Статья на тему «Профориентационная работа в образовательных учреждениях как условие развития профессионального интереса у школьника» (8–11 классы)

3
0
Материал опубликован 10 March

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКА

О.Ю.Паршина,

учитель химии,

МОУ «Тираспольская средняя школа №11»

Аннотация.

В данной статье рассматривается вопрос организации профориентационной работы в образовательных учреждениях с целью повышения уровня самоопределения школьников. Авторы отмечают успешное профессиональное самоопределение выпускников как одну из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Авторы рассматривают факторы, влияющие на выбор профессии, указывают на то, что профессиональную ориентацию в школе необходимо осуществлять посредством различных видов деятельности. В качестве основных направлений профориентационной работы в школе можно выделяют: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование. Делается вывод о том, какие из направлений профориентационной работы наиболее эффективны.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, этапы профориентационной работы, цели профориентации.

Одной из основных задач, стоящей перед системой образования любого государства, является подготовка молодого поколения к успешной адаптации в современном обществе, к осознанному выбору и качественному освоению профессии, востребованной в данном регионе. Выбор должен быть основан на достаточно реалистичном и четком представлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в будущем будет включен. Ведущая роль в подготовке будущего специалиста и оказание помощи в профессиональном самоопределении принадлежит школе [6].

В современных исследованиях проблемы профессиональной ориентации рассматриваются в трудах Э.Э. Очировой, В.М. Кузьминой. Спецификой данных работ является рассмотрение факторов, определяющих выбор будущей профессии, отталкиваясь от личностных особенностей человека. Большой вклад в изучении данного вопроса внесли отечественные психологи О.Б. Ильина и Г.В. Резапкина, в работах которых отражены практические аспекты деятельности в направлении профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательной школе. Профессиональная ориентация представляет собой социокультурный процесс, реализуемый через серию индивидуальных выборов, обусловленных социальными факторами, с одной стороны, и личностными особенностями, с другой [1, С. 15]. Понятие «профессиональная ориентация», авторы исследования понимают как целенаправленную деятельность по подготовке обучающейся молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями, требованиями рынка труда в кадрах различных профессий и различного уровня квалификаций. При решении задач профессиональной ориентации должны учитываться, с одной стороны, потребности общества, настоящие и будущие, предложения рынка труда в соответствии с социальным и экономическим развитием региона, и с другой стороны, интересы и потребности личности в профессиональном развитии и построении собственной профессиональной карьеры. Так, в ходе профориентационной деятельности может возникнуть противоречие между задачами: удовлетворения нужд общества с учетом потребностей регионального рынка труда в рабочих кадрах и в то же время гарантированием человеку свободы индивидуального выбора профессии. Возникающее противоречие может быть снято при организации системной, научно-обоснованной профориентационной работы на различных уровнях и ступенях образования, которая в обязательном порядке должна включать систему условий, направленных на развитие процессов профессионального самоопределения обучающихся [3]. Как отмечает О.Г. Грачева, выбор профессии представляет собой сложный мотивационный процесс. При этом мотивация относительно выбора будущей профессии, может быть рассмотрена как результат, который необходимо сформировать у обучающихся в процессе организации профориентационной работы в общеобразовательной школе. Ведущими аспектами профессиональной мотивации, по мнению ученых, являются: профессиональные мотивы, трудовые мотивы, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, личностный смысл. Проанализировать все эти факторы без психолого-педагогического сопровождения и принять обоснованное решение школьнику старшего школьного возраста, конечно, трудно. Как показывают результаты социологических исследований, чаще всего молодые люди при выборе профессии обращают внимание на такие факторы как: престижность профессии, уровень заработной платы, интересная работа, хороший условия труда и прочие. [3].

Осуществление профессионального выбора, особенно в подростковом возрасте, происходит не только как собственное решение человека. Это связано с тем, что подросток, как правило, не готов в полной мере к осознанию всех сторон своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны педагогов и родителей. Поэтому в современном общеобразовательном учреждении наиболее актуальными являются вопросы профессиональной ориентации, причем профориентационную работу с обучающимися следует организовать на различных этапах обучения, с учетом возрастных особенностей личности. К примеру, С.Н. Пряжников предлагает следующие профориентационные этапы: актуализация выбора профессии (1-4 классы), формирование профессиональной направленности (5-7 классы), формирование профессионального самосознания (8-9 классы) и конкретизация социально-профессионального статуса. Л.В. Верниенко считает, что наиболее важным для профессиональной ориентации является подростковый возраст. На этом этапе развития проявляется заинтересованность в конкретных учебных предметах, что является основой для выбора будущей профессии. Также подростки сталкиваются с трудным выбором, который предполагает тщательное исследование специфики разных профессий одновременно с определением личных психологических особенностей. В большинстве случаев выпускники делают выбор спонтанно, без его глубокого осмысления. Бесклубная А.В. выделяет следующие уровни готовности школьника к выбору профессии: 1) высокий (ребенок четко осознает, какие навыки и умения ему необходимы для будущей профессии); 2) средний (в целом присутствует уверенность в выборе будущей профессии, но при этом не сформировано представление о том, какие умения ему необходимы для осуществления будущей профессии); 3) низкий (не сформированы мотивы к выбору профессии, поэтому нет представления о том, какие умения необходимы для осуществления будущей профессии) [2]. Низкий уровень готовности школьника к выбору профессии может быть обусловлен следующими причинами: 1. Недостаточное количество существующих профориентационных организаций в системе образования. 2. Необходимость использования новейшего технического оборудования, ввиду цифровизации жизни и обучения и, как следствие, невозможность обеспечить реализацию профориентационных мероприятий с применением новых технологий. 3. Недостаток квалифицированных специалистов в области профориентации, владеющих обширными знаниями о преимуществах, особенностях и уровне востребованности профессий, а также современным реалиям и запросам обучающихся. Задачу профориентации обучающихся берут на себя педагоги и психологи школ, которые не всегда обладают полным и современным арсеналом методов проведения профориентационной работы. 4. Нормативно-правовое обеспечение государственной профориентации обучающихся также вызывает ряд вопросов. 5. В профессиональном становлении школьника нельзя недооценивать роль семьи. Давление со стороны родственников часто приводит к стрессу и выбору «неподходящей» профессии. Как правило, старшее поколение убеждено в абсолютной необходимости освоения «престижной», по их мнению, профессии. При этом желания и особенности обучающегося не учитываются. В результате воспитываются кадры, которые не имеют мотивации к профессиональному росту. Следовательно, профориентационная деятельность должна быть направлена на обучающегося и семью в целом. Профориентационная деятельность представляет собой систему мероприятий, организуемых в школе с участием педагогов, психологов, родителей по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии с потребностями и возможностями личности, а также запросами экономики в квалифицированных кадрах. Основные задачи деятельности школы: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, содействие профориентационной поддержке учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, оказание дополнительной профориентационной поддержки отдельным группам школьников, у которых легко спрогнозировать сложности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и трудоустройства; получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения дальнейшего образовательного маршрута; обеспечение информационной поддержки, знакомство с рынком труда и миром профессий; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного профессионального образования. Особую роль следует уделить сотрудничеству с промышленными и частными предприятиями, государственными организациями. Целесообразно организовывать экскурсии с целью ознакомления с этапами производства, профессиями, востребованными в родном крае и спецификой работы на конкретных должностях. Профориентационную работу в условиях общеобразовательной школы следует проводить с учетом возрастных особенностей школьников на всех этапах обучения с участием педагогов-психологов и классных руководителей. При этом в школе целесообразно назначить координатора по профориентации из числа администрации образовательной организации [3]. Профориентационную работу продуктивнее организовывать по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), под которым понимается научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, способах приобретения профессий, нуждах рынка труда, ознакомление с профессиями и специальностями, учреждениями, организациями, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности.  

2. Профессиональная диагностика как изучение индивидуальных психологических особенностей с использованием тестирований, анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. 

3. Профконсультирование школьников и непосредственная помощь в выборе конкретной профессии на основе изучения типов личности и сопоставления полученной информации с требованиями профессии для обеспечения максимального учета объективных и субъективных условий профессионального выбора. 

4. Системный подход к проведению профориентационной работы предполагает взаимосвязь всех перечисленных составляющих и дополнение друг друга. Тесное взаимодействие всех участников структуры образовательного учреждения, в рамках которой строится профориентационная работа способно обеспечить правильный выбор будущей профессии, который позволит в дальнейшем наиболее эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности. 

Посредством профориентации формируются и развиваются навыки профессионального самоопределения, повышается мотивация к достижениям в профессиональной сфере и уверенность в себе.

Список литературы

1. Балюк А.Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи (на примере Ростовской области): автореф. дис… канд. соц. наук: 22.00.06. Тюмень, 2014. 32 с.

2. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Н.Новгород, 2013. 21 с.

3. Груздева М.Л., Груздева К.Е. Профориентационный сайт как инструмент профессионального самоопределения учащихся // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 1. С. 71-76.

4. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. М., 2002.

5. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.

6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации