12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горбунова Татьяна Викторовна55
2

Проект технологической карты урока ОРКСЭ или ОДНКНР на тему «Древние верования и религиозные культы» (4 класс)

Проект технологической карты урока ОРКСЭ или ОДНКНР

Класс: 4

Тема: Древние верования и религиозные культы

Цель: формирование представлений о древних верованиях и религиозных культурах разных народов, как первый шаг к традиционным религиям.

Задачи:

Предметные :

познакомиться с древнейшими верованиями и религиозными культами людей, источниками знаний о них (археологическими находками, мифами, обрядами, фетишами), знать лексическое значение слов: обряд, ритуал, культ

Регулятивные:

учить определять цели урока, планировать свои действия.

Познавательные:

учить анализировать различные источники, находить причину и следствие, делать выводы.

Коммуникативные:

выполнять работу в парах, по анализу иллюстративного материала учебника, строить монологические высказывания, доказывать и аргументировать свою точку зрения.

 

Планируемые результаты:

учащиеся познакомятся с разными способами получения информации о древнем мире,

закрепят умение объяснять лексическое значение некоторых слов, используя толковый словарь  учебника,

анализировать иллюстрации,

работать в парах,
высказывать своё мнение.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы: учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 класс под ред. Т.Д. Шапошниковой,

видеофрагмент «Шаманский обряд»,

листы каждому ученику с итоговым заданием.


 


 


 

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1 этап.

Огр.момент.

Цель этапа:

-организовать детей в начале урока,

-дать эмоциональный настрой.

 

 

 

 

 

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть для себя на уроке много нового и интересного.

 

-улыбаются друг другу, желают хорошего настроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Формировать уважительное отношение к одноклассникам.

Коммуникативные:

Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

 

2 этап

Мотивации.

Цель этапа:
-Мотивировать к изучению темы;
-актуализировать знания.

 

 

 

 

- Ребята, а вы любите путешествовать?

С помощью чего современные люди путешествуют?

 

- о ком мы узнали на прошлом уроке? Как общаются эти друзья?

Проверка Д\з.

 

-Для нашего путешествия хорошо бы подошла машина времени. А почему, вы узнаете, прочитав тему урока.

 

 

 

 

- Высказывания детей (на машинах, самолётах, виртуально с помощью интернета)

 

 

 

- герои учебника, живут в разных странах и общаются через интернет.

 

 

- читают тему урока «Древние верования и религиозные культы»

-высказывания детей (вернутся в прошлое помогла бы машина времени)

Личностные.

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Регулятивные:

 - принятие и сохранение учебной задачи.

2 этап. Целеполагание.

Цель этапа:
- организовать работу по формулированию цели учебного занятия.

 

- Опираясь на тему урока, скажите, что узнаем сегодня на уроке?

 

- Все это узнать мы сможем и без машины времени, а вот как?

 

- Высказывания детей (узнаем о древних верованиях, что такое культ)

Выношу на доску в виде модели.

1) узнать, какие древние верования существовали;

2) что такое – культ.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции).

Познавательные:

-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач.

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

3 этап. Изучение нового

Цель этапа:

Выделять существенную информацию
из текста и иллюстраций учебника.

Осуществлять
актуализацию
личного жизненного
опыта

 

- Поможет нам наука археология. Чем она занимается, узнаем из словаря в учебнике.

 

 

Работа в парах.

- рассмотрите иллюстрации в учебнике с.23-24, каждая пара возьмёт себе одну иллюстрацию по своему желанию. Обсудите, о чём рассказывают эти археологические находки?

 

- понять значение этих находок помогает древняя литература. Какие жанры литературы к нам пришли из старины?

 

- прочитаем в учебнике с. 25-26, определим во что верили люди в древности, узнаем, что такое «фетиш».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Важную роль в жизни древних людей имели обряды, ритуалы и культы (слова выносятся на доску). Что обозначают эти слова? Где узнаем?

 

 

 

Просмотр видеофрагмента (шаманский обряд)

-Объясните, что происходит в видеофрагменте?

Кто это такой и что он делает?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, стр. 28

Какие атрибуты используются для этого обряда?

 

Дома читая с.23-29, вы узнаете об ещё одном обряде древних людей, который был посвящён жизни каждого ребёнка.

А также по желанию вы можете выполнить задание 3. Прочитать мифы и к том, который больше понравился, нарисовать иллюстрацию.

 

- находят и читают определение.

 

 

 

 

Дети обсуждают в парах. Высказывания детей (1рисунок: наскальные рисунки, изображены животные,

2 рисунок: на месте раскопок глиняные горшки,

3 рисунок: стены древнего города.

 

 

 

 

 

- сказки, мифы, легенды

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное чтение страниц учебника.

Дополняем из ответов детей модель

1)узнать, какие древние верования существовали:

-верили в божества,

- верили в духов,

-обожествляли растения и животных,

-фетиш – предмет, наделённый чудодейственной силой, способный защищать и помогать человеку

 

 

- Прочитаем в словаре.

Добавляем в модель

2) что такое – культ-

Обряд-

Ритуал -

(значение слов выносим на доску)

 

 

 

 

 

 

 

- Высказывания детей. (Это шаман, проводит обряд, ритуальные действия)

 

 

Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике- специально украшенная одежда, бубен, костёр.

 

Личностные.
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению.
Предметные умения:
-работать с содержанием текста учебника

4 этап. Рефлексия.

Цель этапа:

-соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности;

-оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

 

В конце урока прошу каждого из вас взять листочек и ответить на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное выполнение задания.

 

Закончите предложения.

 

К древним религиозным представления разных народов мира относятся _______________________________. Современные люди узнали про них из _________________. Сегодня на уроке я узнал (а) _______________________________________________. На уроке мне понравилось _____________________________________________________.

 

 

 

Личностные:

- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в письменной форме.

 


 

Модель на доске (составляется по ходу урока)

                                                    Узнаем на уроке


 

1)  какие древние верования существовали;                   

 

-верили в божества,

- верили в духов,

-обожествляли растения и животных,

 -фетиш – предмет, наделённый чудодейственной силой,

способный защищать и помогать человеку

 

2) что такое – культ.

Культ – почитание, поклонение (кому – либо или чему – либо)

Обряд – Различные традиционные действия, принятые в религиозных культурах, через которые человек выражает свои отношения с Богом.

Ритуал –традиционный порядок проведения какой – либо церемонии, религиозного обряда.


 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.