12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Олеся19
6

Проект на тему «У меня растут года, будет мне 16...» для старших дошкольников

ПРОЕКТ «У МЕНЯ РАСТУТ ГОДА, БУДЕТ МНЕ 16, ГДЕ РАБОТАТЬ МНЕ ТОГДА, ЧЕМ МНЕ ЗАНИМАТЬСЯ?»КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы проекта:

Воспитатель I кв.категории - Г.Г. Муратова

Педагог-психолог – О.В. Чистякова

Куратор проекта: Старший воспитатель – Л.Б. Севрунова

Муниципальное Бюджетно Дошкольное Образовательное Учреждение № 72 «Дельфиненок»

ЗАТО Железногорск Красноярский край

Статья посвящается организации проектной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по трудовому воспитанию (знакомство с трудом взрослых) при активном взаимодействии с родителями воспитанников. В статье раскрывается содержание проекта и способы создания ситуаций успеха для повышения познавательной активности у дошкольников в познании профессий взрослых, работающих на городском предприятии АО «ИСС» и участии их в городском интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы».


Актуальность проекта:

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «У меня растут года, будет мне 16, где работать мне тогда, чем мне заниматься?» - как форма повышения познавательной активности у старших дошкольников.

Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий городского предприятия АО «ИСС».

Цель проекта: Формирование у детей средств и способов приобретения знаний о городском предприятии АО «ИСС» в ходе специально организованной совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление об АО «ИСС», как ведущем предприятии в области разработки и создания космической техники, воспитывать гордость за свою малую родину и патриотические чувства к ней;

2. Создавать предпосылки ранней профориентации дошкольников через первоначальные представления о спутниках, изготавливаемых на АО «ИСС», интерес и знакомство с профессиями спутникостроителей;

3. Развивать у детей интеллектуальные способности, любознательность, инициативность, способность к волевым усилиям и к принятию собственных решений, способность следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

4. Создавать ситуации успеха у воспитанников группы к познавательно-исследовательской деятельности;

5. Вовлечь в процесс формирования познавательной активности у дошкольников родителей воспитанников.

Ожидаемые результаты:

1. Активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, работающих на АО «ИСС».

2. Разовьется чувство уважения к людям разных профессий, создающим космические аппараты.

3. У детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса на АО «ИСС» и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности людей разных профессий.


В нашей группе большинство родителей работают на градообразующем предприятии АО «ИСС» - это одна из ведущих компаний космической отрасли. Поэтому знакомство с профессиями родителей должно заинтересовать детей и активизировать познавательно-исследовательскую деятельность в расширении представлений о городском предприятии. Данный проект приурочен к интеллектуальному городскому конкурсу «Умники и умницы» среди детских дошкольных учреждений на тему «К полету готов!» посвященному 60-летию градообразующего предприятия АО «ИСС».

К нам в детский сад пришло положение об интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы» на тему: «К полету готов!», посвященная 60-летнему юбилею предприятия АО ИСС. На утреннем сборе воспитатель задает вопрос детям: «Ребята, а мы сможем поучаствовать в этом конкурсе?». Дети дали утвердительный ответ. Чтобы участвовать в конкурсе нам нужно об этом предприятии АО ИСС побольше узнать. А где и как мы можем получить сведения о предприятии АО ИСС? (Варианты ответов детей).

Дети предложили родителям поучаствовать в этом проекте. С помощью родителей стали пополнять развивающую среду в групповой комнате: в библиотеке разместили книги познавательного содержания о космосе и о городе; в уголке ИЗО были размещены трафареты спутников, ракет; в центре конструирования были размещены макеты ракет, и их схемы, которые сделали дети и родители; в театральном уголке размещены атрибуты, маски на космическую тематику. Иван со своей мамой Ириной Анатольевной Радченко и бабушкой Натальей Николаевной подготовили проект по теме «АО ИСС». Бабушка сказала, что работала на данном предприятии технологом, и рассказала, как создавались космические аппараты и чем занимаются сотрудники АО ИСС им. Решетнева.

В ходе реализации проекта создавались ситуации успеха для познавательной активности дошкольников:

- создание атмосферы одобрения, радости в совместной познавательной деятельности использовались: средства вербальные и не вербальные, «мимические», «пластические»; приемы обнадеживающее слово, мягкая интонация, корректность, доброжелательность обращения. Что помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей;

- применяла такие приемы: - снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить (Лада, Лиза, Лева);

- авансирование успешного результата (Миша, Артем);

- при работе с детьми, использовала такие фразы, как «Имея такие возможности как у тебя, ты непременно сделаешь все правильно, ведь ты …(молодец, умница);

- применяла такие фразы: «Для тебя это просто» с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» (Миша), «Люди учатся на своих ошибках, и находят другие способы выполнения задач» (всем детям). Таким образом, давала понять, что не ожидала абсолютного совершенства, что ребенок имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

Использование данных приемов помогло сформировать команду воспитанников для участия в интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы». Детям предоставлялась возможность в выборе участников команды. Примечательно то, что в состав команды вошли не только лидеры (Лада, Артем), но и малоактивные дети (Лиза, Лева, Миша).

Затем на базе дошкольного учреждения провели отборочный тур между воспитанниками подготовительных групп № 6 и № 13. Команда воспитанников моей группы проявила такие качества, как сплоченность, умение каждого ребенка высказывать свое мнение, слушать друг друга и находить верный ответ на каждое задание. Малоактивные дети стали чувствовать себя более активными и повысили свою самооценку в коллективе группы. Это позволило занять им I место в интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы» среди групп ДОУ.

Результат реализации проекта:

1. Повысилась активность детей в познавательной деятельности дошкольников и интерес к профессиям взрослых, работающих на АО «ИСС».

2. У детей сформировалось чувство уважения к людям разных профессий, создающим космические аппараты.

3. В II туре конкурса команда заняла I-ое место среди четырех дошкольных учреждений и вышла в финал.

4. В финале муниципального конкурса «Умники и умницы» заняли 2-ое место среди лучших команд дошкольных учреждений города.


t1584875494aa.jpg t1584875494ab.jpg

Распределение деятельности по проекту (реализация проекта)

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

1 этап-организационный.

Выявление проблемы. Вхождение в игровую ситуацию

Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.

Осознают и личностно воспринимают проблему.

Принимают задачи проекта.

Выяснить у родителей, кто работает на предприятии АО «ИСС» и кем они там работают.

Вводят в игровую ситуацию.

Формируют проблему.

Определяют задачи.

Проведение мониторинга, направленного на выявление познавательных способностей дошкольников.

Подбор методической литературы.

Подготовка наглядного материала – создание в группе тематического уголка по теме проекта.

Встреча с родителями воспитанников.

1.Ознакомление с задачами проекта.

2. Составление рассказов для детей «Моя профессия» с фото и видеоматериалом.

3. Помощь воспитателю в подготовке наглядного материала для тематического уголка в группе (познавательная литература о космосе, буклеты и газеты об АО «ИСС»).

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

2 этап-практический.

Практическая деятельность по решению проблемы




Систематизируют информацию.

Подбирают литературу по теме проекта.

Занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).

Просмотр видео роликов по теме проекта.

Погружение воспитанников в реальные практические ситуации – сюжетно-ролевые игры: «Инженер», «Конструкторы», «Сборщики спутников».

Музыкальная деятельность: разучивание песен по теме проекта.

Презентация детско-родительских проектов детьми совместно с родителями.

Разгадывание ребусов, решение логических задач по теме проекта.

Выставка детского творчества.

Фотовыставка.

Популяризируют полученную ранее информацию и предлагают новую информацию по теме проекта: чтение познавательной литературы и просмотр наглядного материала, видео презентаций о предприятии АО «ИСС».

Практически работают с детьми: придумывание название и девиза команды; подбор и разучивание песни для визитки команды; заучивание считалок и стихов о планетах, спутниках;

Оформление выставки детских работ.

Создают ситуации успеха для всех воспитанников группы, включая мало активных в познавательной деятельности детей: снятие страха перед деятельностью, авансирование успешного результата, дача скрытых инструкций для отдельных детей, персональная исключительность, педагогическое внушение, позитивная и искренняя оценка полученного результата.

Составляют детско-родительские проекты о предприятии АО «ИСС» и своих профессиях.

Готовят печатные материалы.

Родители вместе с детьми презентуют детско-родительские проекты.

Помощь педагогам и детям в формировании визитки команды группы для участия в интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы».



Этап

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

3 этап-итоговый.

Презентация продуктов деятельности

Участие детей в интеллектуальном конкурсе внутри группы – формирование команды воспитанников для участия в I отборочном туре на базе ДОУ.

Участие в отборочном туре на базе ДОУ – формирование команды воспитанников для участия во втором туре интеллектуального конкурса «Умники и умницы».

Проводят повторный мониторинг познавательных способностей детей.

Анализ и обобщение результатов по выполнению задач проекта.

Готовят новости на сайт ДОУ об участии воспитанников в интеллектуальном конкурсе.

Родители готовят эмблемы, форму и атрибуты для участников конкурса.

Участие родителей в I отборочном туре на базе ДОУ.



Список литературы:

Статья «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников» Н.В. Федина, канд.пед.наук, доцент, и.о. ректора Липецкого государственного педагогического университета.

Трудовое Воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. Л.В. Куцакова, 2016.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.