Мастер-класс «Проектная деятельность как метод, способствующий формированию качеств воспитанной личности у обучающихся 3 класса на примере создания социально-психологического проекта «Воспитанность — шаг к успеху»

5
4
Материал опубликован 2 February

Проектная деятельность как метод, способствующий  формированию качеств воспитанной личности у обучающихся 3 класса на примере создания социально-психологического проекта «Воспитанность – шаг к успеху»

 

Педагог-психолог Горячева Наталья Валерьевна,

Учитель начальных классов Фоменко Лилия Николаевна

 

Современные педагоги часто сталкиваются с проблемой невоспитанного поведения учащихся, особенно актуальна эта проблема в начальной школе.

Причем, теоретически правила поведения знают наизусть почти все учащиеся, но применяют их на практике в повседневной жизни далеко не все. Предлагаем свой способ решения данной проблемы в третьем классе. Активная подготовка и включение детей в проектную деятельность помогли большинству детей посмотреть на проблему со стороны, увидеть свои недочеты и тренировать умение с ними справляться. В процессе разработки теоретических аспектов и их практического применения, ученики стали более собранными, стараются правильно реагировать на замечания и реплики учителя и одноклассников, понимают причины недовольства недостойным поведением, активнее социализируются и быстрее добиваются успеха.

t1706878370aa.png

В ходе подготовки проекта были задействованы все учащиеся класса. Все вместе готовили плакат «Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова» из подручных материалов, отдельные ученики занимались поиском и отбором необходимых материалов в библиотеке и в сети Интернет, подбирали стихотворение, репетировали сценки.

Для ознакомления и практического применения предлагается текстовая часть проекта, а картинки, фотографии, музыкальное сопровождение и слайды учитель может подобрать сам вместе с детьми, что позволит повысить не только воспитанность, но и успешность учеников.

Руководители проекта:

Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования;

Фоменко Лилия Николаевна; учитель начальных классов.

Участники:

Ученики 3 класса.

Цели проекта:

научить детей определять и применять в своей жизни качества воспитанного человека;

употреблять в своей речи добрые слова в разных ситуациях.

Задачи:

образовательная: расширять словарный запас учащихся по данной теме, учить детей воспитанно себя вести в любой ситуации, правильно подбирать добрые слова в зависимости от ситуации, учить говорить комплименты.

развивающая: развивать речь, мышление и самоконтроль учащихся,

воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, правила культурного общения.

t1706878370ab.png

От наших родителей и учителей мы часто слышим, что нужно быть воспитанными. Но ведь для того, чтобы быть воспитанным, нужно помнить много правил, соблюдать этикет, говорить красиво и грамотно. Разве это все запомнишь?

Мы решили ответить на вопрос: «Какого человека можно назвать воспитанным?» и решить для себя: «Хорошо ли быть воспитанным?». Также для нас важно было понять - помогает ли воспитанность добиться успеха в жизни?

В энциклопедии мы нашли определение: «Воспитанный человек - человек с хорошими манерами, уважающий других людей»

По мнению академика Дмитрия Лихачева:

воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими,

это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна,

это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим и по возрасту, и по положению.

Так какого же человека можно считать воспитанным?

Воспитанный человек – тот, который думает не только о себе

t1706878370ac.png

Внимателен

Понимает и чувствует другого человека

Заботится о том, чтобы не обидеть того, кто рядом

Старается не причинить другому человеку ненужные неудобства

Воспитанный человек - не обязательно человек высоконравственный

Иногда среди воспитанных людей можно встретить и непорядочного человека, но чаще среди воспитанных людей преобладают люди высокой нравственности

Воспитанность часто, но не обязательно, соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью

А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда будет вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан

 

Настоящая воспитанность всегда предполагает внутреннюю дисциплину, владение собой. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтных слов, выдержано и достойно ведет себя в конфликте

Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении воспитанный человек не перебивает, он готов выслушать собеседника, избегает конфликтных слов

Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой

Воспитанный человек умеет и всегда старается правильно вести себя за столом. А мы с вами всегда знаем и применяем правила этикета? Предлагаем вам посмотреть сценку на эту тему.

Сценка «Этикет»

Ведущие: Мальчик и Девочка.

М: Сударыня, доброе утро. Я принес Ваш обед. Не угодно ли пройти к столу?

Д: Здравствуйте, большое спасибо. Сначала мне хотелось бы посмотреть, правильно ли накрыт стол. Итак, давайте проверим:

Посередине стоит мелкая тарелка, на ней десертная или глубокая тарелка. Так, все верно!

Слева от тарелки – нож, справа – вилка и суповая ложка. За тарелкой – десертная ложка. Рядом с ней – салфетка в красивом кольце.

За тарелкой справа – бокал для напитков. Здесь тоже все верно.

Ну что же, можно приступать к обеду. Приятного аппетита!

Вместе: Благодарим за внимание!

Еще одно важное качество воспитанного человека – его отношение к собеседнику:

Когда слушает воспитанный человек, его лицо внимательное, а не застывшее. Оно выражает те эмоции, которые служат партнеру поддержкой

Если нет необходимости выражать поддержку, лицо воспитанного человека спокойно и доброжелательно

Также важны жесты воспитанного человека:

Воспитанность - это определенная сдержанность в выразительных движениях.

Жесты тонкие и деликатные

Воспитанный человек не совершает резких грубых движений, не кричит, не смеется слишком громко, не размахивает руками, не бегает, когда можно пройти шагом

Мы выяснили, что воспитанный человек:

Хорошо и по-доброму относится к другим людям.

Он не обидит, не оскорбит, не напугает и не унизит собеседника.

Всегда окажет помощь, если она действительно необходима!

Рядом с ним приятно находиться!

Воспитанный ученик всегда сдержан на уроке, это приятно и учителю, и одноклассникам и не мешает ведению урока.

Предлагаем вам посмотреть сценку «В нашем классе»

Сценка «В нашем классе»

Участники: Ведущий, Мальчик, Девочка.

В. Почти в каждом классе иногда происходит подобный случай.

Д. Итак, осталось 5 минут до окончания урока. Ученики, которые нашли новые слова на это правило, расскажут их на следующем уроке.

М. (активно машет рукой) Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Я нашел, я нашел! Ну спросите же меня! Ну чего вы меня не спрашиваете! (вскакивает и машет рукой).

Д. Мы продолжим изучение этой темы на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание.

М. Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Спросите меня! Ну спросите меня! Ну почему же вы меня не спрашиваете?!!! (звенит звонок).

Д. Артур, я сказала, что ученики, которые нашли новые слова на это правило, расскажут их на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание и выходите на перемену.

М. Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Воробей! Воробей! ВО-РО-БЕЙ!

Д. Я прошу учеников выйти на перемену, а Артур подойдет ко мне с дневником.

М. (грустно и обиженно) Вот так всегда!!!

В. Уважаемые зрители и жюри. Вы увидели пример несдержанного поведения на уроке. Такое поведение мешает учителю вести урок, а ученикам хорошо понимать материал. Надеемся, что воспитанные ученики никогда не будут вести себя подобным образом!

В. Давайте посмотрим, как бы вел себя в подобной ситуации сдержанный ученик?

Д. Итак, осталось 5 минут до окончания урока. Ученики, которые нашли новые слова на это правило, расскажут их на следующем уроке.

М. (спокойно поднимает руку).

Д. Мы продолжим изучение этой темы на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание. Артур, ты что-то хотел сказать?

М. Лилия Николаевна! Я нашел еще 5 слов на это правило (звенит звонок).

Д. Хорошо, Артур. Запиши их в тетрадь и расскажешь нам на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание и выходите на перемену.

В. Уважаемые зрители и жюри! Такое поведение ученика не только не мешает ведению урока, оно еще и приятно учителю и одноклассникам воспитанного ученика. Спасибо за внимание!

Помогает ли воспитанность добиться успеха в жизни?

Конечно, помогает!

Ведь и в школе, и в жизни, и в бизнесе, и в любом другом деле любому человеку приятно общаться именно с воспитанным человеком!

А вот невоспитанный человек будет неприятен окружающим, даже если он при этом очень умный и хорошо делает свое дело!

Всем нам хотелось бы жить в обществе, которое состоит только из воспитанных людей. Это было бы так прекрасно!

Мы задумались: «Как же сделать так, чтобы нас окружали воспитанные люди?»

 

t1706878370ad.png

Мы решили показать и рассказать всем ученикам нашей начальной школы, как же хорошо быть воспитанными!

Для этого мы разработали и создали плакат «Ромашка воспитанности», куда собрали все самые важные качества воспитанного человека!

Вот наша ромашка!

Также мы создали коллаж «Самые важные слова».

t1706878370ae.png

Ведь только вежливый человек всегда помнит и говорит добрые, вежливые, самые важные слова в нашей жизни!

Представляем вам наш замечательный коллаж!

Мы предлагаем разместить эти плакаты в начальной школе для того, чтобы ребята постоянно их видели, помнили о том, как хорошо быть воспитанными и не забывать говорить вежливые слова! Ведь это так важно!!!

Также мы надеемся, что у ребят будет подниматься настроение от наших плакатов, ведь они такие позитивные!!!

В заключении защиты нашего проекта мы представляем вашему вниманию инсценировку отрывка стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы»:

1. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.

2. Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

3. И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

4. И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.

5. И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете

6. И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.

7. И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

8. И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Есть прекрасные слова о доброте: Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности!

Надеемся, что все ребята всегда будут помнить о том, как хорошо быть воспитанным человеком!

Спасибо за внимание!

t1706878370af.png

Информация для педагогов: плакат «Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова» создаются всеми учениками класса совместно с педагогами из подручных материалов. Также допускается дописывание и дорисовывание недостающих объектов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную работу,Наталья Валерьевна! Давненько вас не видела! Рада встрече!

2 February

Здравствуйте, Марина Юрьевна! Большое спасибо!Решила поделиться данным материалом, так как считаю, что проектная деятельность очень помогает развитию детей!

5 February

Актуально! Содержательно! Эффективно!

4 February

Наталья Федоровна, большое спасибо! надеюсь, коллегам в работе пригодится!!!

5 February

Похожие публикации