Реферативно-исследовательский проект «Страницы истории посёлка Эммаусс (XVI-XVIII века)»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Эммаусская средняя общеобразовательная школа»
Калининский район
Тверская область
реферативно-исследовательский проект
«Страницы истории поселка Эммаусс
(XVI-XVIII века)»
выполнили
Чуракова Светлана и Кутуева Эльмира,
руководитель
Виноградова Елена Николаевна,
учитель географии
2013 год
Оглавление
История возникновения села Эммаус. 4
Знаешь ли ты историю села Эмаусс (результаты анкетирования) 8
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…
Мы родились в Эммаусе и для нас он родной. Мы хотим как можно больше узнать о поселке, о его истории, жителях.
Опросив ребят нашей школы, мы выяснили, что никто из них не знает, когда образовался поселок и как он раньше назывался. Поэтому мы решили заняться этим проектом.
Цель проекта - пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям нашего поселка, воспитание патриотического сознания учащихся.
Задачи:
1. Познакомиться с историей Эммауса (XVI-XVIII веков). С помощью различных источников информации узнать год основания Эммауса.
2. Выяснить прежнее название Эммауса.
3. Проверить знания обучающихся нашей школы о Эммаусе.
История возникновения села Эммаус
История нашего поселения ведет свое начало еще с XVI века и тесно переплетается с судьбой находившегося здесь в то время монастыря.
Этот монастырь, именовавшийся Спасо-Яминской (или Спасо-Ямницкой) пустынью стоял на правом берегу небольшой речки (ныне ручья) Белеутовки. Тогда монастырь и прилегающие к нему деревни с погостом, пустошью, полями и пашнями были «земли владычны», т.е. принадлежали Владыке Тверской епархии. Центральным селом пустыни была слобода Яминково. Погост в то время не являлся кладбищем. Он был местом, где находилась церковь и дома ее служителей. И, если вокруг погоста селились крестьяне, то он превращался в село.
В смутные времена с началом ливонской войны монастырь стал приходить в упадок.
В 1628 году царь Михаил Федорович издал указ «о приведении в известность состояния государства». Тогда и была отмечена Спасо-Яминская пустынь с центром – слободой Яминково, состоявшей из одного двора крестьянского и двух дворов бобыльских.
В 1750 году Преосвященный Тверской Митрофан Слотвинский решил возродить пришедший в упадок монастырь. Он перенес его на место, не подвергавшееся половодью, построил деревянную церковь и загородный дом для себя как раз против слободы Яминково. Ему принадлежит и идея переименования пустыни и слободы. Увидя сходство живописной местности под Тверью с евангельским Эммаусом под Иерусалимом (и тот, и другой находятся в 15 верстах от крупных городов), назвал и монастырь, и село Эммаусом.
В 1763 году Эммаус был упомянут в ревизских сказках. А к концу XIX века наше село представляло собой уже крупное поселение с 70-ью дворами, население которого составляли 201 мужчина и 243 женщины. К нему примыкали деревни Поддубье, Горохово, Губино, Прибытково, Коленово, Ошурково и Солдат. Но это уже другая история.
Решение об установлении официальной даты образования поселения - 1628 г. - было принято на основании имеющихся архивных документов. Это год первого известного официального упоминания в Писцовых книгах населенного пункта, названного впоследствии Эммаусом.
Первоначально, сельское поселение Эммаус родилось с другим названием - Яминская пустынь (Яминково).
Кем и когда было основано неизвестно до сих пор. Главный храм в этой пустыни был в честь Архангела Михаила. До литовского нашествия пустыни принадлежало множество окрестных земель и деревень.
После литовского разорения пустынь не могла оправиться, и в конце 17-го столетия была приписана Тверскому архиерейскому дому.
Яминская пустынь была переименована в Эммаус в первой половине 18-го века Преосвященным Тверским архиепископом Митрофаном Слотвинским (1739-1752).
Любимым местом отдыха Митрофана Слотвинского было село Яминково, переименованное им в 1750 году в с.Эммаус. В Эммаусе архиерей построил за свой счет новую деревянную церковь во имя Воскресения Христова с приделом Михаила Архангела, выстроил для себя загородный дом, высадил около него фруктовый сад, насадил на восток от церкви дубовую и кленовую рощи, вырыл на р.Белеутовке пруды и часто приезжал сюда из Твери для своего отдохновения и уединения, а в последние годы своей жизни, будучи очень болен и стар, - и для поправления своего здоровья. Близкое расстояние от Твери, удобное сообщение позволяли Владыке приезжать в любимый Эммаус по Волге на небольшой шлюпке или лодочке. Вырытые в Эммаусе пруды были необходимы для Тверского архиерейского дома как садки для разведения ценных пород рыб, которые и сегодня еще ловятся в Волге жителями Эммауса и Горохова.
Во 2-й половине XVIII столетия пол Указу Екатерины Великой все монастырские крестьяне были освобождены от крепостной зависимости и переведены во владение Коллегии государственной экономии. Крестьяне стали называться государственными экономическими. Теперь они были свободны от работ для архиерейского дома и могли выбирать себе занятие на отхожих промыслах. Архиерейские рощи в Эммаусе были проданы прибытковским крестьянам, занимавшимся столярным ремеслом.
Архиерейский дом запустел, сад погиб, пруды засорились. Церковь, построенная Преосвященным Митрофаном, обветшала, крыша дала течь, с потолка падала штукатурка. Служить стало опасно. Эммаусские крестьяне, став экономическими и поправив свое благосостояние, решили построить в 1795 году новую каменную церковь с прежним названием. А церковь, построенная Митрофаном Слотвинским, простояла до 1801 года. Ее обветшавшие строения были снесены и использованы на полы, ограду и обжиг кирпича для новой церкви.
Митрофан Слотвинский переименовал Яминскую пустынь не случайно. Он сделал это в честь Эммауса Палестинского - места, где Воскресший Христос явился Клеопе и апостолу евангелисту Луке:
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на (сто) шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его… И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его.»
Эммаус (Никополь, Никополис) (греч. Ἐμμαούς, лат. Emmaus, ивр. חמת Hammat, «тёплый источник», араб. عِمواس Амуас) — селение в Иудее (с III по VII в. н. э. — город), находившееся приблизительно в 30 км к западу от Иерусалима на границе между горами Иудеи и долиной Аялон, вблизи того места, где дорога, ведущая из Яффо в Иерусалим, разделяется на северную (через Бет-Хорон) и южную (через Кирьят-Иеарим) ветви.
Между Иудейскими горами и Самарией, на краю плодородной долины Аялон, километрах в тридцати к северо-западу от Иерусалима, находилось на протяжении веков селение Эммаус, с 3-го по 7-ой в. н. э. имевшее статус города и носившее название Никополис. Место это всегда было перекрестком важных дорог, ведущих в Иерусалим и в Самарию. Благодаря этому, на протяжении хасмонейской, римской и византийской эпох, Эммаус играл важную роль в военно-политической и экономической жизни Святой земли. Неизвестно, когда было основано это селение, но впервые оно упоминается в 1-ой книге Маккавеев (главы 3-4) в связи с национальной борьбой еврейского народа с греками под предводительством Иуды Маккавея (2-ой в. до н. э.). Название было эллинизировано и встречается в древней еврейской литературе в формах: Аммаус, Аммаум, Эммаус, Эммаум, Маус, Амус.
В памяти жителей Эммаусского сельского поселения навсегда останется Преосвященный архиепископ Тверской епархии Митрофан Слотвинский, давший селу Яминково евангельское имя Эммаус, придав этим поселению оттенок священной поэзии.
Знаешь ли ты историю села Эмаусс (результаты анкетирования)
Чтобы выяснить, знают ли обучающиеся нашей школы историю того места, где живут мы провели анкетирование.
В опросе участвовали ученики 1-5 классов 8-12 лет. Всего мы опросили 65 человек.
Вопросы анкеты:
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Как давно ты живёшь в Эммаусе? Откуда приехал(а).
3. Твои родители коренные жители Эммауса?
4. Когда возник поселок?
5. Как он раньше назывался?
6. Что ты знаешь о поселке Эммаусс?
На вопрос «Как давно ты живёшь в Эммаусе?» - 76% ответили, что родились здесь. У большинства опрошенных (51%) родители являются коренными жителями Эммауса.
На вопрос «Когда возник поселок?» - 96 % ответили, что не знают.
О прежнем названии Эммауса не знают 69% ребят, 29% - ответили, что Эммаус раньше назывался Калининым.
На вопрос «Что ты знаешь о посёлке Эммаус?» – 26 человек ответили, что не знают ничего, причём 20 из них родились здесь. Остальные перечислили все объекты, которые находятся в поселке (магазины, кафе, школа, памятники, детская площадка), некоторые вспомнили, что во время Великой Отечественной войны здесь велись ожесточенные бои, многие назвали поселок красивым, стоящим на берегу реки Волги.
Работая над проектом, мы многое узнали об истории Эммауса. Научились пользоваться различными источниками информации, проводить анкетирование, анализировать результаты анкет, составлять компьютерную презентацию.
Над этим проектом мы будем продолжать работать и в будущем. Будем изучать историю Эммауса во время Великой Отечественной войны, историю Эммаусской школы, историю храмов Эммаусского сельского поселения. Хотим узнать о выдающихся людях – уроженцах Эммауса.
Мы будем не только сами изучать историю своего поселка, но и знакомить с ней обучающихся нашей школы.
2. http://ru.wikipedia.org/wik
3. http://botinok.co.il/node/20851
4. http://emmaustver.narod.ru/history.htm
Cергей Мелехин
Виноградова Елена Николаевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»