Профориентационная игра для школьников при участии родителей «Вы нам подходите»
Сценарий тематического мероприятия для школьников при участии родителей:
Деловая игра «Вы нам подходите»
Пояснительная записка. Выбор подростками будущей профессии предопределяет: кем быть, где работать, какой стиль жизни выбрать. Можно утверждать, что процесс профессионального самоопределения обусловливает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, основополагающим моментом в деле построения индивидуальной программы будущего является акт принятия решенияо выборе профессии.
В условиях стремительного научно-технического прогресса, быстро меняющегося рынка труда, молодым людям все сложнее воспользоваться опытом старшего поколения. Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими историческими периодами развития государства. В свою очередь, инновационные технологии, четвёртая промышленная революция, «наступающий на пятки» человечеству Искусственный интеллект безжалостно ликвидируют ряд профессий, делая их невостребованными.
Наряду с общими целями и задачами по предмету, мною, как педагогом изобразительного искусства, решаются задачи по профориентации. При этом главная задача - формирование личности, способной верно и осознанно осуществить выбор будущей профессии.
В ходе занятий мною решаются следующие задачи:
- обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, непосредственно связанных с творческой деятельностью;
- формирование знания и умения осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств и соотносить их не только с требованиями профессий, но и с реальными индивидуальными возможностями;
- построение конструктивного общения между родителями и детьми в вопросах профессионального самоопределения;
- воспитание уважения к человеку творческих профессий.
Формы работы в рамках профориентации, предшествующие предлагаемому мероприятию:
- проведение диагностик, тестирований, анкетирования, с целью выявления склонностей, способностей, возможностей обучающихся (тест П. Торренса «Закончи рисунок», анкета "Творческие дела" и др.);
- творческие задания исследовательского характера (проект и др.);
- целевые экскурсии на предприятия города (строительно-архитектурное бюро, типография, художественная студия, галерея);
- организация профориентационных игр, раскрывающих аспекты профессиональной деятельности (имитационные, деловые игры);
- проведение родительских собраний, круглых столов по теме;
- выполнение практических заданий (эскиз дизайна своей комнаты; пейзаж современного города, города будущего; эскиз макияжа, причёски; эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера);
- реализация проектов, связанных с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.
В рамках профориентационной работы мною было разработано мероприятие с участием родителей деловая профориентационная игра «Вы нам подходите». Мероприятие рассчитано на детей 8-11 классов.
Образовательная ситуация,для решения которой строится взаимодействие с родителями учащихся: согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы - стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны". Поэтому работа в области профориентации является одним из важных направлений в работе образовательных организаций различного уровня.
В соответствии с Семейным Кодексом родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.На основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам родители обязаны посещать родительские собрания, а так же взаимодействовать с образовательным учреждением по всем направлениям воспитания и обучения. Поэтому, одним из важнейших направлений в образовательной деятельности педагога является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса.
Этапы мероприятия
1. Подготовительный (организационный).
2. Практический (реализационный) - проведение мероприятия.
3. Заключительный (рефлексия).
Планируемые результаты мероприятия:
1. Повышение заинтересованности родителей в получении художественного образования своим ребенком.
2. Повышение мотивации обучающихся к освоению предмета ИЗО.
3. Расширение информационного пространства о творческих профессиях участниками мероприятия.
4. Установление отношения партнерства и сотрудничества между родителями и детьми на основе их совместного взаимодействия. Гармонизация взаимоотношений триады: родитель-ребенок-педагог.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
Правовая основа организации мероприятия |
|
|
Участники мероприятия |
Педагог, родители (законные представители) и их дети. Количественный состав учащихся 15 человек. |
|
Место и роль мероприятия в образовательном процессе |
|
|
Жанр |
Информационно- познавательное, игровое мероприятие. |
|
Цель |
Создать условия для формирования у участников мероприятия компетенций в вопросах самоопределения на основе расширения и систематизации знаний в сфере творческих профессий. |
|
Задачи |
Педагогические задачи:1. Обучающие: сформировать психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросе профориентации детей. 2. Развивающие: расширить кругозор участников мероприятия в области творческих профессий.3. Воспитывающие:формировать возможность продуктивного диалога между участниками мероприятия. Формировать позитивное отношение и уважение к труду людей разных профессий Для учащегося:Выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели.Развивать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы. Дляродителей:Формировать психолого-педагогическую компетентность в вопросах профессионального самоопределения детей. Развить интерес семьи к совместному творчеству. Включение в образовательный процесс и в совместную деятельность. Повышение информированностив вопросе самоопределения детей. |
|
Методы, методические приемы |
Основные методы проектирования: теоретический (изучение литературы); эмпирический (наблюдение, рефлексия); статистический (количественная и качественная обработка результатов). Приёмы: беседа, рефлексия для определения уровня мотивации учащихся; методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер; открытый диалог, коллективный анализ и оценка, самоанализ и самооценка. Педагогическая диагностика. |
|
Материалы и оборудование |
Мультимедийное оборудование, видеоматериалы, фотовыставка «Профессия моей семьи» Технические средства - компьютер, проектор, экран. Методическое обеспечение - материалы к деловой игре, тестовые бланки, образовательная программа, выставка фоторабот, презентация. |
|
Место проведения |
Учебный кабинет |
|
Продолжительность |
50 мин |
|
Психолого- педагогические основы коммуникации с родителями |
В основе лежат субъект-субъектные отношения сотрудничества и взаимодействия - совместная деятельность преподавателя, учащихся и их родителей на творческой основе, духовном равенстве и гуманистическом межличностном общении. |
|
Механизм (алгоритм) включения родителей в мероприятие |
1.Привлечение родителей для проведения мероприятия. 2.Включение родителей в деловую игру в качестве экстпертов-работодателей. 3.Мониторинг эффективности мероприятия. |
|
Инструментарий включения родителей в образовательный процесс |
1. Помощь в организации выставки: «Профессия моей семьи», в формировании призового фонда. Организация фото и видеосъемки мероприятия. 2. Открытый диалог, анализ и оценка, самоанализ и самооценка. 3.Анкетирование для определения уровня заинтересованности к проблеме профориентации. |
|
Инструментарий обратной связи |
Анкетирование. Рефлексия. Открытый диалог. |
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Подготовительный этап (организационный). Разработка сценария мероприятия. Включение родителей в подготовку к мероприятию. Разработка диагностического инструментария (показатели эффективности, анкеты). Изучение психолого-педагогических основ коммуникации с родителями. Экскурсии, беседы, рассказы о профессиях, оформление проектов и выставок по теме. Оформление учебного кабинета.
2. Основной этап – проведение мероприятия.
Ведущий(педагог):Здравствуйте, ребята, добрый вечер, уважаемые гости. Хочу начать наше мероприятие со слов древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. Еще есть фраза: лучшая работа - это хорошо оплачиваемое хобби. Так ли это на самом деле- попробуем разобраться.Многим из вас нравится рисовать, у многих получается это делать хорошо, и вы ходите в изостудию, чтобы научиться разнообразным техникам и приемам рисования. А знаете ли вы, что есть профессии, в которых умение хорошо рисовать- необходимое условие успеха?Многие профессии вы знаете, возможно, некоторые будут для вас вновинку. На экран выводится список творческих профессий. (Приложение 1)
Сегодня мы с вами поиграем в деловую игру: «Вы нам подходите!»Родители будут работодателями, а ребята-соискателями работы. Выигрывает тот соискатель, кто смог устроится на работу и договориться о самой высокой зарплате. Всего 1 победитель в каждой профессии. В то время, когда первый игрок будет проходить собеседование, остальные могут ознакомится с выставкой «Профессия моей семьи».
(Заранее, методом жеребьевки, ребята вытягивают одну из творческих профессий. Так же ребятам дано домашнее задание: написать резюме, пользуясь ресурсами сети интернет; сделать портфолио в соответствии с доставшейся профессией.
Родителям выдается список критериев и вопросов, по которым они будут отбирать претендентов на работу. А так же задается верхняя и нижняя планка заработной платы.
Всего в игровом пространстве 5 творческих профессий. Родители делятся на 5 групп. В данной игре 3 игрока-соискателя претендует на 1 профессию. Задача родителей выбрать лучшего претендента.
После прослушивания всех кандидатов, родители подсчитывают баллы, подводят итоги, и выбирают победителей. Время проведения деловой игры 30 минут.)
Ведущий (педагог):Итак, у нас наметились победители. На вакансию архитектора принимается… на вакансию художника-модельера принимается…итп (награждение победивших игроков поощрительными призами)
Нам всем очень интересно послушать, как проходил отбор соискателей на вакансии. Слово предоставляется работодателям: (выступление родителей, анализ сильных и слабых сторон игроков)
3. Заключительный этап – рефлексия.
Ведущий (педагог):Надеюсь, дорогие друзья, что наша встреча была не напрасной. И у вас стало больше понимания, какие усилия нужно приложить, чтобы найти работу, на которойвам будет комфортно и радостно. Посмотрите, какое разнообразие профессий, в которых требуется навык рисования. Возможно, одна из них станет для вас той самой, в которой вы сможете раскрыть все ваши таланты, сделать счастливыми себя и быть полезными обществу.Хочется, чтобы диалог, начатый на этом мероприятии, вы продолжили дома. Чтобы вы обсудили с родителями ваш будущий выбор профессии и они стали вам союзниками в этом нелегком деле.
Закончить наше мероприятие мне хотелось бы притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по один вопрос.
У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с недовольной ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”
А тот равнодушно ответил: “ Я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами!Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие.Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение!
Анализ результативности мероприятия
Педагог просит всех участников заполнить экспресс - анкеты.
Экспресс-анкета для родителей
№ п/п |
Вопросы |
да |
нет |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Понравилось ли Вам мероприятие? |
|
|
|
2 |
Много ли Вы открыли нового для себя? |
|
|
|
3 |
Как Вы считаете, необходимо ли проводить совместные мероприятия (родители, педагоги, дети)? |
|
|
|
4 |
Содействует ли мероприятие укреплению взаимодействия между Вами, Вашим ребенком и преподавателем? |
|
|
|
5 |
Вы заинтересованы, чтобы ваш ребенок получил предпрофессиональное художественное образование? |
|
|
|
Анализ анкетирования родителей показал, что мероприятие им понравилось, все отметили необходимость совместных мероприятий. Ответили утвердительно на то, что мероприятие содействует укреплению взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Экспресс-анкета для учащихся
№ п/п |
Вопросы |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
1. |
Понравилось ли тебе мероприятие? |
|
|
|
2. |
Как ты считаешь, нужно ли проводить совместные мероприятия (родители, педагоги, дети)? |
|
|
|
3. |
Много ли интересного ты узнал (а) для себя? |
|
|
|
4. |
Считаешь ли ты уместным присутствие родителей на подобном мероприятии? |
|
|
|
5. |
Пригодятся ли тебе знания, полученные на мероприятии при выборе будущей профессии? |
|
|
|
Всем учащимся мероприятие понравилось, ребята отметили, что узнали много нового, и у них появилась пища для размышления. Многие отметили, что информация,полученная в ходе мероприятии пригодиться им при выборе будущей профессии.
Самодиагностика преподавателя по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия
№ п/п |
Направление деятельности |
Да |
Нет |
отчасти |
1 |
Разработка плана мероприятия. |
|
|
|
2 |
Привлечение родителей к организации мероприятия. |
|
|
|
3 |
Использование различных форм организации внеурочной деятельности. |
|
|
|
4 |
Использование педагогически обоснованных форм, средств, методов работы для проведения данного мероприятия |
|
|
|
5 |
Организация совместной деятельности участников мероприятия. |
|
|
|
6 |
Обеспечение обоснованного выбора инструментария. |
|
|
|
Список используемой литературы:
. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
. Семейный кодекс Российской Федерации в последней редакции от 20.0
4.2015
. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
. Марина Шевченко: Тренинг "Профориентация для старшеклассников"
Речь, 2007
. Резапкина Г. Профессия и карьера: сценарий тренинга
профессионального самоопределения для учащихся 8-9-х классов //
` Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2009.- № 2.- С. 13-36.
. Бедарева Т.. Грецов А. 100 популярных профессий. Психология
успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.
Приложения
Приложение 1. Список творческих профессий.
Архитектор, педагог-художник, иллюстратор, мультипликатор, художник-оформитель, художник-модельер, дизайнер, моушен-дизайнер, Digital-художник, художник по костюмам, гример, реставратор, художник-сценограф, искусствовед.
9