Занятие «Профилактика буллинга в школе, создание дружественной обстановки в классе»

1
0
Материал опубликован 19 January

Профилактика булинга в школе, создание дружественной обстановки в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кулешова Аполлинария Игоревна,

учитель биологии МАОУ СОШ «Школа №37»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

Структура описания методической разработки воспитательного

мероприятия:

  1. Пояснительная записка:

Тематическое направление методической разработки

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – духовное и нравственное воспитание

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Тема воспитательного мероприятия – «Профилактика буллинга в школе, создание дружественной обстановки в классе»

В 1993 г. норвежский психолог Д. Ольвеус опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг

(травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической

силы1.

Проблема буллинга в школе не теряет своей актуальности по сей день, учащиеся, не понимая всей ответственности за сказанные слова или

необдуманные решения подвергают других школьников травле и издевательствам, что может привести к психологической травме детей, оказывающей влияние на их последующую жизнь.

В 2017-2018 годах в российских школах пронеслась волна

вооруженных нападений подростков на других детей – в Бурятии, Перми, Волгограде, республике Коми, в Комсомольске-на-Амуре, эти нападения подростков были связаны с психологической травлей, которую дети

испытывали во время обучения в школе.

В пилотажном исследовании, проведенном на базе Новгородского государственного университета в 2018 году, были выделены основные черты, присущие буллингу и подготовлена анкета для опроса молодежи

 

 

1Цит по: Бочавер А.А., Хломов К.Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. 3. С. 149–159.

Новгородской и Псковской области об опыте столкновения или отсутствия буллинга в их школьной жизни.

В ходе опроса было выявлено, что буллингу чаще подвергались дети начального подросткового возраста, обучающиеся в 6-8-м классах. В это время происходит изменение гормонального фона, ребенок становится более эмоциональным, менее терпимым к критике, замечается резкая смена

настроения, психика становится более чувствительной. Некоторые дети

могут начать проявлять либо агрессию, либо отстраненность от социального мира. В этот период буллинг может стать одним из факторов, побуждающим ребенка к проявлению агрессии не только в отношении младших школьников, но и сверстников, учителей, родителей.

Как показали ответы респондентов, 11,7% детей из-за страха и отсутствия поддержки терпят и копят долгие годы обиду и злость на людей, являвшихся источниками травли, отсюда появляется не контролируемая

агрессия к младшим или к тем, кто слабее2.

На основании высокой степени актуальности данной проблемы возникает ряд вопросов: стоит ли проводить классные беседы и доносить информацию о негативных последствиях буллинга до школьников? Как избежать случаев насилия в школе? Что может сделать классный

руководитель для формирования дружественной обстановки в классе?

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 11-13 летних учащихся 6 класса.

роль и место воспитательного мероприятия в системе работы

классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в

коллективе класса, помогает воспитанию в учащихся терпения и милосердия,

 

 

2 А.И. Кирсанова, Е.Г. Луковицкая статья «Подростковый буллинг и его влияние на жизнь людей»

Материалы докладов студентов часть 1. Двадцать пятая научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. 26-31 марта 2018

проявления рассудительности. Школьники учатся способности различать добро и зло, давать оценку своим действиям и высказываниям, уважать и

ценить чувства других людей. На основе данной разработки можно не только доносить информацию о важности темы, но и проводить различные

мероприятия по сплочению коллектива и установлению доброжелательной обстановки внутри класса.

цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель исследования: знакомство подростков с понятием буллинга и форм его проявления, изучение отношения подростков к буллингу, определение методов его устранения, формирование дружественной

обстановки внутри класса, профилактика возникновения буллинга и его последствий за пределами класса.

Задачи:

Определить отношение подростков к буллингу направленному на других учеников;

Определить на сколько подростки осознают последствия буллинга;

Выяснить на сколько учащиеся восприимчива к проблеме буллинга и готовы отреагировать на его проявление;

Выявить пути и методы решения проблемы буллинга в школе;

Способствовать воспитанию чувства коллективизма;

Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу внутри класса и за его пределами.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия – «круглый стол», обсуждение проблемного вопроса с моделированием проблемы,

позволяющее максимально всесторонне рассмотреть вопрос и совместно определить методы решения. К участию приглашается психолог для

разъяснения наиболее сложных вопросов, формирования рекомендаций для

подростков по избежанию конфликтных ситуаций и наблюдения атмосферы внутри класса.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов применялся интерактивный метод обучения, который построен на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, что способствует самостоятельному осмыслению

учащимися полученной информации. Для решения проблемной задачи, которая ставится перед подростками, используется анализ событий, что позволяет строить причинно-следственные цепочки и определять пути избежания тех или иных ситуаций.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Для подготовки и проведения мероприятия необходима помощь психолога и наличие школьной доски с мелом, а также бумажные очки в количестве равном количеству участников мероприятия.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка может быть использована на классных часах, посвященных проблеме буллинга, для профилактики буллинга внутри класса и школы в целом, для решения возникающих конфликтов между учащимися и привлечения родителей к решению проблемы буллинга в школе.

Кроме того, материал из данной методики можно использовать для проведения одного из педагогических собраний с целью выяснить на сколько сами педагоги внимательны к проблеме буллинга в школе.

  1. Основная часть:

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Для начала проведения данного воспитательного мероприятия педагог ставит парты кругом для того, чтобы каждый участник мог чувствовать себя наравне с другими и каждый был одинокого вовлечен в процесс. После этого приглашается психолог для обеспечения правильного психологического

настроения всех участников мероприятия и консультирования после чего приглашаются учащиеся.

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

 

Сценарий классного часа на тему «Профилактика булинга в школе, создание дружественной обстановки в классе»

Диалог с участниками классного часа ведет классный руководитель.

- Добрый день ребята, сегодня действительно отличный день, вы проснулись, позавтракали, пришли в школу, где снова встретились со своими друзьями, но задумывались ли вы для всех ли сегодня день был удачным?

Когда вы прогуливались по коридорам школы вместе со своими товарищами и обсуждали только интересующие вас темы замечали ли вы, что рядом с вами находится человек, которому грустно? Сегодня мы с вами затронем

очень важную тему, тему буллинга.

Кто-нибудь знает значение этого слова? Не стесняйтесь выражать свои мысли.

Сегодня мы с вами одна большая рабочая команда ученых-психологов, которые постараются найти решение такой сложной проблеме

современности как буллинг или по-другому травля.

(Ребята высказывают свои предположения значения слова буллинг)

- Как в любом научном сообществе у нас с вами будут правила, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Первое правило называется «Мое мнение» - каждый из вас отдельный ученый со своими мыслями, поэтому высказываются все желающие, мы их

всегда выслушиваем и только после этого кто-то может дополнить или поспорить с высказанным мнением.

Второе правило «Секрет» - как и в любом научном сообществе вся личная информация, которая произносится в кабинете, остается в нем же, и не обсуждается с посторонними.

(Всем участникам классного часа раздаются бумажные очки для того, чтобы почувствовать себя настоящими учеными)

В нашей жизни нас окружает огромное количество людей, у каждого свои мысли, свое воспитание и свое восприятие мира, но сталкивались ли вы когда-нибудь с проявлением нетерпимости одного человека к другому? С

ситуациями, когда один человек осознанно обижает другого без видимой на то причины?

(Дети делятся своими мыслями, рассказывают истории из жизни, связанные с заданным вопросом, учитель делится своими примерами из жизни)

Как мы сейчас с вами поняли даже рядом с нами очень часто происходят несправедливые ситуации, связанные с отношением одного человека к другому. Буллинг или травля — это негативные действия со

стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля — это психологическое явление, поэтому я предлагаю послушать нашего психолога, который расскажет, как же появляется травля и как ее лучше всего избегать.

(Выступает психолог, ребята задают психологу интересующие их вопросы)

Как мы с вами уже поняли в буллинге есть две стороны это обидчик и жертва. Как вы думаете, уважаемые ученые, обидчик — это положительный или отрицательный персонаж?

(Учащиеся высказывают свою точку зрения) Начинаем игру «Психологический портрет»

Для того, чтобы предупредить буллинг нам с вами необходимо видеть кто находится рядом с нами, обидчик или жертва.

Уважаемые ученые, назовите мне, пожалуйста черты характера, которые вы могли бы выделить у обидчика.

(Ребята называют черты характера, учитель записывает их на доске в столбик «Обидчик»)

А теперь давайте выделим те черты характера, которые присущи жертве.

(Ребята называют черты характера)

Мы с вами составили психологические портреты жертвы и обидчика и сможем легче со стороны видеть кому нужна помощь и от кого нужно защищать. Как вы думаете, уважаемые ученые, почему буллинг так

распространен и чем он страшен?

(Ребята высказывают свою точку зрения)

Да, вы совершенно правы, а теперь узнаем у нашего приглашенного эксперта психолога почему буллинг распространён в школе и как он

оказывает негативное влияние.

(Выступает психолог, ребята задают ему интересующие вопросы) Начинаем ситуационную игру «Защита слабых».

А теперь я предлагаю вам разделится на две команды. Первая команда придумывает историю связанную с буллингом, и в виде сценки

демонстрирует ее нам. После этого вторая команда придумывает способ как защитить жертву от обидчика встраивается в сценку и решает конфликт.

После чего команды меняются ролями. (Ребята участвуют в игре)

Отлично, теперь я уверена, что если вы столкнетесь с буллингом то

сможете защитить того, кто будет нуждаться в защите. Но что же делать если рядом с жертвой не окажется защитника? Давайте придумаем вместе

способы самостоятельной борьбы с буллингом.

(Учащиеся с классным руководителем и психологом предлагают методы самостоятельной борьбы с буллингом и обсуждают их)

Уважаемые ученые, мы с вами высказали так много хороших советов для защиты от буллинга, и я считаю, что они не должны пропасть из памяти и должны быть распространены. Как вы считаете, я права?

(Учащиеся дружно соглашаются)

Я предлагаю вам дома совместно с родителями вспомнить как методы самостоятельного противостояния буллингу и создать мини памятки, что бы в дальнейшем мы смогли раздать их в каждый класс школы.

(Дома учащиеся с родителями в электронной форме создают мини- памятки «Как противостоять буллингу в школе» и отсылают классному руководителю. Классный руководитель обобщает собранный материал,

печатает карточки и совместно с учащимися распространяет по школе, а так же публикует электронную версию на сайте школы)

Ребята как вы считаете много ли полезного мы с вами сегодня обсудили?

(Ребята отвечают)

Что важного вы вынесли для себя из этой встречи? (Ребята отвечают)

Да, мы с вами проделали большую работу, и наше собрание я хочу закончить словами одной молодой девушки, которая, к сожалению, стала жертвой последствий буллинга: «У меня есть теория. Если один человек изменит себя и проявит сострадание к окружающим, начнется цепная

реакция. Сострадание – это высшая степень любви, которую мы можем дарить другим.» - Рейчел Джой Скотт (5 августа 1981 – 20 апреля 1999, Колумбайн, США). Всем до свидания, до скорых встреч.

(ребята сдают бумажные очки и расходятся)

Дополнение:

При проведении педагогического совета на тему «Профилактика буллинга в школе» педагогам предлагается посмотреть первую часть

социального короткометражного ролика «Эван» против насилия в школах,

созданного обществом защиты детей «Sandy Hook Promise» (ролик доступен по ссылке https://dimanos.livejournal.com/520881.html). После первой части ролика появляется черный экран ведущий ставит на паузу и задает педагогам вопрос «Что подозрительного вы заметили в ролике?» (педагоги выказывают свои предположения).

Видео продолжается и появляется надпись «Пока вы наблюдали за Эваном, другой ученик демонстрировал признаки планирования стрельбы. Но никто не заметил» и идёт демонстрация тех частей ролика, на которые педагоги должны были обратить внимание.

При подведении итогов обсуждения делается вывод о том на сколько педагоги сами внимательны к проявлению буллинга в школе и к ученикам, которые требуют внимания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации