12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Драпалюк Марианна Владимировна2690
Общий трудовой и педагогический стаж: 32 года, стаж работы по специальности учитель начальных классов: 26 лет. Квалификационная категория: высшая квалификационная категория.
Россия, Калининградская обл., Калининград
Материал размещён в группе «Начальные классы»

Защита проекта « Орфографический словарь»

Внеурочная деятельность «Проектная деятельность» в рамках изучения предмета «Русский язык» автор: В.П. Канакина , 3 «В» класс, 2015 год

Учитель: Драпалюк Марианна Владимировна.

Тема: «Составляем орфографический словарь»

Цель: создать орфографический словарь.

Задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;

обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;

отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

- метапредметных результатов:

развивать интеллектуальные способности детей;

формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;

формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;

формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;

формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

- личностных результатов:

воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;

развивать навыки сотрудничества.

Предметно-развивающая среда:

выставка словарей;

листы с вопросами и текстом о словарях для индивидуальной работы;

бланки для записи слов;

листы с впечатлениями о работе на уроке и стикеры

Защита проекта

Организационный этап.

Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.

Деятельность учителя: читает стихотворение

Деятельность учащихся: ( слушают учителя.)

Учите русский - годы кряду.

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

Актуализация знаний.

Предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

Возьмите лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить.

Попробуйте ответить на вопросы.

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___________________________________________________
Скажите, кто первый ввел этот термин?_________________________

2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь._____________________________________________________

3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
_____________________________________________________________________________

4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого  ­ трудного слова или его формы. Какой это словарь? _________________________________________

5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
________________________________________________________________________

6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ______________________________________________________

7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? _____________________________________________________

 

На какие вопросы вы не смогли ответить?

Возьмите лист с изображением книг.

Найдите ответы на эти вопросы и проверьте правильность своих ответов в тексте.

Найдите ответы на оставшиеся вопросы и проверьте правильность выполненных заданий с помощью текста.

Словари.

Выставка словарей ( обзор делает ученица)

Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.

Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с греч. – обучение по всему кругу знаний) словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.

Лингвистические словари можно подразделить  на три типа:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.

Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова,

Особое место среди толковых словарей занимает первый «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов. Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении —

в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

 

 

Проверяем. Прочитайте ответ на те, вопросы, на которые не смогли ответить в начале.

Определение темы, постановка цели проекта. Мотивация учебной деятельности.

коммуникативная:

взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно; регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.

Орфографический словарь ( читает ученик)

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфичиский славарь.

М.Яснов

 

Что вы заметили?

Какие ошибки допустила ученица? (орфографические)

Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний проект? (орфографическому словарю)

Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)

Сегодня мы с вами защитим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться слова с парными согласными, непроизносимыми согласными, удвоенными согласными.

Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?

Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)

Давайте поставим цели. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.

  • Учиться грамотно читать и писать.

    Учиться определять падеж имен существительных.

    Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

    Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.

    Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём

Прежде, чем защитить свою работу по созданию орфографического словаря обратимся к самому словарю.

Перед вами орфографический словарик автора Грушникова П.А.

Обратите внимание на титульном листе написано: учебное пособие для учащихся начальной школы. Переворачиваем страницу. Перед вами «Русский алфавит». Без знания алфавита невозможно пользоваться словарями.

На следующей странице заголовок «Как пользоваться орфографическим словариком».

По словарику можно узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить. Найдите слова: апельсин, вентиляция, винегрет, оранжерея.
(Дети самостоятельно работают со словарем).

Словарик научит нас делать правильное ударение. Проверьте по словарю как правильно произнести слова: договор, атлас, творог, каталог.

Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов. Словарь поможет нам правильно изменять слова.

Словарик скажет нам, какого рода существительное.
Например, драже «Драже очень вкус...» (ное).

В словарике есть и другие грамматические указания. Эти указания обязательно читайте, они помогут правильно писать слова

Переходим к защите своего орфографического словаря. Учащиеся в порядке жеребьёвки защищают свои работы. Жюри оценивает выступления.

Деятельность учащихся:

познавательная:

рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе индивидуальной работы странички орфографического словаря;

Коммуникативная

троят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;

Деятельность учащихся:

познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;

регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке. Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?

 

 

Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (2)

Ирина Анатольевна, 23.07.17 в 10:06 0Ответить Пожаловаться
Интересный и полезный материал, спасибо!
Анекдот вспомнила:
Пассажир сидит в электричке, и, читая книгу, время от времени восклицает:
- Вот это да! Никогда бы не подумал! Не может быть! В конце концов другие
пассажиры не выдерживают и хором спрашивают:
- Да что вы такое читаете?
- Орфографический словарь.
Драпалюк Марианна Владимировна, 08.08.17 в 09:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Анатольевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.