ПРОЕКТ
«День народного единства России»
Воспитатель: Фирсова С. Г.
2016-2017 учебный год
«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому
надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»
(В. А. Сухомлинский)
Тема проекта: «День народного единства»
Продолжительность работы над проектом: 1 ноября - 16 ноября
Участники проекта: дети старших (разновозрастных) групп, воспитатели
Актуальность проекта:
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Цель проекта:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.
Задачи проекта:
1. Дать представление о празднике «День народного единства.
2. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, внимание к людям всех национальностей, живущих в нашей стране.
3. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края.
4. Воспитывать чувство гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям.
Ожидаемые результаты:
1. Владение детьми знаниями об историческом прошлом нашей страны, её национальных героях.
2. Формирование у детей чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение к людям разных национальностей.
3. Осознание воспитанниками того, что страна сильна, когда она едина, понимание значимости единства народов России во все времена.
4. Помочь детям в формировании чувства собственного достоинства, ответственности, взаимопомощи, коллективизма.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
- выбор педагогических технологий, разработка методов и приёмов работы по теме проекта;
- планирование совместной работы с детьми;
- подбор информационного материала, видеороликов, видеоклипов и музыкального сопровождения;
- подборка конкурсных и игровых заданий, связанных с тематикой проекта;
- организация КТД воспитанников.
Основной этап (практический)
Совместная деятельность: |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: |
- «Путешествие» по карте России; - познавательная беседа с элементами рисования «День единства»; - рассказ воспитателя: « По страничкам истории страны»; - презентация «День народного единства»; - дидактическая игра «Триколор»; - ситуативное общение «Кто такие -Минин и Пожарский?»; - чтение стихотворений о Родине; - прослушивание и подборка музыкального сопровождения; - экскурсия в музей; - информационно - поисковая работа «Как мы оформим нашу стенгазету?» |
- КТД Рисование на тему «В единстве наша сила!»; - КТД стенгазета «С днём народного единства»; - КТД книжка - раскладушка «Праздник - день патриотизма, славься, гордая Отчизна!»; - оформление праздничных эмблем; - оформление выставки «Родина у всех одна - Россия!»; - домашнее задание: разгадывание кроссворда по теме проекта; - коллективное оформление зала для проведения праздника. |
Заключительный этап:
- Открытое общешкольное мероприятие «Россия - родина моя!»
Результативность проекта
Через знакомство с героическим прошлым нашей Родины дети убедились в том, что могущество и процветание России в её духовном и государственном единстве. Дети узнали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.
А самое главное, что несет наша работа - это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.
Используемая литература:
1. Зеленкова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России».
2.Рыжова Т. «День народного единства»: классный час для учащихся 7-8 классов. Ж-л «Воспитание школьников» - 2007 год, № 8.
3.Брецкая С. Е. «Навеки в памяти народной: 4 ноября - День народного единства России». Ж-л «Читаем, учимся, играем» - 2011год, № 8.
Фото отчёт
Приложение 1
Праздник
«Россия – Родина моя»
(открытое общешкольное мероприятие)
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1.Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране.
2. Воспитывать уважение к культурному прошлому России.
3.Закреплять у детей знания о государственной символике страны.
(Звучит песня «Моя Россия»)
Слайд 1
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Сегодня мы узнаем о том, что произошло на Руси почти 400 лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом. Этот праздник связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины и победили благодаря единению народа.
(обратить внимание на слово «единение»)
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Слайд 2
Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, посмотрите!
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе – дружная семья! (хором)
Слайд 3
Ученик: Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник - день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!
Слайд 4
Звучит гимн России
Слайд 5
Мы живём в Российской Федерации. Как и все государства в мире Россия имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они тоже выстоят.
Воспитатель: А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?
Белый цвет символизирует мир, чистоту совести. Это цвет свободы и независимости.
Синий символизирует небо, правду. Это цвет верности, веры и постоянства.
Красный цвет символизирует храбрость, отвагу, любовь к Отечеству, мужество и героизм.
А это герб Российской Федерации. Он символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Двуглавый орёл правой лапой сжимает
скипетр - это жезл, украшенный резьбой,
золотом и драгоценными камнями.
В его левой лапе - держава - это золотой
шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим три короны. На груди орла помещён герб Москвы: святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Змей - это символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Воспитатель: Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое.
Слайд 6
Слайд 7
Много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. (дополнить)
Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Слайд 8
Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.
Самоотверженно сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.
Слайд 9
Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем 2 праздника: день народного единства, и религиозный праздник Казанской иконы Богородицы.
(дополнить об иконе: воины обращались к этой иконе, молились, просили помощи)
Слайд 10
В память об освобождении Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, которые раз и навсегда доказали всему миру, что именно в единстве заключается сила нашего народа. (дополнить )
Слайд 11
Слайд 12
Учитель: 19 век 1812 года.
Чем удивит? Что принесёт? В тот год решил Наполеон
Все страны подчинить…
Второй уж месяц, как идёт война,
подходит враг к полям Бородина.
И целый день идёт сражение одно,
в котором русские непобедимы, всё равно.
Давайте посмотрим, кто же защищал нашу Родину в те далекие времена.
Слайды 13 – 14
Защитниками были гусары, солдаты. Посмотрите, это гусары, какой нарядный мундир, из оружия у них сабли и пистолеты. Оружие воинов, солдат того времени называлось холодным оружием. Именно про этих отважных и красивых воинов поэты складывали стихи и песни.
Ученик: Гусары, смелые герои.
В бою всегда лишь впереди
Гусар в бою, всегда отважен.
Не спрячется за спину друга он.
На скакунах ретивых, быстрых.
Сражались в первом лишь ряду.
Воспитатель:
И в этом Бородинском сражении наши воины тоже отстояли свою Родину, победили.
Слайд 15
Слайд 16
Не жалея сил своих, освобождали нашу Родину отважные воины в самой страшной ВО войне 1941 года и тоже благодаря сплочению, единению, всенародной помощи одержали победу над врагом. И главным лозунгом победителей всех времён был: «Держаться вместе и помогать друг другу!»
О нашей истории написано много книг и стихов. И мы с вами не должны забывать уроков истории, помнить о том, что сильна Россия, когда она едина.
(дни воинской славы)
Слайд 17
Ученик: Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем.
Слайд 18
Ученик: Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
Воспитатель: И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,
О России, о Родине милой моей.
(видео-клип «Вперёд, Россия!»
О. Газманов)
Воспитатель:
Ребята, любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился, вырос и живёшь. Скажите, ребята, а как называется край, в котором мы живём? Как называется столица Алтайского края?
В Алтайском крае в мире и согласии проживает 140 наций и народностей.
«Каждый житель нашего родного края, какой - бы он ни был национальности вносит свой вклад в развитие нашего региона» - отмечает в своей речи А. Карлин.
Выступления детей:
Алтай!
Снега здесь высокие
Алтай!
Морозы жестокие
Алтай!
Здесь степи раздольные
Алтай!
Луга здесь привольные
Все вместе:
Край родной!
Я люблю тебя всей душой!
Ежегодно в с. Акулово Первомайского района проходит фестиваль хорошей песни, который приобрёл всероссийское и национальное значение, на который собираются представители Дальнего зарубежья, из Германии, Чехи, Испании и т.д. Организует фестиваль певец, композитор, поэт и писатель, народный артист России Евгений Росс. Его родина с. Акулово. Он преданно любит свой край. В этом году проходил юбилейный фестиваль, ему исполнилось 10 лет.
(видео с исполнением песни об Алтайском крае)
Воспитатель:
У каждого человека есть своя малая родина – это ваше родное село. Малая Родина – это частичка нашей огромной необъятной России. Ребята, скажите, а как называется наша малая Родина, где мы с вами сейчас живём?
Алейск является городом и одновременно районным центром и такие малые родины образуют нашу многонациональную Россию. Видеоролик напомнит нам знакомые места, которые останутся в вашей памяти навсегда.
(видео «Алейск - любимый город!»)
Слайд 19
Ученик: Давайте праздновать, друзья,
Согласие и дружбу.
Помиримся друг с другом мы –
Нам больше войн не нужно!
(звучит песня «Солнечный круг»)
Разминка:
Зал делится на 3 группы, определяется цвет: красный, синий, белый. Выходят 3 ребёнка с шарами красного, синего и белого цветов. Дети поднимают поочерёдно шары, а группы детей, соответствующие цвету кричат: мы вместе! Затем дети поднимают одновременно все три шара, а все остальные хором кричат: мы вместе!
Конкурсная программа
1.Конкурс «Триколор»
2.Конкурс «Готовимся к бою»
3.Конкурс «Битва с поляками»
4.Конкурс «Штурм Китай – города»
(победители в конце праздника получают сладкие призы)
Заключительная часть
Воспитатель: А теперь все вместе возьмемся за руки! Ребята, сегодня вы больше узнали о Дне Народного Единства, о нашей Родине - России, о государственной символике Российского государства. Почему этот праздник называют днём народного единства? (ответы детей)
Я надеюсь, что вы всегда будете любить нашу Родину и гордиться ею, и прославите ее своими делами, а Россия всегда будет гордиться вами.
Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь!
Запомните также, что сила нашего коллектива, в котором мы живём тоже в единстве, в сплочённости.
Главное – дружно!
Главное – вместе!
Главное – с сердцем горячим внутри!
Все вместе:
«В единстве - наша сила!»
Спасибо всем за участие!
Приложение 2
Стихи
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословлённая молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда! Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой! Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать. Наталья Майданик
Приложение 3
Пословицы и поговорки
Худой мир лучше доброй брани.
Война кровь любит.
Войной да огнем не шутят.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Вражда не делает добра.
Держи порох сухим - будешь непобедим.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Если хочешь мира, будь готов к войне.
Кому мир недорог, тот нам и ворог.
Мир - дело великое.
Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.
Без головы - не ратник, а побежал, так и воротиться можно.
Без смелости не возьмешь крепости.
Бей врага, не жалей батога.
Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
Верно служу - ни по чем не тужу.
Веселое горе - солдатская жизнь.
Воевал молодой, а под старость отпустили домой.
Воин: сидит под кустом да воет.
Где тесно, там-то солдату и место.
Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.
Иному служба - мать, иному - мачеха.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Коли мало штыка, так дадим приклада.
Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.
На войне рать крепка воеводою.
Не пуля, а человек человека из ружья убивает.
Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.
Он и не понюхал пороху.
Пуля дура, штык молодец.
Солдат близко - кланяйся ему низко.
Солдат - казенный человек.
Солдат - отрезанный ломоть.
Солдат спит, а служба идет.
Солдаткиным ребятам вся деревня отец.
Честь солдата береги свято.
Авось да небось на фронте брось.
Автомат да лопата - друзья солдата.
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
Бой отвагу любит.
Бой - святое дело, иди на врага смело.
Былой славой боя не выиграешь.
В бою побывать - цену жизни узнать.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Врага в слезах не утопишь.
Для русского солдата граница свята.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Живя в мире, не забывай о войне.
За край свой насмерть стой.
К нам с пушками, а от нас с клюшками.
Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Кто честно служит, с тем слава дружит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
На героя и слава бежит.
Не силою дерутся, а умением.
Плох тот солдат, который не думает быть генералом.
Порядок в роте - и старшина в почете.
Пуля чинов не разбирает.
Русский солдат не знает преград.
Сапер ошибается только один раз.
Славу свою добываю в бою.
Умелый боец везде молодец.
Храбрость - пестра победы.
Приложение 4
Беседы с детьми
Памятник Минину и Пожарскому
Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Минину Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".
Начало смутного времени
После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!
Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
Цари - самозванцы
Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.
Народное единство
Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.
Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".
Так и случилось!
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Павлова Фаина Ивановна