Проект на тему «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками»
ГБОУ Школа ____ ДОП 1
Проект с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками».
Авторы проекта:
Учитель-логопед Сафонова И.А.
Воспитатели Пашигорева Ю.Б.,
Чепикова О.В., Зарецкова О.В.,
Скобарина Т.С.
Москва 2020-2021год
Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Название образовательного учреждения: ГБОУ Шола №____ ДОП 1
Авторы проекта: учитель-логопед Сафонова И.А. ; воспитатели: Пашигорева Ю.Б., Чепикова О.В., Зарецкова О.В., Скобарина Т.С.
Вид проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022г.
Цель проекта:
Повышение эффективности обучения дошкольников связной монологической речи средствами мнемотехники.
Задачи:
Повышение уровня речевой активности детей
Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники
Обогащение словарного запаса.
Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, учитель-логопед.
Актуальность:
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.
В последнее время наблюдается недостаточный уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста, что является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для некоторых детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
– развитие связной речи;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.
Ожидаемый результат:
-Дети активнее станут работать на занятиях. У них сконцентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысится творческое воображение, логическое и образное мышление.
-Дети научатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Научатся составлять рассказы из пяти и более предложений, используя различные конструкции.
-Появится интерес к заучиванию стихов;
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный (подготовительный)
Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей».
Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем).
Разработка проекта по теме «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками».
2 этап. Практический
1. Подготовка материала с использованием мнемотаблиц, опорных картинок.
2. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
3. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
4. Составление перспективного плана работы «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками»
Работа с педагогами включала:
Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники»);
Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
Работа с детьми подготовительной группы:
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам ( одежда, овощи, мебель и т.д.) . Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Взаимодействие с родителями:
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;
Выпуск брошюр, папок - передвижек по данной теме;
Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам.
3 этап. Итоговый (май 2021)
1. Анализ коррекционно-педагогической работы за год.
Материально-техническое обеспечение, необходимые для выполнения проекта: картинки по лексическим схемам, мнемотаблицы по данной теме.
Перспективный план работы
Дата |
Тема |
Содержание работы Учитель-логопед Воспитатели |
|
Сентябрь 1-2нед. |
Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы.
|
Анализ результатов. |
- |
Сентябрь 3нед. |
Составление описательного рассказа по схеме об овощах. |
Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково», «Один-много» , «Сосчитай - ка», «Назови сок, варенье». Составление описательного рассказа об овощах по схеме. |
Беседа об овощах. Чтение произведений об овощах: Ю. Тувим «Овощи».
Составление описательного рассказа об овощах по схеме. |
Сентябрь 4нед. |
Составление сравнительного описательного рассказа об овощах и фруктах. |
Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково», «Один-много» , «Повар», «Что срезаем, что срываем, что выкапываем?». Составление сравнительного описательного рассказа об овощах и фруктах по схеме и картинке. |
Беседа о фруктах. Сравнение овощей и фруктов. Чтение произведений о фруктах: В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко». Составление сравнительного описательного рассказа об овощах и фруктах по схеме и картинке. |
Октябрь 1нед |
Составление описательного рассказа на тему: «Деревья» |
Игры на развитие грамматических категорий: «Какая ветка?» ,«Посчитай», «Назови ласково» ,«Чего нет?», «Один-много». Составление описательного рассказа о деревьях. |
Рассматривание деревьев на участке. Беседа о деревьях. Чтение произведений о деревьях. Составление описательного рассказа о деревьях. |
Октябрь 2нед |
Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад» по мнемосхеме |
Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Листопад» |
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Листопад» по мнемотоблице. |
Октябрь 3 нед |
Составление сравнительного описательного рассказа о ягодах и фруктах. |
Игры на развитие грамматических категорий: «Много чего?», «Один-много», «Что приготовим?»,«Посчитай», «Скажи наоборот». Составление сравнительного описательного рассказа о ягодах и фруктах по схеме и картинке. |
Беседа о ягодах. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений. Составление сравнительного описательного рассказа о ягодах и фруктах по схеме и картинке. |
Октябрь 4 нед |
Схематичное изображение предлогов (мнемоквадрат): В – НА – ПОД. Составление предложений.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Составь предложение с предлогом». Познакомить со схематичным изображением предлогов, учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов. |
Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов. |
Ноябрь 1 нед |
Составление описательного рассказа по теме «Осень» с помощью схемы.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Подбирай, называй, запоминай», «Скажи наоборот», «Большой-маленький», «Подумай и ответь». Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на схему.
|
Рассматривание иллюстраций осени. Беседа об осени. Составление описательного рассказа об осени с использованием схемы. |
Ноябрь 2 нед |
Пересказ сказки «Два жадных медвежонка» с использованием мнемосхемы.
|
Составление мнемотаблицы для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице. |
Пересказ сказки по мнемотаблице. «Два жадных медвежонка» |
Ноябрь 3 нед |
Схематичное изображение предлогов (мнемоквадрат): НАД- ПОД. Составление предложений.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Составь предложение с предлогом». Познакомить со схематичным изображением предлогов, учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов. |
Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов. |
Ноябрь 4 нед |
Заучивание стихотворения Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду» по мнемосхеме |
Игры на развитие грамматических категорий: «Подбери действия», «Назови ласково», «Из чего, назови»,«В магазине», «Чего не стало?» Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Много игрушек в нашем саду» |
Беседа о игрушках. Рассматривание разных видов игрушек. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Много игрушек в нашем саду» по мнемотоблице. |
Декабрь 1 нед |
Заучивание стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик» |
Игры на развитие грамматических категорий: «Один - много», «Что можно считать парами?», «Назови, какие». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Хитрый ежик» |
Рассматривание обуви, одежде, г/у. Беседа о головных уборах, одежде, обуви. Отгадывание загадок. Чтение сказки: «Башмачки», стихотворений об одежде: “Какая одежда?”, “Мастерица” Выразительное чтение наизусть стихотворения «Хитрый ежик». |
Декабрь 2 нед |
Составление описательного рассказа по теме «Зима» с помощью мнемосхемы.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Назови действие», «Какой день?», «Посчитай», «Закончи предложение», «Подбери родственные слова». Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемосхему.
|
Беседа о зиме. Чтение произведений о зиме: Х.К. Андерсен “Снеговик”. “Снегурочка”, “Мороз-Иванович”. Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемосхему. Составление описательного рассказа об осени с использованием схемы. |
Декабрь 3 нед |
Пересказ сказки по М. Пляцковскому «Какая бывает зима?» с использованием мнемосхемы.
|
Составление мнемотаблицы для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице. |
Пересказ сказки «Какая бывает зима?» по мнемотаблице. |
Декабрь 3 нед |
Схематичное изображение предлогов (мнемоквадрат): К - ОТ. Составление предложений.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Составь предложение с предлогом». Познакомить со схематичным изображением предлогов, учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов. |
Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов. |
Январь 3нед |
Составление сравнительного описательного рассказа на тему: «Птицы» по схеме и картинке. |
Игры на развитие грамматических категорий: «Подбери слова», «Подумай и скажи», «Счет птиц», «Чьи перья?». Составление описательного, сравнительного рассказа о птицах по схеме и картинке. |
Беседа о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц. Чтение произведений о птицах: Е.И. Чарушин «Воробей», В.Даль «Сказка о дятле». Составление описательного, сравнительного рассказа о птицах по схеме и картинке.
|
Январь 4нед |
Заучивание стихотворения С. Черного «Я катаюсь на коньках» |
Игры на развитие грамматических категорий: «Скажи какая», «Почему так назвали?», « Один –много», «Придумай слово», «Сосчитай до пяти». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Я катаюсь на коньках» |
Беседа о зимних забавах. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений и потешек. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Я катаюсь на коньках». |
Февраль 1нед |
Составление описательного рассказа о животных используя мнемотаблицу. |
Игры на развитие грамматических категорий: «Назови кто», «Посчитай» , «Есть – нет», «Скажи наоборот», «Чья семья?». Составление описательного рассказа о животных по мнемотаблице. |
Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений: Д.Зуев «Тайны леса», К.Паустовский «Барсучий нос», Е.Чарушин «Волчишко». Составление описательного рассказа о животных по мнемотаблице. |
Февраль 2 нед |
Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей» с использованием мнемосхемы.
|
Составление мнемотаблицы для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице. |
Пересказ сказки по мнемотаблице «Зимовье зверей». |
Февраль 3 нед |
Составление сравнительного описательного рассказа о домашних и диких животных по схеме и картинке. |
Составление описательного, сравнительного рассказа о животных по схеме и картинке. |
Составление описательного, сравнительного рассказа о животных по схеме и картинке. |
Февраль 4 нед |
Схематичное изображение предлогов (мнемоквадрат): НАД- ЗА- ИЗ. Составление предложений.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Подбери признак», «Один-много», «Назови профессию», «Образуй новое слово», «Сосчитай от1 до 5». Познакомить со схематичным изображением предлогов (над, за, из), учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов. |
Беседа о празднике «День Защитников Отечества». Чтение стихотворений: С.Я. Маршак «Февраль», М. Исаковский «У самой границы», В. Степанов «Наша армия». Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов. |
Март 1 нед |
Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Хозяйка» |
Игры на развитие грамматических категорий: «Назови ласково», «Посчитай», «Какой, какая, какое?». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Хозяйка» |
Беседа о продуктах питания. Отгадывание загадок. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Хозяйка». |
Март 2 нед |
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» |
«Подбери слова», «Назови ласково», «Помощник», «Чей? Чья? Чьи?», «Кем работает мама ?», «А у вас?». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Посидим в тишине» |
Беседа о празднике «8 марта». Чтение стихотворений: Я. Аким «Кто кому кто?», Г. Бойко «Для мамы», Ю. Коринец «Март». Выразительное чтение наизусть стихотворения «Посидим в тишине». |
Март 3 нед |
Составление описательного рассказа «Весна» |
Игры на развитие грамматических категорий: «Назови действие», «Какой день?», «Посчитай», «Закончи предложение». Составление описательного, сравнительного рассказа о весне по схеме и картинке. |
Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений и потешек. Составление описательного, рассказа о весне по схеме и картинке. |
Март 4 нед |
Заучивание потешки «Веселись народ» |
Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть потешки ««Веселись народ»» |
Беседа о празднике «Масленица». Выразительное чтение наизусть потешки «Веселись народ». |
Апрель 1 нед |
Пересказ сказки Л. Н. Смирновой «Сказка о чайнике» по мнемотаблице. |
Игры на развитие грамматических категорий: «Назови ласково?», «Один - много», «Материал», «Объясни, что делает этот предмет?», «Сосчитай посуду», «Что в чём?». Составление мнемотаблицы для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице. |
Рассматривание и обсуждение посуды. Чтение произведений: Е.Пермяк «Торопливый ножик», С.Шепель «Притча о еде и посуде», Х.К.Андерсен «Чайник» - сказка. Пересказ сказки по мнемотаблице. |
Апрель 2 нед |
Заучивание стихотворения В. Степанов «Космонавт» |
Игры на развитие грамматических категорий: «Один – много», «Подбери признак», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка» (до 5) Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Космонавт» |
Беседа о космосе. Отгадывание загадок. Выразительное чтение наизусть стихотворения. |
Апрель 3 нед |
Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт» |
«Один - много» (Образование мн.ч. им.сущ. в родительном падеже) Игры на развитие грамматических категорий: «Какой, какая, какое?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот». Составление описательного, сравнительного рассказа о транспорте по схеме и картинке. |
Беседа о транспорте. Рассматривание иллюстраций.
Отгадывание загадок. Составление описательного, сравнительного рассказа о транспорте по схеме и картинке. |
Апрель 4 нед |
Схематичное изображение предлогов (мнемоквадрат): МЕЖДУ- С/СО. Составление предложений.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Скажи какая», «Посчитай» (от 1 до 5) «Назови ласково», «Из чего-какой?» «Где, что спряталось?». Познакомить со схематичным изображением предлогов (между, с/со), учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов. |
Рассматривание иллюстраций, предметов мебели. Отгадывание загадок. Чтение произведений о мебели: С.Я.Маршак «Откуда стол пришел?», Сказка про «Кроватку». Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов. |
Май 1 нед |
Пересказ рассказа «Собака-санитар» с использованием мнемосхемы.
|
Игры на развитие грамматических категорий: «Чего много?», «Полюбуйся!», «Закончи предложение», «Назови профессию», «Подбери слово», «Защитники Отечества». Составление мнемотаблицы для пересказа вместе с детьми. Пересказ рассказа по мнемотаблице. |
Беседа о празднике «День Победы». Чтение произведений: Л.Кассиль «Главное войско», С.Михалков «День Победы», С.П.Алексеев «Брестская крепость». Пересказ рассказа «Собака-санитар» по мнемотаблице. |
Май 2 нед |
Схематичное изображение предлогов (мнемоквадрат): ИЗ; ИЗ- ПОД. Составление предложений.
|
Познакомить со схематичным изображением предлогов (из, из-под), учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов. |
Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов. |
Май 3 нед |
Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые» |
Игры на развитие грамматических категорий: «Один - много»,«Подбери признак », «Бывает – не бывает», «Скажи одним словом», «Назови ласково». Составление описательного, сравнительного рассказа о насекомых по схеме и картинке. |
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение произведений о насекомых: К. Чуковский «Тараканище». Составление описательного, сравнительного рассказа о насекомых по схеме и картинке. |
Май 4 нед |
Описание и сравнение времен года по мнемосхеме. |
Составление сравнительного описательного рассказа о временах года по схеме и картинке. |
Составление сравнительного описательного рассказа о временах года по схеме и картинке. |