Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа»
с. Знаменка , Нерчинский район, Забайкальский край
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
школьников «Шаг в науку
Проектная работа:
Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»
Швецова Ирина -9 класс
МБОУ СОКШ с. Знаменка
Научный руководитель: Трушина Светлана Юрьевна
Паспорт проекта
Название проекта |
«Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»» |
География проекта |
МБОУ «СОКШ села Знаменка», |
Организаторы проекта |
Учитель музыки и МХК Трушина Светлана Юрьевна, ученица 9 класса- Швецова Ирина |
Целевая аудитория по реализации проекта |
Учащиеся 4-8 классов, Возрастная категория детей: дети 11-14 лет, Учитель начальной школы, учителя –предметники. |
Актуальность и новизна проекта |
На одном из уроков МХК по теме «Декоративно-прикладное искусство» мы обсуждали изображения солярных знаков на орнаментах, одежде хозяйственной утвари, оружии, так же я узнала, что символ солнца у славян был в качестве оберегов , которые они носили на себе. Мне стало интересно узнать, как вообще люди воспринимали солнце в старину? Какие русские песни пели о солнце? Какие русские народные приметы, пословицы слагали о солнце? Какие праздники праздновали? Какие сказки сказывали? Для ответа на эти и многие другие вопросы мы решили составить проектную работу и привлечь для изучения этих тем учеников школы. Было решено классам дать задания- изучить сказки, пословицы и поговорки русского народа о солнце и узнать, какой образ солнца в русском фольклоре получится в результате проделанной работы.. Интерес и внимание к народному творчеству, искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Тема данного проекта выбрана неслучайно и вызвана необходимостью приобщения молодого поколения к русским традициям и культуре: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также порождает традиции будущего. Что скажут о них наши потомки сегодня, зависит только от нас, от взрослых. Наши дети должны хорошо знать и чтить не только историю Российского государства, но и традиции русского народа, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении русских традиций и культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с русской культурой. Именно поэтому все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями и обычаями. Солнце – это не что иное, как символ тепла, света, доброты и хорошего настроения. Солнце – это наступление весны, пробуждение природы. Солнце вызывает массу положительных эмоций, это своего рода прилив энергии. |
Тип проекта |
Творческий проект, информационно – практико - ориентированный |
Вид проекта |
Долгосрочный |
Объект, предмет изучения |
Объект: Образ солнца в русском фольклоре Предмет изучения: - загадки, пословицы, поговорки, заклички, приметы, частушки, русские народные песни, сказки о солнце как источнике тепла, света, доброты, пробуждения, обновления души и природы. |
Цель и задачи проектной работы |
Цель: формирование представлений учащимися о культуре русского народа через осмысление сущности фольклорного образа солнца. - развивать умение работать в группе; |
Проектный продукт |
- Создание « макета солнца» - «Дела давно минувших дней» (учащиеся 4 класса) - Мультимедийная презентация-сборник «Солнечные сказочки»» (учащиеся 5 класса) - Изготовление домашнего талисмана - оберега «Солнечное настроение» (учащиеся 6 класса) - песенник «Солнышко лучистое» (учащиеся 7 класса) - Изготовление малой электронной энциклопедии праздников «Встретим праздник весело» (учащиеся 8 класса) |
Формы работы по реализации проекта |
Индивидуальная, Работа в группе Работа в парах Коллективно-творческая |
Сроки реализации проектной работы |
15.03.2016 – 23.04.2016 |
2. Идейное содержание и этапы реализации проекта
2016 год является годом возврата к народным истокам, русских традиций, поэтому данный проект направлен на освоение детьми фольклорного наследия русского как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для развития детского творчества, фантазии. Фольклорные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях, дать представление о народных традициях, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей будет рождаться ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой являются они сами, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи наших детей, необходимо отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, сказки и многое другое не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Проект будет реализовываться через систему групповых занятий с учащимися, индивидуальных заданий детям, презентации, через участие детей в коллективной творческой деятельности.
Реализация данного проекта рассчитана на 1 месяц и 1 неделю и будет проходить в 3 этапа:
этап – подготовительный.
Сроки реализации: 15. 03.16- 18.03.16
На этом этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется просветительская деятельность.
этап – основной.
Сроки реализации: 18.03.16-20 .04.16.
На этом этапе реализуются основные виды деятельности по предложенным направлениям проекта, создаются и оформляются проектные продукты. Каждый класс получает творческие задания и осуществляет поиск информации по тому или иному направлению.
3. этап – заключительный
Сроки реализации: 20 .04. 23-04.16.
На этом этапе подводятся итоги, составляется анализ проведённой работы, соотносятся поставленные задачи, прогнозируемые результаты с полученными результатами.
3. План – карта действий по реализации проекта
«Фольклорное путешествие «Кладовая солнца»»
Этапы работы над проектом |
Деятельность учителя – организатора и ….. |
Деятельность учащихся совместно с учителями |
Сроки реализации |
Подготовительный этап Основной |
- Определение темы, цели и задач проектной работы; - Анализ статистических данных об осведомлённости учащихся о фольклорных жанрах - Определение источников изучаемой информации |
15.03.-18.03. 16 |
|
Вводное занятие по теме: «Здравствуй, солнышко искристое» |
Знакомство с планом деятельности по реализации проекта |
16.03. 16 |
|
Час общения по теме «Путешествие по страницам жанров русского фольклора» |
Подборка учащимися 4 класса пословиц, загадок, поговорок, закличек о солнце Создание макета солнца- «Дела давно минувших дней» |
18.03. 16-20.04. 16 |
|
Информационный час по теме: «Сказка – ложь, да в ней - намёк. Откуда пришли русские сказки» |
Подборка учащимися 5 класса сказок, где встречается тема солнца, Составление мультимедийной презентации-сборника «Солнечные сказочки»» |
26.03. 16 |
|
Информационный час общения «Что такое оберег? Значение талисманов и оберегов наших предков» |
- Изготовление учащимися 6 класса домашнего оберега «Мой талисман – оберег «Солнечное настроение» |
23 03-19.04 .16 |
|
Информационная беседа «Всех праздников праздники» |
Поиск информации о праздниках, посвящённых солнцу, о традициях и обычаях празднования праздников «Масленица», «Праздник солнца» Изготовление малой электронной энциклопедии праздников «Встретим праздник весело» (учащиеся 7 класса) |
18 .03.-19.04. 16 |
|
Информационная беседа по теме: «Русская песня весело лейся. О чём говорят русские песни и частушки» |
Подборка русских народных песен и частушек о солнце Выпуск песенника «Солнышко лучистое» (учащиеся 8 класса) |
18 .03.-19.04. 16 |
|
КТД «Собери лучи солнца» Участие в школьной неделе проектов |
Отчёт – презентация, защита мини – проектов творческими коллективами, выступления учащихся |
20.04 16 |
|
Заключи тельный этап |
Сбор всей информации проекта для общей презентации «Кладовая солнца» |
Анализ совместной творческой деятельности в рамках реализации проектной |
20-23.04. 16 |
4. Предполагаемые результаты по реализации проекта
В результате реализации проекта:
Дети расширят свои знания о жанрах русского народного фольклора, о народных песнях и сказках, в которых отображается образ солнца.
У учащихся будут сформированы умения свободно и непринуждённо общаться, составлять презентации, выпускать книгу. Кроме того, у учащихся возникнет потребность к творчеству, коммуникабельность, разовьётся чувство ответственности. Вся направленная деятельность способствует развитию организаторских способностей у учащихся, развитию умения работать в группах.
Все этапы творческой деятельности по подготовки проектов – заданий, сделают для детей вхождение в мир фольклора желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
Весь собранный материал проекта, как оформление, будет размещён в кабинете музыки.
Презентации будут использованы на уроках музыки по темам «Мир русской песни», «Музыка в сказках» , «Дела давно минувших дней» .
На уроках МХК по темам: «Всякая душа празднику рада», «Праздники и обряды народов мира»
Литература
1.gracheva-detsad.narod.ru/index/0-49
2. sites.google.com/site/36detsad4/home/muzykalnyj-ru...brazovatelnyj-proekt