Материал на проверке

Конспект профориентационного урока на тему «Профессии, факторы выбора профессий»

1
0
Материал опубликован 5 March 2015

 

Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 13  общий размер: 1,43 Мб)
Автор: Мария Голышева

Тема урока: «Профессии, факторы выбора профессий»

 

Цели урока: Познакомиться с участниками группы;познакомить учащихся с предметом и задачами курса; настроить группу на плодотворную совместную работу; осуществить диагностику первичного образовательного запроса (составление личностного профессионального плана).

 

Необходимое оборудование:проектор, компьютер

 

Возраст учащихся:14-15 лет.

 

П:Здравствуйте, уважаемые учащиеся. Мы начинаем с вами профориентационный курс, который, я надеюсь, будет являться помощником в вашем профессиональном самоопределении. Нам с вами предстоит нелегкая и очень серьезная работа. Она потребует от каждого из нас осмысленности, готовности к сотрудничеству. Именно от этих факторов будет зависеть успешность работы в целом, а главное - вес той пользы для каждого из нас, который мы сможем получить на исходе. Итак, главным принципом утверждается: с одной стороны - ваша личная активность, с другой - активность всей группы в целом, то есть групповое взаимодействие и взаимопомощь. Если вы принимаете такие условия работы, начнём!

Давайте поиграем! (Упражнение «Я готов работать!»)

  Учащиеся располагаются по кругу, они должны представиться, назвав свое имя. Представляясь, каждый из них должен произнести свое имя в любом приятном для него звучании. В знак выражения готовности активно работать на протяжении занятия одновременно с представлением учащиеся пожимают друг другу руки.

    Итак, спасибо за представление. А теперь ребята, давайте попробуем ответить на вопросы: что такое «профессия»,  «специальность», «профессионально важные качества»? Подумайте и дайте свои предположительные ответы.

     Ученики предлагают свои версии.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите определения.

Профессия– это род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях.

Специальность– это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного(затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.

Профессионально важные качества (ПВК)– это любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.

Н-р, работоспособность, целеустремленность, активность, настойчивость.

   Сравните ваши ответы с теми определениями, которые вы списали. Я думаю, вы мыслили  в правильном русле.

     Профессий на нашей планете очень много. Есть очень распространенные и очень редкие профессии. Есть профессии, которые являются « вымершими» - они просто стали ненужными нашему обществу. И, конечно же, существуют определенные классификации профессий.

  Ученые делят профессии на следующие классы:

1)      Гностические(Цель – узнать, распознать, проконтролировать,  классифицировать);

2)      Преобразующие(Цель – изготовить по образцу);

3)      Изыскательные(Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу).

  Давайте назовем примеры тех профессий, о которых говорится в этой классификации.

Учащиеся приводят примеры профессий.

 

Также выделяются  отделы профессий:

1)      С использованием ручных орудий труда (каменщик, маляр);

2)      С использованием машин с ручным и ножным управлением (машинист, водитель);

3)      С использованием автоматизированного оборудования (оператор персонального компьютера);

4)      С использованием функциональных возможностей (средств) организма (актеры, проф. спортсмены, дикторы).

А вот еще одна классификация:

1)      Труд в обычных бытовых условиях (учитель, бухгалтер);

2)      Труд на открытом воздухе (строители, работники с/х);

3)      Труд в необычных условиях (шахтеры, водолазы);

4)      Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека и за большие материальные ценности (врачи, инкассаторы).

П: А что же нужно учитывать при выборе профессий?

Учащиеся называют свои варианты, среди которых звучит слово «интересы».

  Правильно, будущая профессия, которой вы, возможно, посвятите всю жизнь, должна быть вам интересна. Давайте выясним, какие же профессии вам интересны. Я предлагаю вам ответить на вопросы опросника Голомштока «Карта интересов» (Приложение 1).

  А сейчас выясним, что же у вас получилось? Итак, но вы явно догадываетесь, что помимо интересов существуют и другие факторы.

   Вы сидите в два ряда. Первый ряд - 1 команда. 2 ряд - 2 команда.  А сейчас вы заполните схему. Ваша задача - найти факторы, влияющие на выбор профессии, и заполнить схему, которую я вам сейчас раздам. Кто больше найдет?! (Приложение 2)

  Е.А. Климова выделяет восемь основных факторов выбора профессии:

1)      Позиция старших членов семьи

2)      Позиция товарищей, друзей.

3)      Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

4)      Личные профессиональные планы.

5)      Способности.

6)      Уровень притязаний на общественное признание.

7)      Информированность.

8)      Склонности.

   Но давайте размышлять здраво. На сегодняшний день труд– это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Деньги – это еще не 100% успеха, но без них в нашей жизни обойтись сложно. Задумывались ли вы о том, сможете ли вы себя обеспечить материально?

  А теперь новое задание. (Упражнение «Мой выбор»)

  Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родственников, родителей. У вас нет жилья, работы, но есть деньги – совсем немного, на первое время. Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить.

Необходимо письменно ответить на вопросы:

•         В каком городе или стране вы находитесь?

•         Какое у вас время года?

•         Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

•         Что вы умеете делать? (составьте список видов работ)

•         Что будет потом?

  Вам дается 7 минут на составление такой истории. Потом заслушиваются некоторые варианты. Остальные работы проверяются учителем после урока.

 

 

А теперь ваше домашнее задание.

1)      Переписать новые определения в тетрадь (Приложение 3).

2)      Изобразите себя на перекрестке дорог  с обозначением направлений дальнейшего движения. После этого напишите или нарисуйте, что или кто влияет на выбор вашего пути.

3)      Задание «Моя вселенная» (Приложение 4).

Спасибо огромное за работу на уроке! Я надеюсь, вам понравились все задания, что мы выполняли.

Приложение 5- это работы некоторых учащихся по домашнему заданию «Моя вселенная».

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

Комментарии
Комментариев пока нет.