12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ремизова Елена Сергеевна161
Целеустремленная, активная, трудолюбивая, общительная, доброжелательная, преданная любимому делу
Россия, Ростовская обл., Шахты
1

Проектная работа по психологии: Учебная деятельность и ориентация подростка на труд.

Введение

Обучающийся, представляя определенный возрастной период развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной системы характери­зуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.
           Стадию развития человека от 11 до 14 лет в психологии традиционно называют подростковым возрастом. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизне­деятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взросло­сти. Развитие учащихся состоит в том, что возникают новые качественные со­стояния учащихся.
             Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Следует обратить внимание, что «учебная деятельность» понимается ши­ре, чем ведущий тип деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности и на подростковый. Учебная деятельность в этом смысле - деятель­ность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учи­телем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и само­оценку.
              Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенст­вование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целена­правленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и фор­мах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической дея­тельности. Деятельность подростка направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
               Результатом учебной деятельности является поведение субъекта - это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.
              Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к само­утверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности рас­ширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная само­оценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. Объектом данного исследова­ния является подросток. Предмет - учебная деятельность подростка.

 

I Подросток как субъект учебной деятельности.

1.                  а) Личность подростка. Особенности идентификации подростка

2.                  с собственным «Я»
               Важнейшей особенностью личности в подростковом возрасте является быстрое разви­тие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучше образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, за­быв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельно­сти, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологиче­ские и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуци­ровать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на ис­ключительную для его возможностей высоту, отличается свободной инициативно­стью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних об­стоятельств. Целостность рефлексии придаёт лишь исключительная направлен­ность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к сво­ему собственному «Я».
              Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Одна из самых типичных соци­ально — психологических «болезней» в подростковом возрасте - застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях, в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке ввергает подростка в мучительный обвал переживаний. Переживание по поводу возможных переживаний (эмоциональные рефлексии) вовсе останавливают подрост­ковые порывы в столь открытом доверительном общении.
               Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, раз­мышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации.
                Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь».
                Особое значение в подростковом возрасте имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных вырази­тельных движений стандартам окружения - все это имеет чрезвычайное значение.
                 В зависимости от времени, в котором живут разные поколения подростков, они проде­лывали разнообразные карнавализации со своей внешностью: то опускали патлы и раскле­шивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду, то выстригали фасонно волосы, сочетая голые места с зачёсанными пучками длинных волос, и надевали на себя немыслимые хламиды. При этом независимо от пола, они украшали се­бя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. В последнее время появилась новая тен­денция: раскрашивание лица не в соответствии с его конструкцией, а вопреки ей - полосами, узорами, изображениями, защитными символами. Многие более агрессивные действия по от­ношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте (татуи­ровки, иссечения с символическим подтекстом и т. д.). Общая идентификация объединяет подростков в «Мы» и создает ощущение защищенности.
                В то же время подросток пристально рассматривает себя природного в зеркале. Удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования во внешности смущают его. Идентификация с прежним образом нарушается, и подросток испытывает неуве­ренность в себе. Даже самые обаятельные и гармоничные подростки не уверены в себе по-настоящему - ведь они с возрастом тоже очень быстро изменяются. | Одной из причин возрастной застенчивости является именно высокая значимость внешности для большинства подростков: в подростковом возрасте не­редко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры (чаще у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недоста­точным физическим развитием). При этом воспитатели не только не вытесняют гипертро­фированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критически­ми замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физиче­ского облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позволяют себе многие роди­тели, школьные врачи, педагоги. Особенно это часто делают учителя физической культу­ры, тренеры, хореографы.
                 Разумные взрослые, понимающие проблемы подросткового возраста, стараются поддержать ребёнка и придать ему уверенность в себе.
                 Рефлексия на себя у тонко чувствующего, гениального отрока может показаться вы­ходящей за рамки возможной рефлексии обычных подростков. Однако в действительности это не так. Все подростки заинтересованно относятся к своей внешности, все стремятся заглянуть себе в душу и дать себе общественную оценку.
                 Подростки хотят занять в мире своё место и обозначают его на Планете. Им не нужна анонимность. Им нужно заявить о себе: «Я есть!»
                 Рефлексивный самоанализ многих сотен подростков даёт основание утверждать, что в отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как такового. Давая оцен­ки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, подростки принимают се­бя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире. «Примите меня таким, каков Я есть!» - это, конечно, вы­зов, но, прежде всего это нормальная идентификация с собственным Я.

 

2 Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

а) Общая характеристика ситуации познавательного развития.
          В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной ра­боты взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы подростка приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем раз­витие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, ни есть психологическая форма. Можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания, сколько и обу­чению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной.
          В подростковом возрасте активно идёт процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ре­бенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняется восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствовани­ем таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.
          Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуж­дениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, поли­тические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посы­лок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подрост­кового возраста - это умение оперировать гипотезами.
           В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятель­ности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контроли­ровать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей ещё отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на та­кой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут дли­тельное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

б) Совершенствование психических процессов.
            В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количе­ство информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется инте­рес подростков к способам улучшения запоминания.
            В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чте­ние, монологическая и письменная речь. С пятого по девятый классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности деклами­рования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить уст­ное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

в) Развитие общих и специальных способностей.
             Подростковый возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и спе­циальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, об­щения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значи­тельный прирост предметных знаний создаёт хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необ­ходимы.
               В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их распо­ложения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный про­цесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобить­ся для совершенствования профессиональных способностей.
               Подростковый возраст является достаточно сензитивным для развития всего это­го комплекса разнообразных способностей, и практического использования имею­щихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

г) Развитие мышления.
              Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способ­ность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Ещё одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в под­ростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в част­ности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познава­тельные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.
            Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая сти­мулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и же­ланием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее слож­ные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и неза­урядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реак­ция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказыва­ются их выполнять из-за соображений престижности.
            В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем этим можно усмотреть и естественный инте­рес, повышенную любознательность детей данного возраста. Вопросы, которые задаёт под­росток взрослым детям, учителям и родителям, нередко достаточно глубоки и касаются самой сути вещей.
            Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, иссле­довать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремление к поис­ку и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Подростки на­ходят занятия и книги, соответствующие их интересам, способность дать интеллектуальное удовлетворение. Стремление к самообразованию - характерная особенность подросткового возраста.
            Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновре­менно с этим складывается новое отношение к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно бла­гоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явле­ниям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные по­ступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и восприни­мать мир с иных позиций, чем свои собственные.
             Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведе­ния. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

3. Учебная деятельность и ориентация подростка на труд.

а) Подросток как субъект учебной деятельности.
           В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте с собственной учебной деятельностью подростка. Присущая детям этого возраста деятель­ность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно- организационная, спортив­ная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подро­стков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование челове­ка - «чувство взрослости».
            Специфическая социальная активность подростка заключается в большой воспри­имчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структуриро­вание его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяет­ся трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество». При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10-11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; «право-значимую» (12-13 лет), характе­ризующуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; «утверждающе-действеную» (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, приме­нить свои способности.
            Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись вер­ным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто-детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснован­ным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реа­лизация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция придаваться мечтаниям; боязнь ос­квернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спор­ту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т. д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоционально­стью, иногда резкостью суждения (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых ин­тересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной дея­тельности.
              Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утвержде­нию своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать позна­вательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности - ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «ис­ключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляю­щих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотива­ции и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Социальная активность под­ростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, бу­дучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, от­вечает удовлетворению этих мотивов. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность, реализации всех активизирующих интеллектуальную деятель­ность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; инди­видуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной дея­тельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литерату­ры, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жиз­ненно-бытовых отношений.
              Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. Если в млад­шем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «я - взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой - их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует следующее:

1.                  неизменность общественного положения подростка, он был и остается учени­ком, школьником;

2.                  его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателя;

3.                  отсутствие у подростка умения... действовать самостоятельно.
             Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотива­цией, позицией, отношением, «Я» концепцией, но и местом в жизни на отрезке непре­рывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продол­жения этого образования, в зависимости от этого, ориентируясь на ценности либо уче­ния, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаи­модействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника. Старший школьник как субъект учебной деятельности - это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить уче­ние. Именно это определяет его специфику как субъекта.

б) Учебная деятельность подростка.
             Учеба в школе или училище занимает большое место в жизни подростка.
Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, кото­рые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность мо­жет быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными само­стоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподава­ния. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и до­ходчиво объяснять материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. По­степенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.
В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
             Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собст­венно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом воз­расте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что да­ет ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Вместе со сверстниками он ездит в художественные и научно - просветительские музеи, ходит на лекции, в театры.
Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом сами по се­бе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.
               Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в школе подросток не выбирает сам постигаемые знания. В результате можно видеть, что некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают любые школьные знания; другие - лишь из­бранные предметы. Если подросток не видит жизненного значения определенных зна­ний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соот­ветствующим учебным предметам.
Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предме­ту и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.
              Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познава­тельной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подрост­ков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, измен­чивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике.
            Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллек­туализации познавательной сферы.
Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам воспри­ятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного ма­териала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процесса восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.
           Усвоению материала младшим подросткам может мешать
установка только на механическое запоминание. Объем учебного материала велик и воспроизвести его, пользуясь только старыми приемами запоминания, с помощью неоднократного повторения, сложно. Наибольшую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения. Выделение существенного. Подростки, использующие мышление при запоминании, имеют преимущества перед теми, кто запоминает механически. Развитая речь, умение выражать мысль своими словами, творческое воображение содействуют овладению учебным материалом. Сами подростки при этом особое значение придают развитию собственной речи - ведь речь во многом определяет успех в общении.
Сфера общения в творчестве выходит за пределы семьи и школы.

в) Ориентация подростка на труд и общественно полезную деятельность.
            В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного само­утверждения и самосовершенствования. В наше время подросток получил новую мо­тивацию для участия в трудовой деятельности - это возможность заработать деньги. При этом подростки еще недостаточно оценивают значение таких качеств личности, как трудо­любие, упорство в достижении поставленных целей. Особенно это относится к город­ским подросткам. Они обычно быстро загораются трудовым энтузиазмом и быстро ох­ладевают, ведь в городской квартире у них нет постоянных достаточно серьезных обязанностей. Сельские подростки чаще имеют привычку к систематическому труду, у них может быть развито чувство ответственности.
Однако именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессио­нальном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни.
           Подросток начинает с нарастающим интересом к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельно­сти с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.
Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В на­стоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как обще­ственно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, на ответственное отношение к результату труда.
             Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований госу­дарственной школы или частного лицея, получают возможность реализовать себя, обучаясь прикладному мастерству в разного рода училищах. Сфера производства предметного мира испокон веков ценима в человеческой культуре. Подросток может учиться производить: предметы, необходимые человеку в обыденной жизни и в труде; эстетические предметы, ук­рашающие нашу повсеместную жизнь (от одежды до произведений ювелиров, краснодеревщиков и дизайнеров); кондитерские и гастрономические продукты, да­рующие людях радость от вкусовых ощущений, запаха и эстетического их вида на празднич­ном столе или за прилавком кафе, магазина.
              Подростки обычно участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде в общественно полезной работе и т.п. объему затрачиваемого времени подросток в современных условиях занят в наибольшей мере учебной, если он, конечно, учится. Но учение, сохраняя актуальность, по психологической роли не является теперь ведущей деятельностью для подавляющего числа школьников. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и ищут применения себе в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел. Сюда входят физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов; совместная интеллектуальная деятельность, направленная на обогащение себя рефлексивными способностями и новыми знаниями общественно-политическая деятельность и др.

 

Советы учителям.

1.                  Не сравнивайте детей с другими детьми в классе. Сравнивайте ребёнка с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно будет завтра). Никогда не перехваливайте отдель­ных детей, но и не забывайте поощрять учеников, когда они этого заслуживают. Помни­те, что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

2.                  Если вы хвалите ученика в присутствии класса, подчеркните его преимущества и пока­жите, что другие дети также могут достичь этого. По Торндайку только те реакции по­лезны, которые помогают ему приспособится к окружающей среде.

3.                  Оценивайте вслух ответы детей, объясняя, что ученику удалось, а что нет. Объясните, что ребёнку надо сделать, что бы достичь лучшего результата.

4.                  Поощряйте в детях инициативу. Постирайтесь сделать так, чтобы каждый ребёнок побы­вал в роле лидера.

5.                  На классном часе проведите игру «Имя». Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хоте

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.