12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Фирсова Светлана Геннадьевна2261
высшее образование, первая квалификационная категория
Россия, Алтайский край, Алейск
Материал размещён в группе «Проектная деятельность педагога»
КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»

ПРОЕКТ

«День народного единства России»

Воспитатель: Фирсова С. Г.


 

2016-2017 учебный год

«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

 

(В. А. Сухомлинский)

Тема проекта: «День народного единства»

Продолжительность работы над проектом:  1 ноября - 16 ноября

Участники проекта: дети старших (разновозрастных) групп, воспитатели

Актуальность проекта:

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город,  Родину ничего не сделать. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.  Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. 

Цель проекта:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Задачи проекта:

1. Дать представление о празднике «День народного единства.

2. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, внимание к людям всех национальностей, живущих в нашей стране.

3. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края.

4. Воспитывать  чувство гордости за силу России,  уважение к русским воинам, национальным героям.

Ожидаемые результаты:

1. Владение детьми знаниями об историческом прошлом нашей страны, её национальных героях.

2. Формирование у детей чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение к людям разных национальностей.

3. Осознание воспитанниками того, что страна сильна, когда она едина, понимание значимости единства народов России во все времена.

4. Помочь детям в формировании чувства собственного достоинства, ответственности, взаимопомощи, коллективизма.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:

- выбор педагогических технологий, разработка методов и приёмов работы по теме проекта;

- планирование совместной работы с детьми;

- подбор информационного материала, видеороликов, видеоклипов и музыкального сопровождения;

- подборка конкурсных и игровых заданий, связанных с тематикой проекта;

- организация КТД воспитанников.

Основной этап (практический)

Совместная деятельность:

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

- «Путешествие» по карте России;

- познавательная беседа с элементами рисования «День единства»;

- рассказ воспитателя: « По страничкам истории страны»;

- презентация «День народного единства»;

- дидактическая игра «Триколор»;

- ситуативное общение «Кто такие -Минин и Пожарский?»;

- чтение стихотворений о Родине;

- прослушивание и подборка музыкального сопровождения;

- экскурсия в музей;

- информационно - поисковая работа «Как мы оформим нашу стенгазету?»

- КТД Рисование на тему «В единстве наша сила!»;

- КТД стенгазета «С днём народного единства»;

- КТД книжка - раскладушка «Праздник - день патриотизма, славься, гордая Отчизна!»;

- оформление праздничных эмблем;

- оформление выставки «Родина у всех одна - Россия!»;

- домашнее задание: разгадывание кроссворда по теме проекта;

- коллективное оформление зала для проведения праздника.

Заключительный этап:

- Открытое общешкольное мероприятие «Россия - родина моя!»


 


 


 

Результативность проекта

Через знакомство с героическим прошлым нашей Родины дети убедились в том, что могущество и процветание России в её духовном и государственном единстве. Дети узнали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.

А самое главное, что несет наша работа - это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.

Используемая литература:

1. Зеленкова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России».

2.Рыжова Т. «День народного единства»: классный час для учащихся 7-8 классов. Ж-л «Воспитание школьников» - 2007 год, № 8.

3.Брецкая С. Е. «Навеки в памяти народной: 4 ноября - День народного единства России». Ж-л «Читаем, учимся, играем» - 2011год, № 8.

Фото отчёт



 

Приложение 1

Праздник

«Россия – Родина моя»

(открытое общешкольное мероприятие)

Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:

1.Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране.

2. Воспитывать уважение к культурному прошлому России.

3.Закреплять у детей знания о государственной символике страны.

(Звучит песня «Моя Россия»)

Слайд 1

Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Сегодня мы узнаем о том, что произошло на Руси почти 400 лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом. Этот праздник связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины и победили благодаря единению народа.

(обратить внимание на слово «единение»)

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны.  В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Слайд 2

Дети раз отца спросили:

- Все ли русские в России?

- Как сказать вам, посмотрите!

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Настоящий был грузин.

Все мы разные, так что же?

Все мы – Люди, мы – похожи!

Будем жить в единстве дружном,

Кровь друг друга лить не нужно!

Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе – дружная семья! (хором)

Слайд 3

Ученик: Наша матушка Россия

Как и прежде станет сильной.

Праздник - день патриотизма,

Славься, гордая Отчизна!

Слайд 4

Звучит гимн России

Слайд 5

Мы живём в Российской Федерации. Как и все государства в мире Россия имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они тоже выстоят.

Воспитатель: А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?

Белый цвет символизирует мир, чистоту совести. Это цвет свободы и независимости.

Синий символизирует небо, правду. Это цвет верности, веры и постоянства.

Красный цвет символизирует храбрость, отвагу, любовь к Отечеству, мужество и героизм.

А это герб Российской Федерации. Он символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Двуглавый орёл правой лапой сжимает

скипетр - это жезл, украшенный резьбой,

золотом и драгоценными камнями.

В его левой лапе - держава - это золотой

шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим три короны. На груди орла помещён герб Москвы: святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Змей - это символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Воспитатель: Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое.

Слайд 6

Слайд 7

Много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. (дополнить)

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Слайд 8

Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России -  Москву и главную крепость - Кремль.

Самоотверженно сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

Слайд 9

Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем 2 праздника: день народного единства, и религиозный праздник   Казанской иконы Богородицы.

(дополнить об иконе: воины обращались к этой иконе, молились, просили помощи)

Слайд 10

В память об освобождении Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, которые раз и навсегда доказали всему миру, что именно в единстве заключается сила нашего народа. (дополнить )

Слайд 11

Слайд 12

Учитель: 19 век 1812 года.

Чем удивит? Что принесёт? В тот год решил Наполеон

Все страны подчинить…

Второй уж месяц, как идёт война,

подходит враг к полям Бородина.

И целый день идёт сражение одно,

в котором русские непобедимы, всё равно.

Давайте посмотрим, кто же защищал нашу Родину в те далекие времена.

Слайды 13 – 14

Защитниками были гусары, солдаты. Посмотрите, это гусары, какой нарядный мундир, из оружия у них сабли и пистолеты. Оружие воинов, солдат того времени называлось холодным оружием. Именно про этих отважных и красивых воинов поэты складывали стихи и песни.

Ученик: Гусары, смелые герои.

В бою всегда лишь впереди

Гусар в бою, всегда отважен.

Не спрячется за спину друга он.

На скакунах ретивых, быстрых.

Сражались в первом лишь ряду.

Воспитатель:

И в этом Бородинском сражении наши воины тоже отстояли свою Родину, победили.

Слайд 15

Слайд 16

Не жалея сил своих, освобождали нашу Родину отважные воины в самой страшной ВО войне 1941 года и тоже благодаря сплочению, единению, всенародной помощи одержали победу над врагом. И главным лозунгом победителей всех времён был: «Держаться вместе и помогать друг другу!»

О нашей истории написано много книг и стихов. И мы с вами не должны забывать уроков истории, помнить о том, что сильна Россия, когда она едина.

(дни воинской славы)

Слайд 17

Ученик: Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

Слайд 18

Ученик: Ах, Россия моя, где слова отыскать,

Чтобы в песне моей о тебе рассказать:

О ромашках, озерах, бескрайних лесах,

О полях, о просторах, о светлых мечтах!

Воспитатель: И о том, как крепилась, покуда беда,

И о том, как гордилась сынами всегда.

Так звучи, моя песня, звучи же скорей,

О России, о Родине милой моей.

(видео-клип «Вперёд, Россия!»

О. Газманов)

Воспитатель:

Ребята, любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился, вырос и живёшь. Скажите, ребята, а как называется край, в котором мы живём? Как называется столица Алтайского края?

В Алтайском крае в мире и согласии проживает 140 наций и народностей.

«Каждый житель нашего родного края, какой - бы он ни был национальности вносит свой вклад в развитие нашего региона» - отмечает в своей речи А. Карлин.

Выступления детей:

Алтай!

Снега здесь высокие

Алтай!

Морозы жестокие

Алтай!

Здесь степи раздольные

Алтай!

Луга здесь привольные

Все вместе:

Край родной!

Я люблю тебя всей душой!

Ежегодно в с. Акулово Первомайского района проходит фестиваль хорошей песни, который приобрёл всероссийское и национальное значение, на который собираются представители Дальнего зарубежья, из Германии, Чехи, Испании и т.д. Организует фестиваль певец, композитор, поэт и писатель, народный артист России Евгений Росс. Его родина с. Акулово. Он преданно любит свой край. В этом году проходил юбилейный фестиваль, ему исполнилось 10 лет.

(видео с исполнением песни об Алтайском крае)

Воспитатель:

У каждого человека есть своя малая родина – это ваше родное село. Малая Родина – это частичка нашей огромной необъятной России. Ребята, скажите, а как называется наша малая Родина, где мы с вами сейчас живём?

Алейск является городом и одновременно районным центром и такие малые родины образуют нашу многонациональную Россию. Видеоролик напомнит нам знакомые места, которые останутся в вашей памяти навсегда.

(видео «Алейск - любимый город!»)

Слайд 19

Ученик: Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

(звучит песня «Солнечный круг»)

Разминка:

Зал делится на 3 группы, определяется цвет: красный, синий, белый. Выходят 3 ребёнка с шарами красного, синего и белого цветов. Дети поднимают поочерёдно шары, а группы детей, соответствующие цвету кричат: мы вместе! Затем дети поднимают одновременно все три шара, а все остальные хором кричат: мы вместе!

Конкурсная программа

1.Конкурс «Триколор»

2.Конкурс «Готовимся к бою»

3.Конкурс «Битва с поляками»

4.Конкурс «Штурм Китай – города»

(победители в конце праздника получают сладкие призы)

Заключительная часть


 

Воспитатель:  А теперь все вместе возьмемся за руки! Ребята, сегодня вы больше узнали о Дне Народного Единства, о нашей Родине - России, о государственной символике Российского государства. Почему этот праздник называют днём народного единства? (ответы детей)

Я надеюсь, что вы всегда будете любить нашу Родину и гордиться ею, и прославите ее своими делами, а Россия всегда будет гордиться вами.

Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь!

Запомните также, что сила нашего коллектива, в котором мы живём тоже в единстве, в сплочённости.

Главное – дружно!

Главное – вместе!

Главное – с сердцем горячим внутри!

Все вместе:

«В единстве - наша сила!»

Спасибо всем за участие!


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 

Приложение 2

Стихи

ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

 

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословлённая молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда! Наталья Майданик

 

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой! Наталья Майданик


 



 


 

ПРИЗЫВНАЯ


 

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать. Наталья Майданик


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

Пословицы и поговорки


 

Худой мир лучше доброй брани.

Война кровь любит.

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Держи порох сухим - будешь непобедим.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Если хочешь мира, будь готов к войне.

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Мир - дело великое.

Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.

Без головы - не ратник, а побежал, так и воротиться можно.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бей врага, не жалей батога.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Верно служу - ни по чем не тужу.

Веселое горе - солдатская жизнь.

Воевал молодой, а под старость отпустили домой.

Воин: сидит под кустом да воет.

Где тесно, там-то солдату и место.

Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

Иному служба - мать, иному - мачеха.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Коли мало штыка, так дадим приклада.

Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.

На войне рать крепка воеводою.

Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

Он и не понюхал пороху.

Пуля дура, штык молодец.

Солдат близко - кланяйся ему низко.

Солдат - казенный человек.

Солдат - отрезанный ломоть.

Солдат спит, а служба идет.

Солдаткиным ребятам вся деревня отец.

Честь солдата береги свято.

Авось да небось на фронте брось.

Автомат да лопата - друзья солдата.

Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

Бой отвагу любит.

Бой - святое дело, иди на врага смело.

Былой славой боя не выиграешь.

В бою побывать - цену жизни узнать.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Врага в слезах не утопишь.

Для русского солдата граница свята.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Живя в мире, не забывай о войне.

За край свой насмерть стой.

К нам с пушками, а от нас с клюшками.

Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Кто честно служит, с тем слава дружит.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

На героя и слава бежит.

Не силою дерутся, а умением.

Плох тот солдат, который не думает быть генералом.

Порядок в роте - и старшина в почете.

Пуля чинов не разбирает.

Русский солдат не знает преград.

Сапер ошибается только один раз.

Славу свою добываю в бою.

Умелый боец везде молодец.

Храбрость - пестра победы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 4

Беседы с детьми

Памятник Минину и Пожарскому

Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Минину Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".

Начало смутного времени

После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Цари - самозванцы

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.

Народное единство

Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.

Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Опубликовано в группе «Проектная деятельность педагога»

Комментарии (1)

Павлова Фаина Ивановна, 12.03.17 в 21:31 1 Ответить Пожаловаться
Интересный проект, молодцы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.