Проектная работа на тему «Фольклорное путешествие "Кладовая солнца"»

2
0
Материал опубликован 13 April 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа»
с. Знаменка , Нерчинский район, Забайкальский край

 

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

школьников «Шаг в науку

Проектная работа:

Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»

Швецова Ирина -9 класс

МБОУ СОКШ с. Знаменка

Научный руководитель: Трушина Светлана Юрьевна

Паспорт проекта

Название проекта

«Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»»

География проекта

МБОУ «СОКШ села Знаменка»,

Организаторы проекта

Учитель музыки и МХК Трушина Светлана Юрьевна, ученица 9 класса- Швецова Ирина

Целевая аудитория по реализации проекта

Учащиеся 4-8 классов,

Возрастная категория детей: дети 11-14 лет,

Учитель начальной школы, учителя –предметники.

Актуальность и новизна проекта

На одном из уроков МХК по теме «Декоративно-прикладное искусство» мы обсуждали изображения солярных знаков на орнаментах, одежде хозяйственной утвари, оружии, так же я узнала, что символ солнца у славян был в качестве оберегов , которые они носили на себе. Мне стало интересно узнать, как вообще люди воспринимали  солнце в старину? Какие русские песни пели о солнце? Какие русские народные приметы, пословицы слагали о солнце? Какие праздники праздновали? Какие сказки сказывали? Для ответа на эти и многие другие вопросы мы решили составить проектную работу и привлечь для изучения этих тем учеников школы. Было решено классам дать задания- изучить сказки, пословицы и поговорки русского народа о солнце и узнать, какой образ солнца в русском фольклоре получится в результате проделанной работы..

Интерес и внимание к народному творчеству, искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Тема данного проекта выбрана неслучайно и вызвана необходимостью приобщения молодого поколения к русским традициям и культуре: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также порождает традиции будущего. Что скажут о них наши потомки сегодня, зависит только от нас, от взрослых. Наши дети должны хорошо знать и чтить не только историю Российского государства, но и традиции русского народа, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении русских традиций и культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с русской культурой. Именно поэтому все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями и обычаями.

Солнце – это не что иное, как символ тепла, света, доброты и хорошего настроения. Солнце – это наступление весны, пробуждение природы. Солнце вызывает массу положительных эмоций, это своего рода прилив энергии.

Тип проекта

Творческий проект, информационно – практико - ориентированный

Вид проекта

Долгосрочный

Объект, предмет изучения

Объект: Образ солнца в русском фольклоре

Предмет изучения:

- загадки, пословицы, поговорки, заклички, приметы, частушки, русские народные песни, сказки о солнце как источнике тепла, света, доброты, пробуждения, обновления души и природы.

Цель и задачи проектной работы

Цель: формирование представлений учащимися о культуре русского народа через осмысление сущности фольклорного образа солнца.
Задачи:
-формировать представление об образах солнца в русском народном фольклоре, определить его символичность;
-способствовать развитию организаторских способностей у учащихся;

- развивать умение работать в группе;
- воспитывать духовно-нравственное начало личности в процессе освоения русской культуры.

Проектный продукт

- Создание « макета солнца» - «Дела давно минувших дней» (учащиеся 4 класса)

- Мультимедийная презентация-сборник «Солнечные сказочки»» (учащиеся 5 класса)

- Изготовление домашнего талисмана - оберега «Солнечное настроение» (учащиеся 6 класса)

- песенник «Солнышко лучистое» (учащиеся 7 класса)

- Изготовление малой электронной энциклопедии праздников «Встретим праздник весело» (учащиеся 8 класса)

Формы работы по

реализации проекта

Индивидуальная,

Работа в группе

Работа в парах

Коллективно-творческая

Сроки реализации проектной работы

15.03.2016 – 23.04.2016

2. Идейное содержание и этапы реализации проекта

2016 год является годом возврата к народным истокам, русских традиций, поэтому данный проект направлен на освоение детьми фольклорного наследия русского как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для развития детского творчества, фантазии. Фольклорные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях, дать представление о народных традициях, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей будет рождаться ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой являются они сами, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи наших детей, необходимо отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, сказки и многое другое не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Проект будет реализовываться через систему групповых занятий с учащимися, индивидуальных заданий детям, презентации, через участие детей в коллективной творческой деятельности.

Реализация данного проекта рассчитана на 1 месяц и 1 неделю и будет проходить в 3 этапа:

этап – подготовительный.

Сроки реализации: 15. 03.16- 18.03.16

На этом этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется просветительская деятельность.

этап – основной.

Сроки реализации: 18.03.16-20 .04.16.

На этом этапе реализуются основные виды деятельности по предложенным направлениям проекта, создаются и оформляются проектные продукты. Каждый класс получает творческие задания и осуществляет поиск информации по тому или иному направлению.

3. этап – заключительный

Сроки реализации: 20 .04. 23-04.16.

На этом этапе подводятся итоги, составляется анализ проведённой работы, соотносятся поставленные задачи, прогнозируемые результаты с полученными результатами.

3. План – карта действий по реализации проекта

«Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»»

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя – организатора и …..

Деятельность учащихся совместно с учителями

Сроки реализации

Подготовительный этап

Основной

- Определение темы, цели и задач проектной работы;

- Анализ статистических данных об осведомлённости учащихся о фольклорных жанрах

- Определение источников изучаемой информации

 

15.03.-18.03.

16

Вводное занятие по теме: «Здравствуй, солнышко искристое»

Знакомство с планом деятельности по реализации проекта

16.03.

16

Час общения по теме «Путешествие по страницам жанров русского фольклора»

Подборка учащимися 4 класса пословиц, загадок, поговорок, закличек о солнце

Создание макета солнца- «Дела давно минувших дней»

18.03.

16-20.04.

16

Информационный час по теме: «Сказка – ложь, да в ней - намёк. Откуда пришли русские сказки»

Подборка учащимися 5 класса сказок, где встречается тема солнца, Составление мультимедийной презентации-сборника «Солнечные сказочки»»

26.03.

16

Информационный час общения «Что такое оберег? Значение талисманов и оберегов наших предков»

- Изготовление учащимися 6 класса домашнего оберега «Мой талисман – оберег «Солнечное настроение»

23 03-19.04

.16

Информационная беседа «Всех праздников праздники»

Поиск информации о праздниках, посвящённых солнцу, о традициях и обычаях празднования праздников «Масленица», «Праздник солнца»

Изготовление малой электронной энциклопедии праздников «Встретим праздник весело» (учащиеся 7 класса)

18 .03.-19.04.

16

Информационная беседа по теме: «Русская песня весело лейся. О чём говорят русские песни и частушки»

Подборка русских народных песен и частушек о солнце

Выпуск песенника «Солнышко лучистое» (учащиеся 8 класса)

18 .03.-19.04.

16

КТД «Собери лучи солнца»

Участие в школьной неделе проектов

Отчёт – презентация, защита мини – проектов творческими коллективами, выступления учащихся

20.04 16

Заключи

тельный этап

Сбор всей информации проекта для общей презентации «Кладовая солнца»

Анализ совместной творческой деятельности в рамках реализации проектной

20-23.04.

16

4. Предполагаемые результаты по реализации проекта

В результате реализации проекта:

Дети расширят свои знания о жанрах русского народного фольклора, о народных песнях и сказках, в которых отображается образ солнца.

У учащихся будут сформированы умения свободно и непринуждённо общаться, составлять презентации, выпускать книгу. Кроме того, у учащихся возникнет потребность к творчеству, коммуникабельность, разовьётся чувство ответственности. Вся направленная деятельность способствует развитию организаторских способностей у учащихся, развитию умения работать в группах.

 

Все этапы творческой деятельности по подготовки проектов – заданий, сделают для детей вхождение в мир фольклора желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

Весь собранный материал проекта, как оформление, будет размещён в кабинете музыки.

Презентации будут использованы на уроках музыки по темам «Мир русской песни», «Музыка в сказках» , «Дела давно минувших дней» .

На уроках МХК по темам: «Всякая душа празднику рада», «Праздники и обряды народов мира»

Литература

1.gracheva-detsad.narod.ru/index/0-49

2. sites.google.com/site/36detsad4/home/muzykalnyj-ru...brazovatelnyj-proekt

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.