12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Олеся19 |
Проект на тему «У меня растут года, будет мне 16...» для старших дошкольников
Авторы проекта:
Воспитатель I кв.категории - Г.Г. Муратова
Педагог-психолог – О.В. Чистякова
Куратор проекта: Старший воспитатель – Л.Б. Севрунова
Муниципальное Бюджетно Дошкольное Образовательное Учреждение № 72 «Дельфиненок»
ЗАТО Железногорск Красноярский край
Статья посвящается организации проектной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по трудовому воспитанию (знакомство с трудом взрослых) при активном взаимодействии с родителями воспитанников. В статье раскрывается содержание проекта и способы создания ситуаций успеха для повышения познавательной активности у дошкольников в познании профессий взрослых, работающих на городском предприятии АО «ИСС» и участии их в городском интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы».
Актуальность проекта:
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «У меня растут года, будет мне 16, где работать мне тогда, чем мне заниматься?» - как форма повышения познавательной активности у старших дошкольников.Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий городского предприятия АО «ИСС».
Цель проекта: Формирование у детей средств и способов приобретения знаний о городском предприятии АО «ИСС» в ходе специально организованной совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление об АО «ИСС», как ведущем предприятии в области разработки и создания космической техники, воспитывать гордость за свою малую родину и патриотические чувства к ней;
2. Создавать предпосылки ранней профориентации дошкольников через первоначальные представления о спутниках, изготавливаемых на АО «ИСС», интерес и знакомство с профессиями спутникостроителей;
3. Развивать у детей интеллектуальные способности, любознательность, инициативность, способность к волевым усилиям и к принятию собственных решений, способность следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
4. Создавать ситуации успеха у воспитанников группы к познавательно-исследовательской деятельности;
5. Вовлечь в процесс формирования познавательной активности у дошкольников родителей воспитанников.
Ожидаемые результаты:
1. Активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, работающих на АО «ИСС».
2. Разовьется чувство уважения к людям разных профессий, создающим космические аппараты.
3. У детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса на АО «ИСС» и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности людей разных профессий.
К нам в детский сад пришло положение об интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы» на тему: «К полету готов!», посвященная 60-летнему юбилею предприятия АО ИСС. На утреннем сборе воспитатель задает вопрос детям: «Ребята, а мы сможем поучаствовать в этом конкурсе?». Дети дали утвердительный ответ. Чтобы участвовать в конкурсе нам нужно об этом предприятии АО ИСС побольше узнать. А где и как мы можем получить сведения о предприятии АО ИСС? (Варианты ответов детей).
Дети предложили родителям поучаствовать в этом проекте. С помощью родителей стали пополнять развивающую среду в групповой комнате: в библиотеке разместили книги познавательного содержания о космосе и о городе; в уголке ИЗО были размещены трафареты спутников, ракет; в центре конструирования были размещены макеты ракет, и их схемы, которые сделали дети и родители; в театральном уголке размещены атрибуты, маски на космическую тематику. Иван со своей мамой Ириной Анатольевной Радченко и бабушкой Натальей Николаевной подготовили проект по теме «АО ИСС». Бабушка сказала, что работала на данном предприятии технологом, и рассказала, как создавались космические аппараты и чем занимаются сотрудники АО ИСС им. Решетнева.
В ходе реализации проекта создавались ситуации успеха для познавательной активности дошкольников:
- создание атмосферы одобрения, радости в совместной познавательной деятельности использовались: средства вербальные и не вербальные, «мимические», «пластические»; приемы обнадеживающее слово, мягкая интонация, корректность, доброжелательность обращения. Что помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей;
- применяла такие приемы: - снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить (Лада, Лиза, Лева);
- авансирование успешного результата (Миша, Артем);
- при работе с детьми, использовала такие фразы, как «Имея такие возможности как у тебя, ты непременно сделаешь все правильно, ведь ты …(молодец, умница);
- применяла такие фразы: «Для тебя это просто» с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» (Миша), «Люди учатся на своих ошибках, и находят другие способы выполнения задач» (всем детям). Таким образом, давала понять, что не ожидала абсолютного совершенства, что ребенок имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.
Использование данных приемов помогло сформировать команду воспитанников для участия в интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы». Детям предоставлялась возможность в выборе участников команды. Примечательно то, что в состав команды вошли не только лидеры (Лада, Артем), но и малоактивные дети (Лиза, Лева, Миша).
Затем на базе дошкольного учреждения провели отборочный тур между воспитанниками подготовительных групп № 6 и № 13. Команда воспитанников моей группы проявила такие качества, как сплоченность, умение каждого ребенка высказывать свое мнение, слушать друг друга и находить верный ответ на каждое задание. Малоактивные дети стали чувствовать себя более активными и повысили свою самооценку в коллективе группы. Это позволило занять им I место в интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы» среди групп ДОУ.
Результат реализации проекта:
1. Повысилась активность детей в познавательной деятельности дошкольников и интерес к профессиям взрослых, работающих на АО «ИСС».
2. У детей сформировалось чувство уважения к людям разных профессий, создающим космические аппараты.
3. В II туре конкурса команда заняла I-ое место среди четырех дошкольных учреждений и вышла в финал.
4. В финале муниципального конкурса «Умники и умницы» заняли 2-ое место среди лучших команд дошкольных учреждений города.
Распределение деятельности по проекту (реализация проекта)
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагогов | Деятельность родителей |
1 этап-организационный. Выявление проблемы. Вхождение в игровую ситуацию | Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию. Осознают и личностно воспринимают проблему. Принимают задачи проекта. Выяснить у родителей, кто работает на предприятии АО «ИСС» и кем они там работают. | Вводят в игровую ситуацию. Формируют проблему. Определяют задачи. Проведение мониторинга, направленного на выявление познавательных способностей дошкольников. Подбор методической литературы. Подготовка наглядного материала – создание в группе тематического уголка по теме проекта. Встреча с родителями воспитанников. | 1.Ознакомление с задачами проекта. 2. Составление рассказов для детей «Моя профессия» с фото и видеоматериалом. 3. Помощь воспитателю в подготовке наглядного материала для тематического уголка в группе (познавательная литература о космосе, буклеты и газеты об АО «ИСС»). |
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагогов | Деятельность родителей |
2 этап-практический. Практическая деятельность по решению проблемы | Систематизируют информацию. Подбирают литературу по теме проекта. Занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, конструируют и т.д.). Просмотр видео роликов по теме проекта. Погружение воспитанников в реальные практические ситуации – сюжетно-ролевые игры: «Инженер», «Конструкторы», «Сборщики спутников». Музыкальная деятельность: разучивание песен по теме проекта. Презентация детско-родительских проектов детьми совместно с родителями. Разгадывание ребусов, решение логических задач по теме проекта. Выставка детского творчества. Фотовыставка. | Популяризируют полученную ранее информацию и предлагают новую информацию по теме проекта: чтение познавательной литературы и просмотр наглядного материала, видео презентаций о предприятии АО «ИСС». Практически работают с детьми: придумывание название и девиза команды; подбор и разучивание песни для визитки команды; заучивание считалок и стихов о планетах, спутниках; Оформление выставки детских работ. Создают ситуации успеха для всех воспитанников группы, включая мало активных в познавательной деятельности детей: снятие страха перед деятельностью, авансирование успешного результата, дача скрытых инструкций для отдельных детей, персональная исключительность, педагогическое внушение, позитивная и искренняя оценка полученного результата. | Составляют детско-родительские проекты о предприятии АО «ИСС» и своих профессиях. Готовят печатные материалы. Родители вместе с детьми презентуют детско-родительские проекты. Помощь педагогам и детям в формировании визитки команды группы для участия в интеллектуальном конкурсе «Умники и умницы». |
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагогов | Деятельность родителей |
3 этап-итоговый. Презентация продуктов деятельности | Участие детей в интеллектуальном конкурсе внутри группы – формирование команды воспитанников для участия в I отборочном туре на базе ДОУ. Участие в отборочном туре на базе ДОУ – формирование команды воспитанников для участия во втором туре интеллектуального конкурса «Умники и умницы». | Проводят повторный мониторинг познавательных способностей детей. Анализ и обобщение результатов по выполнению задач проекта. Готовят новости на сайт ДОУ об участии воспитанников в интеллектуальном конкурсе. | Родители готовят эмблемы, форму и атрибуты для участников конкурса. Участие родителей в I отборочном туре на базе ДОУ. |
Список литературы:
Статья «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников» Н.В. Федина, канд.пед.наук, доцент, и.о. ректора Липецкого государственного педагогического университета.
Трудовое Воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. Л.В. Куцакова, 2016.