Программа отряда "ЮИД"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ГИМНАЗИЯ №25»
Директор «Гимназия №25 _______________ О.В. Бердова «___» ________________2024 г. | |
ПРОГРАММА
отряда ЮИД «Светофорик»
на 2024 –2025 учебный год
Ф.И.О. руководителя отряда ЮИД: Дайлиденок Л.Е.
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Информация о направленности программы
Образовательная программа «Отряд ЮИД» (далее - Программа) реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью:
- содействие воспитанию навыков безопасного участия в дорожно-транспортной среде, на природе, в быту и при чрезвычайных происшествиях у детей и подростков;
- обучение социальному взаимодействию в дорожно-транспортной среде;
- содействие в разработке государственных мер по предупреждению 3 дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
Нормативно-правовые основы реализации программы:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения»;
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Образовательная программа нацелена на:
- снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей и молодежи,
- повышение правосознания и формирование у детей и молодежи ответственного отношения к поведению в дорожно-транспортной среде;
- формирование у молодого поколения правильной системы ценностей, основанной на уважении традиций, соблюдении законов и взаимоуважении;
- раннее профориентирование и воспитание уважительного отношения к трудовым профессиям;
- воспитание социально-активных граждан.
1.2.Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что в связи с бурным развитием автотранспорта увеличивается количество дорожных происшествий, в которых страдают и гибнут пешеходы.
Поэтому актуальной становится проблема сохранения жизни и здоровья детей и подростков, которых необходимо научить правильному ориентированию в сложной дорожной ситуации, выработать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитать культурного и грамотного пешехода.
Привлечение внимания детей к теме безопасности на дорогах может привести к снижению травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий.
1.3. Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она:
направлена на обучение детей и подростков правилам дорожного движения, наблюдению и ориентированию на дорогах среди стремительно движущегося транспорта;
даёт возможность обучающимся отрабатывать полученные умения и навыки на практических занятиях.
Программа также предусматривает работу с общественностью: к совместной работе привлекаются Госавтоинспекция, автопредприятия города, родители обучающихся.
1.4.ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Возраст обучающихся по программе 7-14 лет. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. Подростковый возраст характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций. В это время у подростка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Набор в группы осуществляется на основе интересов и потребностей детей, с учетом возраста. Форма обучения очная. Уровень освоения программы продвинутый, что предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ обучающегося к сложным разделам в рамках содержательно тематического направления программы. Срок реализации программы – 1 год
1.5.ВОЗМОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА – индивидуальный маршрут при изучении программы не предполагается.
1.6.ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Продолжительность образовательного процесса: 35 учебных недель (начало занятий сентябрь, завершение – май). Объем учебных часов по программе – 140 часов (4 часа в неделю).
1.7.ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Тематические занятия, экскурсии, встречи, конкурсы, игротеки, практические занятия, маршрутные игры, сюжетно-ролевые игры, соревнования, рейды, и др. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление памяток, плакатов, кроссвордов.
1.8. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Форма обучения: очная. Основная форма занятий - групповая. Некоторые занятия требуют объединения обучающихся в подгруппы. В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом его интеллектуальных способностей. Работа с каждым обучающимся обязательна, она является определяющим принципом работы с группой в целом. Занятия, таким образом, становятся непрерывающимся диалогом с обучающимися. Занятия предполагают наличие здоровьесберегающих моментов: динамических пауз, физкультминуток, проветривания помещения, коротких перерывов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.9.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – развитие знаний о правилах дорожного движения; снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей и молодежи,
повышение правосознания и формирование у детей и молодежи ответственного отношения к поведению в дорожно-транспортной среде; формирование у молодого поколения правильной системы ценностей, основанной на уважении традиций, соблюдении законов и взаимоуважении; раннее профориентирование и воспитание уважительного отношения к трудовым профессиям; воспитание социально-активных граждан.
1.10.ЗАДАЧИ
1. Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
2. Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.
3. Обучение школьников правилам дорожного движения.
4. Обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания.
5.Развитие творческих способностей подростков.
6. Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
обучающиеся научаться обращаться за помощью;
обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
обучающиеся научаться слушать собеседника;
обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся;
Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;
Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
Повысить дорожную грамотность обучающихся;
Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы (раздела) | Всего часов | | Теоретические | Практические |
1 | Введение. Правила движения. | 2 | | 2 | |
| Раздел 1. Общие правила дорожного движения (10ч) | | | | |
2 | Закон улиц и дорог | 2 | | 2 | |
3 | Безопасный путь в школу | 2 | | 2 | |
4 | Схема «Дом-Школа-Дом» | 2 | | | Создание схемы (план) |
5 | Светоотражающие элементы. | 2 | | 2 | |
6 | Светоотражающие элементы | 2 | | | Изготовление фликеров |
| Раздел 2. ПДД – вчера, сегодня, завтра (14ч) | | | | |
7 | История и развитие Правил дорожного движения | 2 | | 2 | |
8 | Информация о первом светофоре | 2 | | 2 | |
9 | Информация о первом автотранспорте, велосипеде | 2 | | 2 | |
10 | Информация о первых дорожных знаках | 2 | | 2 | |
11 | Обязанности пешеходов | 2 | | 2 | |
12 | Обязанности пешеходов | 2 | | | Дорожная экскурсия (наблюдение) |
13 | Обязанности пассажиров | 2 | | 2 | |
| Раздел3. Дорожная азбука (80) | | | | |
14 | ПДД. Общие положения. | 2 | | 2 | |
15 | Дорога, её элементы | 2 | | 2 | |
16 | Правила поведения на дороге | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
17 | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения | 2 | | 2 | |
18 | Роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
19 | Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек | 2 | | 2 | |
20 | Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
21 | Места установки дорожных знаков | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
22 | Дорожные знаки | 2 | | | Презентация, макеты |
23 | Вертикальная разметка и ее назначение. | 2 | | 2 | |
24 | Вертикальная разметка | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
25 | Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. | 2 | | 2 | |
26 | Светофорное регулирование | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
27 | Виды светофоров | 2 | | 2 | |
28 | Виды светофоров | 2 | | | Изготовление поделок |
29 | Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика | 2 | | 2 | |
30 | Перекрестки и их виды | 2 | | 2 | |
31 | Перекрестки и их виды | 2 | | | Просмотр фильма, кроссворд |
32 | Перекрёстки | 2 | | | Презентация |
33 | Проезд перекрестков | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
34 | Места перехода проезжей части | 2 | | 2 | |
35 | Места перехода проезжей части | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
36 | Правила движения пешеходов вдоль дорог | 2 | | 2 | |
37 | Правила движения пешеходов вдоль дорог | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
38 | Пешеходные переходы | 2 | | 2 | |
39 | Движение через Ж/Д пути | 2 | | 2 | |
40 | Перевозка людей | 2 | | 2 | |
41 | Правила перевозки детей | 2 | | 2 | |
42 | Правила поведения пассажиров в легковом автомобиле | 2 | | 2 | |
43 | Правила поведения пассажиров в общественном транспорте | 2 | | 2 | |
44 | Правила пользования транспортом | 2 | | 2 | |
45 | Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств | 2 | | 2 | |
46 | Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
47 | Правила перехода для каждого пешехода | 2 | | | памятки |
48 | Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам | 2 | | 2 | |
49 | Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам | 2 | | | Дорожная экскурсия(наблюдение) |
50 | Дорожные ловушки | 2 | | 2 | |
51 | Дорожные ловушки. | 2 | | | Решение задач |
52 | Дорожные ловушки | 2 | | | Решение задач |
53 | Дорожные ловушки | 2 | | | игра |
| Раздел 4 . Дорожно-транспортные происшествия (8ч) | | | | |
54 | ДТП. Причины ДТП | 2 | | 2 | |
55 | ДТП. Причины ДТП | 2 | | | Решение задач по теме. |
56 | Меры ответственности пешеходов за нарушение ПДД | 2 | | 2 | |
57 | Меры ответственности водителей за нарушение ПДД | 2 | | 2 | |
| Раздел 5. Оказание первой медицинской помощи (8ч) | | | | |
58 | Основные требования при оказании ПМП при ДТП | 2 | | 2 | |
59 | Основные требования при оказании ПМП при ДТП | 2 | | | Просмотр фильма |
60 | Оказание первой помощи пострадавшему | 2 | | 2 | |
61 | Оказание первой помощи пострадавшему | 2 | | | Практическое занятие |
| Раздел 6. Правила использования СИМ, ПДД для велосипедиста (16ч) | | | | |
62 | Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка | 2 | | 2 | |
63 | Езда на велосипеде | 2 | | | Практическое занятие |
64 | Экипировка для велосипедистов | 2 | | 2 | |
65 | Езда на самокате, технические требования | 2 | | 2 | |
66 | Правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). | 2 | | 2 | |
67 | Правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). | 2 | | | Дорожная экскурсия (наблюдение) |
68 | Правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). | 2 | | | памятки |
69 | Викторина «Я соблюдаю ПДД» | 2 | | | викторина |
70 | Раздел 7 Итоговое обобщающее занятие «Я соблюдаю ПДД». (2ч) | 2 | | | Тест |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Правила движения (2ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1.
Общие правила дорожного движения (10ч)
Тема 1.1. Закон улиц и дорог.
Тема 1.2.. Безопасный путь в школу
Тема 1.3. Схема «Дом-Школа-Дом»
Тема1.4. Светоотражающие элементы.
В данном разделе рассматривают заявленные темы, практические занятия проводятся в творческой форме – изготовление фликеров, схемы безопасный путь.
Раздел 2
ПДД – вчера, сегодня, завтра (14ч)
Тема 2.1. История и развитие Правил дорожного движения
Тема 2.2. Информация о первом светофоре
Тема 2.3. Информация о первом автотранспорте, велосипеде
Тема 2.4. Информация о первых дорожных знаках
Тема 2.5. Обязанности пешеходов
Тема 2.6. Обязанности пассажиров
В данном разделе рассматривают заявленные темы, практические занятия проводятся в виде наблюдения – дорожная экскурсия.
Раздел3.
Дорожная азбука (80)
Тема 3.1. ПДД. Общие положения
Тема 3.2. Дорога, её элементы
Тема 3.3. Правила поведения на дороге
Тема 3.4. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения
Тема 3.5. Роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения
Тема 3.6. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек
Тема 3.7. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек
Тема 3.8. Места установки дорожных знаков
Тема 3.9. Дорожные знаки
Тема 3.10. Вертикальная разметка и ее назначение.
Тема 3.11. Вертикальная разметка
Тема 3.12. Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов
Тема 3.13 Светофорное регулирование
Тема 3.14 Виды светофоров
Тема 3.15 Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика
Тема 3.16. Перекрестки и их виды
Тема 3.17 Перекрёстки
Тема 3.18 Проезд перекрестков
Тема 3.19. Места перехода проезжей части
Тема 3.20. Правила движения пешеходов вдоль дорог
Тема 3.21 Пешеходные переходы
Тема 3.22 Движение через Ж/Д пути
Тема 3.23 Перевозка людей
Тема 3.24 Правила перевозки детей
Тема 3.25 Правила поведения пассажиров в легковом автомобиле
Тема 3.26 Правила поведения пассажиров в общественном транспорте
Тема 3.27 Правила пользования транспортом
Тема 3.28 Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств
Тема 3.29 Правила перехода для каждого пешехода
Тема 3.30 Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам
Тема 3.31 Дорожные ловушки
В данном разделе рассматривают заявленные темы, практические занятия проводятся в виде наблюдения – дорожная экскурсия, изготовление памяток, макетов, поделок, решают задачи по теме, составляют кроссворды, за и в завершении темы проводится игра.
Раздел 4
Дорожно-транспортные происшествия (8ч)
Тема 4.1ДТП. Причины ДТП
Тема 4.2. Меры ответственности пешеходов за нарушение ПДД
Тема 4.3. Меры ответственности водителей за нарушение ПДД
В данном разделе рассматривают заявленные темы, практические занятия проводятся форме решения задач по теме.
Раздел 5
Оказание первой медицинской помощи (8ч)
Тема 5.1. Основные требования при оказании ПМП при ДТП
Тема 5.2. Оказание первой помощи пострадавшему
В данном разделе рассматривают заявленные темы. Развивая кругозор, дети получают знания из области медицины - оказания первой медицинской помощи.
Раздел 6
Правила использования СИМ, ПДД для велосипедиста (16ч)
Тема 6.1. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка
Тема 6.2. Езда на велосипеде
Тема 6.3. Экипировка для велосипедистов
Тема 6.4. Езда на самокате, технические требования
Тема 6.5 Правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Тема 6.6. Викторина «Я соблюдаю ПДД»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, практические занятия проводятся в виде наблюдения – дорожная экскурсия, изготовление памяток и в завершении темы проводится игра.
Раздел 7
Итоговое обобщающее занятие. (2ч)
Тема 7.1 «Я соблюдаю ПДД».
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, с помощью тестирования. А также квест-игра, во время которой проявляются умения и навыки, полученные детьми на занятиях.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- кабинет, оснащенный партами, стульями, компьютером (с доступом в интернет).
- принтер;
- проектор;
- доска пластиковая и набор маркеров для письма различных цветов
- Методическая литература.
- Наглядные пособия (дорожные знаки, картотеки, плакаты)
- Макеты (перекрёстки, светофоры)
- Подшивка газеты «Добрая дорога детства»,
- дидактический материал (разработки, сценарии мероприятий по ПДД, методические рекомендации по изучению ПДД)
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам, викторины, зачёты. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые навыки и формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Изучение курса завершается интеллектуальной игры, викториной, тестированием.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Применение в образовательном процессе проектной технологии, главной целью которой является развитие творческих способностей, способствует активизации личностной позиции обучающихся, приобретению дополнительных знаний и умений, освоению способов самостоятельной или коллективной деятельности. Технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Осуществляя их, воспитанники учатся решать исследовательские задачи, учатся анализировать, обобщать, делать выводы. В течение обучения по программе, воспитанники разрабатывают новые памятки, плакаты, презентации , видеоролики, викторины.
Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации содержания программы способствует повышению эффективности усвоения материала. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в поисковой, познавательной деятельности учащихся. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, нацелено на более глубокое изучение необходимого для разработки проекта материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Используемая литература:
1.Комплект новых дорожных знаков.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации с иллюстрациями.
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Из опыта работы образовательных учреждений города Костромы. Кострома-2009.
4. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования РФ) / авт. кол.под рук. С. В. Барканова, О. А. Никоновой. -М.,2001.
5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/общ. Ред. Отделение пропаганды ГИБДД УВД г. Ростов-на Дону/ Феникс – 2005.
6. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения/ автор составитель В.Е. Амелина/ М.: Глобус, 2006
7. Методическая литература и разработки уроков из сети Интернет.
8. Газета «Добрая дорога детства», Москва