12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беласик Людмила Николаевна6771
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Северодвинск, Архангельской области

Проект

Витраж

Выполнила:

Алексашина Анастасия,

ученица 7Б класса

Руководитель:

Беласик Людмила Николаевна,

учитель ИЗО и черчения

2016

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире много интересных и сложных видов искусств: архитектура, живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

Для своей работы мы выбрали витраж. Из сетевой энциклопедии «Википедия» я узнала что витраж - это вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении [1].

Цель: выполнить эскиз витража

Задачи:

1. Изучить историю витража

2. Узнать о художниках работавших и работающих в этой технике

3. Понять где применяется витраж в современном интерьере.

4. Разработать эскиз витража

5. Купить материалы и инструменты для работы

6. Оформить работу.

Методы:

- анализ;

- синтез;

- аналогия

Продукт: эскиз витража

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История витража

Цветное стекло известно нам еще из глубины веков: еще первые цивилизации вместе с открытием бронзы придумали способ получать совершенно новый материал – стекло. Шумеры использовали стекловидную глазурь для украшения конической черепицы возводимых храмов. Древние египтяне в начале второго тысячелетия до н.э. использовали намотанное спиралью цветное стекло для изготовления сосудов.

Римляне и греки создавали оригинальные изделия из катанного цветного стекла, примером которых могут служить резные цилиндрические кубики или вазы миллефьоре. Техника выдувания стекла была изобретена в I веке до н.э. в районе Сирии и благодаря этому открытию производство стекла вышло на новый этап. В древнем Риме выдувные цветные пластинки стали вставлять в окна домов знати.

В Италии вместо стекол в окна вставляли пластины из полупрозрачных минералов: селенита, алебастра — это защищало комнаты от знойного солнца, создавало загадочную полутень. Вскоре научились окрашивать стекла в синий и красный цвет, значительно позже – в желтый. Витражи стали неотъемлемой частью архитектуры готических соборов и в дальнейшем долгое время ассоциировались с величественными сюжетными полотнами из цветного стекла. Яркие солнечные лучи разбивались на мириады цветных осколков, наполняя скупое внутреннее убранство соборов неземным светом. [2]

1.1 Виды витражей

1. Оконные

Самые популярные. С их помощью возможен дизайн глухого, прозрачного либо полупрозрачного окна. Профессиональные витражи подбираются в зависимости от природного освещения. Витражи создают в комнате причудливое нестандартное освещение, подчеркивают декор пола, стен, если таковой имеется. Также они скрывают комнату от стоящих рядом домов.

2. Дверные

Занимают не последнее место в интерьерах жилищ. Используются в виде дверных вставок. Выполняются в яркой цветовой палитре. В них преобладают мелкие детали, сдержанные геометрические узоры. Применяются такие витражи в различных видах мебели, даже в дверях гармошках, преобразуя интерьер до неузнаваемости, делая из него художественное произведение искусства.

3. Межкомнатные перегородки-витражи

Перегородки-витражи используют, когда нужно объединить несколько комнат либо зонировать пространство. Так стена со стекла будет одновременно разделять помещение на зоны и объединять его своей прозрачностью. [3]

1.2. Художники витражисты

Известные витражисты в стиле модерн

Луис Комфорт Тиффани (годы жизни 1848-1933) – американский художник и витражист, ювелир и мастер по изготовлению работ из стекла. Он изобрёл технику изготовления витражей, основанную на соединении элементов из разноцветного стекла с помощью сплавления оловом. Данная техника известна под названием «копирфойл» и используется до сих пор при изготовлении витражей.

Анри Кро (годы жизни 1840-1907) – художник и скульптор, который практически заново открыл позабытую технику спекания стекла. Также именно он изобрёл способ формования стекла с помощью плавления массы в специальных матрицах, повторяя древнеегипетскую технологию.

Габриэль Арш-Руссо (годы жизни 1885-1953) предпочитал изготавливать действительно эксклюзивные витражи, а не массовые изделия. При этом он пользовался техникой patte de verre, основой которой является спекание мелко перемолотого стекла в специальных формах.

Братья Даум первоначально при создании витражей увлеклись стилем модерн, но после окончани. Первой Мировой войны стали изготавливать чаши и вазы со строгими геометрическими линиями, ведь тогда в моду вошёл стиль арт-деко. Очень часто полосы на изделиях представляли собой сочетание протравленных и отполированных участков стекла. В этот же период братья Даум изготавливали изделия из свинцового хрусталя, высокого качества и необычно популярные до 70-х годов XX-го века. Также в 1965 году ими стала использоваться технология patte de verre – спекание стекла.

Эмиль Галле (годы жизни 1846-1904) – это французский дизайнер, известный как реформатор понятия художественного стекла и яркий представитель художников, работающих в стиле модерн. Он часто использовал подкраску стекла оксидами кобальта. Они придают стеклу оттенок сапфира. Эту технологию называют «лунный свет». Также он изготавливал изделия из многослойного стекла и изобрёл технику «стеклянные маркетри». Она заключается во введении пузырьков воздуха и фольги в горячую массу стекла, а также формировании специальных трещинок-кракелюр.

Рене Лалик (годы жизни 1860-1945) – известный французский ювелир и мастер стекла, который в основном работал в стиле ар-нуво. Его изобретением стал метод литья ваз и скульптур из стекла под давлением, который он использовал во многих своих работах, характерной чертой которых также является цветная эмаль, то есть патина, нанесённая на цветное стекло. [4]

1.3. Разработка эскиза витража

В этом этапе мы выбирали животное Белого медведя, которое изобразили на формате А3.

Мы определили центр листа, начали изображать самого медведя. Сначала мы нарисовали одного медведя, но потом добавили медвежонка, чтоб рисунок давал приятные эмоции. После выполнения наброска мы приступили к работе в цвете. Выполнив картину красками, мы оформили работу рамку.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания и выполнения продукта проекта я узнала, что применение витражей в современном декоре очень актуально. Их использование носит функциональный и эстетический характер. Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений. Я познакомилась с историей витража, художниками работавших, и работающих в этой технике.

Приобрела опыт в выполнении эскиза витража. Больше всего сложностей в выполнении витража вызвало у меня выполнение аккуратного, ровного, четкого контура и оформления работы в паспарту.

Думаю, что полученные мною знания могут быть расширены по данной теме.

Теперь я знаю, что можно создавать собственные эскизы витражей и применять их в интерьере.

При изучении темы «Витражи» по изобразительному искусству можно использовать презентацию, которую мы выполнили.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Витраж/ (последняя дата обращения 01.05.2016)
  2. http://www.otelidea.ru/istoriya-vozniknoveniya-vitrajei/(последняя дата обращения 01.05.2016).
  3. Мария Спирито: Витражное искусство и техника росписи по стеклу
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/125580/ Издательство: Мой мир, 2006.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Художники-витражисты (последняя дата обращения 01.05.2016)
Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (1)

Афанасьева Светлана Николаевна, 09.02.18 в 19:13 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.