Мастер-класс «Проектная деятельность как метод, способствующий формированию качеств воспитанной личности у обучающихся 3 класса на примере создания социально-психологического проекта «Воспитанность — шаг к успеху»
Проектная деятельность как метод, способствующий формированию качеств воспитанной личности у обучающихся 3 класса на примере создания социально-психологического проекта «Воспитанность – шаг к успеху»
Педагог-психолог Горячева Наталья Валерьевна,
Учитель начальных классов Фоменко Лилия Николаевна
Современные педагоги часто сталкиваются с проблемой невоспитанного поведения учащихся, особенно актуальна эта проблема в начальной школе.
Причем, теоретически правила поведения знают наизусть почти все учащиеся, но применяют их на практике в повседневной жизни далеко не все. Предлагаем свой способ решения данной проблемы в третьем классе. Активная подготовка и включение детей в проектную деятельность помогли большинству детей посмотреть на проблему со стороны, увидеть свои недочеты и тренировать умение с ними справляться. В процессе разработки теоретических аспектов и их практического применения, ученики стали более собранными, стараются правильно реагировать на замечания и реплики учителя и одноклассников, понимают причины недовольства недостойным поведением, активнее социализируются и быстрее добиваются успеха.
В ходе подготовки проекта были задействованы все учащиеся класса. Все вместе готовили плакат «Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова» из подручных материалов, отдельные ученики занимались поиском и отбором необходимых материалов в библиотеке и в сети Интернет, подбирали стихотворение, репетировали сценки.
Для ознакомления и практического применения предлагается текстовая часть проекта, а картинки, фотографии, музыкальное сопровождение и слайды учитель может подобрать сам вместе с детьми, что позволит повысить не только воспитанность, но и успешность учеников.
Руководители проекта:
Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования;
Фоменко Лилия Николаевна; учитель начальных классов.
Участники:
Ученики 3 класса.
Цели проекта:
научить детей определять и применять в своей жизни качества воспитанного человека;
употреблять в своей речи добрые слова в разных ситуациях.
Задачи:
образовательная: расширять словарный запас учащихся по данной теме, учить детей воспитанно себя вести в любой ситуации, правильно подбирать добрые слова в зависимости от ситуации, учить говорить комплименты.
развивающая: развивать речь, мышление и самоконтроль учащихся,
воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, правила культурного общения.
От наших родителей и учителей мы часто слышим, что нужно быть воспитанными. Но ведь для того, чтобы быть воспитанным, нужно помнить много правил, соблюдать этикет, говорить красиво и грамотно. Разве это все запомнишь?
Мы решили ответить на вопрос: «Какого человека можно назвать воспитанным?» и решить для себя: «Хорошо ли быть воспитанным?». Также для нас важно было понять - помогает ли воспитанность добиться успеха в жизни?
В энциклопедии мы нашли определение: «Воспитанный человек - человек с хорошими манерами, уважающий других людей»
По мнению академика Дмитрия Лихачева:
воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими,
это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна,
это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим и по возрасту, и по положению.
Так какого же человека можно считать воспитанным?
Воспитанный человек – тот, который думает не только о себе
Внимателен
Понимает и чувствует другого человека
Заботится о том, чтобы не обидеть того, кто рядом
Старается не причинить другому человеку ненужные неудобства
Воспитанный человек - не обязательно человек высоконравственный
Иногда среди воспитанных людей можно встретить и непорядочного человека, но чаще среди воспитанных людей преобладают люди высокой нравственности
Воспитанность часто, но не обязательно, соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью
А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда будет вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан
Настоящая воспитанность всегда предполагает внутреннюю дисциплину, владение собой. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтных слов, выдержано и достойно ведет себя в конфликте
Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении воспитанный человек не перебивает, он готов выслушать собеседника, избегает конфликтных слов
Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой
Воспитанный человек умеет и всегда старается правильно вести себя за столом. А мы с вами всегда знаем и применяем правила этикета? Предлагаем вам посмотреть сценку на эту тему.
Сценка «Этикет»
Ведущие: Мальчик и Девочка.
М: Сударыня, доброе утро. Я принес Ваш обед. Не угодно ли пройти к столу?
Д: Здравствуйте, большое спасибо. Сначала мне хотелось бы посмотреть, правильно ли накрыт стол. Итак, давайте проверим:
Посередине стоит мелкая тарелка, на ней десертная или глубокая тарелка. Так, все верно!
Слева от тарелки – нож, справа – вилка и суповая ложка. За тарелкой – десертная ложка. Рядом с ней – салфетка в красивом кольце.
За тарелкой справа – бокал для напитков. Здесь тоже все верно.
Ну что же, можно приступать к обеду. Приятного аппетита!
Вместе: Благодарим за внимание!
Еще одно важное качество воспитанного человека – его отношение к собеседнику:
Когда слушает воспитанный человек, его лицо внимательное, а не застывшее. Оно выражает те эмоции, которые служат партнеру поддержкой
Если нет необходимости выражать поддержку, лицо воспитанного человека спокойно и доброжелательно
Также важны жесты воспитанного человека:
Воспитанность - это определенная сдержанность в выразительных движениях.
Жесты тонкие и деликатные
Воспитанный человек не совершает резких грубых движений, не кричит, не смеется слишком громко, не размахивает руками, не бегает, когда можно пройти шагом
Мы выяснили, что воспитанный человек:
Хорошо и по-доброму относится к другим людям.
Он не обидит, не оскорбит, не напугает и не унизит собеседника.
Всегда окажет помощь, если она действительно необходима!
Рядом с ним приятно находиться!
Воспитанный ученик всегда сдержан на уроке, это приятно и учителю, и одноклассникам и не мешает ведению урока.
Предлагаем вам посмотреть сценку «В нашем классе»
Сценка «В нашем классе»
Участники: Ведущий, Мальчик, Девочка.
В. Почти в каждом классе иногда происходит подобный случай.
Д. Итак, осталось 5 минут до окончания урока. Ученики, которые нашли новые слова на это правило, расскажут их на следующем уроке.
М. (активно машет рукой) Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Я нашел, я нашел! Ну спросите же меня! Ну чего вы меня не спрашиваете! (вскакивает и машет рукой).
Д. Мы продолжим изучение этой темы на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание.
М. Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Спросите меня! Ну спросите меня! Ну почему же вы меня не спрашиваете?!!! (звенит звонок).
Д. Артур, я сказала, что ученики, которые нашли новые слова на это правило, расскажут их на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание и выходите на перемену.
М. Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Лилия Николаевна! Воробей! Воробей! ВО-РО-БЕЙ!
Д. Я прошу учеников выйти на перемену, а Артур подойдет ко мне с дневником.
М. (грустно и обиженно) Вот так всегда!!!
В. Уважаемые зрители и жюри. Вы увидели пример несдержанного поведения на уроке. Такое поведение мешает учителю вести урок, а ученикам хорошо понимать материал. Надеемся, что воспитанные ученики никогда не будут вести себя подобным образом!
В. Давайте посмотрим, как бы вел себя в подобной ситуации сдержанный ученик?
Д. Итак, осталось 5 минут до окончания урока. Ученики, которые нашли новые слова на это правило, расскажут их на следующем уроке.
М. (спокойно поднимает руку).
Д. Мы продолжим изучение этой темы на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание. Артур, ты что-то хотел сказать?
М. Лилия Николаевна! Я нашел еще 5 слов на это правило (звенит звонок).
Д. Хорошо, Артур. Запиши их в тетрадь и расскажешь нам на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание и выходите на перемену.
В. Уважаемые зрители и жюри! Такое поведение ученика не только не мешает ведению урока, оно еще и приятно учителю и одноклассникам воспитанного ученика. Спасибо за внимание!
Помогает ли воспитанность добиться успеха в жизни?
Конечно, помогает!
Ведь и в школе, и в жизни, и в бизнесе, и в любом другом деле любому человеку приятно общаться именно с воспитанным человеком!
А вот невоспитанный человек будет неприятен окружающим, даже если он при этом очень умный и хорошо делает свое дело!
Всем нам хотелось бы жить в обществе, которое состоит только из воспитанных людей. Это было бы так прекрасно!
Мы задумались: «Как же сделать так, чтобы нас окружали воспитанные люди?»
Мы решили показать и рассказать всем ученикам нашей начальной школы, как же хорошо быть воспитанными!
Для этого мы разработали и создали плакат «Ромашка воспитанности», куда собрали все самые важные качества воспитанного человека!
Вот наша ромашка!
Также мы создали коллаж «Самые важные слова».
Ведь только вежливый человек всегда помнит и говорит добрые, вежливые, самые важные слова в нашей жизни!
Представляем вам наш замечательный коллаж!
Мы предлагаем разместить эти плакаты в начальной школе для того, чтобы ребята постоянно их видели, помнили о том, как хорошо быть воспитанными и не забывать говорить вежливые слова! Ведь это так важно!!!
Также мы надеемся, что у ребят будет подниматься настроение от наших плакатов, ведь они такие позитивные!!!
В заключении защиты нашего проекта мы представляем вашему вниманию инсценировку отрывка стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы»:
1. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.
2. Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
3. И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
4. И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
5. И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете
6. И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
7. И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
8. И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Есть прекрасные слова о доброте: Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности!
Надеемся, что все ребята всегда будут помнить о том, как хорошо быть воспитанным человеком!
Спасибо за внимание!
Информация для педагогов: плакат «Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова» создаются всеми учениками класса совместно с педагогами из подручных материалов. Также допускается дописывание и дорисовывание недостающих объектов.
Горбачёва Марина Юрьевна
Горячева Наталья Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горячева Наталья Валерьевна