, поговорки; загадки, тексты, описательные тексты; предложения.

На этом этапе обращаю внимание детей на осмысление значения слова – предмета, иначе – на признак, который присущ только этому предмету, а затем связываю с орфограммой. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает её от других деревьев. Дети сразу называют его: Ствол у берёзы белый.

Белая береста у берёзки нашей,

Нет на свете деревца

И милей и краше

- Помните дети, что все берёзы белые, после б пишите е.

На этом этапе привлекаются слуховая память, потом зрительная и моторная. Работа на этом этапе даёт детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их. Умело употреблять в устной речи. В одной из своих статей Н.С.Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребёнка, тем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».

Третий этап – тренировочно-закрепительный. Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Уроки русского языка начинаю с чтения слов по словарику (или из карточек) или орфографической разминки.

Для этого даю слово, которое изучили, но в более загадочной форме, через любой дополнительный и разнообразный материал. Например, в 1классе – письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв, работа в паре с последующей взаимопроверкой, использование ребусов или кроссвордов, игр типа «Подскажи словечко», например:

На жарком солнышко подсох,

И рвётся из стручков …(горох)

Прошу вас все слова назвать,

Где –оро- надо написать.

Можно также использовать шуточные вопросы и загадки.

В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога….

В каких словах ель «растёт»?

Понедельник, учитель….

На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментарием, объяснительные, выборочные, предупредительные. Картинные, по памяти, творческие); ребусы; иллюстрации; творческие работы (по развитию связной речи) – письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы; таблицы (вводится в IV четверти в IIIклассе).

Четвёртый этап – учебно-контрольный. Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Анализируя допущенные ошибки в словах, определяю степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

Итак, работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор делаю на запоминание, но не механическое. Карточки построены на контрасте цветов, так как младшие школьники любую информацию запоминают зрительно намного лучше, чем на слух. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление и, конечно же, увеличивает словарный и лексический запас слов, грамотность письма.

Пятый этап – итогово – аналитический, в результате которого я вывожу траекторию продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.

I класс

Выпиши из словаря слова на тему: «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.

Выпиши 4-5 слов на определённую букву: п, с, к и т.д.

Выпиши слова с ь в середине.

Выпиши 3-5 слов с безударной гласной: а,о или е.

Выборочный диктант. (Дети из текста записывают только словарные слова.)

Ответы на вопросы. (Вопросы детям читаются или пишутся на доске.)

Например: Кто готовит уроки? Кто живёт в лесу?

Составление небольших рассказов на темы: «Школа», «Учебные вещи», «Наш огород», «Наш класс», «Мои друзья» и т.д.

Загадывание загадок на темы: «Одежда», «Растения», «Посуда», Учебные вещи», «Животные» и т.д.

Допиши предложения:

В класс вошла …. .

Весело чирикает … .

В берлоге спит … .

Группировка слов по месту ударения.

Игры.

1. Первый слог «потерялся».

радь (тетрадь)

нал (пенал)

бака (собака)

хар (сахар)

2. Собери слоги.

де, ный, жур (дежурный)

воч, де, ка (девочка)

ки, ва, лен (валенки)

Угадай слово.

мо…

са…

во…

ко…

4. Из каких слов «выпали» гласные?

м…ш…н… (машина)

з…в…д… (завод)

л…с…ц… (лисица)

д…р…г… (дорога)

II класс

Выпиши слова. отвечающие на вопрос кто? и что?

Выпиши слова, обозначающие предметы или признаки предметов.

Выпиши слова, обозначающие овощи, орудия труда и т.д.

Задания на классификацию:

а) запиши дни недели в нужном порядке;

б) запиши названия месяцев в нужном порядке;

в) запиши названия птиц, деревьев, овощей, одежды.

Задания на группировку слов по общим признакам (по частям речи, по родам существительных, по числам, по различным признакам и т.д.)

Ответь на вопросы (предложениями или односложно).

Чем рубят дрова?

Какой день недели первый?

Комментированное письмо или выборочный диктант. (для этого вида работы часто используют пословицы.) Например:

Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.

Москва – всем городам мать.

Нет в мире краше Родины нашей.

Допиши пропущенные слова.

Береги нос в большой … (мороз).

Январь год начинает, а … заканчивает (декабрь).

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Игры.

Кто какой голос подаёт?

с…бака стрекочет

с..рока поёт

п…тух мычит

к..рова лает

2. Где начало слова?

на

род

вод

фель

3. «Догадайся». (В пропущенные клеточки дети вставляют пропущенные буквы.)

м

о

 

 

м

о

 

 

м

о

 

 

Развитие устной речи.

Составь предложения с данными словами.

Огород, овощи, помидор, огурец.

Составь предложения с данными словосочетаниями.

Дружные ребята, берёзовый сок, новая машина, красивые ботинки.

Подбери однокоренные слова к данным словам.

дорога - …

жёлтый - …

завтрак - …

IIIкласс

При изучении нового слова предлагаю учащимся:

указать, какой частью речи оно является;

разобрать данное слово по составу;

от имени существительного образовать прилагательное (и наоборот);

просклонять новое слово по падежам.

Напиши названия месяцев в алфавитном порядке.

Напиши 5-6 слов, начинающихся с букв: п (с, т, д, к и т.д.), которые являются именами существительными и прилагательными.

Выпиши 5 имён существительных 1-го или 2-го склонения.

Напиши 5-6 слов с безударной гласной е (а,о) и образуй новые слова с суффиксами –к-, -н-. Например: беседа – беседка.

Напиши 5 имен существительных с ь на конце слова и укажи склонение.

Подбери однокоренные слова к данным словам.

Поставь словосочетание в нужном падеже. Например: весенняя погода (винительный, творительный падеж).

Творческие работы по опорным словам. Например: на тему «В библиотеке» со словами портрет, библиотека, автор, плакат и т.д.

Опиши свою комнату или квартиру, используя для этого слова: ванна, комната, квартира, коридор, телевизор, диван, кровать.

Подбери однокоренные слова (другой части речи). Например: металл – металлический, группа – групповой, группировать.

Подбери и запиши синонимы и антонимы к данным словам. Например: граница – межа, рубеж; край, предел.

Замени описательные обороты словами-синонимами.

Ящик для ручек, карандашей. – пенал.

Коллективная поездка, посещение чего-либо. – Экскурсия.

Игра-диктант «Кто больше запомнит?»

Игра «Самый внимательный»

Ребята любят светлый класс, где учатся, читают…

Игра «Присмотрись к слову». (К слову подбирают слова, обозначающие признаки предметов).

Фонетические упражнения

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии,

словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки,

морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаю условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого проклассифицировала виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

В результате фонетических упражнений у детей формирую знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

Большая часть в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над ошибками и использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания непроверяемых написаний.

Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в..кзал, з…мл…ника, ж..лез…, г…рох, …сина, уч…ник, пл…ток, с..рень, с..пог, к…пуста, ..рех.

Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными в конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.).

Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г..рой, адр..с, ур..жай, р..кате, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот..

Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

Игра «Из каких слов выпали буквы?»

д..р..вн.. п..ртр..т

м..л..т..к с..л..м..

к..ньк.. т..л..ф..н

8. Игра «Угадай слово»

Я показываю карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

го (город, горох, гореть, горизонт)

И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумают начало.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили.

суда, …рёза, …сква

9. Чайнворд.

В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

10. Игра «Волшебные домики».

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами:

лаг..рь т..традь

к..стёр с..рень

р..бята св..бода

ул..ца р..стение

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками. Закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

Игра «Собери слово».

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежды», «Животные» и т.д.

Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

Игра «Кто больше придумает слов».

Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

t1702410566aa.png

Игра «Расшифруй слово»

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18

(билет) (шофёр)

33 2 13 16 12 16

(яблоко)

Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

берег

гореть

агроном и т.д.

18. Выборочный диктант.

Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костёр.

Дежурный следит за порядком в классе.

Ребусы.

t1702410566ab.png

(ворона) (машина) (сорока) (корова)

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчёркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в тексте то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путём разнообразных упражнений. Приведу примеры таких упражнений.

От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

Подберите слова к данным схемам.

t1702410566ac.png

От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.

Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного о того же слова.

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн… . Берёза кудряв… .

Улица многолюдн… . Календарь перекидн… .

Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

t1702410566ad.png

Шарада. Узнайте слово, которое задумано.

Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

Составьте словосочетания. Запишите их.

Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

подарил люблю

дружил девочка думаю собака

говорил горжусь

9. Работа над деформированным предложением.

Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).

Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

10. Найдите в тексте однокоренные слова.

Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нём один – два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.

Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.

Морфологические упражнения

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число. Для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?) … .

Газета (какая?) … .

Молоко (какое?) … .

Выпишите с три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, с третий – слова среднего рода.

Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

на ухо наступил.

Слово не …., вылетит - не поймаешь.

Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась …(дом).

Дети читали книги … (космонавт).

Заяц быстро нёсся … (лес).

Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например:

адрес (адресный, адресок, адресовать)

ветер (ветерок, ветреный, обветривать)

Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

интересный случай

аккуратный ученик

берёзовая аллея

Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живёт в лесу?

В чём хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растёт в огороде?

 

З

 

 

Ц

 

 

П

 

 

 

Л

О

 

 

 

 

Ц

 

 

Синтаксические упражнения

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознавать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

берёза … … … в небе

огурец … … … в доме

воробей … … … в школе

комната … … … в лесу

ученик … … … в огороде

2. Составьте предложения с данными словами.

Ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

4. составьте предложения с данными словосочетаниями.

Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этими словом своё предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - … (картинка)

Килограмм – это тысяча … (грамм)

Мать родимая - … любимая (Родина)

Из слов составьте предложение.

Огород, растет, в, картофель

8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своё меленькое поле.

9. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил ё. лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка – сестричка!

10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтам в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

11. Смоделируйте предложение по схеме.

Что?................что делают?.................в какие?..............как? во что?..........

Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

Ребёнок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Передо мной стоит задача - обогатить и активизировать словарь детей.

Лексические упражнения

В связи с изучением грамматики предлагаю лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

На практике использую следующие виды упражнений:

Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.

Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

автомобиль, урожай, самолёт, трамвай;

капуста, помидор, солома, морковь;

пенал, тетрадь, телефон, карандаш

3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный … стоит

Квартира была закрыта на … стоит

Билет в театр … десять рублей. замок

Телефон … на тумбочке. замок

4. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птица» и т.д.

6. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ. Используя эти слова.

8. Назовите одним словом:

сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.

понедельник, вторник, среда и т.д.

крупное промышленное предприятие (завод)

руководитель школы (директор)

9. Игра «Кто как голос подаёт?».

Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связанный рассказ. Озаглавьте его.

П.. тух чирикает.

С..рока лает.

С..бака мычит.

К..рова кукарекает.

В..рона стрекочет.

В..робей каркает.

10. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.

Волны тихо … у берега.

Молоко … из ведра.

Рабочий продолжает … сталь.

12. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например:

Чистая, неисписанная тетрадь;

Чистые, вымытые руки;

Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.

13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.

Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.

Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.

14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи, предлагаю такое упражнение.

Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.

Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

Осенний дует … ветер. … ветер гуляет на просторе. … ветер гонит стаи туч на край земли.

15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Даётся текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

Трактор шумел, как … . С треском повалилась осина, будто … .

На солнце засверкали ягоды земляники, словно … .

Занимательные задания, игры я провожу для развития объёма запоминаемого материала.

Игра «Добавь и запомни».

Первый ученик называет любое имя существительное, допустим машина. Следующий повторяет: машина и добавляет второе имя существительное, например велосипед. Третий ученик запоминает два предыдущих слова, присоединяет своё слово и произносит: машина, велосипед, компьютер.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.

Победителем считается тот, кто запомнит большее количество слов.

Игра на скорость воспроизведения «12 ответов на одну букву» (например, на букву к).

Играют в паре или одновременно весь класс отвечает письменно. На запись каждого ответа отводится полминуты.

Ответы

Мужское имя. Константин.

Женское имя. Клавдия.

Название рыбы. Карась.

Название домашнего животного. Корова

Название дикого животного. Кабан.

Фамилия писателя. Куприн.

Отчество человека. Кузьмич.

Название деревни. Киселевка.

Название цветка. Колокольчик.

Кличка собаки. Каштанка.

Название города. Киев.

Название учебной вещи. Карандаш.

Запишите имена существительные, которые связаны с этим предметом (вывешивается иллюстрация любого предмета: комнаты, медведя, машины и т.д.).

Условия: а) записать имена существительные в системе;

б) разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Выигрывает тот, кто за определённый промежуток времени запишет больше имён существительных. (Например. С комнатой связаны следующие имена существительные: телевизор, диван, картина и т.д.)

Систему для записи можно выбрать любую. К примеру, сначала перечислить основные предметы, которые составляют комнату: стены, потолок, пол, дверь, окно и т.д. затем перейти к подробному перечислению предметов, относящихся к стене, полу и т.д.: стена – кирпич, цемент, обои, клей, плинтус, прямоугольник и т.п.; пол – паркет, лак, ковёр и т.д. Далее можно описать обстановку комнаты, начиная с крупных предметов и кончая мелкими предметами: шкаф, кровать, кресло, стол и т.д.

Подберите как можно больше дополнительных признаков.

Образец. Хороший рассказ (поучительный, весёлый, интересный, содержательный).

Хороший человек (…,…,…).

Хороший коллектив (…,…,…).

Хороший день (…,…,.).

Хороший сын (…,…….).

Хороший пес (……….).

Ответы.

Хороший человек (добрый, чуткий, надёжный, порядочный, отзывчивый, верный, обязательный, честный, правдивый).

Хороший коллектив (дружный, заботливый. внимательный).

Хороший день (солнечный, погожий, славный, чудесный, трудовой, замечательный, памятный).

Хороший сын (внимательный, заботливый, послушный, трудолюбивый. воспитанный).

Хороший пес (умный, спокойный. Дружелюбный, чистоплотный. послушный).

Подберите достаточное количество признаков, по которым можно было бы безошибочно угадать предмет.

Например: мышка маленькая, серенькая, пугливая;

Волк, …, …, …;

Медведь …, …, …;

Ученик … , …, … .

Ответы: волк серый, зубастый, голодный;

Медведь бурый, косолапый, неуклюжий;

Ученик старательный, вежливый, послушный.

Вместо точек вставьте в загадку подходящие признаки:

(Маленькие) … зверьки,

(Серенькие) … шубки,

(Чёрненькие) … глазки,

(Остренькие) … зубки.

(Мышки.)

Ножка … (деревянная),

Рубашка … (шоколадная),

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.

(Эскимо.)

(Белые) … горошки

На (зелёной) … ножке.

(Ландыш.)

Птица … (длиннохвостая),

Птица … (говорливая),

Самая … (болтливая).

(Сорока.)

Игра – соревнование «сколько признаков найдёшь?»

Вывешивается иллюстрация любого предмета, например совы. Надо записать как можно больше признаков этого предмета.

Условия: а) записать в системе;

б) разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Задания, игры, конкурсы, которые способствуют длительному удержанию материала в сознании, а значит, и запоминанию надолго.

Игра «Пять слов на одну букву».

Я записываю на доске слово, одну букву в котором (орфограмму) подчёркиваю. Ребята должны придумать и записать 5 слов, которые начинаются с этой буквы. Выигрывает тот, кто выполнит работу быстро и без орфографических ошибок.

Например: далёкий богатый прилежный

ананас орёл ива

апельсин оса иволга

абрикос осёл игра

арбуз огонь ирис

арахис олово иголка

Конкурс «Кто лучше?»

Ребятам даётся задание придумать, как запомнить на всю жизнь написание орфограммы в словах: богатый, внимательный, волшебный, восток, картофель, квадрат, костюм, математика, обезьяна, пассажир, рисунок, север.

Игра – соревнование «Кто больше?».

Образуйте имена прилагательные от словарных слов:

Вариант 1 – с безударной гласной о.

Вариант 2 – с безударной гласной а.

Игра «Дежурная буква». (Проверяется готовность к воспроизведению).

Запишите как можно больше глаголов на букву к (буква выбирается по усмотрению учителя).

Подберите как можно больше глаголов, которые могли бы «дружить» с существительным собака (или берёза и др.).

Условия: а) записать в системе;

б)разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных слов с непроверяемыми написаниями в работах учащихся начальной школы.

Список литературы

Ануфриев А.Ф. С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: 2000.

Баргамен Н.И. Развитие памяти на уроках русского языка. - 1996г.

Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями». - 2002.

Выгодский Л.С. Лекции по психологии. - Санкт-Петербург. 1997.

Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных интересов. - М.: Просвещение, 2003.

Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. - М.: 2002г.

Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. - 1997.

Прохоров А.О. Настольная книга практического психолога. - Ростов на Дону, изд. «Феникс», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.