Проект технологической карты урока ОРКСЭ или ОДНКНР на тему «Древние верования и религиозные культы» (4 класс)
Проект технологической карты урока ОРКСЭ или ОДНКНР
Класс: 4
Тема: Древние верования и религиозные культы
Цель: формирование представлений о древних верованиях и религиозных культурах разных народов, как первый шаг к традиционным религиям.
Задачи:
Предметные :
познакомиться с древнейшими верованиями и религиозными культами людей, источниками знаний о них (археологическими находками, мифами, обрядами, фетишами), знать лексическое значение слов: обряд, ритуал, культ
Регулятивные:
учить определять цели урока, планировать свои действия.
Познавательные:
учить анализировать различные источники, находить причину и следствие, делать выводы.
Коммуникативные:
выполнять работу в парах, по анализу иллюстративного материала учебника, строить монологические высказывания, доказывать и аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
учащиеся познакомятся с разными способами получения информации о древнем мире,
закрепят умение объяснять лексическое значение некоторых слов, используя толковый словарь учебника,
анализировать иллюстрации,
работать в парах,
высказывать своё мнение.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактические материалы: учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 класс под ред. Т.Д. Шапошниковой,
видеофрагмент «Шаманский обряд»,
листы каждому ученику с итоговым заданием.
Технологическая карта
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
1 этап. Огр.момент. Цель этапа: -организовать детей в начале урока, -дать эмоциональный настрой.
|
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя на уроке много нового и интересного. |
-улыбаются друг другу, желают хорошего настроения
|
Личностные: Формировать уважительное отношение к одноклассникам. Коммуникативные: Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. |
2 этап Мотивации. Цель этапа:
|
- Ребята, а вы любите путешествовать? С помощью чего современные люди путешествуют?
- о ком мы узнали на прошлом уроке? Как общаются эти друзья? Проверка Д\з.
-Для нашего путешествия хорошо бы подошла машина времени. А почему, вы узнаете, прочитав тему урока.
|
- Высказывания детей (на машинах, самолётах, виртуально с помощью интернета)
- герои учебника, живут в разных странах и общаются через интернет.
- читают тему урока «Древние верования и религиозные культы» -высказывания детей (вернутся в прошлое помогла бы машина времени) |
Личностные. - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. |
2 этап. Целеполагание. Цель этапа:
|
- Опираясь на тему урока, скажите, что узнаем сегодня на уроке?
- Все это узнать мы сможем и без машины времени, а вот как?
|
- Высказывания детей (узнаем о древних верованиях, что такое культ) Выношу на доску в виде модели. 1) узнать, какие древние верования существовали; 2) что такое – культ. |
Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции). Познавательные: -использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач. Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
3 этап. Изучение нового Цель этапа: Выделять существенную информацию
|
- Поможет нам наука археология. Чем она занимается, узнаем из словаря в учебнике.
Работа в парах. - рассмотрите иллюстрации в учебнике с.23-24, каждая пара возьмёт себе одну иллюстрацию по своему желанию. Обсудите, о чём рассказывают эти археологические находки?
- понять значение этих находок помогает древняя литература. Какие жанры литературы к нам пришли из старины?
- прочитаем в учебнике с. 25-26, определим во что верили люди в древности, узнаем, что такое «фетиш».
- Важную роль в жизни древних людей имели обряды, ритуалы и культы (слова выносятся на доску). Что обозначают эти слова? Где узнаем?
Просмотр видеофрагмента (шаманский обряд) -Объясните, что происходит в видеофрагменте? Кто это такой и что он делает? - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, стр. 28 Какие атрибуты используются для этого обряда?
Дома читая с.23-29, вы узнаете об ещё одном обряде древних людей, который был посвящён жизни каждого ребёнка. А также по желанию вы можете выполнить задание 3. Прочитать мифы и к том, который больше понравился, нарисовать иллюстрацию.
|
- находят и читают определение.
Дети обсуждают в парах. Высказывания детей (1рисунок: наскальные рисунки, изображены животные, 2 рисунок: на месте раскопок глиняные горшки, 3 рисунок: стены древнего города.
- сказки, мифы, легенды
Самостоятельное чтение страниц учебника. Дополняем из ответов детей модель 1)узнать, какие древние верования существовали: -верили в божества, - верили в духов, -обожествляли растения и животных, -фетиш – предмет, наделённый чудодейственной силой, способный защищать и помогать человеку
- Прочитаем в словаре. Добавляем в модель 2) что такое – культ- Обряд- Ритуал - (значение слов выносим на доску)
- Высказывания детей. (Это шаман, проводит обряд, ритуальные действия)
Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике- специально украшенная одежда, бубен, костёр.
|
Личностные. |
4 этап. Рефлексия. Цель этапа: -соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности; -оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.
|
В конце урока прошу каждого из вас взять листочек и ответить на вопросы.
|
Индивидуальное выполнение задания.
Закончите предложения.
К древним религиозным представления разных народов мира относятся _______________________________. Современные люди узнали про них из _________________. Сегодня на уроке я узнал (а) _______________________________________________. На уроке мне понравилось _____________________________________________________.
|
Личностные: - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в письменной форме.
|
Модель на доске (составляется по ходу урока)
Узнаем на уроке
1) какие древние верования существовали;
-верили в божества,
- верили в духов,
-обожествляли растения и животных,
-фетиш – предмет, наделённый чудодейственной силой,
способный защищать и помогать человеку
2) что такое – культ.
Культ – почитание, поклонение (кому – либо или чему – либо)
Обряд – Различные традиционные действия, принятые в религиозных культурах, через которые человек выражает свои отношения с Богом.
Ритуал –традиционный порядок проведения какой – либо церемонии, религиозного обряда.