Проект на тему «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками»

1
0
Материал опубликован 18 February в группе

ГБОУ Школа ____ ДОП 1

 

 

 

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками».

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

Учитель-логопед Сафонова И.А.

Воспитатели Пашигорева Ю.Б.,

Чепикова О.В., Зарецкова О.В.,

Скобарина Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2020-2021год

 

 

 

 

Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Название образовательного учреждения: ГБОУ Шола №____ ДОП 1

Авторы проекта:  учитель-логопед Сафонова И.А. ; воспитатели: Пашигорева Ю.Б., Чепикова О.В., Зарецкова О.В., Скобарина Т.С.

Вид проекта: творческий, познавательный.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022г.

Цель проекта:

Повышение эффективности обучения дошкольников связной монологической речи средствами мнемотехники.

Задачи:

Повышение уровня речевой активности детей

Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники

Обогащение словарного запаса.

Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, учитель-логопед.

Актуальность:

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.

В последнее время наблюдается недостаточный уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста, что является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для некоторых детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

– развитие связной речи;

– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

– обучение детей правильному звукопроизношению;

– развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.

Ожидаемый результат:

-Дети активнее станут работать на занятиях. У них сконцентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысится творческое воображение, логическое и образное мышление.

-Дети научатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Научатся составлять рассказы из пяти и более предложений, используя различные конструкции.                                                                                            

 -Появится интерес к заучиванию стихов;

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный (подготовительный)

Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей».

Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем).

Разработка проекта по теме «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками».

2 этап. Практический

1. Подготовка материала с использованием мнемотаблиц, опорных картинок.

2. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

3. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

4. Составление перспективного плана работы «Использование мнемотехники для развития связной речи с дошкольниками»

Работа с педагогами включала:

Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники»);

Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;

Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

Работа с детьми подготовительной группы:

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам ( одежда, овощи, мебель и т.д.) . Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с родителями:

Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;

Выпуск брошюр, папок - передвижек по данной теме;

Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам.

3 этап. Итоговый (май 2021)

1. Анализ коррекционно-педагогической работы за год.

 Материально-техническое обеспечение, необходимые для выполнения проекта: картинки по лексическим схемам, мнемотаблицы по данной теме.


 

      Перспективный план работы

 

Дата

Тема

Содержание работы

Учитель-логопед Воспитатели

Сентябрь

1-2нед.

Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы.

 

Анализ результатов.

-

Сентябрь

3нед.

Составление описательного рассказа по схеме об овощах.

Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково»,

«Один-много» ,

«Сосчитай - ка», «Назови сок, варенье».

Составление описательного рассказа об овощах по схеме.

Беседа об овощах. Чтение произведений об овощах: Ю. Тувим «Овощи».

 

 

 

 

Составление описательного рассказа об овощах по схеме.

Сентябрь

4нед.

Составление сравнительного описательного рассказа об овощах и фруктах.

Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково»,

«Один-много» , «Повар», «Что срезаем, что срываем, что выкапываем?».

Составление сравнительного описательного рассказа об овощах и фруктах по схеме и картинке.

Беседа о фруктах.

Сравнение овощей и фруктов.

Чтение произведений о фруктах: В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко».

Составление сравнительного описательного рассказа об овощах и фруктах по схеме и картинке.

Октябрь 1нед

Составление описательного рассказа на тему: «Деревья»

Игры на развитие грамматических категорий:

«Какая ветка?» ,«Посчитай»,

«Назови ласково» ,«Чего нет?»,

«Один-много».

Составление описательного рассказа о деревьях.

Рассматривание деревьев на участке.

Беседа о деревьях.

Чтение произведений о деревьях.

Составление описательного рассказа о деревьях.

Октябрь 2нед

Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад» по мнемосхеме

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Листопад»

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Листопад» по мнемотоблице.

Октябрь 3 нед

Составление сравнительного описательного рассказа о ягодах и фруктах.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Много чего?», «Один-много»,

«Что приготовим?»,«Посчитай»,

«Скажи наоборот».

Составление сравнительного описательного рассказа о ягодах и фруктах по схеме и картинке.

Беседа о ягодах. Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений.

Составление сравнительного описательного рассказа о ягодах и фруктах по схеме и картинке.

Октябрь 4 нед

Схематичное изображение

предлогов (мнемоквадрат): В – НА – ПОД.

Составление предложений.

 

Игры на развитие грамматических категорий: «Составь предложение с предлогом».

Познакомить со схематичным

изображением предлогов, учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов.

Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов.

Ноябрь

1 нед

Составление

описательного

рассказа по теме «Осень» с

помощью

схемы.

 

Игры на развитие грамматических категорий:

«Подбирай, называй, запоминай»,

«Скажи наоборот», «Большой-маленький», «Подумай и ответь».

Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на схему.

 

Рассматривание иллюстраций осени. Беседа об осени.

Составление описательного рассказа об осени с использованием схемы.

Ноябрь

2 нед

Пересказ

сказки «Два жадных медвежонка» с

использованием

мнемосхемы.

 

Составление мнемотаблицы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Пересказ сказки по мнемотаблице. «Два жадных медвежонка»

Ноябрь

3 нед

Схематичное изображение

предлогов (мнемоквадрат): НАД- ПОД.

Составление предложений.

 

Игры на развитие грамматических категорий: «Составь предложение с предлогом».

Познакомить со схематичным

изображением предлогов, учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов.

Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов.

Ноябрь

4 нед

Заучивание стихотворения Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду» по мнемосхеме

Игры на развитие грамматических категорий:

«Подбери действия», «Назови ласково», «Из чего, назови»,«В магазине», «Чего не стало?»

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Много игрушек в нашем саду»

Беседа о игрушках. Рассматривание разных видов игрушек.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Много игрушек в нашем саду» по мнемотоблице.

Декабрь 1 нед

Заучивание стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик»

Игры на развитие грамматических категорий:

«Один - много», «Что можно считать парами?», «Назови, какие».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Хитрый ежик»

Рассматривание обуви, одежде, г/у. Беседа о головных уборах, одежде, обуви. Отгадывание загадок.

Чтение сказки: «Башмачки», стихотворений об одежде: “Какая одежда?”, “Мастерица”

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Хитрый ежик».

Декабрь 2 нед

Составление

описательного

рассказа по теме «Зима» с

помощью

мнемосхемы.

 

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови действие», «Какой день?»,

«Посчитай», «Закончи предложение»,

«Подбери родственные слова».

Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемосхему.

 

Беседа о зиме. Чтение произведений о зиме: Х.К. Андерсен “Снеговик”. “Снегурочка”, “Мороз-Иванович”.

Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемосхему.

Составление описательного рассказа об осени с использованием схемы.

Декабрь 3 нед

Пересказ сказки по М. Пляцковскому «Какая бывает зима?» с использованием

мнемосхемы.

 

Составление мнемотаблицы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Пересказ сказки «Какая бывает зима?» по мнемотаблице.

Декабрь 3 нед

Схематичное изображение

предлогов (мнемоквадрат): К - ОТ.

Составление предложений.

 

Игры на развитие грамматических категорий: «Составь предложение с предлогом».

Познакомить со схематичным

изображением предлогов, учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов.

Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов.

Январь 3нед

Составление сравнительного описательного рассказа на тему: «Птицы» по схеме и картинке.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Подбери слова», «Подумай и скажи»,

«Счет птиц», «Чьи перья?».

Составление описательного, сравнительного рассказа о птицах по схеме и картинке.

Беседа о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.

Чтение произведений о птицах: Е.И. Чарушин «Воробей», В.Даль «Сказка о дятле».

Составление описательного, сравнительного рассказа о птицах по схеме и картинке.

 

Январь 4нед

Заучивание стихотворения

С. Черного «Я катаюсь на коньках»

Игры на развитие грамматических категорий:

«Скажи какая», «Почему так назвали?», « Один –много», «Придумай слово», «Сосчитай до пяти».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Я катаюсь на коньках»

Беседа о зимних забавах. Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений и потешек.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Я катаюсь на коньках».

Февраль

1нед

Составление описательного рассказа о животных используя мнемотаблицу.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови кто», «Посчитай» , «Есть – нет», «Скажи наоборот», «Чья семья?».

Составление описательного рассказа о животных по мнемотаблице.

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений: Д.Зуев «Тайны леса», К.Паустовский «Барсучий нос», Е.Чарушин «Волчишко».

Составление описательного рассказа о животных по мнемотаблице.

Февраль

2 нед

Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей» с использованием

мнемосхемы.

 

Составление мнемотаблицы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Пересказ сказки по мнемотаблице «Зимовье зверей».

Февраль 3 нед

Составление сравнительного описательного рассказа о домашних и диких животных по схеме и картинке.

Составление описательного, сравнительного рассказа о животных по схеме и картинке.

Составление описательного, сравнительного рассказа о животных по схеме и картинке.

Февраль

4 нед

Схематичное изображение

предлогов (мнемоквадрат): НАД- ЗА- ИЗ.

Составление предложений.

 

Игры на развитие грамматических категорий:

«Подбери признак», «Один-много»,

«Назови профессию», «Образуй новое слово», «Сосчитай от1 до 5».

Познакомить со схематичным

изображением предлогов (над, за, из), учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов.

Беседа о празднике «День Защитников Отечества».

Чтение стихотворений: С.Я. Маршак «Февраль», М. Исаковский «У самой границы», В. Степанов «Наша армия».

Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов.

Март

1 нед

Заучивание стихотворения

Ю. Тувим «Хозяйка»

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови ласково», «Посчитай»,

«Какой, какая, какое?».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Хозяйка»

Беседа о продуктах питания.

Отгадывание загадок.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Хозяйка».

Март

2 нед

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

«Подбери слова», «Назови ласково»,

«Помощник», «Чей? Чья? Чьи?»,

«Кем работает мама ?», «А у вас?».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Посидим в тишине»

Беседа о празднике «8 марта».

Чтение стихотворений: Я. Аким «Кто кому кто?», Г. Бойко «Для мамы», Ю. Коринец «Март».

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Посидим в тишине».

Март

3 нед

Составление описательного рассказа «Весна»

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови действие», «Какой день?»,

«Посчитай», «Закончи предложение».

Составление описательного, сравнительного рассказа о весне по схеме и картинке.

Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений и потешек.

Составление описательного, рассказа о весне по схеме и картинке.

Март

4 нед

Заучивание потешки «Веселись народ»

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть потешки ««Веселись народ»»

Беседа о празднике «Масленица».

Выразительное чтение наизусть потешки «Веселись народ».

Апрель

1 нед

Пересказ сказки Л. Н. Смирновой «Сказка о чайнике» по мнемотаблице.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови ласково?», «Один - много»,

«Материал», «Объясни, что делает этот предмет?», «Сосчитай посуду»,

«Что в чём?».

Составление мнемотаблицы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Рассматривание и обсуждение посуды.

Чтение произведений: Е.Пермяк «Торопливый ножик», С.Шепель «Притча о еде и посуде», Х.К.Андерсен «Чайник» - сказка.

Пересказ сказки по мнемотаблице.

Апрель

2 нед

Заучивание стихотворения В. Степанов «Космонавт»

Игры на развитие грамматических категорий:

«Один – много», «Подбери признак»,

«Скажи наоборот», «Сосчитай-ка» (до 5)

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Космонавт»

Беседа о космосе.

Отгадывание загадок.

Выразительное чтение наизусть стихотворения.

Апрель

3 нед

Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт»

«Один - много» (Образование мн.ч. им.сущ. в родительном падеже)

Игры на развитие грамматических категорий:

«Какой, какая, какое?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот».

Составление описательного, сравнительного рассказа о транспорте по схеме и картинке.

Беседа о транспорте. Рассматривание иллюстраций.

 

Отгадывание загадок.

Составление описательного, сравнительного рассказа о транспорте по схеме и картинке.

Апрель

4 нед

Схематичное изображение

предлогов (мнемоквадрат): МЕЖДУ- С/СО.

Составление предложений.

 

Игры на развитие грамматических категорий:

«Скажи какая», «Посчитай» (от 1 до 5)

«Назови ласково», «Из чего-какой?»

«Где, что спряталось?».

Познакомить со схематичным

изображением предлогов (между, с/со), учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов.

Рассматривание иллюстраций, предметов мебели.

Отгадывание загадок.

Чтение произведений о мебели: С.Я.Маршак «Откуда стол пришел?», Сказка про «Кроватку».

Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов.

Май

1 нед

Пересказ рассказа «Собака-санитар»

с использованием

мнемосхемы.

 

Игры на развитие грамматических категорий:

«Чего много?», «Полюбуйся!»,

«Закончи предложение», «Назови профессию», «Подбери слово», «Защитники Отечества».

Составление мнемотаблицы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ рассказа по мнемотаблице.

Беседа о празднике «День Победы».

Чтение произведений: Л.Кассиль «Главное войско», С.Михалков «День Победы», С.П.Алексеев «Брестская крепость».

Пересказ рассказа «Собака-санитар» по мнемотаблице.

Май

2 нед

Схематичное изображение

предлогов (мнемоквадрат): ИЗ; ИЗ- ПОД.

Составление предложений.

 

Познакомить со схематичным

изображением предлогов (из, из-под), учить составлять предложения с использованием мнемоквадратов.

Составление предложений с использованием предлогов /мнемоквадратов.

Май

3 нед

Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые»

Игры на развитие грамматических категорий:

«Один - много»,«Подбери признак »,

«Бывает – не бывает»,

«Скажи одним словом»,

«Назови ласково».

Составление описательного, сравнительного рассказа о насекомых по схеме и картинке.

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

Чтение произведений о насекомых: К. Чуковский «Тараканище».

Составление описательного, сравнительного рассказа о насекомых по схеме и картинке.

Май

4 нед

Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

Составление сравнительного описательного рассказа о временах года по схеме и картинке.

Составление сравнительного описательного рассказа о временах года по схеме и картинке.


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации