Статья «Проектный метод в начальной и основной школе как подготовка к учебному курсу "Индивидуальный проект"»
Статья
«Проектный метод в начальной и основной школе, как подготовка к учебному курсу «Индивидуальный проект».
учитель английского языка
МКОУ «Боевская СОШ»
Гудкова Юлия Витальевна
За последние десятилетия проектная деятельность завоевывает все больше места в образовательном процессе. С 1 сентября 2023г. в 10 классах вводится новый учебный курс «Индивидуальный проект», в рамках которого ученик за 2 года должен выполнить самостоятельную работу и затем ее защитить. Что представляет собой новый учебный курс и что же такое проект?
В специализированной литературе вы можете найти множество определений. Набирая в поисковике интернета слово «проект», вы увидите, например, следующее определение: «Проект (в управленческой деятельности) (англ. project от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата».1 Но нас интересует проект в образовательной сфере. Что же такое учебный проект? «Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».2 Как мы видим, и в одном случае и в другом общим будет – это получение конкретного результата деятельности. В более общем смысле слову «проект» можно дать следующее определение: «Проект – это обширное понятие, представляющее собой некий замысел или прообраз, который должен воплотиться в реальность. По сути, это движущая сила, которая изменяет наш мир».3 То есть, как мы видим, фактически жизнь человек – это уже мегапроект, который включает множество моно и мульти проектов. Научив ребенка выполнять учебный проект, мы научим его не просто работать в будущем, а создавать новые продукты, по-новому решать различные проблемы и задачи, реализовывать свой творческий потенциал, в конечном итоге проектировать свою жизнь. Актуально ли это в современном мире? Конечно да. И всему этому мы должны научиться сами и научить своих учеников.
Что же предлагается нам, учителям, в рамках учебного курса «Индивидуальный проект»? Основной целью данного учебного курса являются развитие личности ученика, способной к адаптации в постоянно меняющемся мире и созданию качественно новых творческих идей. При этом, индивидуальный проект должен ориентироваться на интересы и образовательные потребности конкретного ученика. Проект должен быть профориентированным и носить межпредметный характер. В ходе работы над проектом ученик самостоятельно формулирует идею, ставит цели и задачи, определяет необходимые ресурсы и критерии успешности проекта. Защита проекта проходит в два этапа: первый этап – защита темы проекта, второй этап – защита самого проекта. На данный учебный курс выделяется 70 часов за 2 учебных года. Оценка и тема проекта будет указываться в аттестате выпускника.
Как подготовить учеников к такой сложной работе? На протяжении обучения в начальной и средней школе используется проектный метод в рамках каждого отдельного предмета, такие проекты носят предметный характер. В то же время в основной школе проекты могут становиться межпредметными. Учитель знакомит учеников с этапами проекта, учит формулировать цели и защищать свою работу. Самыми частыми проектами являются индивидуальные исследовательские, информационные или творческие монопроеты, внешний продукт которого представлен докладом или презентацией.
Как же можно использовать проектный метод в рамках начальной и средней школы на уроках английского языка? Первое на что хочется обратить внимание, что защита и обсуждение итогов проекта проводится на английском языке. Если у ученика возникают сложности в применении английского языка, учитель помогает ему. Использование проектного метода на уроках английского языка начинается с первого года обучения. Во 2 классе ученики выполняют групповой проект «ABC». Результатом данного проекта является книга. Каждый ученик готовит свою страницу книги, на которой написана буква английского алфавита, ее произношение, нарисованы и подписаны рисунки предметов, начинающего на эту букву. Затем каждый ученик рассказывает о своем проекте, и работы учеников собираются в единую книгу, которую можно отксерокопировать и раздать каждому ученику. В дальнейшем при изучении правил чтения в эту книгу вносятся дополнительные заметки. Данный проект выполняется в рамках двух уроков: на первом – подготовка проекта, на втором – защита проекта и создание единой книги. Особый интерес в 3 – 4 классах вызывают проекты, связанные с семьей или увлечениями учеников. Ученики с удовольствием делают проекты, связанные с их домашними животными, причем в проект уже можно включать знания по зоологии, полученные детьми из предмета окружающий мир. Одной из интереснейших форм результата проекта выступают кроссворды, которые могут быть по разным темам. Можно дать всему классу одну тему, а можно ученикам дать возможность самим выбрать одну из пройденных тем. В дальнейшем эти кроссворды можно использовать в качестве раздаточного материала для проверки знаний учеников.
Начиная с 5 класса, проекты усложняются. Ученики уже могут сами выбирать форму продукта проектной деятельности, например: видеоклип, презентация, буклет, социологический опрос, выставка, праздник и т.д. В 5 классе в конце 1 четверти я со своими учениками делаю проект «Мои будущие каникулы», на котором ученики составляют календарный план своих осенних каникул и отрабатывают формы будущего времени. Вначале 2 четвертина на основе этих проектов мы анализируем выполнение календарных планов и одновременно отрабатывает формы прошедшего времени.
Учитывая развитие информационных технологий и распространение мобильных телефонов, появляется больше возможностей создавать видеоролики. В 6 классе ученики снимают видеоролик по теме «Моя комната», в 9 классе «Мой любимый рецепт».
Интересно когда ученики старших класс делают учебные пособия для младших классов. Например, ученики 7 класса делают буклеты для будущих пятиклашек «Добро пожаловать в 5 класс», в котором собраны слова и правила английского языка, изучаемые в начальной школе.
Еще одной интересной формой проекта является написание письма, которое может быть и в электронном, и бумажном виде. Проект «Письмо другу» выполняется в 6 классе. Ученики пишут друг другу письма, в которых рассказывают о себе, своих увлечениях и своей семье, задают вопросы своему другу. После прочтения, ученики отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и формулируют понятие «дружба» и его значимость в современном мире.
Начиная с 8 класса, основной формой проекта выступает презентация, которая носит межпредметный характер. Это могут быть презентации связанные с путешествиями, историей, литературой, музыкой и т.д. В данных презентациях ученики используют свои знания по различным предметам школьной программы. Интересными для учеников являются проекты «Литературная карта России», «Достопримечательности Воронежа», «Мои музыкальные предпочтения», «История моего села» и т.д. В 8 классе ученики готовят проект «Путешествие по России», представленный в форме буклета. Данный проект можно выполнять как в группе, так и индивидуально. В буклете отображается историческая информация по выбранному городу, достопримечательности, транспортная доступность, стоимость проживания и питания, развлечения. После представления буклетов, ученики обсуждают, в какой город они бы поехали, почему, возможно ли это. В 9 классе можно предложить ученикам проект «Мое прошлое, настоящее и будущее». В котором ученики рассказывают о своем детстве, о том, чем они увлекаются сейчас, какие мечты и какие конкретные шаги нужно выполнить, чтобы реализовать свои планы. Данный проект позволяют ученику задуматься о своем будущем и выбрать дальнейшее образование.
Таким образом, выполняя небольшие проекты в начальных и средних классах, ученики готовятся к плодотворной, осознанной работе в рамках нового учебного курса «Индивидуальный проект» в старших классах.