Проект «Русский народный костюм» для дошкольников 5-6 лет
«Национальный костюм России»
Тематика: Творческий.
Тема: Проект «Русский народный костюм».
Целевая группа: дошкольники 5 – 6 лет, родители.
Содержание проекта:
В процессе ознакомления детей с русским народным костюмом во время проводимого занятия, мной был отмечен интерес детей к данному объекту.
В связи с этим мной было принято решение углубить знания детей в этой сфере и разработать проект «Русский народный костюм». В ходе написания проекта было выяснено, что затруднение вызывает отсутствие наглядности. Мною был подобран и оформлен информационный и методический материал, разработаны конспекты занятий с детьми, дидактические игры. Намечены совместные практические занятия с родителями и детьми.
Цель:
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.
Задачи:
Познакомить детей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
Дать детям знания об истории русского народного костюма.
Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежда, моделирование, женское рукоделие, способы украшения к символике русского народа.)
Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Этапы реализации:
1 этап – Подготовительный.
Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстративного, демонстрационного материала, подбор дидактических, игр, творческих заданий, предварительные беседы с родителями воспитанников; разработка перспективного планирования деятельности по теме данного проекта.
2 этап – Основной.
Организация и проведение ООД, познавательных бесед, чтение русских народных сказок, заучивание стихов о русской национальной одежде, организация игр разной направленности, художественного творчества, использование художественного слова (стихи, потешки, загадки, песни). Организация экскурсии в городской краеведческий музей городского округа города Кулебаки «Теремок».
3 этап – Заключительный.
Выставка детских работ «Русский народный сарафан», «Русская народная телогрейка», «Русский народный кокошник». Пополнение патриотического центра в группе, кукла в русском народном костюме.
Планируемые и полученные результаты:
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к людям.
Знакомство с национальными играми, сказками, костюмами.
Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы
Порадовало то, что дети стали использовать полученные знания не только на занятиях и в самостоятельной деятельности.