Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176 «Золотой петушок»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Большие открытия маленьких детей»
Авторы: воспитатели:
Котова Н. В., Чернова К. Э.
Научный руководитель:
Старший воспитатель:
Полякова С. В.
Чебоксары, 2024
Паспорт проекта
Название проекта | «Большие открытия маленьких детей» |
Тема | «Удивительный мир открытий» |
Место реализации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176 «Золотой петушок» города Чебоксары Чувашской Республики |
Авторы | Воспитатели - Котова Наталия Владимировна, Чернова Кристина Эдуардовна. |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад № 176» г. Чебоксары |
Проблема, на решение которой направлен проект | Развитие познавательных интересов и познавательной активности дошкольников |
Цель проекта | Создание условий для развития устойчивого познавательного интереса дошкольников в исследовательской деятельности |
Задачи проекта | Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении; Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью путем включения их в мыслительные и преобразующие действия; Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи; Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств; Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей); Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности. |
Участники проекта | Воспитатели, дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 176» г. Чебоксары, родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта | июнь – август 2024 гг. |
Ожидаемые результаты | проявляет устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, имеет представления о предметном и природном окружении; выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; 3.активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса, повышение уровня сформированности представлений об объектах природы ближайшего окружения на основе чувственного восприятия; 4. осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнит о цели работы на протяжении всей деятельности; 5. у детей сформировано диалектическое мышление, дошкольники научились видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 6. в экспериментальной деятельности дети активно используют наглядные средства: символы, условные заместители, модели и др.); 7. сформировано эмоционально-ценностное отношение к природному окружению. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, доводит дело до конца; устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи. |
Пояснительная записка
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Особое значение для развития личности дошкольника и его познавательных интересов имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Актуальность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Новизна проекта заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции.
Цель проекта: Создание условий для развития устойчивого познавательного интереса дошкольников в исследовательской деятельности
Задачи проекта:
1. Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении;
2. Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;
3. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
4. Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств;
5. Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
6. Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей);
7. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Практическая значимость: заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Вид проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный
Сроки реализации проекта: июнь – август 2024 г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 176» г. Чебоксары, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
проявляет устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, имеет представления о предметном и природном окружении;
выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса, самостоятельно планирует предстоящую деятельность
осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнит о цели работы на протяжении всей деятельности;
у детей сформировано диалектическое мышление, дошкольники научились видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
в экспериментальной деятельности дети активно используют наглядные средства: символы, условные заместители, модели и др.);
7. сформировано эмоционально-ценностное отношение к природному окружению. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, доводит дело до конца; устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи.
Механизм реализации проекта:
1. Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы;
2. Познавательные и эвристические беседы;
3. Наблюдение;
4. Коллекционирование;
5. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями;
6. Подбор опытов с описанием проведения;
7. Организация предметно-развивающей среды.
Анализ внешней среды
Благоприятные факторы | Отрицательные факторы |
Политические | |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | нет |
Экономические | |
Организация конкурсов разного уровня | Недостаточное бюджетное финансирование Экономическое расслоение населения |
Социальные | |
1. Стратифицированное общество 1. Рост образовательного ценза родителей | 1. Разнородность социального статуса населения 2. Высокий процент неполных и малообеспеченных семей 3. Специфика здоровья детей (неврологические - 1 место, опорно-двигательного аппарата- 2) |
Технологические | |
1. Наличие педагогических технологий 2. Компьютеризация ДОУ | Недостаточное технологическое оснащение педагогического процесса |
Экологические | |
Московский район города - благоприятное социальное окружение: ЧГПУ, ЧГУ, ЧРИО, ЧПК, СОШ № 45, 59 | нет |
Анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
Организация предметно-развивающей среды | |
Групповое помещение имеет достаточную площадь, хорошо освещено. Оснащенность оборудованием, мебелью соответствует гигиеническим и возрастным нормам В детском саду имеется уголок леса, огород, цветники, метеоплощадка, кабинет развивающего обучения и др. | Дети получают недостаточное внимание родителей |
Кадровый потенциал | |
1. Высокий творческий потенциал педагогов. 2. Педагоги с высшим образованием 3. Педагоги с первой квалификационной категорией | Эмоциональное выгорание |
Благоприятные возможности | Угрозы, ограничения |
1. Заинтересованность и поддержка педагогического коллектива в реализации проекта 2. Наличие технических условий для создания развивающей среды | нет |
Ресурсное обеспечение:
Этапы реализации проекта:
Этапы | Форма работы | Сроки и место проведения | Ответственные | | |||||||||||||||||
Работа с детьми | Работа педагога | Работа с родителями | | ||||||||||||||||||
Подготовительный (создание условий для реализации проекта) | 1.Проведение диагностики познавательных способностей детей | 1. Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы) 2. Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста) 3. Разработка календарно-тематического планирования. | | 2-6 июня | Котова Н. В. Чернова К.Э. Родители детей старшей группы | | | | | | |||||||||||
4. Организация предметно – развивающей среды. | - Привлечение родителей к созданию уголка «Я Исследователь»: оборудовать уголок, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Я Исследователь»; - Сбор информации для создания электронной картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет | в течение месяца | | ||||||||||||||||||
Основной (проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта) | | | | | | | | | |||||||||||||
Приборы -помощники | | ||||||||||||||||||||
1.Познакомить с приборами-помощниками и их назначением. | 1. Изготовление картотеки опытов и экспериментов о воде и ее свойствах | | 7 июня | Воспитатели | | ||||||||||||||||
В мире воды | | ||||||||||||||||||||
1. Беседа о свойствах воды «Узнаем, какая бывает вода»; 2. Опыты и эксперименты с водой. | 1. Пополнение уголка экспериментирования | 1. «Встреча с интересными людьми» | 8 июня | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. «Волшебная вода» (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода. | 1. Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | | 9 июня | Воспитатели, родители | | | | | | ||||||||||||
1. Эксперимент «Откуда берётся вода?»; 2. Создание лэпбука «Водица - вода» | | 1. Консультации для родителей на тему: «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни» | 13 июня | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Игры-эксперименты: - «Мыло - фокусник». - Рисование мылом. 2. Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». | | | 14 июня | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
В мире резины | | ||||||||||||||||||||
1. Просмотр видео-ролика «Резина, ее производство и свойства 2. Экспериментирование «Резиновые чудеса» 3. Интерактивная игра «Подбери свойства резины» | | 1. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Такая разная резина» | 15 июня | Воспитатели, родители | | Воспитатели, родители | |||||||||||||||
В мире ткани | | | | | | ||||||||||||||||
1. «Ткань и ее свойства» - познакомить с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу). | | 1. Привлечение родителей к пополнению материалами и лоскутами центра исследовательской деятельности | 16 июня | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов. 2. Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь», «Одень куклу». 3. Опыт «Ткань и бумага» | 1. Оформление коллекции «Разные ткани» | | 19 июня | Воспитатели | | ||||||||||||||||
Как рождается ветер | | ||||||||||||||||||||
1. Беседа «Кто он, ветер?» -Изготовление вертушек. - Чтение - белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинский. | 1. Подборка книг со сказками о ветре. | | 20 июня | Воспитатели | | ||||||||||||||||
1. Экспериментирование «Ветер по морю гуляет»; 2. Дидактическая игра «Ветер – добрый, ветер – злой», «Делаем облака» | 1. Буклет «Экспериментируем дома». | 1. Консультация для родителей: «Маленькими шагами в мир экспериментирования!» | 21 июня | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
Воздух и его свойства | | ||||||||||||||||||||
1. Беседа «Тайны воздуха» 2. Экспериментирование «Воздух внутри нас» | | 1.«Встреча с интересными людьми» | 22 июня | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1.Опытно-экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух. Как услышать воздух». | 1. Оформить папку на тему «Мы – исследователи». | | 23 июня | Воспитатели | | ||||||||||||||||
Бумажная страна | | ||||||||||||||||||||
1.Беседа о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) 2. Экспериментальная деятельность «Волшебство бумаги» | 1.Оформление информацион-ного стенда «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?». | | 26 июня | Воспитатели | | ||||||||||||||||
В мире пластмассы | | ||||||||||||||||||||
1. Просмотр презентации о производстве пластмассы. Знакомство со свойствами пластмассы | | 1. Памятки о явлениях окружающего мира. | 27 июня | Воспитатели. родители | | ||||||||||||||||
1. Опыты «В мире пластмассы» | 1. Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок. | | 28 июня | Воспитатели | | ||||||||||||||||
| Волшебное стекло | | |||||||||||||||||||
1. Просмотр видео-ролика об изготовлении стекла, о его свойствах стекла 2. Опыты «В мире стекла»– помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). | 1. Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей». | | 29 июня | Воспитатели | | ||||||||||||||||
1. Опыты «Сравнение стекла и пластмассы» - знакомить детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения. | 1. «Рекомендации для воспитателей по организации опытно-экспериментальной деятельности» | | 4 июля | Воспитатели | | ||||||||||||||||
Загадочный песок | | ||||||||||||||||||||
1. Беседа «О свойстве песка в различных состояниях (сухой, влажный, мокрый). 2. Эксперименты с песком «Сыпем, рисуем», | | 1. Консультация «Игры с песком. Это интересно!» | 5 июля | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Д/и: «Песок и глина – наши помощники», «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка». | 1. Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | 1. Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию». | 6 июля | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Игры - эксперименты: «Песочный город» | | 1.Консультация для родителей: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира» | 7 июля | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Опыты: «Чьи следы», «Песчаный конус», «Сыпется-лепится», «Приключение песчинки». | 1. Фотовыставка: «Мы исследуем». | | 10 июля | Воспитатели | | ||||||||||||||||
В мире дерева | | ||||||||||||||||||||
1. Беседа о свойствах дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет) | 1. Просмотр занятия с элементами экспериментирования (видео). Обсуждение. | | 11 июля | Воспитатели | | ||||||||||||||||
1. Опыты «Дерево умеет плавать» 2. Просмотр презентации Рождение бумаги» 3. Изготовление бумаги. | | 1. Повышение родитель-ской компетентности в вопросах детского экспериментирования. | 12 июля | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
Сила магнита | | ||||||||||||||||||||
1. Беседа Что мы знаем о магнитах? 2. Презентация «Ознакомление с природным происхождением магнита». | | 1. Вовлечение родителей в образовательный процесс. | 14 июля | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Опытно-экспериментальная деятельность: - «Определим силу магнита», - «Почему иногда два магнита отталкиваются?», - «Сила магнита действует через стекло и воду, картон» | | 1.Консультация для родителей: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в нужное русло» | 19 июля | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
Волшебница соль | | | 20 июля | ||||||||||||||||||
1. Познавательная беседа, просмотр презентации «Рождение соли». 2. Рисуем на соли | | 1. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | 20 июля | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Опытно-экспериментальная деятельность «Выявление свойств соли» 2. Эксперимент «Снежинка» | 1. Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности. | | 24 июля | Воспитатели | | ||||||||||||||||
Тайна звука | | ||||||||||||||||||||
1. Просмотр презентации «Звук». 2. Исследование свойств звука». | 1. Готовим музыкальные инструменты своими руками | 1. Готовим музыкальные инструменты своими руками дома | 27 июля | Воспитатели, воспитанники их родители | | ||||||||||||||||
1. Экспериментирование «Тайны звука». | | | 28 июля | Воспитатели | | ||||||||||||||||
| Вулканы | | |||||||||||||||||||
1. Рассматривание схемы «Строение вулкана». Просмотр иллюстраций, фотографий и фильмов об извержении вулкана | | 1. Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов. | 1 августа | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Опытно-экспериментальная деятельность «Извергающийся вулкан» | | | 2 августа | Воспитатели | | ||||||||||||||||
В мире камня | | ||||||||||||||||||||
1.«Камни. Как человек использует камни» 2. Игровые эксперименты: - «Чем отличаются камешки?» - «Какими бывают камни?» | | 1. Привлечение родителей к созданию экспозиции «Музей камня» | 3 августа | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Познавательная беседа «Что такое горы». 2. Экспериментирование «Как разрушаются камни и горы». | | 1.Эксперименты в домашних условиях: - «Спрятанная картина» - «Тонет-не тонет» | 4 августа | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
| Космос и притяжение | | |||||||||||||||||||
1. Просмотр презентации «Планета Земля. 2. Беседа «Солнечная система» | 1.Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме | 1.Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос | 7 августа | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
1. Просмотр презентации «Созвездия» 2. Опытно-экспериментальная деятельность «Подбери созвездия и назови» | | 1. «Встреча с интересными людьми» | 8 августа | Воспитатели, родители | | ||||||||||||||||
Заключительный (обобщение результатов работы, отчет о реализации проекта) | 1. Сравнительный результат анализов |
1. Доклад и презентация «Опыт работы по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | | 9-11августа | Воспитатели | | | | | |
Эффективность реализации проекта:
С целью выявления у детей старшего дошкольного нами возраста сформированности исследовательских способностей и отношения к экспериментальной деятельности мы определили показатели уровня овладения детьми этапами экспериментальной деятельности. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования этапов навыков всех этапов экспериментирования (Приложение 1).
На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения воспитателей за степенью овладения этапами экспериментальной деятельности показали, что большинство детей имеют низкий уровень овладения этапами экспериментальной деятельности, данные представлены в
виде таблицы 1.
Таблица 1 - Уровни овладения детьми дошкольного возраста этапами экспериментальной деятельности
Этапы эксперимента | Высокий | Средний | Низкий |
Целеполагание | 15% | 35% | 50% |
Планирование | 20% | 40% | 40% |
Организация | 15% | 40% | 45% |
Реализация | 12,5% | 32,5% | 55% |
Рефлексия | 10% | 35% | 55% |
Из таблицы видно, что познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного знания их качеств и свойств. Ребята забывают о цели, увлекаясь процессом. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, дети ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми они действует, не понимая его подлинное содержание.
Для лучшей наглядности, данные результатов овладения этапами экспериментальной деятельности мы представили в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровни овладения детьми дошкольного возраста этапами
экспериментальной деятельности.
Для подтверждения эффективности проделанной работы мы повторно провели наблюдение и предоставили результаты в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни овладения детьми дошкольного возраста этапами
экспериментальной деятельности.
Этапы эксперимента | Высокий | Средний | Низкий |
Целеполагание | 25% | 60% | 15% |
Планирование | 30% | 52,5% | 12,5% |
Организация | 32,5% | 60% | 7,5% |
Реализация | 35% | 55% | 10% |
Рефлексия | 30% | 55% | 15% |
Исходя из сравнения результатов овладения детьми этапами экспериментальной деятельности в начале и в конце нашего проекта, мы видим, что результаты стали значительно выше. Следовательно,работа проделанная с детьми дала положительный результат для развития исследовательских способностей детей средствами экспериментирования.
Для лучшей наглядности, данные представлены в виде диаграммына рисунке 2.
Рисунок 2. Уровни овладения детьми дошкольного возраста этапами экспериментальной деятельности.
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.
Критерии оценки эффективности
Критериями оценки эффективности реализации проекта будут выступать престижность и востребованность детского сада, а также:
Согласованность основных направлений и приоритетов программы сфедеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами в области образования;
Соответствие нормативным требованиям развития детского сада;
Реализация в ДОУ Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
Устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост).
Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ.
Влияние образовательной системы детского сада на развитие образовательного пространства микрорайона.
Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых ДОУ услуг;
Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
Уровень профессионализма специалистов, осуществляющих работу с детьми;
Своевременность проведения необходимых организационных мероприятий.
Перспектива развития проекта:
Считаем, что такие проекты в работе с детьми дошкольного возраста сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Работая с дошкольниками в этом направлении повышается их самооценка. Принимая участие в поисково-исследовательской деятельности, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, что способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
По нашему мнению, необходимо вовлекать в такую деятельность и родителей воспитанников, так как происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. А взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Почему же необходимо продолжать вести работу в этом направлении? Ответ прост – проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Все эти критерии необходимы для дальнейшего развития и образования детей.
Список используемой литературы:
1. Бедерханова, В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000. №1
2. Боровлева, А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
3. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва : Мозаика – Синтез, 2008.-112 с.
4. Виноградова, Н. А., Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Давыдова, О. И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» Москва, 2012 г.-120 с.
6. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - ТЦ Сфера, 2010.
7. Захарова, М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети / М. А Захарова, Е. В. Костина. – Москва : Школьная Пресса, 2010. - 64 с.
8. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ / Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
9. Меньщикова, Л. Н. Экспериментальная деятельность детей / Л. Н. Меньщикова. - 2009.
10.Патронова, И. Проектный метод /И. Патронова // Дошкольное воспитание. – 2007 №3 – С.81
11.Программа От рождения до школы; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – Москва,2012.
12.Прохорова, Л. Н. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников; под ред. Л. Н. Прохоровой. – Владимир : ВОИУУ, 2001.
13.Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л. Н. Прохорова. – Арки, 2005.
14.Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа» / Н. А. Рыжова. – Москва : Карапуз-Дидактика, 2005.- 192 с.
15. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации 2-е изд. – Москва : Мозаика-синтез, 2006.
16. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. - изд. «Детство-пресс», 2007.
Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (материалы подбираются в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» по возрастным группам).
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз. Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности (1, 2, 3, 4, 5, 6) |
| | |
| | |
| | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «вулканы»
Цель: Знакомство с природным явлением – вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
1. Сформировать представления о типах вулканов, опасности и пользе
вулканических извержений.
2. Активизировать в речи детей слова: магма, жерло, кратер, лава.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности.
4. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента.
5. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Методические приемы:
- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность.
Материал:
стаканчики, цветные карандаши, блокноты, макеты вулканов, пипетки, сода, уксус, краситель, подносы, миски для опыта, мольберт, фломастер, бумага А4, ложка, жидкое мыло, макет вулкана, презентация, аудиозапись.
Ход образовательной деятельности:
В:
- Ребята, чтобы у нас сохранилось настроение на весь день, начнем его дружеского приветствия:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Давайте порадуемся улыбчивым лицам,
Доброе утро скажем друзьям …
Доброе утро скажу я всем вам …
(улыбнемся, ребята друг другу и пожелаем хорошего настроения).
В: сегодня я хочу пригласить вас в нашу лабораторию научных забав, стать самыми настоящими учеными и исследователями. Но для этого необходимо знать некоторые основные правила поведения в лаборатории.
1. Ничего не брать в рот!
2. Использовать в работе салфетки!
3. Работать в фартуке, нарукавниках и шапочках!
4. При работе с сыпучими веществами использовать перчатки!
5. Выполнять все строго по инструкции воспитателя.
В нашей лаборатории есть помощник - это Умная сова. При ней всегда ее чемоданчик. В нем всегда спрятано много нового и интересного. Сейчас мы узнаем, что в нем?!
В: Открываем (там лежит пемза) – Кто знает, что это такое? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (рассуждения, предположения детей). Чем же пемза отличается от обычного камня?
Я предлагаю вам пройти на ваши места и сравнить пемзу с обычным камнем (проходят за столы с приготовленными заранее всеми необходимыми материалами).
В:Сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь (шершавая, легкая, пористая), а камешек (гладкий, тяжелый, плотный). Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый?
Ответы детей: (В пемзе очень много дырочек).
В: А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?
Ответы детей: (В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень)
В: Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Воспитатель фиксирует на листе А4 на мольберте, согласовывая с детьми ответ.
Ответы детей: (пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды).
В: Интересно, откуда же умная сова взяла пемзу? В посылке есть еще записка, а в ней подсказка, послушайте:
Гора стоит, из нее дым валит,
Потом шум, да гром –
Все горит кругом. (вулкан)
Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, откуда взялся этот предмет? Тогда, мы постараемся выяснить это. А также вспомним, что такое ВУЛКАН, и как он связан с пемзой.
В: Ребята, давайте посмотрим на экран. На что похож вулкан?
Ответы детей: (Вулкан -это большая гора с крутыми склонами).
В: Что вы видите на вершине горы?
Ответы детей: (На вершине горы большая яма)
В: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
В: А это отверстие, уходящее глубоко в землю - жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана - расплавленное горячее вещество- магма. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза?
Ответы детей: (из вулканической лавы).
Физ.минутка:
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
В: Ребята, а вы сами хотите разбудить вулкан?
Ответы детей: (Да, очень!)
В: предлагаю пройти в нашу лабораторию, у нас все готово для проведения опыта. Посмотрим, как будут извергать лаву наши вулканчики.
(Дети проводят опыт по извержению вулкана)
В: Нам для опыта понадобиться пластиковая тарелочка (Земная поверхность, пластиковый стаканчик (жерло вулкана) и, заранее нами изготовленный на занятии, конус из картона (основание вулкана).
Смесь вы приготовите сами. (2 ст. ложки соды из стаканчика №1, красная гуашь из стаканчика №3, 5 капель моющего средства из стаканчика №3, перемешиваем, накрываем макетом вулкана и добавляем лимонную кислоту в приготовленные смеси.
Посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?
Ответы детей: (Лава).
В: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, кусочки застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
В: молодцы, ребята, вы были внимательными и работали аккуратно, все у вас получилось замечательно. Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Какие новые слова вы узнали? Что вы узнали о пемзе? Почему в пемзе дырочки? Что легче: пемза или камень? Вы большие молодцы!
А вот какие виды вулканов бывают, мы с вами узнаем в следующий раз. А сейчас нам пора возвращаться в группу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «удивительные свойства магнита»
Цель: знакомство детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
1. Закрепить у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
2. Выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»;
3. Познакомить об использовании магнита человеком;
4. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследова-тельскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы;
3. Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;
4. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента;
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Методические приемы:
- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность.
Материал:
магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.
Ход образовательной деятельности:
В:Ребята, перед началом нашей экспериментальной деятельности поприветствуем друг друга: (дети становятся в круг)
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети проходят к экрану и становятся полукругом
В:ребята, сегодня нас с вами ждут новые знания и поэтому мы с вами пришли в лабораторию, где нам необходимо вспомнить правила поведения здесь.
Д: предполагаемые ответы детей (не кричать, соблюдать осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте).
В: вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?
Загадывает загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
Д: ответы детей(Магнит)
В: узнаем, верно ли вы отгадали!
Воспитатель достает из коробки магнит и показывает
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
В:а кто знает, что такое магнит?
Д: предполагаемые ответы детей(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)
В:ребята, а кто из вас знает, почему этот камень так называют?
Д: предполагаемые ответы детей.
Дети проходят на свои места и рассаживаются на стульчики
В: предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
В: ребята, кто догадалсякак называлась эта гора?
Д: предполагаемые ответы детей:(Магнитная гора)
В:как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Д: предполагаемые ответы детей:(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)
В:да. Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.
Опытно-экспериментальная часть
В:ребята, я предлагаю подойти к столам и что вы видите на них?
Д: предполагаемые ответы детей:(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)
В:на столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
В:что нам понадобится для этого?
Д: предполагаемые ответы детей:(Магнит)
В:для этого возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.)
В:ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на голубую тарелочку, а те, которые не притягивает – на зеленую.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
В:назовите, какие предметы притянул магнит.
Д: предполагаемые ответы детей:(Скрепки, монеты, гвоздики…)
В: из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Д: предполагаемые ответы детей:(Из металла, железа – металлические)
В: а какие предметы не притянул магнит?
Д: предполагаемые ответы детей:(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)
В:из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Д: предполагаемые ответы детей: (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
В:как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…?
Д: предполагаемые ответы детей: (Потому что они металлические, железные)
В:Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.При помощи карточек зафиксируем вывод.
Дети фиксируют результаты в тетради.
В:ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло,воду?
Д: предполагаемые ответы детей: (Да! Нет!)
В: предлагаю проверить. Проведем опыт с помощью магнита, поучаствуем в гонках. Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.
Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку
В:представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики.Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
В:готовы? Поехали!Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.Отчего так происходит?
Д: предполагаемые ответы детей: (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)
В:какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.
Вывод дети фиксируют у себя в блокноте.
В:а сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнем:
Ну тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И на корточки уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
Дети проходят на свои места
В:ребята, как вы считаете, действует ли магнит через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
Д: предполагаемые ответы детей: (Да! Нет!)
В: проверим.Перед вами загрязнённое море (таз с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача - очистить это море от мусора с помощью магнита.
В:как мы это сможем сделать?
Д: предполагаемые ответы детей: (Взять магнит и опустить его в воду.)
В: что же мы видим?
Д: предполагаемые ответы детей: (Предметы притягиваются через воду…)
В:вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили море!
Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду - воду.
Вывод фиксируется детьми в блокнотах.
В:мы с вами отлично поработали, пришло время немного отдохнуть, приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».
Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»
(Объяснение игры: мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
В: на этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?
- какие предметы притягивает магнит?
- как называется свойство притягивать к себе предметы?
- какие свойства магнита вы запомнили?
- где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
В: ребята, мы с вами продолжим знакомиться со свойствами магнита и его применением позже, а сейчас нам пора возвращаться в группу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?
Другой пример-кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности:
- Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю? Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?
Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется высказать способы решения задачи, можно предложить самим.
Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
Опыт: «Цветы лотоса».
Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт со свечой.
Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.
Опыт: «Соломинка- шприц - -пипетка».
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работают шприц и пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
«Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.
Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.
- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
-Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей
Чего нельзя и что нужно делать
Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
Фотоматериалы исследовательской деятельности с детьми старшего возраста МБДОУ № 176
Тайна звука
Бумажная страна
Воздух и его свойства
Вулканы
В мире резины
Сила магнита
В мире воды
В мире камня
Космос и притяжение
Загадочный песок
Волшебное стекло
В мире ткани
Волшебница соль
Вот они какие - семена
Что мы знаем о зубах
ъ
В мире микробов
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Исследовательский уголок «Я Исследователь»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Работа с родителями «Встреча с интересными людьми»
. Закрепление детьми свойств воды и какая бывает вода с мамой Маши К. – Татьяной Николаевной
Виктория - Сестра Ники Ивановой рассказала дошколятам о первом космонавте
Ю. Гагарине и о космическом пространстве
Папа Арины Агафоновой рассказал детям о движении воздуха, его свойствах и о парашютистах, также познакомил детей с устройством парашюта и его предназначении