Упражнения по преодолению гиперсаливации у детей
Гиперсаливация – обильное слюнотечение, наблюдается у детей с дизартрией. Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он ест и не разговаривает. Важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка. На занятиях необходимо через определенные промежутки времени делать паузу и предлагать ребенка сглотнуть слюну.
Упражнение № 1 Уменьшение саливации Прикладывание кусочка льда по контуру губ – 6 точек. Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты. Упражнение № 1
Упражнение № 2 Лекарственные травы Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
Упражнение № 3 Поэтапное полоскание Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Упражнение № 4 Зеваем, жуём, глотаем Запрокинув голову 1. Имитировать жевательные движения. 2. Позёвывать. 3. Жевание и глотание с закрытым ртом .
Упражнение № 5 Упражнение йогов Вращать языком в преддверии рта , затем сглотнуть слюну.
Упражнение № 6 Статические упражнения Птенчики ( окошечко) – открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течении 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
Упражнение № 7 Толстячок - худышка Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
Упражнение № 8 Шарики Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Упражнение № 9 Усики Удерживать губами: Полоску бумаги Трубочки для коктейля разных диаметров Деревянный и металлический шпатель Пузырьки из - под лекарства разных диаметров
Упражнение № 10 «Сушить» язычок Язычок трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
Упражнение № 11 Буря в стакане В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
Упражнение № 12 Мёд или хлебный шарик Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Упражнение № 13 Жуём твёрдую пищу Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо…. Грызём: - сухари, - баранки, - сушки.
Упражнение № 14 Массаж - 1 Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
Упражнение № 15 Массаж - 2 Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Упражнение № 16 Твёрдая атака Произнесение гласных – а –э – и – на твёрдой атаке: а а а; э э э; и и и; аэ,аэ,аэ; эа,эа,эа; аи,аи,аи; эи,эи,эи; аэи,аэи,аэи.
Упражнение № 17 Массаж по точкам Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично).
Упражнение № 18 Массаж мягкого нёба Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до Uvula для получения выраженного глоточного рефлекса.
Антонова Наталья Дмитриевна
Елена
Пономарева Марина Валерьевна