Проект по привлечению детей к профессии учителя «Есть такая профессия — детей учить!»
Тема работы: “Есть такая профессия - детей учить!”
Автор: Васильева Камшат Жумартовна
учитель начальных классов МОУ “СОШ
п.Сланцевый Рудник” Озинского района
Саратовской области
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в программах нового поколения на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Опираясь на современные научные подходы, представляющие рассмотрение личности как субъекта профессиональной деятельности, выявление эффективных педагогических путей и средств ее развития представляется весьма актуальным.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.
В задачу педагогов начальной школы входит организация специальных условий, способствующих получению информации о мире профессий через игровую и практико - ориентированную деятельность.
Особо актуальной является задача по повышению престижа учительской профессии среди детей, молодежи, общества. Поэтому, решила сделать мини-проект профориентационной работы по теме: “Есть такая профессия - детей учить!”
Формы работы: обсуждение притчи, беседы, игры, предполагаются самостоятельные и групповые работы и мини-пробы. Профессиональные мини-пробы позволяют младшим школьникам «примерить» в игре профессии, принадлежащие к разным сферам человеческой деятельности, тем самым осуществляется соотнесение знаний о себе с требованиями профессии. В нашем случае дети примерят на себе на некоторое время профессию учителя.
Данная проектная работа рассчитана на обучающихся начального уровня образования.
Срок реализации: краткосрочный (октябрь-ноябрь , 2021г)
Вид проекта: педагогический, творческий.
Форма продуктов проектной деятельности: фотографии, рисунки, поделки, видеоролик, презентация.
Ожидаемый результат: вызвать заинтересованность у учащихся к педагогической профессии и осознанный выбор своей траектории «движения к профессии».
Принципы реализации проекта:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов социально-значимого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности,
План реализации проекта.
№ | Этапы | Деятельность | Сроки |
1 | Подготовительный | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, определение источников информации. Уточнение информации. | 1-2 неделя октября |
2 | Основная часть. Реализация проекта | Классный час “Есть такая профессия - детей учить!” Конкурс рисунков “Учительские будни” Фотовыставка “Я и мой любимый учитель” Экскурсия в школьную библиотеку, знакомство с историей школы. Круглый стол с привлечением учителей-предметников, работающих в классе “Трудно ли быть учителем?” | 3 неделя октября 20 по 30 октября 2 неделя ноября 3 неделя ноября |
3 | Рефлексия | Подведение итогов работы над проектом. Обсуждение перспективы развития проекта | 4 неделя ноября |
Приложение
Тема классного часа: Есть такая профессия - детей учить!
Цели:
Познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»;
Воспитывать уважительное отношение к учителям;
Повысить престиж профессии учителя.
Воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.
Ход классного часа.
1. Вступительная беседа.
Однажды ученики спросили своего учителя какова его основная задача, на это он, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Мудрый учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Но учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом.
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал мудрец, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
- Сегодня мы поговорим об одной очень важной профессии. А как она называется, наверное вы догадались, послушав мою притчу.
-Профессия учителя, пожалуй, самая важная и главная профессия на Земле
2. Понятие слова «профессия».
а) обозначение слова профессия
- Ребята, а кто из вас знает, что такое профессия?
-Спасибо вам, ваши ответы правильны. А теперь давайте послушаем, какое дано определение этому понятию в Большой Российской Энциклопедии. «Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.
От лат. Professio – объявляю своим делом».
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
-Оказывается, сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий.
-Давайте вспомним, какие профессии вам известны с помощью расшифровки слова «профессия».
П – повар, плотник, почтальон, парикмахер....
Р – радист, рыбак, риэлтор, режиссёр...
О – охранник, официант, окулист, оператор...
Ф - фотограф, финансист, футболист...
Е – егерь (охотовед), естествоиспытатель...
С – сторож, столяр, слесарь,
С – спортсмен, спасатель, сварщик...
И - историк, инспектор, инженер....
Я - ямщик, языковед...
- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.
б) пословицы и поговорки о труде
-Ребята, постарайтесь вспомнить пословицы и поговорки о труде или профессиях.
Труд создал человека.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Труд кормит и одевает человека.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен и.т.д.
3. Профессия «учитель»
- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы этой профессии учителя не было совсем? Подумайте немного и расскажите, как бы изменился мир.
-Послушайте строчки одного очень известного стихотворения.
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
-Подумайте, почему профессия учителя самая важная и главная на земле?
-Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек выбравший профессию учителя?
- Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д.
Предлагаю вам игру "Профессия учитель".
Участники суда: обвинители, адвокаты. (Ставятся таблички с надписями "обвинители", "адвокаты" - класс делится на две группы).
Обвинители ищут в профессии учителя - минусы, адвокаты - плюсы.
Слово предоставляется обвинителям…
Слово предоставляется адвокатам…
Вывод: "Профессия учитель - сложная, трудоёмкая , но самая необходимая на земле ".
-Молодцы, хочу предложить еще одну игру. В начальной школе у вас почти по всем предметам один учитель. Я преподаю и русский язык, и литературное чтение, и математику, и окружающий мир, и др. Но когда вы уйдете из начальной школы, у вас появится много других учебных предметов. Перед вами предметы, которые преподают в начальной и средней школе. Ваша задача подумать и сформулировать свой ответ по очереди по партам. Начинает первая парта - английский язык преподаёт учитель английского языка, химию преподаёт учитель химии, биологию преподаёт учитель биологии, русский язык преподаёт учитель русского языка и литературы, литературу преподаёт учитель русского языка и литературы, математику преподаёт учитель математики, физику преподаёт учитель физики, информатику преподаёт учитель информатики, историю преподаёт учитель истории, немецкий язык преподаёт учитель немецкого языка, музыку преподаёт учитель музыки, технологию преподаёт учитель технологии, экологию преподаёт учитель экологии, изобразительное искусство преподаёт учитель изобразительного искусства.
-Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием.
-Ребята, перед вами лежат карточки. На них - ситуации из жизни учителя. Как бы вы поступили, если:
Ученик ест конфету на уроке
Первоклассник залез под парту.
Озорник обидел одноклассника.
Дети отвечают на данные вопросы, обсуждают ответы друг друга.
4. Рефлексия.
-Давайте представим, что вы уже взрослые и перед вами стоит выбор профессии. Я передаю вам этот колокольчик, а вы, передавая его друг другу, говорите следующие слова: «я хочу стать…». Если забудете, что говорить посмотрите на доску. Я работаю учителем (передаю молоточек на первую парту)
Перед вами лежат лепестки. Напишите, каким бы вы хотели видеть своего учителя
5. Заключение.
- Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.