Проект по окружающему миру «Моя родословная»

5
0
Материал опубликован 4 August 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Проект: « Моя родословная»

Незнание своей родословной — это

неуважение к своим корням.

А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам

есть первый признак безнравственности».

 Актуальность темы: каждый современный человек должен знать свою родословную 

( историю своей семьи)
 Проблема: изучение истории своей семьи в современной ситуации очень значима для каждого человека и его поколения.

Цель проекта: исследовать родословную своей семьи и

создать генеалогическое дерево вместе с родителями

Задачи проекта:

-развитие интереса к истории своей семьи

-создание генеалогического древа каждого ученика

-воспитание чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, гордости за свою семью, понимание значимости каждого человека в семье

-формирование и развитие личности каждого ученика

-развитие партнёрских отношений  с семьёй

-формировать умение собирать, систематизировать и анализировать материал по заданной теме

-развивать умение выступать перед аудиторией


 

Планируемые результаты:

-Научатся собирать материал по теме, анализировать и систематизировать, делать выводы.

-В ходе работы получат навыки совместной работы вместе со сверстниками и взрослыми

-Научатся мыслить, высказывать предположения

- Оформлять отобранный материал, в выбранной форме( рассказ, презентация, репортаж, коллаж, древо семьи)

Этапы работы:

1этап Родительское собрание на тему « Родословная моей семьи»

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Слайд 2

В этом году мы вместе с ребятами и с вашей помощью будем работать над проектом « Моя родословная»

На собрании следует поговорить о важности и необходимости знаний истории своей семьи, а также необходимости передавать свои знания из поколения в поколение.


 

2 этап Проведение беседы с учащимися и проведение анкетирования, с целью заинтересовать ребят изучать свою семейную историю

-Что такое семья?

-Какую роль играет семья в жизни человека?

-Что нам дает знание истории своей семьи?


 

Анкета:

1 Знаете ли вы полное Ф.И.О. своих дедушек и бабушек?

А) конечно знаю

Б) кажется,его зовут

В) не знаю

2. Знаете ли вы как звали вашего прадедушку или прабабушку?

А) знаю

Б) кажется, его имя

В) не знаю

3. Интересовались ли вы,откуда произошла ваша фамилия?

А) да

Б) интересовалась ,но не выяснила

В) нет

4. Можете ли вы назвать ваши семейные праздники, традиции?

А) могу

Б) надо подумать

В) не могу

5. Есть ли в вашей семье реликвии?

А) есть

Б) кажется есть

В) нет

За каждый ответ:

А) 10 баллов

Б) 5 баллов

В) 0 баллов

Слайд 3

Родословная человека. Для чего нужно знать её? Чем поможет  мне знание  о  ней в сегодняшней жизни? Откуда я родом? Многие дети часто задают вопросы о своих предках . Кто я ? Как я появился на свет? Почему у меня такая фамилия, почему меня так зовут? Вопросы с виду простые, но на самом деле имеют очень глубокий смысл.  Актуальность данной темы очевидна.

Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение

Слайд 4


 

В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

Слайд 8

Во-первых, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, началось ведение и хранение семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фотоэры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

В-четвертых, ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

Да, много интересных семейных традиций было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря ведь говорят о «широкой русской душе». А ведь и правда, к приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались. Эх, красота!

Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее

Слайд 9

Семейная реликвия – это такие предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение. В качестве «семейной реликвии» могут выступать самые неожиданные предметы. Это могут быть самые разные предметы, которые по каким либо причинам особо чтимы в семье и хранятся , передаются в память о каком либо важном событии

Такие реликвии как посуда с фамильным гербом, ордена и медали, фамильные драгоценности и конечно же иконы являются частью семейной истории. Например: награды помогут в поиске родственников, пропавших или погибших во время ВОВ.

Когда –то было принято хранить портреты, документы, письма и дневники в семейных архивах. Это и есть –уважение к прошлому, к заслугам предков перед Родиной и гордость за свою семью.

Слайд 10

 

 


 


 

3 этап Определение этапов проекта

-определение темы проекта: « Родословная моей семьи»

-определение цели : исследовать историю своей семьи и составить родословное дерево

- задачи проекта:

- Узнать о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек

- Изучить традиции моей семьи

- Выяснить есть ли семейные реликвии и их значимость

-определение помощников проекта: родители , тёти и дяди, бабушки и дедушки, соседи и т.д.

- сбор материала ( разговоры и беседы со старшими членами семьи, записи, просмотр архивов и фотографий семейного альбома. )

- отбор и систематизация материала, с помощью взрослых ( по поколениям, по линии отца, по линии матери и т.д.)

-Выполнение продукта проекта, с помощью взрослых ( продукт проекта: презентация, родословное дерево, рассказ с фотографиями, семейный фотоальбом и т.д.)

- Подготовка выступления и представления продукта проекта

- Рефлексия:

Что было сложно в работе над проектом?

Что узнал интересного о своей семье ( фамилии, предках)?

Будешь ли продолжать изучать свою семью?


 

Использованные материалы:

-http://f-journal.ru/semejjnye-tradicii/

-http://relikvija.ru/index/0-2

Презентация "Родословная"
PPTX / 1.09 Мб

Предварительный просмотр презентации

Моя родословная Подготовила учитель начальных классов МАОУ СОШ 43 г.Калининград Федюнина О.Н.

Родословная На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Анкета Знаете ли вы полное Ф. И. О. своих бабушек и дедушек? А) Конечно знаю Б) кажется ,его зовут В) не знаю 2. Знаете ли как звали ваших прабабушек и прадедушек? А) знаю Б) кажется ,его имя В)не знаю 3. Интересовались ли вы откуда произошла ваша фамилия? А) да Б) интересовалась ,но не выяснила В)нет 4. Можете ли вы назвать ваши семейные праздники и традиции? А) могу Б) надо подумать В) нет 5. Есть ли в вашей семье реликвии? А) есть Б)кажется есть В) нет

Семья- это  группа живущих вместе близких родственников ( словарь Ожегова) Две бабушки, два дедушки, Родители и я – Вот так и получается Обычная семья. А если семя в воду На время положить, Водою это семечко Немного размягчить, То мягкий знак росточком Раздвинет «эм» и «я» – Так тоже получается обычная семья. Терентий Травник

Родословное дерево

Дерево мудрости ,дерево жизни, Мы его ветви, мы его мысли. Мы –молодые на ветках листочки, В летопись впишем новые строчки.

Традиции семьи Я горжусь своей семьей, Вместе мы всегда во всем! Дар волшебный – дружба В семье моей не служба. И в радости, и в горе, На празднике и в поле Мы всегда все вместе, Взрослые и дети. Так вот дружно мы живём В гости вас к себе зовём!

Празднование дней рождений Совместный отдых Чтение книг вслух или перед сном Прогулки и игры Домашние обязанности Семейные обеды или ужины Семейные советы

Реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом

Этапы работы над проектом: . Определение темы: « Родословная моей семьи» . Цели: исследовать историю своей семьи и составить родословное дерево . Задачи: - Узнать о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. - Изучить традиции моей семьи. - Выяснить есть ли семейные реликвии и их значимость. . Определить помощников: родители , тёти и дяди, бабушки и дедушки, соседи и т.д. . Сбор материала: фотографии, воспоминания, семейные реликвии, дневники и т.д. . Отбор материала с помощью взрослых . Выполнение продукта проекта: родословное дерево, презентация и т.д. . Представление своего проекта . Рефлексия: Что было сложно в работе над проектом? Что узнал интересного о своей семье ( фамилии, предках)? Будешь ли продолжать изучать свою семью?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.