Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению «Волшебный карандаш»

1
0
Материал опубликован 5 October 2023 в группе

МО и НР Хакасия

ГБОУ РХ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Аскизская (специальная) коррекционная школа-интернат.

 

 

Согласовано  Утверждаю

Зам. директора по УВР                             директор школы-интернат

 

_____________Конусова А.А. _________Боргояков Ф.М.

 

«______»__________2014г.                       «_____»___________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей

по художественно-эстетическому направлению

«Волшебный карандаш»

 

Срок реализации: 1 год

Программа рассчитана на воспитанников 10-16 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Чебодаев Эдуард Анатольевич

 

Аскиз-2014

Пояснительная записка

 

Направленность – художественное творчество. 

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

 

Программа ориентирована для школьников (10-16 лет).

 

Период обучения – 78 часов.

 

Режим работы. Занятия целесообразно проводить  один раз в неделю по два учебных часа с перерывом на отдых.

Ребенок  школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей  школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисования дети также  научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

 

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей  школьников посредством изобразительной деятельности.

 

Задачи:

Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

 ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

формирование чувства цвета;

воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

 

 

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

 

Результативность образовательной программы.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;

применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

название материалов и инструментов и их назначение;

правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

получать простые оттенки (от основного к более светлому);

рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

 

Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.

 

Содержание

 

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Выход программы.  Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

      Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей:  рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам,  рисование ладошками.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

 

 

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки. 
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование кружка «Волшебный карандаш» на 2014 - 2015 учебный год. 

  

Тема занятия 

Содержание. Вид деятельности.  Техника выполнения.

Кол-во часов

Примерный

срок

1

Вводное занятие. Организация рабочего места

«Чему я научусь»

 Требования безопасности  занятий.

Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности

2 часа

02.09.

2

«Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя

Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель

2 часа

09.09

3

«Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками

Рисование ладошками. Акварель

2 часа.

16.09.

4

«Праздничный букет»- коллективная работа

Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер.

2 часа

23.09.

5

 «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями

Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения.

2 часа.

01.10.

6

«Осенний день»

Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер.

2 час.

07.10.

7

«Капелька за капелькой»  - знакомство с техникой «набрызг»

Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

2 час.

14.10.

8

«Кленовый лист». Конструктивное рисование

Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки.

2 час.

21.10.

9,10

«От точки к точке». Рисование по точкам

Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель.

4 часа

28.10.

04.11.

11, 12, 13

 «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов

Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель.

6 часа

11.11.

18.11.

25.11.

14

«Натюрморт». Аппликация

Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа.

2 часа

02.12.

15

Участие в конкурсах

По мере проведения конкурсов различного уровня

2 часа

09.12.

16, 17

Новогодняя елка

Выпуск стенгазет к Новому году

4 часа

16.12.

23.12.

18

Зимний пейзаж

Рисунки зимы

2 час.

30.12.

19

«Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка

Использование знакомых способов и техник рисования

2 час.

06.01.

20-21

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.

Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

4 час.

13.01.

20.01.

22

Рисуем предметы

От простого к сложному

2 час.

27.01.

23

Рисование птиц

Конструктивное рисование птиц.  Акварель

2 часа

03.02

24

Февральская   лазурь

Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов»

2 часа

10.02.

25

Весенний букет

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

2 часа

17.02

26, 27

«Котёнок и щенок».

Рисование . Акварель. Маркер. Мелки.

4 часа

24.02

03.03.

28, 29

Рисуем братьев наших меньших

Рисуем различных птиц, животных

4 часа.

10.03.

17.03.

30

Портрет друга

Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники.

2 часа

24.03

31,32

«Моя семья»

Жанр портрета. Акварель. Гуашь

4 часа.

31.03.

07.04.

33,34

Сувенир «Последний звонок»

Тестопластика. Гуашь

4 час.

14.04.

21.04.

35

Рисование бабочек

Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету

2 час.

28.04.

36

«Моя картина»

Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.

2 часа

05.05.

37

Изобразительная викторина

Практическая работа на природе

2 часа

12.05.

38

«Наша природа»

Рисование различной техникой природу Хакасии

2 часа

19.05.

39

«Я - художник»

Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

2 часа

26.05.

 

 

Литература 

  

«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина

Флористика, 2003г.

Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.

«Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.

В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003

«Самоучитель по рисованию гуашью, учимся рисовать с нуля шаг за шагом», О.В. Шматова-М.: ЭКСМО, 2011г.

Книжная графика Р.И.Субракова, М.П.Чебодаева, каталог-Спб: «Союз-Дизайн», 2006г.

Правила рисования/ Б.Мартин-2-е издание-Минск: Попури, 2011-144с.

 

 

Анализ кружковой работы «Волшебный карандаш» педагога дополнительного образования Чебодаева Э.А. за  2015-2016 учебный год

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности.

     На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

     Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

 Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству. 

Работа кружка проводилась согласно тематического плана, посещали кружок 12 детей, начиная с 3 класса по 9 класс. Занятие проводились по 2 часа один раз в неделю.

     За учебный год провели занятие на различные темы: «Чему я научусь» -Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности, «Волшебные листья» - Сбор природного материала, пробные упражнения, «Праздничный букет» -Рисование осенних цветов, «Кленовый лист» - Конструктивное рисование кленового листа, «Вкусно и полезно» -рисование фруктов, «Натюрморт» -составление композиций из ранее нарисованных фруктов и т.д.

Кроме того, дети участвовали в различных школьных конкурсах: «Золотая осень»,«Правила дорожной безопасности», к «Новому году», к «Дню защитника Отечества», «8 марта», к «Дню Победы в ВОВ 1941-1945г.» воВсероссийском конкурсе «Рождественская сказка» принимали участие Тарика и Карина. 

     В теплые весенне-осенние дни выходили с ребятами на природу и рисовали природный пейзаж, собирали листья и другие природные материалы, которые использовали при работе.

Результативность образовательной программы.

К концу учебного года обучающиеся знали:

-названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

-основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

-название материалов и инструментов и их назначение;

-правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся умели:

-правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; -пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

-определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

-рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

-рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

-изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

 

 

Педагог дополнительного образования________________________Чебодаев Э.А.

 

26.05.2015 г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации