Проект по технологии «Сказка своими руками» (6 класс)

6
1
Материал опубликован 27 April 2021 в группе


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8» г. Перми







Проект по технологии


«Сказка своими руками»

Изготовление ширмы и реквизита для кукольного театра










Выполнил: Рангулов Марат,

ученик 6«А» класса

Руководители: Бурдина И.В.

учитель технологии и ИЗО,

Морозова Ю.И.,

классный руководитель 6 “А”




2021 г.


Оглавление





ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 5

В своей проектной работе я рассмотрю два основных элемента сценографии — это ширма и реквизит к спектаклю, так как с ними мы столкнулись при создании своего кукольного театра. 5

1.1. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы 5

1.2. История развития театральных декораций 6

2.1. Банк идей 8

2.2. Эскизная проработка базового варианта 8

2.3. Требование к изделию 9

2.4. Проработка лучшей идеи 9

9

ГЛАВА 3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШИРМЫ К КУКОЛЬНОМУ СПЕКТАКЛЮ 10

3.1. Инструменты, материалы для изготовления ширмы и декораций 10

3.2. Правила техники безопасности 10

3.3. Санитарно-гигиенические требования 11

3.4. Экономическое обоснование 11

3.5. Технология изготовления настольной ширмы 11

3.2. Изготовление реквизита для спектакля 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Информационные источники 17



ВВЕДЕНИЕ

Театр! Как много — значит слово

Для всех, кто был там много раз!

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

Ю.Ким

Актуальность и социальная значимость.

Все дети любят театр, но в период ограничения массовых мероприятий нет возможности посетить городской театр кукол, так как все очные представления приостановлены. Тогда возникло желание самим сделать театр!

Какое интересное и полезное дело - школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками - и кукол, и сцену, - многому научиться и, в конце концов, самим разыграть пьесу.

Все дети любят кукольный театр, причем не только смотреть, но и участвовать в постановке.

Я - буду трудиться над созданием ширмы и декораций к кукольному театру, ведь известно всем, что театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы.

На основе наблюдений и изучений вопроса по созданию театра в школьных условиях у меня возник вопрос, а отсюда и проблема проекта – Как в школьных условиях создать ширму и реквизит к спектаклю своими руками!


Актуальность данного проекта заключается в том, что изготовленное изделие будет выполнено из доступных материалов, будет мобильным, его можно будет использовать на всей территории школы, в каждом классе.


Тема проекта: Сказка своими руками.

Объект исследования - театр, предмет - ширма и реквизит для спектакля.


Итак, цель проекта: спроектировать и изготовить ширму, реквизит к кукольному спектаклю из доступных, натуральных материалов, сыграть спектакль с привлечением одноклассников.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Узнать историю и развитие театральных декораций;

Узнать особенности конструкции ширм и реквизита для кукольного театра;

Выявить требования, предъявляемые к устройству ширмы и декораций;

Провести анализ прототипов готовых изделий и выбрать оптимальный вариант изготовления ширмы и декораций;

Изготовить ширму и реквизит для кукольного театра;

Подготовить и показать театральную постановку ученикам начальной школы.

Новизна проекта заключается в особенности изготовления ширмы и декораций и их конструкций, благодаря которым присутствует элемент сюрприза.


Практическая значимость проекта: Засилье Интернета и телевидения отучило людей ходить в театр, мы считаем, что наша работа поможет нашим одноклассникам и учащимся младших классов окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание ходить в театр и просто сделать нашу школьную жизнь интереснее. В практической части работы мы с одноклассниками планируем выбрать спектакль, я планирую изготовить ширму и реквизит к выбранному спектаклю, совместно с одноклассниками показать спектакль на краткосрочных курсах.


В процессе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:

изучение литературы;

изучение конструкции ширм и съемных декораций.


Области знаний, используемые при выполнении проекта: русский язык, безопасность жизнедеятельности, история культуры театра, математика, ИЗО, технология.


Ожидаемый результат:

вовлечение учащихся - одноклассников в работу над проектом, тем самым отвлечение их от негативных явлений;




Теоретическая часть проекта

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей живут разные божества. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы.

Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

Со времен своего появления, театр кукол был народным зрелищем. Спектакли разыгрывались на ярмарках, площадях и в других местах скопления простых людей. В таких спектаклях высмеивали правителей, их жадность, глупость.

В каждой стране существовал свой народный кукольный герой. В России это смешной длинноносый Петрушка, в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелла.

Театры кукол и по сегодняшний день действуют во всех странах мира. За сотни лет существования кукольных театров в них произошли перемены, появились новые герои.

Актеры - кукольники, как и раньше, веселят людей и радуют детей.

В своей проектной работе я рассмотрю два основных элемента сценографии — это ширма и реквизит к спектаклю, так как с ними мы столкнулись при создании своего кукольного театра.


1.1. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы

Стоит на сцене загражденье,

Красивое на удивленье!

Умельцем сделана - не фирмой,

А как зовется?

Просто - ширмой

Кукольный театр - увлекательное и интересное искусство, которое не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей. С помощью кукольного театра можно разыгрывать разнообразные постановки, сценки и сказки, используя различных кукол. Однако постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В кукольном театре основной частью сценической декорации - является ширма. В геометрическом понимании это вертикально расположенная поверхность, над верхним краем которой играют куклы и за которой скрыты актеры.

Старые народные кукольники пользовались для своих представлений несложными ширмами небольших размеров. Актер чаще всего был один, и, следовательно, кукол на ширме могло появляться не более двух одновременно. Декоративного оформления в большинстве случаев не было.

Самые ранние ширмы советских кукольных театров отличались от ширмы старых русских народных кукольников только большей длиной грядки. Такие ширмы существуют во многих кукольных театрах и по сей день, и служат для постановки наиболее простых спектаклей.

Ширмы для кукольного театра разделяются на стационарные и выездные. Стационарные ширмы сооружают, когда у коллектива есть свое постоянное помещение для выступлений и выездные, когда нет постоянного места для выступления и много приходится выступать в не аудитории.


1.2. История развития театральных декораций

Слово Декорация чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий.

Сценические представления обставлялись декорациями еще у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась, прежде всего, в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII ст. особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам.

Реквизит для спектакля. Хорошо подобранный реквизит придает происходящему на сцене дополнительную достоверность, и от того, каким он будет, тоже зависит, поверит ли маленький зритель актерам или усомнится в том, что все это происходит на самом деле. Реквизит может быть двух видов: плоский рисованный и объемный, максимально приближенный к реальным предметам.

Старый русский Петрушка обходился без всяких декораций. Современные кукольные театры, за очень редкими исключениями, не могут обойтись без декоративного оформления. Правда, кукольный театр пользуется декорациями в более скромных масштабах, чем драматический театр. При большом количестве декораций кукла зрительно потеряется. В театре кукол дается только самое необходимое оформление, служащее для обозначения места действия либо обыгрываемое действующими лицами.


Изучив литературу по этому вопросу, я приступил к анализу возможных идей. Чтобы поставить полноценный спектакль со всеми необходимыми декорациями, надо придумать, что-то особенное.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ШИРМЫ И ДЕКОРАЦИЙ СВОИМИ РУКАМИ

2.1. Банк идей

Мы рассмотрели несколько вариантов ширмы

Таблица 1

t1619517326aa.jpg

t1619517326ab.jpg

t1619517326ac.jpg

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Рассмотрев варианты ширм, мы пришли к выводу, что больше всего подходит вариант 2 из дерева.



2.2. Эскизная проработка базового варианта

t1619517326ad.jpg

2.3. Требование к изделию

t1619517326ae.png



2.4. Проработка лучшей идеи

Все детали ширмы, которые мы рассмотрели, кроме занавеса, изготовлены из качественной фанеры или древесины различной толщины и закреплены саморезами.

Опираясь на знания, полученные в результате теоретических исследований и проанализировав их, я пришёл к выводу, что буду изготовлять деревянную настольную ширму из досок.

ГЛАВА 3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШИРМЫ К КУКОЛЬНОМУ СПЕКТАКЛЮ 3.1. Инструменты, материалы для изготовления ширмы и декораций

При изготовлении изделий использовались следующие инструменты и материалы:

Напильники (круглый, полукруглый)

Стамеска

Шуруповерт

Молоток

Наждачная бумага с мелкой и крупной зернистостью

Карандаш, линейка, ластик

Саморезы

Кисть

Фанера

Петли

Краска

Лобзик электрический


3.2. Правила техники безопасности



Использование электролобзика требует соблюдения своих правил, которые помогут качественно выполнить резку материала:

Чтобы привести инструмент в действие нужно подключить его к сети и нажать пусковую кнопку.

Во время резки следует всегда прижимать опорную подошву к материалу.

Опорная планка всегда должна находиться в перпендикулярном положении относительно обрабатываемого материала.

А также при дальнейшей работе следует помнить следующие правила:

Подачу сверла при работе надо осуществлять плавно, без рывков.

Шуруп надо ввинчивать под прямым углом к детали.

При сборке деталей нельзя пользоваться шурупами со сбитым шлицем.

Не резать стамеской в направлении поддерживающей руки и на весу.

Во время лакировки открывать форточку.


3.3. Санитарно-гигиенические требования

Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Надо работать в специальной рабочей одежде.

Работать на исправном оборудовании и соблюдать технику безопасности.

Полезно делать перерывы для разминки рук, спины, глаз.

По окончании работы убрать рабочее место.

3.4. Экономическое обоснование

Наименование материалов

Стоимость

(в рублях)

Примечание

Листы фанеры

1453

Отходы

Саморезы

48

Отходы

Петли

80


Краска

225

Отходы



3.5. Технология изготовления настольной ширмы

Таблица 2

п/п

Описание операции

Графическое изображение операции

Просмотр информационных источников.

Ноутбук, литература.

Проработка эскизов и чертежа ширмы.

t1619517326af.jpg

Подготовка материалов

t1619517326ag.jpg

Подготовка инструментов

t1619517326ah.jpg

Перенос контуров на фанеру

t1619517326ai.jpg

Выпиливание частей изделия

t1619517326aj.jpg

Проделывание окошка

Просверлить по периметру отверстия, выпилить

t1619517326ak.jpg

Зачистка изделия наждачкой и закругление углов напильником.

t1619517326al.jpg

Покраска деталей ширмы

t1619517326am.jpg

Сборка боковых деталей ширмы с центральной частью при помощи шуруповерта.

t1619517326an.jpg

Декоративное оформление ширмы

t1619517326ao.jpg

3.2. Изготовление реквизита для спектакля

Для кукольного театра нам необходимо было изготовить следующий реквизит: фигурки шакала, волка, льва и жирафа. Элементы реквизита были вырезаны из бумаги по контуру и приклеены на дощечки. Их было быстро и просто изготовить. Деревянные дощечки практичнее и долговечнее. Ими можно будет пользоваться и для других спектаклей.

Технология изготовления реквизита

п/п

Технология изготовления

Общий вид

1

Положить прищепку ребром к картону и обвести ее по контуру. Затем нарисовать вокруг контура прищепки подходящий по теме декоративный элемент. Он должен быть обязательно больше самой прищепки, чтобы закрывать ее от глаз зрителей.

t1619517326ap.jpgt1619517326aq.jpgt1619517326ar.png

2

Вырезать изображенного персонажа по контуру и раскрасить.

t1619517326as.jpg

3

Приклеить вырезанный фрагмент к деревянной основе.

t1619517326at.jpg


4

После высыхания фигурки готовы к использованию.

t1619517326au.jpg


В конце работы можно подвести итог. Работать над созданием ширм очень увлекательно и совсем несложно. Мне очень понравилась работа, так как сразу видишь результат в каждом шаге работы. Я был удивлен собственным возможностям. Ширмы и реквизит к спектаклю получились яркими, красивыми и неординарными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа выполнена. Цель проекта достигнута - спроектирована и изготовлена ширма, реквизит к кукольному спектаклю из доступных, натуральных материалов, поставлен спектакль с привлечением одноклассников на краткосрочных курсах.

Задачи проекта реализованы:

Узнал историю и развитие театральных декораций;

Ознакомился с особенностями конструкций ширм и реквизита для кукольного театра;

Выявил требования, предъявляемые к устройству ширмы и декораций;

Провел анализ прототипов готовых изделий, и выбрал оптимальный вариант изготовления ширмы и реквизита;

Изготовил ширму и реквизит для кукольного театра;


Есть и новизна в проекте, которая заключается в особенности изготовления ширмы и реквизита и их конструкций, благодаря которым, присутствует элемент сюрприза.

Проект выполнен не напрасно, так как с помощью этого проекта можно отвлечься от компьютера, телефона и телевизора и создать для себя новое, не менее интересное увлечение.


Самооценка. Мне удалось создать свои изделия и совместно с одноклассниками организовать представление, а это значит, что проект выполнен. Благодаря моим стараниям в нашей школе появились необычная ширма и реквизит. Выполнение этого проекта принесло мне огромное эстетическое удовлетворение, мне понравилось разрабатывать эскизы придумывать новый реквизит и работать в мастерской своими руками.



Информационные источники

Жемчугова П. П., Иллюстрированный справочник школьника «Декоративно - прикладное искусство» - Издательский Дом «Литера», 2006г., 128с.: ил.

Марков М. «Театральная энциклопедия. Том 5» -М.: Советская энциклопедия, 1967 г. 118-126 с.

Степченко Э.В. «Путешествие в сказку» - Москва, изд-во «Кристина и Ольга», 1993г., 98 с.

Сыркина Ф., Костина Е., - «Русское театрально-декорационное» Издательство: Искусство, 1978 г. 248 стр.

Шафранюк В.А. Понятие о куклах - актёрах и традиционные заблуждения - М: Стелс, 2001г. 205 с.

«Театр кукол на школьной сцене», приложение к журналу «Юный техник», специальный выпуск, 1983г


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какая прекрасная работа!!! Молодцы!

19 January 2022