Проект "Две дороги, два пути"

4
1
Материал опубликован 23 January 2021

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Уржума

Кировской области






Проект на тему:

Две дороги – два пути





Выполнила: ученица 11 класса

МКОУ СОШ №3 г. Уржума

Кировской области

Сухих Алина Алексеевна


Руководитель: учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3 г. Уржума Кировской области

Сенаторова Ольга Александровна





г.Уржум, 2020 год



































Введение

«Глаза – зеркало души». Это высказывание принадлежит одному из наиболее известных русских писателей и мыслителей, одному из величайших писателей – романистов мира, Льву Николаевичу Толстому. Мысль афоризма легка и проста, она заключается в том, что глаза отражают переживания, чувства, то искреннее, не поддельное состояние души. Так же и с литературой. Можно сказать, что литература – это зеркало истории, отражающее все те переживаемые события людьми в те времена, волнения, победы, поражения, всё то, что таит в себе бесконечная история, начинавшаяся с самых-самых дальних времён и продолжающаяся до сих пор. Яркими примерами тому служат романы Николая Островского «Как закалялась сталь» и Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Главными героями произведения являются Павел Корчагин и Юрий Живаго, на которых по-разному повлияли события, происходящие в начале 20 века. Даже не просто повлияли, а напрочь поменяли жизнь. А как это происходило, мы рассмотрим в своём проекте.

Актуальность:

Цель исследования: Показать, как по-разному складываются судьбы людей в одном историческом процессе.

Задачи исследования:

Прочитать романы «Как закалялась сталь» у Н.А. Островского и «Доктор Живаго» у Бориса Пастернака

Изучить исторический период первой половины 20 века

Подготовить сравнительную характеристику героев

Создать видеоурок

Объект: Исторические события, повлиявшие на судьбы героев.

Предмет исследования: Произведения «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и «Как закалялась сталь» Н.А. Островского.

Методы исследования:

-сравнительно-сопоставительный анализ;

-работа с литературоведческими статьями, монографиями.

Вид проекта: практико-ориентированный

















































Литературный обзор Первая мировая война

Пе́рвая мирова́я война́ — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Формальным поводом к войне послужили события в Сараеве, где 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб Гаврило Принцип, входивший в группу террористов, осуществил покушение, в результате которого был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд и его морганатическая жена София Хотек [9].

Хронологические рамки: 1 августа 1914 – 11 ноября 1918.

Причины Первой мировой войны:

Передел мира между Англией, Францией и Австро-Венгрией.

Противоречия между Англией и Германией. Англия стремилась не допустить усиление влияния Германии на Балканах. Германия стремилась укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, а также лишить Англию морского господства.

Противоречия между Германией и Францией: Франция мечтала вернуть земли Эльзас и Лотарингию, которые потеряла в войне 1870 – 1871 гг. Также Франция стремилась захватить немецкий Саарский угольный бассейн.

Противоречия между Германией и Россией: Германия стремилась отнять у России Польшу, Украину, Прибалтику.

Между Россией и Австро-Венгрией противоречия возникали из – за стремления обеих стран оказывать влияние на Балканы, а также стремление России подчинить себе Босфор и Дарданеллы.

Вступление России в Первую Мировую войну:

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила Сербии войну. В ответ на это Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации три дня спустя. Ответными действиями отметилась Германия, объявив войну России 1 августа 1914 года. Именно эта дата считается началом участия в мировой войне России.

По всей стране наблюдался общий эмоциональный и патриотический подъем. Люди шли добровольцами на фронт, в крупных городах проводились демонстрации, имели место немецкие погромы. Жителями империи были высказаны намерения вести войну до победного конца. На фоне общенародных настроений Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Экономика страны постепенно стала переводиться на военные рельсы.

Вступление России в Первую Мировую войну отвечало не только идее защитить балканские народы от внешней угрозы. У страны были и свои цели, главной из которых было установление контроля над Босфором и Дарданеллами, а также присоединение Анатолии к империи, так как там проживали армяне-христиане в количестве более миллиона человек. Кроме того, Россия желала объединить под своим началом все польские земли, которыми в 1914 году владели противники Антанты – Германия и Австро-Венгрия.

Боевые действия 1914-1915 годов:

Начать боевые действия пришлось форсированными темпами. Немецкие войска наступали на Париж и чтобы оттянуть часть войск оттуда, на Восточном фронте пришлось развернуть наступление двух русских армий в Восточной Пруссии. Наступление не встречало никакого сопротивления, пока сюда не прибыл генерал Пауль фон Гинденбург, который наладил оборону, а вскоре и вовсе окружил и разбил армию Самсонова, а после заставил отступить Рененкампфа.

На юго-западном направлении в 1914 году ставка провела ряд операций против австро-венгерский войск, заняв часть Галиции и Буковины. Таким образом, Россия сыграла свою роль в спасении Парижа.

К 1915 году начала сказываться нехватка вооружения и боеприпасов в русской армии. Вкупе с большими потерями, войска начали отступление на восток. Немцы рассчитывали в 1915 году вывести Россию из войны, перебросив сюда основные силы. Оснащенность и численность германской армии заставила наши войска к концу 1915 года покинуть Галицию, Польшу, Прибалтику, Беларусь и часть Украины. Россия оказалась в крайне тяжелом положении.

Брусиловский прорыв:

В феврале 1916 года, имея явное преимущество на востоке, Германия перебросила основные силы на Западный фронт, где началась битва при Вердене. К этому времени экономика России полностью перестроилась, на фронт стала поступать техника, вооружение, боеприпасы.

России вновь пришлось выступать помощницей своим союзникам. На русско-австрийском фронте генералом Брусиловым началась подготовка к широкомасштабному наступлению с целью прорвать фронт и вывести Австро-Венгрию из войны.

Накануне наступления солдаты занимались рытьем траншей в сторону позиций неприятеля и их маскировкой, чтобы максимально приблизиться к ним перед штыковой атакой.

Наступление позволило продвинуться на десятки, а местами и сотни километров на запад, но главная цель (разбить армию Австро-Венгрии) так и не была решена. Зато немцы Верден так и не смогли взять.

Выход России из Первой Мировой войны:

К 1917 году в России все больше нарастало недовольство войной. В крупных городах были очереди, не хватало хлеба. Росли антипомещичьи настроения. Началось политическое разложение страны. На фронте широко распространилось братание, дезертирство. Свержение Николая II и приход к власти Временного правительства окончательно разложил фронт, где появились комитеты солдатских депутатов. Теперь они решали, идти ли в атаку или вообще бросать фронт. В 1917 году в страну тайно из Швейцарии через Германию и Финляндию проник В. И. Ленин. Великая Октябрьская Социалистическая Революция привела к власти большевиков, которые вскоре заключили Брестский сепаратный мир. Так закончилось участие России в Первой Мировой войне [14].

1.2. Октябрьская революция 1917 года

Октя́брьский переворот или Октя́брьская революция — одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате вооружённого восстания было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами.

Хронологические рамки: 7 – 8 ноября 1917 года.

Причины революции:

Усталость от войны;

Промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала;

Катастрофический финансовый кризис;

Нерешенность аграрного вопроса и обнищание крестьян;

Оттягивание социально-экономических реформ.

Противоречия Двоевластия [13].

Цели Октябрьской революции 1917 года:

Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое.

Искоренение эксплуатации человека человеком.

Равенство людей в правах и обязанностях

Борьба против войн

Мировая социалистическая революция [8].

Прежде чем говорить о революции 1917 года в России, необходимо ответить на вопрос о внезапности самого восстания. Дело в том, фактически сложившееся двоевластие в стране – Временное правительство и большевики, должно было закончиться неким взрывом и в дальнейшем победой одной из сторон. Поэтому Советы начали подготовку к захвату власти ещё в августе, а правительство в это время готовилось и предпринимало меры по его предотвращению. Но события, случившиеся в ночь на 25 октября 1917 года, явились полной неожиданностью для последних. Непредсказуемыми стали и последствия установления Советской власти.

Ещё 16 октября 1917 года Центральный комитет большевистской партии принял судьбоносное решение – готовиться к вооруженному восстанию.

18 октября Петроградский гарнизон отказался подчиниться Временному правительству, а уже 21 октября представители гарнизона заявили о своём подчинении Петроградскому совету, как единственному представителю законной власти в стране. Начиная с 24 октября ключевые точки Петрограда – мосты, вокзалы, телеграфы, банки, электростанции и типографии, были захвачены Военно-революционным комитетом. Утром 25 октября Временное правительство удерживало лишь один объект – Зимний дворец. Несмотря на это, в 10 часов утра того же дня было выпущено воззвание, которое сообщало, что отныне Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов является единственным органом государственной власти в России.

Вечером в 9 часов холостой выстрел крейсера «Аврора» стал сигналом начала штурма Зимнего дворца и ночью 26 октября члены Временного правительства были арестованы. [9].





Итоги октябрьской революции 1917 года:

В итоге Октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты - в руки рабочих. Вследствие октябрьского переворота началась Гражданская война [11].

1.3. Гражданская война

Гражданская война в России — ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших после установления власти большевиков в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года [4].

Хронологические рамки: 7 января 1917 г. – 25 октября 1922 г.

Причины войны: Самые очевидные причины начала боевых действий – острейшие политические, социальные и национально-этнические противоречия, которые не только сохранились, но и обострились после Февральской революции. Самыми насущными из них принято считать затянувшееся участие России в Первой мировой войне и нерешенный аграрный вопрос.

Ход войны:

Гражданская война проходила в 3 этапа, отличавшихся составом участников боевых действий и интенсивностью боев. Октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг. – становление вооруженных сил противников и образование главных фронтов. Белое движение активно начало борьбу с большевистским режимом, однако вмешательство третьих сил, прежде всего Антанты и Четверного союза, не дало ни одной из сторон приобрести преимущества, которое бы решило исход войны.

Ноябрь 1918 – март 1920 гг. – этап, в который наступил коренной перелом войны. Боевые действия интервентов сократились, и их войска были выведены с территории России. В самом начале этапа успех был на стороне Белого движения, однако затем контроль над большей частью территории государства получила Красная армия.

Март 1920 – октябрь 1922 гг. – заключительный этап, в ходе которого боевые действия переместились в пограничные районы государства и, по сути, не представляли угрозы для большевистского правительства. После октября 1922 г. борьбу продолжила лишь Сибирская Добровольческая Дружина в Якутии, которой командовал А.Н. Петляев, а также казачий отряд под командованием Бологова под Никольск-Уссурийском.

Итоги войны:

На всей территории России была установлена власть большевиков, а также в большей части национальных регионов. Более 15 миллионов человек были убиты или умерли из-за болезней и голода. Более 2.5 миллионов человек эмигрировали из страны. Государство и общество находились в состоянии экономического упадка, целые социальные группы были фактически уничтожены (в первую очередь это касалось офицерства, интеллигенции, казачества, духовенства и дворянства) [3].

1.4. Биография Н.А. Островского.

Родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи в семье унтер-офицера и акцизного чиновника Алексея Ивановича Островского (1854—1936).

Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет, в 1913 году, с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку.

Там Островский с 1916 года работал по найму: сначала на кухне вокзального ресторана, затем кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном (с 1915 по 1917 год), а затем высшем начальном училище (1917—1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918 — июле 1919 года был связным Шепетовского ревкома.

Военная служба и партийная работа

20 июля 1919 года вступил в комсомол. «Вместе с комсомольским билетом мы получали ружье и двести патронов», — вспоминал Островский.

9 августа 1919 года ушёл на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 года был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). По некоторым данным, в 1920—1921 годах был сотрудником ЧК в Изяславе.

В 1921 году работал помощником электромонтёра в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарём комсомольской организации.

В 1922 году участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления — комиссар батальона Всевобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе).

Был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарём окружкома комсомола в Шепетовке (1924 год). В том же году вступил в ВКП(б).

Болезнь и литературное творчество

С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов». Современные врачи на основании сохранившихся данных о состоянии здоровья писателя и течении его болезни установили, что Островский умер от рассеянного склероза.

Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о „котовцах“», рукопись которой спустя полгода была утеряна при пересылке.

После неудачного лечения в санатории Островский решил поселиться в Сочи. С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что Николай Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Островского.

В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу же приобрёл большую популярность в СССР.

В 1935 году Островский был награждён орденом Ленина, ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве на улице Горького (ныне его дом-музей).

В 1936 году Островский был зачислен в Политуправление Красной армии со званием бригадного комиссара, чему немало радовался и по праздникам надевал комиссарский мундир: «Теперь я вернулся в строй и по этой, очень важной для гражданина Республики линии».

Последние несколько месяцев он был окружён всеобщим почётом, принимая на дому читателей и писателей. Московский Мёртвый переулок (ныне Пречистенский), в котором он жил в 1930—1932 годах, был переименован в его честь.

Николай Островский взял на себя обязательство написать новый роман «Рождённые бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но на другой сюжет) в трёх частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским. Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя. Посетивший Островского Андре Жид восхищённо отзывался о нём в своей книге «Возвращение из СССР», в целом выдержанной в критических тонах по отношению к СССР [7].

1.5. Биография Бориса Пастернака

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор известного романа “Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Ранние годы

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан.

В краткой биографии Пастернака именно это время можно назвать творческой точкой отсчета. В 1903 году он познакомился с семьей композитора Скрябина. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.

Образование

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах” (1914), “Поверх барьеров” (1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О. Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”, (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Личная жизнь

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

Последние годы

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино [6].

1.5. Про роман «Как закалялась сталь» у Н.А. Островского

«Как закалялась сталь» — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.

Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционного времени, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной “идеи” соединяются с реальным движениям масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.

Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знаком “отшвыривания”. Отсюда в душе Павки появляется ощущение постоянной отверженности, духовной ущемленности. Униженность рождает ответную злобу, которая заполняет все пустоты его души. Уязвленная, гордость концентрируется, когда возникает первая любовь к социально недоступной красавице. В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь — постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: “Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?” Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: “Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось”. В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.

В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага. В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: “У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается”), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей. Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не угрожает.

Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.

В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили шепетовских комсомольцев, сказать: “За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!” Ключевой эпизод книги — строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.

Одна из важнейших мотивов повести — борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе самой идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. “Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма” — так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него — бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. “Как закалялась сталь” — книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.

К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над “i”, ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы. Но мне кажется, что даже тогда они шли умирать с высоко поднятой головой [10].

1.7. Про роман «Доктор Живаго» у Б. Л. Пастернака

Итог жизни Бориса Пастернака — роман о судьбе русского интеллигента и о христианстве в его современном воплощении. Нобелевская премия и развернувшаяся за ней жестокая травля составили в судьбе книги отдельный, не менее важный сюжет: гражданское мужество автора подтвердило идеалы его героя.

О чём эта книга? Жизнеописание врача и поэта Юрия Андреевича Живаго — от смерти его матери до смерти самогó героя. Биография Живаго намеренно и многопланово соотнесена с трагической историей России первых тридцати лет XX века: как и «Войну и мир», роман Пастернака можно назвать книгой о том, кто мы такие и почему мы стали такими, какими стали. Сам автор писал о книге: «Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального и подробно разработанного, как в идеале, у Диккенса и Достоевского, — эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».

Когда она написана? Пастернак начал писать роман в декабре 1945 года, финальные изменения были внесены в декабре 1955-го — январе 1956 года — основная работа над текстом ведётся в едва ли не самый мрачный период истории России, в последние восемь лет жизни Сталина.

Как она написана? Пастернак пишет роман без малейшей самоцензуры и оглядок на законы советской литературы: трудно представить себе что-нибудь более выламывающееся из советского контекста, чем христианский роман о подлинной, нецензурированной истории России первой половины XX века. «Живаго» не вписывается не только в канон социалистического реализма, но и в рамки так называемого хорошего вкуса, сформированного в первую очередь модернистами, в том числе и самим ранним Пастернаком. В «Докторе Живаго» Пастернак позволил себе быть многословным и до мелодраматизма сентиментальным («А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! — влажным, заложенным от спанья шёпотом тихо сказала она»). Его роман буквально переполнен чудесными предзнаменованиями, подслушанными разговорами, ангелами-хранителями, неожиданными встречами и многозначительными совпадениями. Автор одной из лучших работ о «Докторе Живаго» Юрий Щеглов назвал это «авантюрно-мелодраматической техникой» позднего Пастернака.

Что на неё повлияло? Щеглов отмечает, что Пастернак «обратился к повествовательным приёмам западных авторов, отчасти уже перешедших в разряд «детского» чтения: В. Скотта, А. Дюма, В. Гюго, Ч. Диккенса, А. Конан Дойла». Автор «Живаго» добивался сильного и непосредственного воздействия своей поздней прозы на читателя («как на ребёнка»), и в этом «простодушные» приёмы Диккенса помогли ему лучше, чем изощрённые стилистические ходы Андрея Белого или Марселя Пруста, а диккенсовская «Повесть о двух городах» оказалась для него едва ли не более важным источником вдохновения, чем «Война и мир». Филолог Александр Лавров приводит в статье о романе фразу из письма Пастернака 1934 года отцу: «…Я спешно переделываю себя в прозаика диккенсовского толка». Так же как и в «Повести» Диккенса, где речь идёт о событиях Великой французской революции, «революционному террору… противостоят в романе идеи христианского гуманизма, милосердия и пафос личной жертвенности» . И конечно, было бы наивно полагать, что, работая над романом, Пастернак полностью проигнорировал собственный писательский опыт прежних лет (в том числе и совсем ранний опыт футуристического, авангардного поэта), даже если он к этому сознательно стремился.

Как она была опубликована? Удивительно, но Пастернак надеялся увидеть своё главное произведение изданным в Советском Союзе. Он рассылает текст романа по редакциям московских и ленинградских литературных журналов и получает отовсюду отказ. В конце мая 1956 года Пастернак передаёт «Доктора Живаго» итальянскому издателю-коммунисту Джанджакомо Фельтринелли. В ноябре 1957 года роман выходит в Милане на итальянском языке, в 1958-м в Голландии появляется «пиратское» русскоязычное издание, а в январе 1959-го Фельтринелли публикует роман на русском языке по рукописи, не правленной автором. В Советском Союзе «Доктор Живаго» напечатан впервые в 1–4-м номерах журнала «Новый мир» за 1988 год.

Как её приняли? Пастернак начинает читать близким и знакомым фрагменты из романа ещё до окончания работы над ним, и практически все первые слушатели текста — Ахматова, Корней и Лидия Чуковские, Ариадна Эфрон, — отмечая его достоинства, всё же испытывают недоумение: как пишет Ахматова, «мне хотелось схватить карандаш и перечёркивать страницу за страницей крест-накрест». «Почти все близкие, ценившие былые мои особенности, ищут их и тут не находят», — пишет Пастернак Валерию Авдееву 25 мая 1950 года. В октябре 1958 года Пастернаку присуждают Нобелевскую премию, после чего на писателя обрушивается вся мощь государственной машины: он исключён из Союза писателей и публично заклеймён как предатель Родины. Для советских писателей даже простое неучастие в кампании травли оказывается актом гражданского мужества, для писателей мировых защита Пастернака становится делом чести. Единственный, кто даже в этой ситуации продолжает высказываться о романе в презрительном тоне, — Владимир Набоков: роман о «лирическом докторе с лубочно-мистическими позывами и мещанскими оборотами речи» упоминается даже на страницах «Лолиты».

Что было дальше? Нобелевская премия по литературе сыграла трагическую роль в судьбе Пастернака, но поспособствовала мировой славе романа. В 1965 году английский режиссёр Дэвид Лин выпускает экранизацию «Живаго» с Омаром Шарифом и Джули Кристи, и для западной аудитории фильм едва ли не подменяет собою роман: заснеженные поля, купола и берёзки из фильма надолго становятся расхожими символами России. На Западе «Живаго» до сих пор воспринимается как самый важный русский роман XX века (наряду с «Мастером и Маргаритой»), в то время как для постсоветского читателя это в первую очередь символ сопротивления художника тоталитарной власти — и уже потом факт литературы. Впрочем, освоение текста Пастернака масскультом идёт и в России, примеров тому множество — от сериала по сценарию Юрия Арабова до ресторана «Dr. Живаго» прямо напротив Кремля.

«Доктор Живаго» — это антисоветский роман? Одно из самых известных мест романа — страстный и восхищённый монолог главного героя о первых и свежих декретах советской власти: «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали. В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого». Однако столкнувшись с реальной политикой новой власти, Юрий Андреевич горько сожалеет о своей кратковременной вспышке восторга: «Неужели за это неосторожное восхищение он должен расплачиваться тем, чтобы в жизни больше уже никогда ничего не видеть, кроме этих на протяжении долгих лет не меняющихся шалых выкриков и требований, чем дальше, тем более нежизненных, неудобопонятных и неисполнимых? Неужели минутою слишком широкой отзывчивости он навеки закабалил себя?»

Советская власть предстаёт в «Докторе Живаго» косной, бездушной, а главное, нетворческой, неспособной к развитию и усвоению исторических уроков. Однако, определив «Доктора Живаго» как антисоветское произведение, мы бы безнадёжно сузили его смысл (так же как назвав антисоветской повесть Андрея Платонова «Котлован»). Пастернак не собирался в угоду цензуре сглаживать описание ужасов советской жизни конца 1910–20-х годов, но, в отличие от многих своих современников-эмигрантов, в том числе внутренних, он совершенно не был склонен идеализировать дореволюционную Россию. Властители не только советской, но и царской России в своей государственной деятельности не руководствовались «данными» Евангелия для установления «вековых работ по последовательной разгадке смерти и её будущему преодолению». Устами дяди главного героя, Николая Николаевича Веденяпина, Пастернак в начале романа перечисляет эти необходимые «данные»: «Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека и требующей выхода и расточения, и затем это главные составные части современного человека, без которых он немыслим, а именно идея свободной личности и идея жизни как жертвы» [5].

II. Практическая часть

Сравнительная характеристика героев:

Анкета

Павел Корчагин

Юрий Живаго

Прототипы романа

Образ Павки Корчагина Николай Островский писал с самого себя. По сути это его автобиография в художественной обработке, все основные события, описанные в романе, произошли с самим Николаем Островским, другие герои тоже имели реальные прототипы, и лишь отдельные персонажи выдуманы автором.

«Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрёт в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, — 1903—1945 гг. По духу это нечто среднее между Карамазовыми и Вильгельмом Мейстером».

из письма Бориса Пастернака к своей корреспондентке, март 1947 года

Место рождения

Г. Шепетовка:

«Хороши вечера на Украине летом в таких маленьких городишках – местечках, как Шепетовка, где середина – городок, а окраины – крестьянские»

Г. Москва:

«И Москва внизу и вдали родной город автора…».

Происхождение


Павел Корчагин родился в семье кухарки

Юрий Живаго родился в богатой семье, а после смерти родителей живёт в семье профессора Громеко

Семья

Мать: «заботливая, работающая с утра до поздней ночи кухаркой у акцизного инспектора».

Брат: Артём Корчагин – крепкий парень, работник депо:

«Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из – под густых чёрных бровей суровые глаза брата».

«Артём – слесарь первой руки».

Мать: Марья Николаевна (умерла, когда мальчику было всего 10 лет):

«…мать Юрия Андреевича, покойная Мария Николаевна Живаго…».

Отец: кончает жизнь самоубийством:

«Отца сопровождал Комаровский, его юрисконсульт. Комаровский спаивал отца, запутал его дела и, доведя до банкротства, толкнул на путь гибели. Он виновник его самоубийства и того, что я остался сиротой».

Дядя: Николай Николаевич Веденяпин (бывший священник, писатель – философ, прогрессивный человек):

«… расстриженный по собственному прошению священник Николая Николаевич Веденяпин…»,

«На другой день они с дядей должны были уехать далеко на юг, в один из губернских городов Поволжья, где отец Николая служил в издательстве, выпускавшем прогрессивную газету края».

Детство

Детство Павел провёл в маленьком городке Шепетовка. Когда двенадцатилетнего Павку выгнали из школы за маленькую шалость, мать устроила его работать в судомойне станционного буфета:

«Только Серёжка Брузжак, друг и приятель Павки, видел, как Павка насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры там, на кухне, где ожидали попа шестеро неуспевающих учеников»,

«Что же, пусть останется. Условие такое: восемь рублей в месяц и стол в дни работы, сутки работать, сутки дома – и чтоб не воровать»,

«-Зина, отведи мальчика в судомойню, скажи Фросеньке, чтобы она дала ему работу вместо Гришки»,

«Два года провертелся Павка на этой работе».

Затем Павка работал подручным кочегара:

«Утром Павка возвращался с электростанции. Уже целый год работал он подручным кочегара».

Юрий Живаго родился в Москве в богатой семье, которая владела мануфактурой, банком и домами. Однако отец бросил семью и растратил миллионное состояние:

«И Москва внизу и вдали, родной город автора...»

«Пока жива была мать, Юра не знал, что отец давно бросил их, ездит по разным городам Сибири и заграницы, кутит и распутничает и что он давно просадил и развеял по ветру их миллионное состояние».

«Была мануфактура Живаго, банк Живаго, дома́ Живаго...».

После ухода отца Живаго, Юра растет в атмосфере «беспорядка и нескладицы» и часто остается на попечении чужих людей:

«А потом у матери, всегда болевшей, открылась чахотка. Она стала ездить лечиться на юг Франции и в Северную Италию, куда Юра ее два раза сопровождал. Так, в беспорядке и среди постоянных загадок, прошла детская жизнь Юры, часто на руках у чужих, которые все время менялись. Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его».

Учёба

До 12 лет мальчик учился в школе:

«Кто из вас перед праздником приходил ко мне домой отвечать на урок – встаньте!».

В 1912 г. Юра заканчивает учебу в университете и становится медиком:

«Он интересовался физикой, естествознанием и находил, что в практической жизни надо заниматься чем-нибудь общеполезным. Вот он и пошёл по медицине».

«Юра, Миша Гордон и Тоня весной следующего года должны были окончить университет и Высшие женские курсы. Юра кончал медиком, Тоня – юристкой...».

Работа

Работа в судомойне станционного буфета:

«-Зина, отведи мальчика в судомойню, скажи Фросеньке, чтобы она дала ему работу вместо Гришки»,

«Два года провертелся Павка на этой работе».

Затем Павка работал подручным кочегара:

«Утром Павка возвращался с электростанции. Уже целый год работал он подручным кочегара»

Во время революции Павел стал красноармейцем:

«кавалерийской бригады имени товарища Котовского».

4) Когда Павел стал жить в Киеве, его назначили помощником и телохранителем Риты Устинович:

«Вчера губком назначил Риту своим представителем на одну из уездных конференций. В помощь ей дали Корчагина».

5) Участие в строительстве узкоколейки, которую нужно было проложить «от станции до лесоразработок» за три месяца.

6) Окрепнув после болезни, Павел вновь вернулся в Киев, где стал работать в «мастерских помощником электромонтёра».

7) Работал в качестве военного комиссара на границе «Советской Украины и панской Польши».

Юрий Живаго работает в Крестовоздвиженской больнице в хирургическом отделении. Также он имеет частных клиентов, к которым ездит на дом:

«В хирургическом отделении Крестовоздвиженской больницы, где он служил...»,

«Ему было некогда, он торопился к себе в больницу, а до этого должен был еще заехать к двум больным с визитом на дом...».

В 1915 г. во время Первой мировой войны сразу после рождения сына Юрия Живаго отправляют служить на фронт, где Юрий также занимается лечением людей:

«Опять пересмотр вашей категории. На этот раз отстоять вас не удастся. Страшная нехватка военно — медицинского персонала. Придётся вам понюхать пороху».

Любовь

Любовь к Тоне Тумановой:

«Первое ещё не осознанное, но незаметно вошедшее в жизнь молодого кочегара чувство было так ново, так непонятно волнующе. Оно встревожило озорного, мятежного парня»,

Когда Тоня сказала Павке про его «дикие волосы» и посмотрела «критическим взглядом на его вылинявшую рыжую рубашку и потрёпанные штаны», Павке стало «обидно за свой наряд». Поэтому Корчагин решил купить «сатиновую рубашку, синюю» и подстричь свои непослушные волосы:

«Павел остановился у парикмахерской и, нащупав в кармане рубль, вошёл в дверь».

Ради покупки рубашки и похода в парикмахерскую, чтобы выглядеть красиво перед Тоней, Павка «на лесопилке работал эти дни и не мог прийти» ловить рыбу: «Не мог он сказать, что для того, чтобы купить себе рубашку и штаны, он работал эти дни до изнеможения. Но Тоня догадалась об этом сама, и вся досада на Павла прошла бесследно».

Когда Павке удалось оказаться на свободе после ареста за освобождение матроса-большевика Жухрая, он прибежал к дому лесничего, где жила Тоня. Корчагин признался в любви к девушке:

«Я так люблю тебя, Тоня! Не могу я тебе этого рассказать не умею…»

Любовь к Рите Устинович:

Момент, когда Павел Корчагин зашёл к Рите домой, а у неё в гостях был Давид Устинович, её брат. Но Павка подумал, что это её муж:

«Всё же непонятно, товарищ Корчагин, почему вам так больно оттого, что у Риты оказался муж? Разве когда-нибудь она говорила, что его нет? Ну, а если даже говорила, что из этого? Почему это вдруг так заело? А вы же считали, товарищ дорогой, что кроме идейной дружбы ничего нет…Как же вы это просмотрели? А? – иронически допрашивал себя Корчагин. – А что, если это не муж? Давид Устинович может быть и брат и дядька…Тогда ты, чудила, зря на человека освирепел. Такая же ты, видно, сволочь, как любой мужик. Насчёт брата это узнать можно. Допустим, это брат или дядя, так что же ты ей скажешь об этом самом? Нет, ты не пойдёшь к ней больше!».

Павка понял, что влюбился в неё, но когда она позвонила ему, он вспомнил «и тот вечер и то, о чём решил тогда же ночью на мосту. Да, надо пойти к ней и сжечь мостки. Любовь приносит много тревог и боли».

Любовь к Тае:

«И у тебя и у меня личная жизнь безрадостная. Я решил запалить её пожаром. Ты понимаешь, что это значит? Ты станешь моей подругой, женой?»,

«Павел вспыхнул. Тая радостно улыбнулась – союз был заключён».

Любовь к Тоне Живаго:

«Оба прожили шесть лет бок о бок начало отрочества и конец детства. Они знали друг друга до мельчайших подробностей. У них были общие привычки, своя манера перекидываться короткими остротами, своя манера отрывисто фыркать в ответ».

«И он преисполнился к ней тем горячим сочувствием и робким изумлением, которое есть начало страсти. То же самое, с соответствующими изменениями, произошло по отношению к Юре с Тоней».

Любовь к Ларе Антиповой:

«Прошло более двух месяцев с тех пор, как в одну из своих поездок в город он не вернулся к вечеру домой и остался у Ларисы Федоровны, а дома сказал, что задержался по делу в городе и заночевал на постоялом дворе у Самдевятова. Он давно был на «ты» с Антиповой и звал ее Ларою, а она его – Живаго».

«Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя.» (Живаго – Ларе)

Юрий Живаго начинает жить с Мариной - дочерью дворника Маркела, который ранее служил в семье Громеко:

«Так она стала третьей, не зарегистрированной в загсе, женою Юрия Андреевича при неразведенной первой. У них пошли дети».

Семья (жена, дети)

Тая Кюцам:

«И у тебя и у меня личная жизнь безрадостная. Я решил запалить её пожаром. Ты понимаешь, что это значит? Ты станешь моей подругой, женой?»,

«Павел вспыхнул. Тая радостно улыбнулась – союз был заключён».

1)Тоня Громеко — официальный брак

Дети: Саша и Маша

2)Лара Антипова

Дети: Таня

3)Марина — неофициальный брак

Дети: Капитолина и Клавдия.

Отношение к революции

Когда Жухрай нашёл убежище в доме Корчагиных, Павел узнал от матроса «так много волнующего, важного и нового, и эти дни стали для молодого кочегара решающими».

Он узнал, что единственная партия, «борющаяся против всех богатых, - это партия большевиков». Жухрай принялся уговаривать парня присоединиться к большевистскому движению.

Еще до начала всех событий Юрий Живаго предчувствует будущие кардинальные изменения. Так, он говорит с Ларой в Мелюзееве об грядущих переменах:

«Скоро тут произойдет невообразимая свалка. Предотвратить ее не в наших силах»,

«Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях нема свалившаяся, сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению. И как все растерянно- огромны! Вы заметили? Как будто каждый подавлен самим собой, своим открывшимся богатырством»,

Живаго смотрит на революцию в планетарном масштабе:

«Вчера я ночной митинг наблюдал. Поразительное зрелище. Сдвинулась Русь — матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится. И не то чтоб говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звёзды и деревья, философствуют ночные цветы, и митингуют каменные здания. Что — то евангельское, не правда ли? Как во времена апостолов. Помните у Павла? «Говорите языками и пророчествуйте. Молитесь о даре истолкования».

Из речи Живаго мы понимаем, что революция происходит и внутри каждого человека:

«Половину сделала война, остальное довершила революция. Война была искусственным перерывом жизни, точно существование можно на время отсрочить (какая бессмыслица!). Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм — это море, в которое должны ручьями влиться все эти свои, отдельные революции, море жизни, море самобытности. Море жизни, сказал я, той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащённой. Но теперь люди решили испытать ее не в книгах, а на себе, не в отвлечении, а на практике».

Идея

«Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма».

Юрий Живаго считает, что постоянное лицемерие наносит вред здоровью и что «душу нельзя насиловать безнаказанно». В том числе он имеет в виду установившийся коммунистический строй в России и то, как люди к нему адаптируются:

«От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно».

Главные черты

Трудолюбие, упорство


Жертвенность, щедрость

Лишения (потери)

Павел будучи молодым на протяжении всей жизни переносит различные болезни (брюшной тиф, воспаление лёгких), ранения (в голову), раздробленное колено в результате автокатастрофы. Все болезни существенно подорвали здоровье Корчагина, и он в 24 года не может ходить, его парализовывает, у него работает только правая рука, он теряет зрение, проводит все свои дни в кровати, страдая от болей в измученном теле

Всю свою жизни посвятив коммунизму, он жертвует своей любовью к Рите Устинович, у него нет детей

Юрий Живаго в результате влияния на его судьбу исторических процессов теряет многое в жизни:

Во время Первой Мировой войны получает ранение

Несколько раз заболевает брюшным тифом

Теряет семью: Тоню и двоих детей, младшего ребёнка Юрий Живаго так и не увидел

Теряет Лару Антипову, которую увозит Комаровский



Две дороги, два пути

Павел Корчагин родился в бедной семье, семье кухарки. После изгнание из школы 12 летнего Павки, начинается его трудный и сложный жизненный путь. Тяжёлая работа на судомойне, длившаяся 2 года, работа подручным кочегаром, становление красноармейцем после Революции 1917 г., тяжёлое заболевание (тиф, ранение в голову, помощник и телохранитель Риты Устинович, участие в строительстве узколейки, после чего снова заболевание (воспаление лёгких, брюшной тиф), затем становление военным комисаром, автомобильная катастрофа (раздробленное колено). В 24 года он проводил дни в кровати, разбил паралич, работала только правая рука, а затем и теряет зрение. Чтобы как – то вернуться в строй он написал повесть, посвященную героической дивизии Котовского, которая была горячо одобрена: «И он опять – уже с новым оружием – возвращался в строй и к жизни».


Юрий Живаго родился в богатой семье, но отец растратил миллионное состояние, и после смерти матери Юрий живёт в семье профессора Громеко. Юра получает медицинское образование. Доктор Живаго отправляется на фронт, в лазарет, накануне у него рождается сын – Саша. Ранение Юрия. После выздоровления приезжает в Москву. Тяжёлая зима. Живаго заболевает тифом, после посещения больной женщины. «В апреле того же года Живаго всей семьей выехали на далекий Урал, в бывшее имение Варыкино, близ города Юрятина». Встреча с Ларой. Измена жене. Юрия мобилизовали. «Юрий Андреевич второй год пропадал в плену у партизан».
Юрий трижды пытался сбежать, но все окончилось его поимкой. После окончания Гражданской войны ему удаётся уйти из лагеря.
Юрий Живаго приехал в Юрятин, остановился в квартире у Лары. Заболевает, за ним ухаживает Лара. Юрий и Лара с Катей переехали в Варыкино. Лара уезжает с Комаровским, Юрий остаётся, затем встречается с Стрельниковым, который застреливается. Восемь или девять последних лет жизни перед смертью Живаго «все больше сдавал и опускался, теряя докторские познания и навыки и утрачивая писательские». Обострилась его болезнь сердца. «Он пришел в Москву в начале нэпа». После очередной смены жилья Юрий забросил медицину, стал бедствовать. Живаго начал захаживать к дворнику Маркелу Щапову, служившему ранее у семьи Живаго. Затем его дочь Марина становится третьей не зарегистрированной в загсе женою Юрия. Евграф – брат Юрия – помогает ему и устраивает его на хорошую службу. В день когда, Юрий ехал в Боткинскую больницу, в трамвае ему стало плохо. И он умирает.





















Заключение

Такие трагические судьбы, таких двух на первый взгляд разный людей: Павки Корчагина – сына кухарки, у которого не было так того образования, Юрий Живаго – родился в богатейшей семье, затем живёт в семье профессора, получает медицинское образование. Их жизни объединяет одно – на их тяжёлую судьбу повлияли страшнейшие события ХХ века: революции 1917 года, войны: Первая Мировая война, Гражданская война. Несмотря на это каждый из них прошёл свою дорогу, свой путь, насыщенный лишениями, страданиями, некоторыми радостями жизни. Две дороги – два пути…

































Библиографический список

Островский Н.А. Как закалялась сталь: роман. – М.: Просвещение, 1982. – 302 c. (дата обращения: 22.09.19).

Пастернак Б. Д. Доктор Живаго: Доктор Живаго / Пастернак Б. Д. -Москва: Эксмо, 2018. - 704 с. (дата обращения: 23.08.19).

Гражданская война в России [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_война_в_России (дата обращения: 21.10.19).

Гражданская война в России кратко [Электронный ресурс]. – URL: https://ote4estvo.ru/sobytiya-xx/1375-grazhdanskaya-voyna-v-rossii-kratko.html (дата обращения: 30.10.19).

Доктор Живаго [Электронный ресурс]. – URL: https://polka.academy/articles/494 (дата обращения: 28.10.19).

Краткая биография Пастернака Бориса Леонидовича интересное о творчестве писателя [Электронный ресурс]. – URL: https://obrazovaka.ru/pasternak-boris.html (дата обращения: 15.10.19).

Николай Алексеевич Островский – краткая биография [Электронный ресурс]. – URLhttps://sochineniya-na5.ru/nikolaj-alekseevich-ostrovskij-kratkaya-biografiya/ (дата обращения: 29.10.19).

Октябрьская революция 1917 года кратко о причинах и значении в России социалистической революции [Электронный ресурс]. – URL: https://obrazovaka.ru/istoriya/oktyabrskaya-revolyuciya-1917-goda-kratko-o-znachenii-v-rossii.html (дата обращения: 29.10.19).

Октябрьская революция 1917 года, Цели, Итоги, Причины революции 1917 года [Электронный ресурс]. – URL: http://chtooznachaet.ru/oktyabrskaya-revolyuciya-1917-goda-kratko.html

(дата обращения: 25.10.19).

Павел Корчагин и его героическое поколение в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» [Электронный ресурс]. – URLhttps://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=3242 (дата обращения: 25.10.19).

Первая мировая война – Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая_мировая_война (дата обращения: 31.10.19).

Презентация к уроку по истории (9 класс) на тему: Презентация - 100 лет Великой Октябрьской революции 1917 года. 9 класс. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/09/02/prezentatsiya-100-let-velikoy-oktyabrskoy-revolyutsii-1917-goda-9 (дата обращения: 26.10.19).

Причины и итоги Октябрьской революции 1917 года в России [Электронный ресурс]. – URL: https://historynotes.ru/oktyabrskaya-revolyuciya-1917-goda-rossii/ (дата обращения: 30.10.19).

Россия в Первой мировой войне – вступление, выход и потери кратко [Электронный ресурс]. – URL: https://obrazovaka.ru/istoriya/rossiya-v-pervoy-mirovoy-voyne-kratko.html (дата обращения: 21.10.19).












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная тема. Спасибо, дали пищу для размышления.

23 January 2021